Праздники
будни
Праздники
будни
Праздники
древнерусская певческая книга, частично дублировавшая Стихирарь и Ирмологий. Впервые праздники изданы в 1772 г.
Праздники
— нотная книга, содержащая песнопения на дванадесятые Господские и Богородичные праздники. Песнопения в книге П. расположены в том порядке, в каком праздники следуют в году, начиная с сентября. В книге П., кроме стихир на "Господи воззвах", по большей части находятся и те стихиры, которые поются на "слава и ныне", или предшествуют стихирам на "слава и ныне". Песнопения эти преимущественно принадлежат большому знаменному распеву, а также малому. В печати П. впервые появились в 1772 г.
Праздники
А. Религиозные праздники
1. Заповеданные в Ветхом Завете
♦ Пасха:
Исх 12:1-14; Лев 23:5; Чис 9:1-14; Втор 16:1-7
♦ праздник опресноков:
Исх 12:15–20; Исх 13:3-10; Лев 23:6–8; Чис 28:17–25; Втор 16:3,4,8
♦ принесение первого снопа (снопа потрясания) жатвы:
Лев 23:9-14
♦ праздник седмиц (принесение начатков всех плодов земли, Пятидесятница):
Исх 23:10–16; Лев 23:15–22; Чис 28:26–31; Втор 16:9-12
♦ праздник труб (трубного звука):
Лев 23:23–25; Чис 29:1-6
♦ день искупления:
Лев 16:1-34; Чис 29:7-11
♦ праздник собирания плодов (Суккот):
Исх 23:16
♦ праздник кущей:
Лев 23:33–43; Чис 29:12–34; Втор 16:13-15
♦ священные собрания в дни праздников:
Лев 23:36
♦ Пурим:
Есф 9:27,28
2. Празднования в Ветхом Завете
♦ Пасха:
Нав 5:10; 4Цар 23:21–23; 2Пар 30:1-20; 2Пар 35:1-17; Езд 6:19-21
♦ праздник опресноков:
Нав 5:11; 2Пар 30:21–27; 2Пар 35:17–19; Езд 6:22
♦ день искупления:
Неем 9:1-38
♦ праздник кущей:
Езд 3:4; Неем 8:13-18
♦ Пурим:
Есф 9:18-32
3. Празднования в Новом Завете
♦ Пасха:
Мф 26:1,2,17–29; Мк 14:12–25; Лк 22:7-38; Ин 2:13–25; Ин 11:55,56; Ин 13:1-30
♦ праздник опресноков:
Мф 26:17; Мк 14:1,12; Лк 22:1,7
♦ праздник седмиц (Пятидесятница):
Деян 2:1-41
♦ праздник кущей:
Ин 7:2-36
♦ священное собрание:
Ин 7:37-44
♦ праздник обновления (Ханука):
Ин 10:22-39
♦ Тайная Вечеря:
Мф 26:26–29; Мк 14:22–25; Лк 22:17–20; 1Кор 11:17-26
4. Критика пустых праздничных ритуалов
♦ в Ветхом Завете:
Ис 1:14; Ис 5:12; Ос 2:11; Ам 5:21-23
♦ в Новом Завете,
2Пет 2:13; Иуд 12
♦ см. также таблицу на с. 126, 127
В. Нерелигиозные поводы для праздников
♦ отлучение ребенка от груди:
Быт 21:8
♦ при заключении договора:
Быт 26:30
♦ свадьбы:
Быт 29:21,22; Суд 14:10
♦ при воцарении:
3Цар 1:41
♦ семейные торжества:
Лк 15:23
Праздники
(Лев 23:2 и др.). В Ветхозаветной Церкви праздничные дни были указаны и узаконены самим Богом. Важнейшие из них следующие: Суббота — по выражению раввинов царица праздников. Установлено праздновать субботу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения. Пасха и праздник опресноков, установленный в память избавления евреев от плена и рабства египетского. Пятидесятница, называемая праздником седмиц и праздником жатвы, в 50-й день по Пасхе, установлена в память Синайского законодательства для принесения благодарения Богу за новые плоды земные. Праздник Труб, служивший началом нового еврейского года, начинавшегося в первый день осеннего месяца тисри. День Очищения — десятый день месяца тисри, праздник, в который первосвященник однажды в год входил в Святое Святых с кровью жертвенного животного и кропил над очистилищем для очищения грехов народа. Праздник Кущей — в 15-й день седьмого месяца, в воспоминание странствования евреев в пустыне, когда они, останавливаясь, жили в палатках. Новомесячие. Начало каждого нового месяца возвещалось звуком труб и освящалось жертвоприношениями, что показывало евреям, что Бог есть начало всего и что все к Нему должно возвращаться. Особенными празднествами для евреев были: субботний год и юбилей. Каждый седьмой год по закону Моисееву должен был считаться священным (Исх 23:10-12). В этот год прекращалось земледелие, прощались долги должникам, всенародно читался закон, самородные плоды делались общим достоянием для всех по всей земле. Еще более торжественным и радостным празднеством для евреев был год юбилейный, или пятидесятый (Лев 25:8-13). Кроме того, что предписывалось соблюдать относительно субботнего года, в юбилейный год объявлялась свобода на земле всем ее жителям, возвращались наследственные земли