Значение слова «палестина»

Что означает слово «палестина»

Словарь Ефремовой

Палестина

  1. ж. устар.
    1. Большое пространство (земли, леса, и т.п.).
    2. Большое количество чего-л.

Словарь Ушакова

Палестина

палестина, палестины, чаще мн. палестины, ин, жен. (разг.). Местность, край (преим. о своем, родном). «Поздравить любезного гостя с прибытием в родные палестины.» А.Тургенев. «Одно горе: в наших палестинах учителя сыскать довольно затруднительно.» А.Тургенев.

| Обширное, далекое и глухое место. «Леса там большущие - такая палестина, что верст по пятидесяти ни жила, ни дорог нету.» Мельников-Печерский. (По названию страны в Азии; срн. обетованный.)

Энциклопедический словарь

Палестина

(от древнеевр. пелиштим - филистимляне), историческая область в Зап. Азии. В 3-м тыс. до н. э. здесь осели племена ханаанеев. В 12 в. до н. э. побережье Палестины завоевано филистимлянами; на остальной территории в 11 в. древнееврейские племена основали Израильско-Иудейское царство, распавшееся ок. 928 на два: Израильское (существовало до 722) и Иудейское (до 586). Впоследствии Палестина входила в состав государств Ахеменидов (после 539), Птолемеев и Селевкидов (в 3-2 вв.), Рима (с 63 до н. э.), Византии (с 395 н. э.). В 7 в. Палестину завоевали арабы, в 11 в. - крестоносцы, в 12 в. - египетские султаны, с 1516 в составе Османской империи. В 1917 оккупирована английскими войсками, в 1920-47 мандатная территория Великобритании. 29 ноября 1947 Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о ликвидации английского мандата и создании на территории Палестины двух независимых государств - еврейского и арабского. Иерусалим выделялся в самостоятельную административную единицу под управлением ООН. В итоге войны 1948-49 между государством Израиль (создано на части территории Палестины 14 мая 1948) и соседними арабскими государствами Израиль захватил большую часть той территории Палестины, которая предназначалась для арабского государства; другую часть присоединила Иордания; район Газы отошел под контроль Египта. Вооруженные силы Израиля изгнали с захваченной территории св. 900 тыс. арабов. В июне 1967 Израиль оккупировал всю территорию бывшей подмандатной Палестины, а также ряд других арабских территорий. Численность беженцев составила (1987) ок. 2 млн. человек. Борьбу палестинских арабов за справедливое решение палестинской проблемы в рамках всеобъемлющего политического урегулирования ближневосточного конфликта, за удовлетворение законных прав арабского народа Палестины, включая право на самоопределение и создание собственного независимого государства, возглавляет Организация освобождения Палестины (ООП). В сентябре 1993 между Израилем и ООП подписана Декларация о принципах урегулирования, которая предусматривает введение ограниченного самоуправления палестинцев в секторе Газа и в зоне г. Иерихон (Зап. берег р. Иордан), являющихся единым территориальным образованием, в течение переходного периода (до 5 лет) до окончательного урегулирования палестинской проблемы на основании резолюций Совета Безопасности ООН.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Палестина

