Значение слова «прекрасное»

Что означает слово «прекрасное»

Словарь Ефремовой

Прекрасное

ср.
То, что воплощает красоту, соответствует идеалу красоты.

Энциклопедический словарь

Прекрасное

центральная категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Прекрасное тесно связано с понятием эстетического идеала.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Прекрасное

одна из центральных категорий эстетики, которая характеризует наиболее совершенные явления в действительности, деятельности людей, искусства. Прекрасное носит бескорыстный характер и непосредственно связано с чувственным созерцанием, активизирующим воображение человека.

Рб: эстетические категории в литературе

Корр: безобразное

Асс: возвышенное, гармония1, красота

* "Прекрасное — и животное, и всякая вещь, — состоящее из известных частей, должно не только иметь последнее в порядке, но и обладать не какою попало величиной: красота заключается в величине и порядке" (Аристотель).

"Прекрасное прекрасней во сто крат, увенчанное правдой драгоценной" (В. Шекспир). *

Эстетика. Энциклопедический словарь

Прекрасное

   эстетическая категория, позволяющая оценивать высшие проявления красоты в природе, человеческом существе, творениях разума и рук человека, включая произведе ния искусства. В античной культуре представления о прекрасном были неотрывны от понятий гармонии, космоса, порядка, меры, пропорциональности, симметрии и т. д. Применительно к человеку прекрасным считалось то, что соответствует идеалу калокагатиа как неразрывному единению красивого тела и гармоничного внутреннего мира.

   Христианство внесло существенные коррективы с сложившиеся к тому времени в эллинистическом мире представления о прекрасном. Произошло перемещение оценочного акцента и в центре оказались категории сакрально-духовного характера - Бог-Отец, Бог-Сын, дух и душа человека. Все материально-витальное, вещественно-органическое отодвинулосьна задний план, но не было полностью вытеснено из сферы восприятия эстетического сознания. Все сотворенное, что несет на себе печать Творца, обладает явными или скрытыми, сильными или слабыми признаками красоты. В рассуждениях христианских мыслителей красота оценивалась в превосходных категориях чаще всего тогда, когда она оказывалась неразрывно связана с понятиями истины и блага.

   В искусстве Ренессанса утвердились представления о том, что человеческая телесность неразрывно связывает людей с миром естественных форм, которые, будучи, как и человек, творениями Творца, могут быть красивыми и даже прекрасными. Позднее русский философ Вл. Соловьев так характеризовал эту связь: «Очевидно, в животном царстве красота еще не естьдостигнутая цель, органические формы существуют здесь не ради одного своего видимого совершенства, а служат также... для развития наиболее интенсивных проявлений жизненности, пока наконец эти проявления... не входят в меру человеческого организма, где наибольшая сила и полнота внутренних жизненных состояний соединяется с наисовершеннейшею видимою формой в прекрасном женском теле, этом высшем синтезе животной и растительной красоты» (Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 1991. - С. 58-59).

   Эстетическая мысль нового времени накопила значительный теоретический материал относительно понимания и истолкования проблемы прекрасного. Чаще всего он относился к сфере художественного творчества. В обширном контексте идей и разнообразных концептуальных подходов выделяется примечательное по точности и яркости рассуждение художника и одновременно крупного представителя английской эстетической мысли У. Хогарта (1697- 1764). В его понимании прекрасно - это результат искусного соединения художником различных элементов в чудесное многообразие, в организованную сложность композиции, когда возникают многообразие без путаницы, простота без примитивности, великолепие без мишуры, отчетливость без жесткости, величие без чрезмерности. Все это способно доставлять эстетическому сознанию наивысшее наслаждение. В книге «Анализ красоты» (1753) Хогарт указал несколько исходных, простейших правил, придерживаясь которых имеет возможность приблизиться в тайне прекрасного. Это симметричность композиции, ее ясность и подчиненность графическому ритму волнообразной, змеевидной, S-образной линии, которая была изображена на палитре Хогарта и на обложке его книги.

   В русской культуре два известных определения красоты принадлежат Достоевскому. Каждое из них имело своих сторонников в русской философско-эстетической мысли. В одном он определил красоту как силу, способную спасти мир. Другое гласит, что красота - это таинственная и страшная сила, где дьявол с Богом борются, а борьба эта происходит в человеческом сердце, представляющим собой истинное поле битвы. Когда в этой битве побеждает дьявол, тогда и в безобразии человек ухитряется обнаружить красоту, и в низменном усматривает прекрасное. «...Иной высший даже сердцем человек, и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом Содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом Содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его, и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы... Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В Содоме ли красота? Ведь, что в Содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, -знал ли ты эту тайну или нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь». Театральный режиссер Н. Н. Евреинов придал этому парадоксу Достоевского вид скандально-эпатирующей формулы: «Театральная красота - это такой вкусный соус, под которым можно съесть родного отца». Но если бы между красотой и преступлением, идеалом Мадонны и идеалом Содомским действительно существовало тождество, то мир был бы бессмысленно противоречив и жизнь в нем несла бы на себе печать трагической безысходности (Н. О. Лосский). Однако мир есть творение всемогущего и всеблагого Бога, и потому свет и красота в нем будут всегда выше тьмы и безобразия.