потерявшим их владельцам и проч. Впоследствии к этим великим праздникам присоединены были еще следующие: Праздник Пурим, в 14-й и 15-й день адара, установленный в память избавления евреев от гибели, уготованной им Аманом (Есф 9). Праздник Дровоношения, т. е. доставления дров для храма, установленный Неемиею (Неем 10:34, 13:31). Праздник Обновления храма, установленный Иудою Маккавеем (1 Мак 4:59, Ин 10:22). Праздник, установленный в память победы, одержанной Иудою над Никанором (1 Мак 7:49) и праздник, установленный в память взятия и очищения Иерусалимской крепости первосвященником Симоном Маккавеем (1 Мак 13:52). Новозаветная Церковь издревле также имеет свои праздники. Главнейшие из них по своему началу восходят к самым временам апостольским, другие получили начало и образование свое в последующие времена. Первый и древнейший праздник Церкви христианской есть день воскресный, установленный в воспоминание воскресения Христова. Следы празднования его мы находим в самом Свящ. Писании. В книге Деяний Апостольских упоминается о собрании учеников, т. е. Христиан, во едину от суббот, т. е. в первый день недели или в воскресный, для преломления хлеба, т. е. для совершения Таинства Причащения (Деян 20:7). У апостола и евангелиста Иоанна в Откровении также упоминается день недельный или воскресный (От 1:10). Но как в Ветхозаветной Церкви под именем субботы разумелись и другие дни, установленные для празднования, как, например, Праздник Пасхи, так и в христианской Церкви должно наблюдать, кроме воскресного дня, и другие во славу Божию, в честь Пресв. Богородицы и прочих святых, установленные праздники. Важнейшие из этих праздников суть следующие: Пасха — праздник Воскресения Христова, праздник праздников и торжество из торжеств, предначатие вечного блаженства, особенно торжественно отправляющийся во славу страданий и воскресения Господа. Затем важнейшие двунадесятые праздники Господские и Богородичные суть следующие: День Рождества Пресвятые Богородицы. День Ее введения во храм, для посвящения Ее Богу. День Благовещения, т. е. Ангельского возвещения Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия от Нее. День Рождества Христова. День крещения Господня и купно Богоявления Пресвятые Троицы. День сретения Господа во храме Симеоном. День преображения Господня. День входа Господня в Иерусалим. День вознесения Господня на небо. Праздник Пятидесятницы, в память сошествия Св. Духа и купно во славу Пресвятые Троицы. День воздвижения Креста Господня, обретенного царицею Еленою. День Успения Пресв. Богородицы. За двунадесятыми праздниками следуют некоторые другие праздники во славу Господа и в честь Божией Матери, и потом праздники в честь Святых Божиих. К последним принадлежат праздники — в честь Ангелов, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, ап. Петра и Павла и других апостолов, св. пророков, великих святителей, мучеников, преподобных и других святых.
Праздники
(Хагим, моадим)
Праздничные дни называются на иврите "хагим", или "моадим". Первоначальным значением слова "моэд" (ед. ч. от "моадим") было место или время встречи; позднее стало употребляться в смысле "собрание" и, наконец, - праздничное народное собрание. Иногда слово "моэд" употребляют для всех П. Израиля, но чаще обозначают этим словом все П., кроме Субботы и начала месяца. Второе слово, "хаг" (ед. ч. от "хагим"), означало, по-видимому, в далеком прошлом "кружение", или "групповой танец", но позже - "празднество", "праздник".
Праздничные дни отличались от будней, во-первых, отдыхом от работы, во-вторых, жертвоприношениями, особыми для каждого П., в-третьих, особыми благословениями и молитвами. Все П., с первого дня Нового года и до последнего дня года, сопровождаются чтением соответствующих глав Торы*.
Вот перечень всех праздников, упомянутых в Библии.
1) Суббота: "Шесть дней будешь совершать работу, а седьмой день - Суббота покоя, собрание священное; никакой работы не делайте; это суббота Господня во всех селениях ваших" (Лев. XXIII, 3).
2) Рош ходеш (новолуние), который, согласно Торе, во многих местах причисляется к П.: "И в день веселья вашего, и в П. ваши, и в новолуния ваши тоже трубите в трубы..." (Чис.Х, 10).