   есть общее название земли евреев (Быт 40:15), называемой также «землею Господнею» (Ос 9:3), «святою землею» (Зах 2:12), «землею Израилевою» (Иез 7:2), «землею Обетованною» (Евр 11:9). Первоначально это название употреблялось только для обозначения приморского берега земли, занятой Филистимлянами (Исх 15:14, Ис 14:29,31, Иоиль 3:4), и в этом единственном смысле употребляется в В. З. Еврейское слово «Пелешет», которому соответствует слово «Палестина» и которое переводится словом «земля Филистимская» или «Филистея» (Пс 86:4, 107:10). Границы Палестины сначала определялись Иорданом и Мертвым морем, Каменистою Аравиею, Средиземным морем и Сириею, но потом в состав ее вошли и земли по другую сторону Иордана от Арнона до Ермона и Антиливана. В этом протяжении границы ее к ю. простираются от южных пределов Мертвого моря до Идумеи, Каменистой Аравии и реки египетской (Чис 34:4-5, Вт 2:4-8). К з. Палестина граничит Средиземным морем, землей Филистимской и Финикией (Чис 34:6, Вт 11:24 и др.). К с. она простирается от гор, Ор и Ермон до Сидона и Великого моря, до гор Ливана и Антиливана и Дамаска в Сирии (Чис 34:7-9. Нав 1:4, Вт 11:24 и др.). К в. границы ее Евфрат и пределы владений колен Рувимова, Гадова, полколена Манассиина до земли Аммонитской и Моавитской (Нав 1:4, Вт 2:9, 1 Пар 5:9-10 и др.). При всей своей уединенности Палестина лежала, так сказать, в самом центре древнего мира и сколько была близка к обитаемым частям Африки, настолько же приближалась к известным тогда государствам Европы и Азии. Посему-то сам Господь говорит у пророка: «Иерусалим Я поставил среди народов и вокруг его земли» (Иез 5:5), и отсюда должны были излиться свет и спасение для всего мира. Палестина страна весьма гористая. Главные горы ее нас, Ливан (т. е. белая гора, называемая так частью от снега, 6 месяцев покрывающего вершину оной, частью от известковых скал и утесов) и Антиливан идущий к Дамаску и известный в Свящ. Писании также под именем Ливана (Песн 7:6); на ю. от них Неффалимовы горы, гора Фавор (гора Преображения) на высокой равнине Иезреельской, горы Ефремовы с горами Гевал, Гаризин, Кармил и др. Наконец, еще южнее горы иудейские, между которыми более известные: Мория, Сион, г. Елеонская (гора Вознесения) и др. Господствующие формации означенных гор суть мел и известь с кремнем. Из равнин замечательнейшие суть: Ездрилонская, Завулонская, Саранская, Сефел, орошаемые небольшими, летом высыхающими потоками и реками Кисон, Кедрон и др. Границу между восточною и западною Палестиною составляет река Иордан, по обеим сторонам которой тянется известная долина Иорданская. Река Иордан, вытекая из подошвы Ливана, проходит через озера Маррон и Тивериадское и вливается в Мертвое море. Восточная часть Палестины представляет большую высокую равнину, теряющуюся в пустыне, а на ю. возвышающуюся в виде г. Фасги. Здесь протекают реки: Иеромакс, впадающий в Иордан, и поток Арнон (ныне Уед-Моджеб). Из озер и морей замечательны озеро Фиал при подошве Антиливана, Мером или Самохонитское, Геннисаретское или Галилейское море. Мертвое море, иначе Асфальтовое или Соляное озеро, Средиземное море, называемое в Свящ. Писании Западным, Великим, а иногда просто морем (см. о каждом из них под своим названием). Из пустынь Палестины замечательнейшие суть: пустыня иудейская, Иорданская, Фекопская. Иерихонская и некоторые другие. Вот в каких словах пр. Иеремия изображает пустыню, по которой евреи странствовали сорок лет: Иегова «вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил, и где не обитал человек» (2:6). Климат Палестины различный: в гористых местах умеренный, а в местах более ровных жаркий. Но в ней собственно только