Посейдон
в греческой мифологии Крона и Реи, брат Зевса, бог морей и всех водоемов.
Посейдон
в греческой мифологии Крона и Реи, брат Зевса, бог морей и всех водоемов.
Посейдон
в греческой мифологии - один из богов-олимпийцев, повелитель морей, управляющий ими с помощью трезубца; сын Кроноса и Реи. Ему соответствует римский Нептун.
Посейдон
Посейдо́н - в древнегреческой мифологии бог морей, сын Кроноса Реи, брат Зевса.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Посейдон
в греческой мифологии бог морей, источников и вод (римск. Нептун), брат Зевса и Аида, с которыми разделил господство над миром. Был владыкой земных недр, земных богатств, повелителем землетрясений. Разгневанный ослеплением своего сына Полифема, он жестоко преследовал Одиссея. В искусстве Посейдон изображался чаще всего обнаженным, с трезубцем в руках. Наиболее известное изображение Посейдона - изображение спора Посейдона с Афиной картины Рубенса.
Посейдон
(греч. Poseidon)
в греческой мифологии брат Зевса, владыка морей. Античные скульпторы изображали П. в виде строгого старца с трезубцем в руке, которым он вздымал морские волны. В Риме культ П. воплотился в италийском боге морей и покровителе коневодства Нептуне.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
У греков - бог землетрясений, позже - моря. Посейдон почитался вместе со своими конями, которые первоначально были хтоническими, а не морскими. Согласно легенде, Посейдон имел от Медузы сына Пегаса, а от Геи - Антея. Сам Посейдон считался сыном Кроноса и братом Зевса и Гадеса, причем в то время как Зевсу достались во владение небо и земля, а Гадесу - Подземное царство, Посейдон стал держателем моря. Посейдона особенно чтили афиняне, так как он был отцом афинского героя Тесея, Посейдон даже соперничал с Афиной за владение Аттикой. У Гомера он выступает на стороне греков в войне с Троей, потому что троянский царь Лаомедонт не отдал ему обещанную плату за сооружение стен Трои, а в "Одиссее" Посейдон мешает Одиссею вернуться домой, мстя за ослепление своего сына Полифема, он же топит Аякса за нечестивую похвальбу. Посейдон и Афина изображены на западном фронтоне Парфенона, известно также несколько античных статуй Посейдона с трезубцем, в основном бронзовых. Храм Посейдона на мысе Суний в Аттике, датируемый 5 в. до н. э., является сегодня такой же достопримечательностью для туристов, как это было и во времена Павсания. В Риме Посейдон в качестве бога моря отождествлялся с Нептуном.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Посейдон
— (Ποσειδών; много вариантов — Ποσοιδάν и др.) — в греческой мифологии бог властитель моря и всей водной стихии, как это явствует из корня ποτ, встречающегося в греческих словах ποτος, ποτίζω, ποτ ' αμός, в лат. poto и т. д. П. олицетворял собой элемент влаги, окружающий, поддерживающий и оплодотворяющий землю, и почитался на всем протяжении греческого мира как исконный национальный бог. В эпосе П. — владыка моря, сын Крона и Реи (по Гомеру — младший брат Зевса, по Гезиоду — старший). При разделе вселенной ему досталось море, с его обитателями и богатствами. От жены Амфитриты у него сын Тритон и дочь Бентесикима. Его дворец находится на дне морском, близ Эг (Αίγαί), на северном берегу Пелопоннеса; там же было и другое место его культа (ахейского и ионического) — Гелика, позднее уничтоженная землетрясением (некоторые предполагали г. Эги на берегу Евбеи, или Эолиды, против Митилены). Покидая дворец, он облачается в золотую одежду и всходит на колесницу, запряженную быстроногими златогривыми конями с бронзовыми копытами; морские чуда прыгают около его колесницы, сопровождая его шествие. Символы его могущества — трезубец, бык, дельфин и конь. Трезубцем он укрощает гигантов, волнует море, колеблет землю, вызывает из скал источники; "τρίαινα" — первоначально острога (гарпун) рыболова при охоте на дельфинов или тунцов — соответствует в его руках молнии в руках Зевса. Бык (черный) — животное, посвященное П. — олицетворяет собой ярость и бурную силу потока; в связи с этим эпитет П. — ταόρεος, состязания быков, устраивавшиеся в честь П. (в Фессалии и Ефесе), принесение в жертву быков; ταόροι назывались в Ефесе мальчики, прислуживавшие на празднике П. Дельфин символизирует собой спокойствие водной стихии; в связи с этим находится представление земли, покоящейся на воде, и эпитеты бога γαιήοχος, άσφάλιος. В символе коня сказывается то же бурное и бешеное свойство природы П., что и в символе быка. Культ П. был