Полинезийцы
- мн.
- Коренные жители Полинезии и некоторых других островов Тихого океана.
- Представители этих жителей.
Полинезийцы
Полинезийцы
полинезийцы, полинезийцев, ед. полинезиец, полинезийца, муж. Коренные жители островов Тихого океана (Полинезии).
Полинезийцы
группа народов (маори, самоанцы, тонганцы, таитяне и др.), коренное население Полинезии, 1120 тыс. человек (1992). Языки полинезийские. Верующие - католики, часть придерживается традиционных верований.
ПОЛИНЕЗИЙЦЫ, ев, ед. иец, ийца, м. Группа народов, составляющих население Полинезии и нек-рых островов Меланезии и Микронезии.
| ж. полинезийка, и.
| прил. полинезийский, ая, ое.
Полинезийцы
— обитатели Полинезии или островов Тихого океана, приблизительно между 180° в. д. и 109° з. д., за исключением островов Фиджи, населенных меланезийцами. Крайняя южная группа полинезийских островов — Новая Зеландия, крайняя северная — острова Сандвичевы, или Гавайские, крайняя восточная — острова Пасхи. Обитатели западных — Каролинских, Маршальских и Гильбертовых — островов отделяются обыкновенно в особую группу микронезийцев, представляющих переходные черты от П. к меланезийцам. Впрочем, примесь меланезийской крови замечается и в населении некоторых других групп островов, так что некоторые наблюдатели затрудняются резко различать П. от микронезийцев. Вообще П. характеризуются менее темным, смуглым или светло-бурым цветом кожи, прямыми или волнистыми черными волосами, большой короткоголовостью (череп. показатель — 76—80), с кривым или плосковатым носом, живыми черными глазами, иногда несколько выдающимися скулами и толстоватыми губами. Сложение большей частью пропорциональное, но не очень крепкое, рост средний, местами даже высокий. Ближайшие родичи П. — малайцы, с которыми они сходны и по языку (см. Полинезийские языки). По всей вероятности, П. представляют ветвь малайцев, распространившуюся с запада, отчасти, может быть, благодаря случайному заносу лодок ветром и течением, отчасти, вероятно, вследствие намеренных передвижений, вызванных политическими смутами, размножением населения и т. д. Кое-где сохранились еще предания о расселении, напр. на Новой Зеландии — о прибытии предков с о-вов Самоа, которые вообще были, по-видимому, одним из центров переселений в разные стороны. Некоторые группы были заселены, вероятно, не долее как лет 400—500 тому назад, причем кое - где сохранились следы древних обитателей (напр. колоссальные статуи на о-ве Пасхи, остатки древних каменных построек во внутренних частях о-вов и т. п.), вероятно, истребленных пришельцами. До прибытия европейцев все П. находились в каменном веке и представляли из себя типичных "дикарей", хотя образ жизни их местами казался настолько привлекательным, что Руссо и другие видели в них наиболее счастливых и свободных людей на земле. Взгляд этот скоро пришлось оставить: при ближайшем знакомстве многие островитяне оказались людоедами, от которых погибли некоторые известные путешественники, напр. знаменитый Кук. Беспечность П. отчасти вызывалась природой, среди которой они жили: она доставляла им без особенных забот необходимое пропитание и благодаря теплому, ровному климату не требовала особых стараний о жилище и одежде. Тем не менее на всех почти островах одежда была известна в виде короткой юбки, пояса, накидки, изготовлявших из древесной коры или из листьев и (в Микронезии) растительных волокон. Еще более были распространены украшения — из раковин, черепахи, перьев, цветов, костей, зубов, семян, а также татуировка. Орудия и оружие приготовлялись из дерева, камня, костей, раковин, часто весьма искусной работы — копья с каменными или костяными наконечниками, палицы круглые и плоские, каменные топоры и долота в деревянных рукоятках, деревянные мечи, усаженные акуловыми зубами, пращи, рыболовные крючки (из раковин и костей), ножи, гребни, веера и др. Лук, стрелы, щит не были в употреблении, но встречались панцири и шлемы — из деревянных пластинок, кокосовых волокон и т. д. Глиняной посуды вообще не было, ее нашли только на о-ве Пасхи; ее заменяла деревянная посуда, раковины, корзинки; изготовлялись также циновки, подставки под голову, скамейки, столы, но сиденья не были известны. Весьма искусны были туземцы в постройке лодок из древесных стволов; парус употреблялся всегда один, из циновок, треугольной формы; в плавании по морю островитяне руководились звездами и углом, под которым лодка пересекала гребни волн; имелось также представление о простейших картах — из палочек и камешков. Главная пища была растительная; хлебное дерево одно уже обеспечивало на некоторых островах пропитание в течение почти целого года, затем имелись еще кокосовые орехи и другие плоды; туземцы разводили еще таро (Caladium esculentum), бататы, пизанг, сахарный тростник, ямс, им были известны искусственное орошение и культура