два времени года — лето и зима. Лето жаркое и зима холодная, или, вернее, сухое, ясное время года и дождливое (Быт 8:22, Зах 14:8). Дождливое время года, соответствующее нашей осени начинается с половины октября или ноября, но не вдруг, а мало-помалу (Вт 11:14, 2 Цар 21:10). Холод достигает наиболее высокой степени в декабре и январе, когда нередко падает снег, а иногда и град. С апреля начинается жатва и вместе с тем сухое или жаркое время года, продолжающееся с некоторыми изменениями до октября. Жар особенно чувствуется с последней половины июля до второй половины августа. Тогда земля оживляется только росою, и потому-то роса считается великим благодеянием Божием. В это время всякая зелень полей высыхает, особенно когда дует знойный восточный ветер, вредный для садов и полей и гибельный для морских кораблей (Ос 13:15, Ин 4:8). Для здоровья климат Палестины вообще полезен. Но нельзя не заметить, что при всех благоприятных климатических условиях означенная страна имеет и свои бедствия. Там нередки моровые язвы, землетрясения, саранча, засуха, голод и т. п. По своему положению и ровному климату Палестина принадлежит к плодороднейшим странам. Если же в наше время находится там много пустых мест и невозделанных земель, если все населенные места представляют собою только большие малонаселенные деревни, то надлежит помнить, что это было ясно предсказано пр. Моисеем (Вт 28:15-29). Из истории известно, что эта страна неоднократно была опустошаема Ассириянами, Халдеями, Сириянами, Римлянами, Сарацинами и Турками. А что в древние времена это была прекраснейшая и плодороднейшая страна, об этом единогласно свидетельствуют все древние писатели, представляя ее богато украшенною прекрасными долинами, богатыми полями и лугами, прохладными лесами, великолепными городами и селениям. Действительно, плодородие в Палестине в библейские времена было чрезвычайное: пшеницу, виноград, ячмень, рис, чечевицу и хлопчатую бумагу разводили здесь в большом изобилии; розы, лилии, нарциссы и другие благовонные цветы во множестве покрывали и украшали собою цветущие нивы; бальзамный кустарник, кипарис, дуб, миндальное, масличное дерево, гранаты, пальмы, кедры и др. росли в ней во всей красоте и великолепии. Особенно же растительностью, плодородием и богатством своих произведений отличались Галилея, равнина Сарронская, горы Диван, Кармил, долины Васан и Хеврон. Из животных здесь водились овцы, козы, волы, коровы, верблюды, ослы, лошаки и разные птицы. Пчеловодство служило также важным предметом хозяйства в Палестине. Израильтяне производили значительную торговлю медом с Тиром. Не менее имело значение рыболовство, особенно для прибрежных жителей приморских стран. Из минералов всего чаще встречаются известь, мел, базальт, каменная соль, сера, асфальт и др. медь, серебро, золото и даже драгоценные камни (Вт 8:9, 33:19, Иез 22:18-19 и др.). В Библии Палестина представляется как самая прекрасная и плодородная земля, и «текущая медом и млеком», и которая напояется водою от дождя небесного. О богатстве природы Палестины единогласно свидетельствуют Диодор Сицилийский, Тацит, Плиний, Иосиф Фланий и другие. В первобытные библейские времена села, деревни и города в Палестине были незначительны. Название города встречается уже в семействе Адама. Каин, по убиении им Авеля, удалившись от прочего семейства Адамова на восток, построил здесь город и назвал оный по имени своего сына Еноха (Быт 4:17). После потопа рано упоминается не только о многих городах, но и о целых государствах (Быт 10:10-12), как, например, в земле Сеннаарской Вавилон; в Ассирии Ниневия и др. Далее упоминаются Ханаанские города: Сидон, Газа, Содом, Гоморра, Адам, Цевоим (ст. 19), равно как и во времена Моисея и Иисуса Навина, Иерихон, обнесенный высокою стеною (Нав 6:19) Гай с 12 000 жителей (Нав 8:25). Гаваон (Нав 10:2), Асор, сильно укрепленный город, бывший главою всех северных царств (Нав 11:10). Во времена Давида и Соломона особенно был укреплен, распространен и украшен столичный город Палестины, Иерусалим. Кроме того, Соломон построил и возобновил следующие города: Фадмор, Пальмиру, Газер, Бефорон, Гацор, Ваалаф и Мегиддо (3 Цар 9:12-19). Храм Соломонов был чудом света. По разделении царств не менее замечателен был город Самария, как по его прелестному местоположению, так и по богатству, укреплению и народонаселению, которое исчислялось во всей Палестине десятками миллионов, как, например, при Давиде оно простиралось до 5 000 000, а во времена Спасителя и еще более. О многочисленности населения, равно как и о благоустройстве и цветущем состоянии городов, кроме свидетельств Свящ. Писания и указаний светских писателей, доселе свидетельствуют развалины разрушенных городов Палестины. Путешественники во многих местах находят груды тесаных камней, столбов гранитных и мраморных колонн, развалины мощеных улиц, храмов, дворцов, замков, башен, водохранилищ и водопроводов. Такими развалинами переполнена почти вся Палестина, как, например, в Иерусалиме, Хевроне, Газе, Аскалоне, Азоте, в Самарии, Наблусе, Тире и Бейруте, в Дамаске, на Ливане и во многих других местах. Первоначально Палестина разделялась, сообразно с двенадцатью коленами Израилевыми, на 12 уделов, образовавших при жизни пророка и судии Самуила одно государство, первым царем которого был Саул. Это царство после почти полутора векового существования разделилось на два: иудейское и Израильское. Царство Израильское в непродолжительном времени было разрушено Ассириянами, а царство иудейское покорено Вавилонянами. После Вавилонского пленения Иудея разделена была на маленькие уделы под Персидским владычеством, причем Иудеи возвратились каждый в свой город, и в Свящ. Писании указываются города из разных колен, хотя возвратившиеся перечисляются не по коленам, а частью по городам и частью по семействам и родам (1 Езд 2:8-10, Неем 7:11), но не теряется из виду и племенная разность до самых позднейших времен (Мф 1, 2, 4:13-16, Лк 2:4, 36, Деян 26:7, Рим 11:1, Филип. 3:5). Около времен Иисуса Христа и во время Его земной жизни Палестина разделялась на четыре части: Галилею, Самарию, Иудею и Перею (об-он пол, т. е. по ту сторону р. Иордана; Флав. о Войне Иуд. Кн. 3, гл. III. См. о каждой из означенных частей под собственным названием). В последующее время, под владычеством Римлян, мы находим разделение Палестины на три части: Палестина первая, вторая и третья. В первой заключались Иудея и Самария, во второй — Галилея, страна Трахонитида и Итурея, в третьей — Перея и Идумея. Все эти части по управлению находились в зависимости от Сирии, что остается и доселе, под владычеством магометан, овладевших ею в 637 году по Р. Х. В настоящее время Палестина разделяется на четыре турецких санджака: Дамасский, Иерусалимский, Наблусский и Газский. Первоначально Палестина была обитаема многочисленными Ханаанскими племенами, как то: Иевусеями, Амореянами, Гергесеянами, Хананеянами, Кинеями (исполинским народом Еноховых детей), Филистимлянами и другими; впрочем, они мало помалу были покорены Израильтянами и большею частью истреблены. В настоящее время народонаселение ее состоит из Арабов, Турок, Египтян, Друзов, Армян и христиан разных народов и исповеданий. Дальнейшую историю Палестины см. под словами: Евреи, Иудея, Египет и Сирия.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Палестина

