Полифония
Один из способов передачи чужой речи, отражающий многоголосие.
Полифония
Один из способов передачи чужой речи, отражающий многоголосие.
Полифония
Один из способов передачи чужой речи, отражающий многоголосие.
Полифония
ж.
Разновидность многоголосия, основанная на одновременном гармоническом сочетании
ряда самостоятельных мелодий.
Полифония
(греч. polys – многий, многочисленный + phone – звук, голос) – вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов.
Полифония
полифония, полифонии, мн. нет, жен. (от греч. poly - много и phone - звук) (муз.). То же, что многоголосие.
ПОЛИФОНИЯ, и, ж. (спец.).
1. Многоголосие, основанное на одновременном сочетании в произведении нескольких самостоятельных мелодий, голосов; соответствующий раздел музыки. Подголосная п.
2. Многоплановость художественного произведения. П. романов Достоевского.
Полифония
♦ Почему-то и Бахтин, и его последователи смотрят только на роман и не оглядываются на драму, где полифония уж совсем беспримесная, и все же никто не спутает положительного героя с отрицательным. Достоевский, как Мао, дает пороку высказаться, а потом его наказывает.
♦ Сейчас труднее всего для перевода стиль без стиля, прозрачный, бескрасочный, показывающий только свой предмет, — стиль рационалистов XVIII века, Вольтера, Свифта, Лессинга, которого так искал Пушкин. Романтическая полифония рядом с ним ужасает именно своим эгоцентризмом.
Полифония
(от гр. poly и звук) — вид многоголосия, в котором отдельные мелодии или группы мелодий имеют самостоятельное значение и самостоятельное интонационно-ритмическое развитие. Полифония — одно из важнейших средств музыкальной композиции и художественной выразительности, служащее разностороннему раскрытию содержания музыкального произведения, воплощению и развитию художественных образов. К произведениям полифонического склада относятся фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, мотет, мадригал. Как учебная дисциплина полифония входит в систему музыкального образования.
Полифония
— многоголосная музыка, в которой каждый голос имеет самостоятельное мелодическое значение. Начало П. относится к самым скромным попыткам в этой области в начале Χ столетия. Гукбальд упоминает в своих сочинениях об органе параллельном блуждающем (см.). Затем является фобурдон дискант, и развивается теория многоголосного сочетания — контрапункт (см.). П. получила особое развитие в нидерландской школе XV в. Строгая полифония, основанная на строгом контрапункте, достигла своего совершенства при Палестрине, в XVI ст., а свободная П., основанная на свободном контрапункте (см.), — в XVIII ст., при Бахе и Генделе. Позднее полифоническая музыка уступает гомофонической, но все же встречаются замечательные образцы в области полифонической, как, напр., у Моцарта в реквиеме, у Бетховена в 9-ой симфонии и пр.
Полифонические формы — имитация, канон, фуга (см.).
Н. С.
Полифония
(от поли... и греч. phone - звук, голос), вид многоголосия, основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Виды полифонии - имитационная (см. Имитация), контрастная (контрапунктирование разных мелодий) и подголосочная (соединение мелодии и ее вариантов-подголосков, характерное для некоторых жанров русской народной песни). В истории европейской полифонии выделяют 3 периода. Основные жанры раннеполифонического периода (9-14 вв.) - органум, мотет. Полифонии эпохи Возрождения, или хоровой полифонии строгого стиля, свойственны опора на диатонику, плавная мелодика, нединамичная, сглаженная ритмическая пульсация; основные жанры - месса, мотет, мадригал, шансон. Полифония свободного стиля (17-20 вв.) - преимущественно инструментальная с ориентацией на светские жанры токкаты, ричеркара, фуги и др. Ее особенности связаны с эволюцией гармонии, тональности, в 20 в. - также с додекафонией и другими видами композиционной техники.
Полифония
(греч. polys - много + phone - звук, голос; букв, многозвучие, многоголосие)
1) сочетание нескольких одновременно звучащих мелодических линий, голосов, тем, создающее впечатляющий музыкально-эстетический эффект; полифоническая форма получила широкое распространение в средние века в христианском хоровом пении, а позднее вошла в европейскую музыкальную культуру в качестве классического творческого приема и выразительного средства;
2) эстетико-литературоведческий термин, ставший ключевым в созданной М. М. Бахтиным концепции полифонического романа, где полифонизм обозначает способность автора так организовать материал, что возникает эффект идейно-идеологического многоголосия, позволяющего каждому герою вести свою партию-тему, вплетенную в общую канву повествования. Автором движет «вера в возможность сочетания голосов, но не в один голос, а в многоголосный хор, где индивидуальность голоса и индивидуальность его правды полностью сохраняется» (Бахтин М. М. Собр. соч. Т. 5. - М., 1996.-С. 374).