3) Праздник Песах: "В первый месяц, в четырнадцатый день месяца, в сумерки - песах Господу. И в пятнадцатый день сего месяца - П. опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки. В день первый да будет у вас священное собрание. Никакой работы не совершайте..." (Лев. XXIII, 5-7).
4) Праздник Шавуот: "Семь недель отсчитай себе; от занесения серпа на жатву начинай считать семь недель. И устрой празднество Шавуот Господу, Богу твоему..." (Втор. XVI, 9-)0). Мудрецы Талмуда произвели расчет и пришли к выводу, что в этот день дана была Израилю Тора.
5) Начало года (Рош hа-Шана): "...в седьмой месяц, в первый день месяца, будет у вас отдых, напоминание о трубном звуке, священное собрание. Никакой работы не делайте и приносите огнепалимую жертву Господу" (Лев. XXIII, 24-25).
6) Йом Кипур (Судный День): "А в десятый день седьмого месяца сего - День Искупления, священное собрание да будет у вас; и смиряйте себя [постом] и приносите огнепалимую жертву Господу. И никакой работы не делайте в самый день сей, ибо это День Искупления, чтобы искупить вас пред Господом, Богом вашим" (Лев. XXIII, 27-28).
7) П. Суккот: "...в пятнадцатый день седьмого месяца сего - П. кущей, семь дней Господу. В первый день - священное собрание: никакой работы не делайте. Семь дней приносите огнепалимую жертву Господу, в день восьмой - священное собрание да будет у вас" (Лев. XXIII, 34-3.). И в книге Второзаконие (XVI, 13-15) читаем: "П. кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь ты с гумна своего и из давильни своей". В книге Левит об этом празднике говорится: "И возьмите себе в первый день плод дерева гадар, ветви пальмовые и отростки древа густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней..." (XXIII,4zO И далее: "Все коренные жители в Израиле должны жить в кущах. Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской" (там же, 42-43).
А о трех праздниках - Песах, Шавуот и Суккот - сказано (Втор. XVI, 1.-17) : "Три раза в году пусть явится всякий мужчина пред лицом Господа, Бога Твоего, в месте, которое Он изберет: в праздник опресноков [Песах], и в праздник седмиц [Шавуот], и в праздник кущей [Суккот]".
Из сказанного выше очевидно, что П. имели два назначения:
1) они были связаны с определенным сельскохозяйственным сезоном года: весна, конец периода дождей - Песах; время сбора первинок - Шавуот; уборка урожая, начало периода дождей - Суккот;
2) служили памятью об историческом прошлом народа; это назначение особенно подчеркивается в Песах - П. в память об Исходе из Египта; П. Суккот - тоже память об Исходе, а Шавуот, хотя и не упомянут в Торе как день вручения Торы, связывается в Мишне* и в народной традиции с этим событием.
Три атрибута освящают П.: торжественность, удовольствие и веселье. В чем проявляется торжественность? - В праздничной одежде: "Да не будет праздничное одеяние твое подобно будничному". В чем выражается удовольствие? - Устраивают две трапезы: одну вечером, другую днем, и зажигают свечи - украсить праздник огнями.
Праздничное веселье - это мицва*, предписанная Торой. Когда существовал Храм, радость заключалась в трапезе, во время которой ели мясо принесенных в жертву животных. И писал Рамбам*, что "радость должны ощущать и глава семьи, и все домочадцы, - каждый возрадуется по-своему. Детям следует давать орехи и сладости, женщинам - купить наряды и украшения, по возможностям главы семьи, а мужчинам следует есть мясо и пить вино".
П. другого характера связаны с периодами луны и подразделением времени на недели. К таким П. относятся субботы, новолуния (начало месяца) и Рош hа-Шана (начало Нового года).
Судный День целиком посвящен самоанализу и отчету в своих поступках и поведении перед Всевышним.
Кроме П., упомянутых в Священном Писании, добавились со временем новые памятные дни в честь особо важных событий в истории народа. Таковы Ханука*, Пурим* и День Независимости, а также Девятое Ава* и другие дни веселья и траура, установленные позднее.
Праздники
пр’аздники — их было у израильского народа много. Каждый седьмой день (суббота, см.) у евреев считался праздничным днем. Также и новомесячие (см.), в какой бы день недели оно ни случилось. Каждый седьмой год по закону назывался субботним и считался священным. В этот год следовало простить все долги братьям своим (Втор.15:1 -3), оставить все полевые работы и все самородное считать общим достоянием (Лев.25:1 -7). Еще более торжественным был юбилейный год — следующий за седьмым субботним годом (то есть каждый 50-й год). В этот год объявлялась свобода всем, каждому возвращалось его владение и как в субботний год не производилось никаких полевых работ (Лев.25:8 -13).