— страна, в которой совершились главнейшие события Св. Писания. Имя обязано происхождением классическим народам, называвшим ее так по имени филистимлян, с которыми они раньше других народов пришли в соприкосновение. Уже Геродот говорит о палестинских сирийцах, раньше него ассирийские цари употребляли имя Palastav. Мало-помалу это имя вошло в употребление не только у римлян и арабов (Filastuna), но и у самих евреев (уже у Иосифа Флавия), и в администрацию. Этому, отчасти, содействовало отсутствие постоянного туземного географического термина. "Земля Ханаанская" обнимала собой только область к З от Иордана, "земля Израилева" (I Цар. 13, 19; Ев. Mф. 2,20) или евреев (loc. Фл. pass.) были неопределенны, а "земля обетованная" и "Господня" (Ос. 9,3) — поэтические. И у египтян не было специального термина для П.: они причисляли ее к "стране Хару" и к стране "Ра-Канана" (т. е. Ханаан), употребляя оба имени в более широком смысле. Идеальными границами П. у евреев считались: к Ю. — поток Египетский (El-Arisch), к С — Эмаф (Гамбр); как фактические границы приводятся Вирсавия и Дан. При невозможности установить точные границы П. считают на Ю до потока Египетского, Аравийской пустыни, диких горных стран Аза-зимат и Сеир и Арнона; на С — до водораздела между Леонтом и Оронтом или до Антиливана и Ливана. Внутри страны бросается в глаза обособленность двух половин: восточная была отделена не только глубокой Иорданской долиной, но и крутым склоном зап. горной страны к реке. Обилие замкнутых долин также дробило П. на множество мелких частей, обусловивших политическую разобщенность древних обитателей, делившихся здесь на множество городских царств; евреи могли с трудом поддерживать некоторое единение только при условии общности веры и единства культа. — В зап. П. несколько горных цепей, разделенных массой долин равнин; в вост. — одно длинное плоскогорье, круто поднимающееся от Иopдана стеной в 6 00 до 900 м вышины и начинающее собой высокие равнины, доходящие до Евфрата. Горы П. состоят из известняка — мела, образующего пещеры, на С попадаются базальты и лавы. Из цепей западн. части самая сев., в древности Неффалимова, теперь Джебель Сафед, ограничивает верхнюю иорданскую низменность до Генисаретского оз., отроги ее доходят до Акко, эн-Накуры к югу от Тира и Рас-эль-Абьяда и занимают лесистую, плодородную область; к ней принадлежит и самая высокая гора Галилеи — Джебель Джермак—1200 м. К югу от них цепь, наз. Любие, опускающаяся к ЮВ к плодородной вулканической долине Ард-эл-Хамма. Далее к Ю 3 горы, ограничивающие Ездрилонскую (Иезреельскую, Мегиддонскую) долину с В.: Фавор (теперь Джебель-эт-Тур) 568 м выс., покрытый дубами и теревинфами, малый Ермон 518 м и Гелвуй; с 3 долину запирает Кармил 576 м. Горные группы средней П. назывались Ефремовыми или израильскими; из них наиболее высоки Самарийская, Гаризим, Гевал, Селмон. От них ущельем у Михмы отделяются к Ю Иудейские горы, возвышающиеся постепенно к Ю и достигающие у Хеврона 3 т. фт., а затем быстро спускающиеся и переходящие в так наз. Аморейские горы. Их вост. склон бесплоден и пустынен, к З — представляют ряд плодородных и способных прокормить густое население возвышенностей. За Иорданом от Ермона (Джебель-эс-Шех) идет к ЮВ Джебель-Хеш; за ней ряд лесистых холмов; страна к Ю представляет огромное плоскогорье, перерезанное ущельями по направлению к Галилейскому оз. Сюда же примыкает и Васанское плоскогорье — Хауран ("Гора Друзов"), оканчивающийся Алсадамом. Горы здесь вулканического происхождения. К Ю от Ярмука горы опять поднимаются и достигают высшей точки у Явока — 12*0 м, к Ю от которого высится гора Джебель Оша. Многие из этих горных стран богаты пещерами в виде колоколов или с запутанной системой ходов; они служили гробницами, убежищами иди даже жилищами. Так, в Иудее были: Адулламская пещера где скрывался Давид (I Цар. 22,1), Македская, в которую укрылись разбитые ханаанские цари (I. Н. 10, 10). В этой местности (поздн. Елевферополь) помещали доисторических туземцев хоритов, т. е. обитателей пещер; что они, действительно, служили некогда жилищами указывает их искусная и однообразная отделка длинных рядов множества пещер со сводами. В Кашм-Усдуме их стены, пол и потолок состоят из соли; у Вифлеема находятся огромные пещеры эт Тувеме, но особенно громаден так наз. лабиринт Харейтуна, получивший такое название от преп. Харитона, основавшего в нем в конце IV в. свою знаменитую лавру. В 1845 г. Тоблер нашел здесь много гробниц с сирийскими надписями. Древние христиане любили также приурочивать к пещерам различные события Св. Писания. Долины и равнины известны в Библии под различными именами: "нахаль" — ложе временных ручьев, "гай" — долина без рек или со стоячей