распространен всюду, где влияние и роль водной стихии выразились в более или менее сильной степени: в областях с богатыми бассейнами, долинами и ущельями, следами землетрясений (древние думали, что землетрясения происходят от действия воды, проникающей в пещеры и земные углубления) и при море — т. е. во всей Элладе, с материком и островами. П. чтили в Фессалии, где, по преданию, ударом его трезубца была образована Темпейская долина; это был минийский (эолический) культ, представители которого считались славными наездниками и мореплавателями. Другим центром почитания П. был Коринф. перешеек (Истм), с его играми. Культ его существовал также в Коринфе, Навплии, Трезене, Калаврии (место посейдоновой амфиктионии), Пилосе, во всей Аркадии, где П. почитался как бог рек и коней, в Афинах, на остр. Евбее, на мысе Микале (союзный храм 12 ионийских городов) и пр. Ионийские сказания о П. примыкают к циклу аттических сказаний об Эгее и Тезее, из которых первый — героизированный П. На афинском акрополе был источник, образованный, по преданию, трезубцем П. (памятник его борьбы с национальной богиней Аттики). По мере основания колоний культ П. распространялся все шире и сделался повсеместным. В некоторых местностях он слился с туземными культами — напр., культ лелего-карийского П. Основная черта, отличающая П. в мифах — это властность, несокрушимая и бурная сила, которая проявляется нераздельно с его царственным величием. Он состязается из-за обладания землей с Палладой (Афины, Трезен), Гелиосом (Коринф), Герой (Аргос), Зевсом (Эгина), Дионисом (Наксос), Аполлоном (Дельфы). Та же дикая и необузданная сила отличает и его потомство (Полифем, Антей, Бузирис, Прокруст и др.). Ему посвящен бурный месяц года — Посейдеон (перед зимним солнцеворотом). Посылая бури и крушения, П. также успокаивает море (П.- άσφάλιος), так что в гаванях и на мысах он почитался как покровитель плавающих; все морские занятия (мореплавание, торговля, рыболовство, война) состояли под его верховной властью. Как землеколебатель(ένοίχθων), он чтился в Спарте, Арголиде, на Спорадских о-вах и пр.; под его трезубцем земля дает трещины и образует долины, а на море появляются новые острова. Он участвовал в гигантомахии и поверг гиганта Полибота (Эфиальта), бросив на него о-в Нисир. Но с разрушительной силой он соединяет созидательную: ему приписывается постройка ворот в Тартаре и возведение Илионских стен при Лаомедонте. Внутри страны ему поклонялись как богу пресных вод — рек, озер, источников и связанного с ними плодородия (П. χρηνούχος, έπιλίμνιος, φυτάλμιος); в этом отношении П. разделяет свойства Диониса (на островах) и Деметры, которая, по одному преданию, от него произвела на свет Персефону. Олицетворяя производительную силу природы, П. был покровителем рода; он состоял в брачном союзе со многими нимфами и считался родоначальником многих (преимущественно ионийских) фамилий. Весьма важную роль в сказаниях и культе П. играл конь, сотворенный им из скалы ударом трезубца. Пелий, Нелей, Гиппофоонт — сыновья П. — были вскормлены кобыльим молоком. Благодаря коням П., Пелоп одержал победу над Ойномаем; его же кони были запряжены в колесницу Идаса. В Афинах и аттическом деме Колоне П. почитался как усмиритель коней (П. δαμαίος), наряду с Палладой; конные состязания происходили и на истмийских играх, учрежденных в честь П. Тезеем. Храмы П. главным образом воздвигались на мысах, перешейках и в приморских городах. В произведениях искусства П. изображался мужем царственной наружности, с курчавой и густой бородой и волосами, сидящим на троне (храмовые изображения) или стоящим в длинной ионической одежде (известная статуя Лизиппа на Истме), причем приподнятая правая нога его покоилась на дельфине (или скале); иногда он изображался едущим на колеснице в сопровождении толпы морских божеств и чудовищ или на быке, или на коне. Его лицо носило большей частью выражение гнева и возбуждения, в противоположность олимпийскому спокойствию Зевса. У римлян П. соответствовал Нептун (см.). Ср. Preller, "Griechische Mythologie" (1894, т. I, 566 — 596), Welcker, "Griechische G ö tterlehre" (т. I, 622 — 643; т. II, 671 — 680; Panofka, "Poseidon u. Dionisos" (Б., 1845); Gerhard, "Wesen, Ursprung und Geltung des P." (Б., 1851); Eschweiler, "De nomine mythologico P." (Рост., 1869); Overbeck, "Griechische Kunstmythologie" (Лпц., т. II, 1875); Holba, "Ueber das Wesen Poseidons" (1886).
Н. О.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.