Помощник
Syn: ассистент, секретарь, референт, заместитель
Помощник
Syn: ассистент, секретарь, референт, заместитель
Помощник
Помощник
помощник [шн], помощника, муж.
1. Тот, кто помогает. Сын мне всегда помощник был.
2. (одинаково о женщине и о мужчине). Должностное лицо, помогающее в работе другому, основному работнику, непосредственно ему подчиненное и в отношении некоторых обязанностей являющееся его заместителем. Помощник заведующего. Она работает помощником директора.
ПОМОЩНИК [шн], а, м.
1. Тот, кто помогает комун. в чёмн. П. в работе.
2. То же, что заместитель (во 2 знач.). П. директора по хозяйственной части.
| ж. помощница, ы (к 1 знач.).
Помощник
(от русского слова «помощь», т.е. «содействие кому-н. в чем-н., участие в чем-н., приносящее облегчение кому-н. [1]»)
субъект-посредник по исполнению функций другого субъекта – один из типовых персонажей в цесарной концепции теории сюжета, одна из типовых сюжетных ролей [3].
Согласно толкового словаря С.Ожегова, помощник – это «Человек, который помогает кому-н в чем-н. [1]». Словарь В.Даля дает близкое определение: помощник – это тот «кто помогает лицу или делу»[2].
Подобные определения имеют место и в других толковых словарях. Однако обращает на себя внимание, что все они не отражают главной сути помощника, как и самого явления помощи, потому что помощь,– это, строго говоря, посредничество, т.е. выполнение вторым субъектом-посредником некоторых функций первого, главного субъекта. Такое понимание сути помощника следует из цесарной концепции теории сюжета [3].
С точки зрения этой концепции было бы допустимо вообще отказаться от слова «помощник» и использовать вместо него понятие «посредник». Однако посредническую миссию кроме субъекта может выполнять и неодушевленный объект, называемый в указанной концепции «вещественным инструментом». И термин «помощник» призван, в первую очередь, отделить посредника одушевленного, т.е субъекта от посредника неодушевленного, т.е объекта. Тем самым цесарная концепция теории сюжета выделяет «помощника» в качестве одной из трех типовых сюжетных ролей наряду «жертвой» и «вредителем». Вместе с тем в обыденном языке понятие «помощник» подразумевает наличие цели, желаемость выполнения посреднической миссии со стороны главного субъекта или самого «помощника», в то время как понятие «посредник» отражает только сам факт посредничества. Поэтому в сюжетах, как и в реальной жизни, «помощник» предназначен чаще всего для реализации цели главного субъекта, либо сам является носителем подобной цели.
Поскольку сюжеты отражают жизненную реальность, являясь, по сути, ее информационной копией, то типовая роль «помощника», выполняемая субъектом в сюжете имеет свой жизненный прототип. Иными словами, любой человек в реальном жизненном поведении, в своих поступках, сам о том не задумываясь, выполняет одну из трех типовых сюжетных ролей, указанных выше. Однако последняя из них встречается реже главным образом из-за морально-этических общественных установок (кому хочется считаться «вредителем»?). К тому же, не всякий вред, не всякое зло (т.е. дефекты функций - см. ФУНКЦИЯ ЦЕСАРА), совершается субъектами. Немало дефектов функций происходит по объективным причинам.
Оставшиеся две наиболее активные типовые сюжетные (и жизненные) роли субъекта, – это «жертва» дефекта и «помощник». И именно между ними происходят основные сюжетные (и жизненные) коллизии. Каждый из индивидов, принадлежащих к породе ‘homo sapiens’ проживает свой каждый день, выступая попеременно в одной из двух указанных ролей.
Человек пробуждается и идет совершать свой утренний туалет; он – «жертва». Жертва дисгармонии организма, помятого лица, плохого настроения и т.д. Человек идет завтракать; он – «жертва». Жертва чувства голода или ненужной привычки. Человек едет на работу; он – «жертва». Жертва недостатка денег, времени и т.д. Появление у человека какой-либо исходной потребности уже приравнивает эту потребность к дефекту функции, а носителя потребности - к жертве дефекта. При этом, если потребность удовлетворяется свободно и легко, то о роли «жертвы» дефекта можно говорить лишь условно. «Жертва» в этом случае – просто «носитель потребности». Но настоящая «жертва», в полном смысле этого термина выступает в сюжете (и в жизни) лишь тогда, когда свободное удовлетворение потребности по какой-либо причине затруднено или невозможно. Тем не менее, в рамках цесарной концепции теории сюжета под «жертвой» понимается как полная, так и условная интерпритация типовой роли субъекта.