Основными ежегодными праздниками были: Пасха (см.), Пятидесятница (см.) и праздник кущей (см.). На эти три праздника все взрослые мужчины должны были явиться к скинии (храму) и не с пустыми руками (Втор.16:16). В приведенной таблице показано распределение этих трех основных, а также и других праздников, относительно еврейского священного календаря.
| Таблица праздников
| месяц | день (см.), праздник | нефиксированные праздники
| 1. | Авив | 14 — Пасха |
| | | 15-21 — праздник опресноков |
| | | | первый сноп жатвы
| 2. | Зиф | |
| 3. | Сиван | | Пятидесятница
| 4. | Таммус | |
| 5. | (Ав) | |
| 6. | Елул | |
| 7. | Афаним | 1 — праздник труб |
| | | 9 — день очищения |
| | | 15-22 — праздник кущей |
| 8. | Бул | |
| 9. | Кислев | 25-3 — праздник обновления |
| 10. | Тебеф | |
| 11. | Шеват | |
| 12. | Адар | 14-15 — Пурим |
| 13. | Ве-Адар | |
Кроме трех главных праздников в году, начало седьмого месяца (седьмое новомесячие) отмечалось особенно торжественно, со звуком труб, и потому называлось праздником труб (см.).
В десятый день того же месяца отмечался день очищения (см.), а с 15 до 22 дня — праздник кущей (см.). После вавилонского плена были введены (из упоминаемых в Священном Писании) еще праздники: обновления (см.) и Пурим (см.). Кроме этих фиксированных (то есть назначенных на определенные дни определенного месяца) праздников у евреев были два нефиксированных праздника: первый сноп жатвы (см.) и Пятидесятница, отмечаемая ровно на пятидесятый день после первого. Праздник «первый сноп жатвы» отмечался в тот день, когда фактически снимался первый сноп нового урожая (Втор.16:9) — ячменя или ранней пшеницы, а это случалось либо в месяце Авив, либо в месяце Ве-Адар, когда он добавлялся к двенадцати месяцам. Фактически, из-за этой особенности еврейского лунного календаря фиксированными по отношению к сезонным изменениям в природе оказывались только праздники «первый сноп жатвы» и Пятидесятница, а Пасха и другие праздники — нефиксированными (в результате прочного соединения с подвижным лунным годом). Так, напр., Пасха по отношению к празднику «первый сноп жатвы» (и вообще по отношению к наступлению весны, цветению деревьев и т.п.) каждый год приходилась на 10 дней раньше, чем в ·предыд.. Так продолжалось три года. Но когда добавлялся високосный месяц Ве-Адар, она снова передвигалась на 30 дней назад, и затем этот цикл повторялся (см. время, месяцы).
В еврейских праздниках число семь было главным в их установлении и организации. Суббота была седьмым днем. Субботний год — также седьмым, а юбилейный — следующий за семью седьмым (как и праздник седмиц — Пятидесятница). Праздник опресноков и праздник кущей праздновались по семи дней. В праздники трубного звука, очищения, Пятидесятницы и в каждое новомесячие приносилось в жертву по семи агнцев а в праздник кущей — дважды по семи (см. жертвоприношение). В течение года было семь священных собраний: по два на Пасху и праздник кущей, на день очищения, Пятидесятницу и праздник труб. Седьмой месяц отмечался особенно торжественно, на него приходилось три больших праздника, в этот месяц начинались субботний и юбилейный годы и он считался первым месяцем нового года (гражданского).
Итак, как было сказано вначале, праздничных дней у израильского народа по закону в году было много. Для примера возьмем произвольный год (в нашем случае он начинается со «среды») и посмотрим, сколько дней в нем оказывалось праздничными. В нижеследующей таблице выписаны по месяцам все праздничные дни такого года (из них дни покоя — выделены).
| Авив | (30 дней) | 1,5,9,12,14,15,16,17,18,19,20,21,26 (9 — праздник жатвы)
| Зиф | (29) | 1,3,10,17,24,29 (29 — Пятидесятница)
| Сиван | (30) | 1,2,9,16,23,30
| Таммус | (29) | 1,7,14,21,28
| (Ав) | (30) | 1,6,13,20,27
| Елул | (29) | 1,4,11,18,25
| Афаним | (30) | 1,3,9,10,15,16,17,19,20,21,22,24
| Бул | (29) | 1,8,15,22,29
| Кислев | (30) | 1,7,14,21,28
| Тебеф | (29) | 1,5,12,19,26
| Шеват | (30) | 1,4,11,18,25
| Адар | (29) | 1,2,9,14,15,16,23
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.