водой,"эмэк" — ущелье, "бика" — большая равнина между гор. К числу первых принадлежат все берега речек П., напр.: Нар-эл-Касимийэ, Кисона, Бела, Аудше, Шихар-Либнота и др., впадающих в Средиземное море; к числу вторых: долина сынов Энномовых (Hinnom), к Ю от Иepyсалима, наз. также геенной (см.), дол. Сионская (Исайи, 22, 5) — место Иерусалима и мн. др.; к числу третьих — Иосафатова, дол. Рефаимская (Иис. Нав., 15, 8; 4 Цар. 5, 18, 22 и др.) к Ю от Иерусалима, дол. Элонская (Иис. Нав., 10, 12) — к Яффе, Гаваонская, Иезреельская, Сокхофская (за Иорданом) и др. Из равнин замечательны: Келесирия, между Ливаном и Антиливаном, Массифская (Ииc. Нав., 11, 8) от Иордана к оз. Мером, Завулонова, Мегиддонская или Иезреельская (Ездрилонская) — к Ю от Назарета, Саронская (от Кармила до Яффы) и др. прибрежные равнины. Орошена П. довольно удовлетворительно. Хотя множество речек и ручьев и пересыхает в жаркое время, но обилие ключей восполняет этот недостаток. Из рек, постоянно снабженных водой, следует назвать Бел, нижние течения Кисона и Аудше и Иордан (см.) с притоками. Кроме того в П. есть три озера, принадлежащие к системе Иордана: на С Бар-эль-Гуле, наз. Иoc. Флавием Семонитидой и неправильно отождествленное Реландом с Меромом, упоминаемым у Иис. Нав. (11,5, 7). Это — легко пересыхающее болото. Генисаретское оз., к Ю от вышеупомянутого, наз. также Галилейским морем и Тивериадским, находится на 212 м ниже ур. моря, глубина наиб. 240 м, обильно рыбами, между прочим и свойственными Нилу; вода его начинает несколько солонеть. Наконец, Мертвое море, в которое впадает Иордан, наз. также Ασφαλίτις у греч. авторов и Соленым в Библии, представляет самую низкую впадину на земном шаре, 394 метров ниже уровня моря, имеет в глубину более 13 тыс. м в самом глубоком месте. В нескольких часах к Ю от него так наз. Скорпионовы уступы или Акрабим — ряд скал в 100—150 фут. выш. с В на З с довольно хорошей растительностью; далее к Ю идет бесплодная и грозная Аравийская пустыня. Климат П., вообще, подтропический, но на берегу средняя температура, благодаря прохладным ветрам, всего 17°, в горах еще ниже, в Галилее — египетская, на Мертвом море почти тропическая. Два времени года: дождливое и сухое; с конца октября по март идут дожди, начинаясь так называемым "ранним" дождем, приносимым южным ветром, и кончаясь "поздним", необходимым для созревания озимых посевов и всхода яровых. Самые холодные месяцы — янв. и февр.; почти каждый год в Иерусалиме перепадает изредка снег и бывают морозы, доходящее иногда до — 2°. Самое приятное время года — от середины марта до половины мая, но и летом жары умеряются вечерней прохладой и утренней росой, а также сев.-вост. ветром. Впрочем, иногда летом дует и сухой хамсин. Замечательно теплая осень, напр. октябрь не холоднее июня. Плодородие П. было прославлено в древности не только Библией, где она называется текущей молоком и медом (Исх. 3, 8 и т. д.), но и классиками; это доказывается и развалинами множества городов, и существованием густого населения в древности. Склоны иудейских гор к Мертвому морю лишены леса и только кусты дают скудную пищу козам, но зато на западн. склонах произрастают южные фрукты и виноград; особенно же плодородны берега Средиземного моря, а также область Ефрема и Манассии, где произрастают фиговые деревья. Кармил, как показывает его имя (сад), обилен дубом, маслиной и др. деревьями, которых здесь насчитывают до 50 пород. Плодородием отличается также Галилея и Самария, особенно же сев. и зап. берег Генисаретского оз. Но и Перея богата лесами дубовыми, кедрами и др. Кроме того в П. произрастает пшеница, ячмень, просо, горох, бобы, артишоки, арбузы, огурцы, тыквы, горчица, благовонный тмин, лилии (крины) и др. растения этого рода, розы, так назыв. иepихонские розы, альрауны или мандрагоры, кипарисы, исоп, фисташковые деревья, гранатовые деревья, апельсины и лимоны (сады в Яффе и Наблусе), миндаль, персики и абрикосы. Редки яблони и финиковые пальмы; последние попадаются только у Иерусалима, Газы, Рамлэ и Яффы. Кроме того в П. встречаются различные благовонные деревья и бальзамические кусты, например сторакс, кипарис, акация, приносящая гумми, и т. п. Для построек употребляются кедры, смоковницы, дубы, тересинфы, тамариски (в нижнем течении Иордана). Особенно распространен терновник (Spina Christi), живую изгородь часто делают из кактуса. В древности в П. водились не только львы, но и слоны; в настоящее время уже исчезли и единороги (дикие антилопы), редко попадаются и выродились быки. Более распространены овцы, козы, дикие ослы, шакалы, лисицы, кошки и собаки. Исчезли и ядовитые змеи, но попадаются скорпионы, и т. п. Число жит. в цветущее время истории П. доходило до 4 млн.