   Вл. Соловьев, размышляя над трактовкой красоты как универсальной спасающей силы, увидел в ней элементы утопизма, явное несоответствие с тем, что происходил в искусстве эпохи народившегося модерна. «Страшно кажется, - писал он, - возлагать на красоту спасение мира, когда приходится спасать саму красоту от художественных и критических опытов, старающихся заменить идеально-прекрасное реально-безобразным» (Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 1991. - С. 30).

   Большинство мыслителей, пытавшихся исследовать феномен прекрасного, сходились во мнении, что можно назвать лишь некоторые предпосылки, внешние условия возникновения красоты, но постичь ее суть, проникнуть в тайну ее природы, сущности невозможно. Евреинов выразил таинственную суть красоты следующими словами: «Почему красиво, не знаю. Может быть вы знаете, почему красивы полевые цветы, снег на вершине Казбека, японские безделушки, Кавальери? Убедительных ответов на эти вопросы не существует, ибо красота - это тайна». К этой тайне гораздо ближе придвинулся русский философ Н. О. Лосский: «Красота снеговых гор, их величие, гармония и девственная чистота есть только символ абсолютной красоты, абсолютного величия и чистоты; поэтому горы не вечны и не должны быть вечными, но выражаемая ими красота вечна, и переживание ее навсегда сохраняется в душе...» (Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. - М., 1998.-С. 187).

   Размышляя над проблемой красоты, Лосский говорит о возможных сопряжениях категории прекрасного с категорией возвышенного. Это уместнотам, где речь идет о красоте чувственно воспринимаемой мощи и значительности - стихийной мощи природы, а также о мощи жизни душевной, духовной, социальной. Все, что входит в состав Царства Божиего, мира горнего, тоже принадлежит одновременно к областям и прекрасного, и возвышенного. Аналогичным образом прекрасное сочетается с трагическим. Трагическая красота возникает там, где личности гибнут в результате резких столкновений земной реальности с идеалами совершенства, которые осуществимы лишь в горнем мире. С особой силой трагическая красота воплотилась в Пятой симфонии Бетховена, сцене гибели Зигфрида в «Кольце Нибелунгов» Вагнера, Шестой симфонии Чайковского.

   Нередко в сугь красоты, в ее Божественную природу глубже проникают не мыслители, а поэты. Примером такого проникновения может служить стихотворение А. К. Толстого:

   Когда Глагола творческая сила Толпы миров воззвала из ночи,

   Любовь их все, как солнце, озарила,

   И лишь на землю, к нам, ее светила Нисходят порознь редкие лучи.

   И порознь их отыскивая жадно,

   Мы ловим отблеск вечной красоты;

   Нам вестью лес о ней шумит отрадной,

   О ней поток гремит струею хладной И говорят, качаяся, цветы.

   И любим мы любовью раздробленной И тихий шепот вербы над ручьем,

   И милой девы взор на нас склоненный,

   И звездный блеск, и все красы вселенной, И ничего мы вместе не сольем.

   Но не грусти, земное минет горе,

   Пожди еще - неволя недолга -

   В одну любовь мы все сольемся вскоре,

   В одну любовь, широкую, как море,

   Что не вместят земные берега!

   ◘ Лит.: Амфитеатров Е. О. Исторический очерк учений о красоте и искусстве. -Харьков, 1890; ГадамерХ.-Г. Актуальность прекрасного. - М. 1991; Ганслик Э. О музыкально прекрасном. - М., 1895; Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. - М., 1998. Столович Л. Н. Категория прекрасного и общественный идеал: Историко-проблемные очерки. - М., 1969; Хогарт У. Анализ красоты. - Л.: Искусство, 1987.


Морфологический разбор «прекрасное»

часть речи: имя прилагательное (полное); род: средний; число: единственное; падеж: именительный, винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какое? ...

Синонимы слова «прекрасное»


Фонетический разбор «прекрасное»

транскрипция: [пр'икра́снайэ]
количество слогов: 4
переносы: (пре - кра - сное) ...

Ассоциации к слову «прекрасное»


Цитаты со словом «прекрасное»


Близкие по смыслу слова к слову «прекрасное»


Предложения со словом «прекрасное»

В один прекрасный день поклонники тела коммунистического вождя могут прийти в Мавзолей, а Ленина там уже не будет.
Но ведь оглядывали бы с печалью и сочувствием, и, чего доброго, собрались бы в складчину, чтобы поддержать мою репутацию молодого симпатичного учителя грузинского происхождения с городским вкусом, с любовью к прекрасному...
Возьмите Московскую экономическую школу, МЭШ, великолепнейшее здание, с прекрасным оборудованием внутри.
К вечеру Коля изнемог от восторга и полноты чувств; особую радость и умиление вызывала у него прекрасная штора вишнёвого цвета с радужной каймою, сделанная из вологодского холста.
Она была доверчивой и доброй птицей, в ней чувствовался прекрасный характер: широкий, беспечный, дерзкий.

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.