Пан
(греч. Pan)
в греческой мифологии бог лесов, покровитель пастухов и охотников, сын Гермеса (или Зевса и нимфы Каллисто). Образ П. - козлоногого юноши - был популярен в буколической поэзии греков и римлян.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Аркадский бог, сын Гермеса, покровитель пастухов. Пан упоминается уже в гомерических гимнах и у Пиндара. Изображали Пана, как правило, в виде человека с рогами, ушами и ногами козла. Пан считался похотливым богом, которого оба пола привлекали в одинаковой мере. Наверное, самая знаменитая из его любовных историй - с нимфой Сирингой, которая, чтобы уклониться от близости с Паном, превратилась в тростник; тогда Пан сделал из тростника свирель - сирингу, на которой до сих пор играют пастухи. Пан также сватался к Селене и подарил ей замечательное овечье руно. Иногда Пан гневался и становился опасен, особенно если его тревожили во время полуденного зноя, и тогда он обращал в бегство стада, насылал кошмары и вызывал у людей необъяснимый "панический" ужас. Пан помогал афинянам в войне с персами, и, согласно Геродоту, его видел на горном перевале бегун Фидиппид, спешивший попросить помощи у Спарты перед Марафонской битвой. После своей победы афиняне посвятили Пану пещеру на северном склоне Акрополя, сохранившуюся до наших дней.
Со времен античности Пан считается покровителем пасторальной поэзии и идеализированной Аркадии - именно в этой роли Пан выступает в "Гимне Пану" Шелли и в "Эндимионе" Китса. Забавным образом фигура Пана привлекала к себе и христианских писателей. Плутарх передает рассказ о том, что некие путешественники слышали на острове Паксос голос, обращающийся к сирийскому богу Таммузу и возвещающий о том, что "Великий Пан умер". Согласно Плутарху, это происходило во время царствования Тиберия, и христиане делали вывод, что слышанный путешественниками голос вещал о конце языческой эпохи и начале новой - христианской. Похоже, однако, что все это основывается на элементарной ошибке - путешественники просто не расслышали слово "панмегас" ("всемогущий") - эпитет, относящийся к богу Таммузу.
Некоторые философы-гуманисты связывали навлекаемый Паном "фурор" с мистическим состоянием, позволяющим постигать божественные истины, а Рабле отождествляет Пана с Добрым Пастырем, который есть "все, что есть" ("все" по-гречески "Пан"), таким образом примитивное полузооморфное-полуантропоморфное божество становится символом воплощения божественного Слова, "божеством всего". Художники Возрождения часто изображали Пана вместе с Венерой и Купидоном - возможно, потому, что читали "любовь побеждает все" как "любовь побеждает Пана". Наиболее известные картины, посвященные Пану, принадлежат кисти Пуссена, Йорданса, Врубеля.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)