Праща
ж.
Древнее ручное оружие для метания камней.
Праща
ж.
Древнее ручное оружие для метания камней.
Праща
оружие для метания камней, металлических шаров и др. - ремень с расширенной средней частью.
ПРАЩА, и, род. мн. ей, ж. Древнее ручное боевое оружие для метания камней.
Праща
пращ’а (Суд.20:16 ; 1Цар.17:40,49,50; 1Цар.25:29 ; 4Цар.3:25 ; 2Пар.26:14 ; Рим.41:20 ; Прит.26:8) — орудие (сложенный вдвое ремень) для метания камней. (см. оружие)
Праща
(Суд 20:16, 1 Цар 17:40) — ручное воинское пастушеское орудие, употребляемое для кидания небольших камней. Этим орудием, известным с древнейших времен пользовались пастухи, как и теперь употребляют их на Востоке для отогнания зверей от стад и этим же орудием Бог помог Давиду поразить Голиафа (1 Цар 17:49). Искусством бросать камни из пращи, особенно, славились Вениамитяне (Суд 20:16). Пращники оказывали большую услугу и при завоевании крепких городов (4 Цар 3:25). Изобретение этого орудия Плиний приписывает Финикиянам, но, во всяком случае, мы уже с древнейших времен встречаем его у многих восточных народов: так мы видим изображение оного на скульптурных памятниках Куюнджука. равно как и на многих египетских памятниках.
Праща
— метательное оружие: обыкновенно округленный, овальный или несколько заостренный к обоим узким концам камень, иногда заменяемый свинцом. В своей простейшей форме, это, несомненно, самое первобытное оружие. Дикари достигают часто необычайной ловкости в метании. Кольбен (в конце прошлого века) видел неоднократно, как готтентоты попадали камешком на расстоянии ста шагов в небольшую монету почти без промаха. О подобной ловкости в метании есть свидетельства и относительно других африканских народов, гуаншей (Канарских о-вов), многих полинезийцев, эскимосов, американцев. Диодор Сицилийский говорит о ливийцах, что они пользуются только дротиками и камнями, которые бросают при наступлении и защите. Простое бросание камней от руки уже в древние времена было заменено метанием с помощью особого приспособления — либо палки, либо веревочной или ременной петли. Палка имеет на одном конце расщеп, или ямку, в которую вкладывается камень (судя по изображениям на монументах, в древнем Египте). Петля состоит обыкновенно из ремешка фута в три длиной, один конец которого обматывается вокруг указательного пальца, а другой держится между этим и большим пальцем; посредине получаемой таким образом петли имеется расширение, куда и кладется камень. При метании петлю эту (с камнем) вращают раз или два над головой и затем, выпуская из пальцев один конец, дают полет камню. Иногда оба эти приспособления соединяются; ремешок привязывается к концу палки, камень кладется на этот конец и удерживается с помощью ремешка, свободный конец которого натягивается и берется той же рукой, которая держит палку. При метании конец этот отпускается, как и в случае простой петли. В XII — XVI ст. в Европе употреблялось приспособление, называвшееся fustiballe (от fusils — палка, βαλλω — бросаю); оно состояло из палки, на конце которой была небольшая кожаная петля, прикрепленная одним своим концом к палке, а другим к кольцу, надевавшемуся на палку; при метании кольцо соскальзывало с палки и петля отпускала камень. П. в современной Африке, за весьма немногими исключениями (напр., на о-ве Фернандо-По), не употребительна. Нет ее также в Австралии, хотя разные метательные палицы и бумеранги пользуются там большим распространением у дикарей. Хорошо известны П. на многих группах о-вов Меланезии и Полинезии; для метания употребляется здесь округленные голыши, величиной с куриное яйцо или немного поменьше, овальной, слегка заостренной к концам формы, подобные которым были также в употреблении у эскимосов (на птиц) и в древней Скандинавии, и Греции. П. такой формы лучше укладывается в петлю и плотнее в ней держится. Петля делается на островах Фиджи и Сандвичевых из плетеных человеческих волос или из эластачных волокон кокосового ореха, на Новой Зеландии — из волокон туземного льна. Камни носятся в сетчатых мешочках, прикрепляемых к голове или плечу. П. в Полинезии составляет настоящее оружие, тогда как луком и стрелами там пользуются только дети, как игрушкой. П. известна также на Малайском архипелаге (Яве), в южной Индии, Афганистане, в Южной Америке (Чили, Перу, Огненной Земле), у эскимосов и некоторых индейских племен Северной Америки. В Европе П. употреблялась греками по крайней мере со времени персидских войн; в древности ловкостью метания славились особенно акарнанцы, ахейцы (у которых были и свинцовые П. весом в 1 аттич. фн = 100 драхм) и балеарцы, доставлявшие пращников в римские войска. О ловкости метания древних евреев свидетельствуют история Давида и Голиафа и глава XX Судей, в которой говорится, что в колене Вениамина было 700 отборных людей, из которых каждый мог метать левой рукой камни с точностью до ширины волоса. Пращники были известны и у ассирийцев, которые заимствовали, по-видимому, метание П. от египтян. В то время, как у других народов пращники одевались всегда легко, у ассирийцев они представлены на монументах одетыми в латы, наголенники и т. д. У народов России П., по-видимому, была мало распространена. Своеобразное видоизменение П. представляет южно-амер. bolas, употребляемое еще и теперь индейцами пампасов, патогонцами, перуанцами и др. Оружие это состоит из 2 —3 круглых или овальных (яйцевидных) камней, завернутых в кожу и соединенных между собой веревкой в 4—8 фт. Взявшись за один шар, дают другим вращательное движение и затем пускают в зверя или человека на расстояние до 100 шагов, причем поражаемый или убивается на месте, или — вследствие обматывания вокруг него шаров — сшибается с ног. Так наз. bola perdita имеет медные или свинцовые шарики меньшей величины и может быть бросаема на 150 шагов. У эскимосов и индейцев северо-западного берега Северной Америки в употреблении небольшая bolas из семи костяных шариков, соединенных ремешками из оленьих жил; ею пользуются для охоты на птиц.
Д. А.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.