Согласно Бахтину, множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов является главной особенностью романов Достоевского. Духовные миры его героев равноправно сосуществуют в пространстве авторского замысла и в то же время пребывают как бы рядом с авторским словом и авторским «я». Именно Достоевскому отдает Бахтин звание творца полифонического романа как нового романного жанра. Традиционные европейские романы монологичны. И если рассматривать романный мир Достоевского с монологических позиций, он предстанет подобием некоего хаоса, «конгломератом чужеродных материалов и несовместимых принципов оформления». И только в свете бахтинского подхода он предстает как «хорошо темперированное» полифоническое целое. «Полифонический роман Достоевского (подобно "формальной полифонии Данте", но содержательно наполненной и углубленной современным - постромантическим и постмодернистским - "человеком в человеке"), знаменует ситуацию, в которой читатели и интерпретаторы Достоевского (начиная с русских мыс- лителей-публицистов конца XIX - начала XX в. В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, Л. Шестова, Н. А. Бердяева и др.) все еще - методически - находятся на пути "философской монологизации", не адекватной этой объективной всемирно-исторической ситуации - события, в котором все они, в своей незавершимости и неразрешимости, - только отдельные "голоса" в уже увиденной и описанной Достоевским полифонии этого мира. Незавершенность каждого такого голоса остается этико-религиозным ... постулатом, в соответствии с которым (в бахтинской передаче его) герой-идеолог Достоевского должен преодолеть свой этический солипсизм, свое отъединенное "идеалистическое" сознание и превратить другого человека из тени в истинную реальность)» (Махлин В. Л. Полифония // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001. - С. 758-759).
◘ Лит.: Аверинцев С. С. "Великий инквизитор" с точки зрения зрения advocatus diaboli.. // София-логос. Словарь.-Киев, 2000; Бахтин М.М Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1972; Махлин В. Л. Полифония // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М. 2001; Пумпянский Л. В. Достоевский и античность. - Лг, 1922; Jones М. V. Dostoevsky after Bakhtin: Reading in Dostoevsky's fantastic realism. - Cambridge, 1990; Reed N. The philosophical rods of polyphon: A Dostoevskian reading // Critical essays on МШ Bakhtin. - N. Y. 1999.
Полифония
(от греч. polys - многочисленный, phone - звук, голос)
понятие музыковедения, означающее вид многоголосия в музыке, основанный на гармоническом равноправии голосов. Переосмыслено М. М. Бахтиным ("Проблемы творчества Достоевского", 1929), придавшим ему более широкое философско-эстетическое значение, характеризующее не только стиль литературного романа, но и метод познания, концепцию мира и человека, способ отношений между людьми, мировоззрениями и культурами. П. берется в тесном единстве с др. близкими понятиями - "диалог", "контрапункт", "полемика", "дискуссия", "спор" и т. д. Концепция полифонического диа-логизма Бахтина покоится прежде всего на его философии человека, согласно к-рой сама жизнь человека, его сознание и отношения с др. имеют диалогическую природу. В основе человеческого, по Бахтину, лежит межчеловеческое, интерсубъективное и интериндивидуальное.
Два человеческих существа составляют минимум жизни и бытия. Бахтин рассматривает человека в качестве неповторимой индивидуальности и личности, подлинная жизнь к-рой доступна только диалогическому проникновению в нее. Что касается полифонического романа, то главную его особенность составляет "множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов", чем он принципиально отличается от традиционного, монологического романа, в к-ром безраздельно господствует единый мир авторского сознания. В полифоническом романе устанавливаются совершенно новые отношения между автором и созданными им героями: то, что раньше делал автор, теперь делает герой, освещая себя самого со всех возможных сторон. Здесь автор говорит не о герое, а с героем, давая ему возможность ответить и возразить, отказываясь от монопольного права на окончательное осмысление и завершение. Сознание автора при этом активно, но эта активность направлена на углубление чужой мысли, на раскрытие всего заложенного в ней смысла. Бахтин остается верным диалогическому подходу при рассмотрении стиля, истины, др. проблем. Его не устраивает известное определение стиля, согласно к-рому стиль - это человек. В соответствии с концепцией диалогизма для понимания стиля нужно по меньшей мере два человека. Поскольку мир полифонического романа не является единым, а представляет собой множество миров равноправных сознаний, постольку этот роман многостилен или даже бесстилен, ибо в нем народная частушка может сочетаться с шиллеровским дифирамбом. Вслед за Достоевским Бахтин выступает против истины в теоретическом смысле, истины-формулы, истины-положения, взятой вне живой жизни. У него истина экзистенциальна, она наделена личностным и индивидуальным измерением. Он не отвергает понятие единой истины, однако считает, что из него вовсе не вытекает необходимость одного и единого сознания, оно вполне допускает множественность сознаний и точек зрения. Вместе с тем Бахтин не становится на позиции релятивизма, когда каждый сам себе судья и все правы, что равносильно тому, что никто не прав. Единая истина, или "истина в себе", существует, она представляет собой горизонт, к к-рому движутся участники диалога, причем никто из них не может претендовать на законченную, завершенную и тем более абсолютную истину. Спор не рождает, но приближает к единой истине. Даже согласие, отмечает Бахтин, сохраняет свой диалогический характер, никогда не приводит к слиянию голосов и правд в единую безличную правду. В своей концепции гуманитарного знания в целом Бахтин также исходит из принципа П. Он считает, что методами познания гуманитарных наук являются не столько анализ и объяснение, сколько интерпретация и понимание, принимающие форму диалога личностей. При изучении текста исследователь или критик всегда должны видеть его автора, воспринимая последнего как субъекта и- вступая с ним в диалогические отношения. Принцип П. и диалога Бахтин распространяет на отношения между культурами. Полемизируя со сторонниками культурного релятивизма, к-рые в контактах культур усматривают угрозу для сохранения их самобытности, он подчеркивает, что при диалогической встрече культур "они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются". Концепция П. Бахтина стала значительным вкладом в разработку совр. методологии гуманитарного знания, оказала большое влияние на развитие всего комплекса гуманитарных наук.
◘ Л и т.: Проблемы поэтики Достоевского. М, 1972; Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Эстетика словесного творчества. М, 1979.
Д. А. Силичев
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.