террасами, а также садоводство (разведение цветов и деревьев для тени). В качестве домашних животных держались свиньи, собаки, куры; обильное пропитание доставляло море (рыбы, раки, моллюски). Диких животных на островах почти не было, за исключением крыс, которые также употреблялись в пищу. Варка пищи была неизвестна; ее заменяло печение и копчение, причем пища приправлялась морской водой. Каннибализм практиковался, по-видимому, всюду, но он стал местами исчезать еще до прихода европейцев; всего более он был распространен у маори Новой Зеландии и на о-вах Маркизских. Опьяняющим напитком служила кава (см.): в Нов. Зеландии она не была известна. Распространены были пляски, пение, музыка, (барабан, флейты, трубы из раковин), эпическая поэзия, резьба (на крышах и столбах домов, на лодках, деревянных орудиях, ящиках, также грубые статуи богов), орнамент (из геометрических линий и узоров, имевших в основе фигуру человека или части его тела). Селения были расположены большей частью по берегам и состояли из деревянных построек на столбах с крышей в форме опрокинутой вверх дном лодки, из пальмовых листьев, ветвей камыша, бамбука. Кое-где встречались большие (длинные) дома, разгороженные внутри циновками на отделения. В отношениях полов была значительная свобода; на Каролинских островах девушки жили в общих домах, свободно сходясь с молодыми людьми, покуда не находился охотник взять которую-либо себе в жены; молодые люди также составляли местами особые товарищества. Положение женщины было более свободное, чем у других дикарей, хотя на жене лежали многие работы по земледелию, приготовлению одежды, пищи и т. д. Женщины исключались обыкновенно из участия на пирах и даже не могли есть вместе с мужьями. Брак легко заключался и расторгался. Новорожденные дети, особенно женского пола, нередко убивались, как обуза. Всюду преобладала матриархальная семья; дети принадлежали материнскому роду и наследовали своим родственникам по матери. На большей части островов существовали три общественные группы — благородных, свободных и рабов: важнейшие должности находились в руках благородных, из среды которых выделялся король; иногда в управлении участвовал военный вождь или совет вождей. В обращении народа с королем были выработаны правила этикета; соприкосновение с ним посторонних не допускалось. Местами народ распадался на отдельные группы, общины с независимыми вождями; местами группы были соединены в одно племя, охватывавшее целую группу островов; иногда власть короля поддерживалась отрядами наемников с других островов. Религия П. представляла более или менее развитой фетишизм и шаманизм; существовали жрецы или шаманы, способные приходить в экстаз, прорицать, колдовать, лечить; иногда, впрочем, звание жреца соединялось с званием вождя. Существовала вера в духов, связанная отчасти с культом мертвых; храмы, более распространенные в Восточной Полинезии, были соединены с кладбищами; многочисленные местами идолы первоначально изображали, вероятно, предков. Местами прилагались заботы к возможно дольшему сохранению трупа и при погребении приносились человеческие жертвы. Бессмертие приписывалось обыкновенно только душам благородных; люди других классов и женщины не могли на него рассчитывать. На некоторых группах островов выработалась более сложная мифология с различными богами в роли создателей — Маци, Тангароа, сотрясателя земли Тати, небесного бога Ру и др. Были распространены мифы о создании мира и человека, о потопе, о принесении с неба огня и др. Характерным для Полинезии является обычай табу — запрещение пользоваться известными предметами, налагаемое жрецами и другими привилегированными лицами; обычай этот отчасти религиозного значения, отчасти практического (для предотвращения голода, для усиления социального различия и т. п.). В настоящее время на менее культурной ступени находятся некоторые микронезийцы, тогда как на островах Новой Зеландии, Тонга, Самоа и др. уже утвердились христианские и европейские формы, а на Гавайских о-вах — парламент. Главнейшие группы П.: маори — на Новой Зеландии (более 40000), некогда самое воинственное племя, с своеобразной во многих отношениях культурой, теперь значительно вымершее и христианизированное, находящееся под властью Англии; самоанцы — на о-вах Самоа (35000), также большею частью христиане и под европейским влиянием; тонгане — на о-вах Тонга, или Дружбы (22000); школы с 5500 учащихся; таитяне — на о-вах Таити, или Товарищества (16000), совершенно христианизированные, под французским протекторатом; жители о-вов Куковых (Раротонга) — около 8000 чел.; жит. о-вов Табуаи, Мангарева, Помоту (всего около 9000); жители Маркизских о-вов (4000) и гавайцы (Сандвичевых островов) — около 40000, но смешавшиеся отчасти с европейцами и вымирающие.
Д. А.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.