Будучи «жертвой», человек вступает во взаимоотношения с другим человеком, помогающим ему удовлетворить потребность или решить проблему. Это – «помощник» «жертвы» по одной из её функций. Так, водитель автобуса, на котором человек добирается на работу – «помощник» по его функции перемещения. Но вот человек приходит на работу, и сам становится помощником для других людей - начальства и клиентов, выполняя массу посреднических функций. А начальство и клиенты – также помощники данного человека, потому что участвуют (с разных сторон) в его материальном обеспечении, реализуют его цели. Человек заходит в магазин, на почту, в банк и тут же вступает в посреднические отношения с другими людьми: продавцами, кассирами, служащими. Причем отношения эти взаимные: они ему – услуги, он им – деньги.
Указанные выше отношения, в основном, по главной человеческой функции – материального состояния. Но паралельно происходит другая совокупность отношений по второй главной функции – информационной, точнее, по функции узнавания. Эти отношения не менее важны, хотя и не столь заметны. Человек обращается к служащему банка с вопросом, сколько он должен заплатить, либо служащий спрашивает у него адрес, либо человек отвечает на любой вопрос случайного прохожего. Тем самым человек опять выполняет одну из двух главных ролей: то ли «жертвы», то ли «помощника», но... по функции узнавания. Причем без всякой связи с отношениями по первой, материальной функции. Любой диалог, в котором один субъект – «жертва» отсутствия информации задает вопрос, обнаруживая свою цель по узнаванию, а другой субъект –«помощник» – отвечает, реализуя (или не отвечает, не реализуя) эту цель, есть воплощение таких отношений.
Посреднические отношения «помощник – жертва» выражаются часто и в оказании одновременной помощи двум взаимодействующим субъектам (двойной «помощник», например, сваха или судья), что находит воплощение как в сюжетах, так и в реальной жизни. К разновидностям применения «помощника» следует отнести также цепочные цесары, когда один «помощник» привлекает для реализации функции главного героя второго «помощника», а второи – третьего и т.д., и параллельные цесары, когда герой сюжета для реализации своей цели привлекает сразу несколько «помощников» (см. ЦЕСАР и ВЕПОЛЬ).
Становление отношений «помощник – жертва» обусловлено не в последнюю очередь их мотивациями, или мотивами, представляющими собой связи цели «помощника» по оказанию помощи с его собственными, личными целями. Инициирование таких мотивов вызывается, как правило, носителем главной цели посредством определенных стимулов. Выявлено три наиболее часто встречающихся (типовых) мотива «помощника» и соответствующих им стимула.
1-й мотив – бескорыстная помощь. Его происхождение – сопереживание, сострадание – психологические свойства, относящиеся к функции эмоций субъекта. Они вызывают отношение помощника к дефектам и потребностям другого субъекта, как к своим собственным. Личная цель помощника в такой мотивации отсутствует, поскольку совпадает с целью носителя главной цели. Стимулом этого мотива является просьба «жертвы» дефекта (либо «носителя потребности») о необходимой помощи.
2-й мотив – взаимопомощь. Этот мотив, в отличие от первого, имеет в своей основе желание «помощника» реализовать свои собственные функции за счет получения взаимной помощи со стороны «главного героя». Происхождение это- го мотива носит явно экономический характер. Он сформирован специализацией и разделением функций субъектов в процессе развития общества. Ведь его осуществление – это фактически торговля функциями по принципу: «ты мне – я тебе». Стимулом этого мотива служит предложение одного из взаимодействующих субъектов другому о взаимных услугах или ценностях. Причем оба субъекта могут выступать по отношению друг к другу сразу в двух указанных ролях, потому что цель каждого из них по оказанию помощи другому обусловлена выполнением собственной, личной цели.
3-й мотив – принудительная помощь. Этот мотив, в отличие от предыдущего, не может инициироваться «помощником», а только – носителем главной цели, который формирует его следующими типовыми стимулами: а) угрозой с целью; б) шантажом; в) пыткой. Отмеченные типовые мотивы и их стимулы повсеместно распространены не только в единичном виде, но и в различных сочетаниях между ними.
Рассмотрение отношений между субъектами на почве оказания помощи позволяют исследовать морально-этические свойства личности и общества (или их морально-этические функции). Характеристика этих функций зависит в первую очередь от того, какой из типовых сюжетных ролей оказывается помощь – «жертве» или «вредителю». Именно поэтому в широком общественном сознании наиболее высокой морально-этической оценки удостаиваются представители профессий, выполняющих активную антидефектную роль «помощника»: врачи, адвокаты, военные... В то же время непомогание «жертве», либо помеха в такой помощи расценивается традиционно как дефект морально-этической функции субъекта или общества, виновного в этом.
[1] С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1984.
[2] В.Даль Толковый словарь живого великорусского языка. Изд. "Цитадель", г. Москва, 1998 г.
[3] Александр Молдавер. Анатомия сюжета. [Популярное исследование]. Иерусалим, 2002.
Александр Молдавер
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.