В настоящее время население страны, составляющей древнюю П., не превышает 650000 чел. Главный контингент составляют сирийцы и арабы; значительно уступают им в численности греки, турки, евреи и франки (т. е. европейцы). Подавляющее большинство населения (80 %) исповедает ислам; за мусульманами следуют христиане различных исповеданий (всего больше православных) и, наконец, евреи. Последние, главным образом выходцы из Европы, живут преимущественно в городах; в 1894 г. их насчитывалось 65000 чел. В промышленной жизни П. главную роль играет сельское хозяйство. Среди земледельческих произведений на первом плане стоят пшеница и ячмень; первой в последние годы собирали в среднем на 6,5 млн, а второго — на 3 млн. франков. Успешно, но в значительно меньших размерах разводится кукуруза. Видной статьей народного хозяйства является плодоводство, в особенности сбор апельсинов и лимонов, которых в 1896 г. вывезено было на 2,2 млн. фр. В последнее время туземцы, под влиянием примера немецких и еврейских колоний, а равно некоторых духовных учреждений, стали успешно заниматься виноделием. Наиболее подходящей для виноградарства оказывается песчаная почва окрестностей Яффы и Газы. Несмотря на высокую вывозную пошлину, какой обложено вино в П., палестинское вино получило уже распространено в России, Германии и Англии и проникает во Францию. В 1896 г. немецкие колонии, доставили для экспорта 1200 гкл. белого горного вина, а новые еврейские колонии, основанные выходцами из России в окрестностях Яффы (см.), вывезли от 600 до 700 гкт., всего же вывезено из П. вина и коньяку в 1895 г. на 277000 фр., а в 1896 г. на 216550 фр. Еврейские колонии, сверх того, начали заниматься шелководством и располагают приблизительно 1 млн. тутовых деревьев; в тех же колониях возникает и пчеловодство, и их продукт в Европе ценится очень высоко. В области обрабатывающей промышленности значение имеют лишь производства мыла, вырабатываемого примитивным образом из оливкового масла, да поделки из оливкового дерева и перламутра, состоящие, главным образом, из предметов религиозного почитания; центром этого кустарного промысла является Вифлеем. В последние время, наряду с предметами религиозного почитания (крестики, четки), стали выделывать из оливкового дерева и перламутра и изделия светского характера (художественная мебель, веера, перочинные ножи и т. п.), чему много способствует художественно-ремесленная школа, открытая в Иерусалиме. Обороты по внешней торговле П. в общей сложности достигли в 1896 г. суммы в 17562309 фр., из которых 8605954 фр. (49 %) падают на импорт, а 8956355 фр. (51 %; в том числе мыла на 2615000 фр, ячменя на 1374000 фр., предметов культа на 389000 фр.) — на экспорт. Главным торговым центром и портом служит Яффа, соединенная с Иерусалимом железной дорогой. Первостепенное значение в экономической жизни П. имеет приток иностранцев; число туристов и паломников, посещающих П., колеблется от 15 до 20 тысяч в год. В 1896 г., под влиянием политических осложнений на Востоке, холеры в Египте и эпизоотии в окрестностях Яффы, число туристов и паломников, посетивших П., уменьшилось до 9200 чел.; из них лишь 2646 чел. (в том числе 1038 англичан и 623 американца) принадлежали к более состоятельным классам, остальные же — к простонародью, а подавляющее большинство последних, именно 4852 чел., состояло из русских паломников.

История. Евреи называли своих предшественников в П. то общим именем хананеев, то другими именами, причем рядом с хананеями, как главным племенем, выступают ферисеи, еввеи, иевусеи. Первые упоминаются как жители деревень и встречаются еще при Соломоне, вторые населяли область, впоследствии доставшуюся филистимлянам; последние жили в области Иepyсалима. Жители заиорданья выступают под именем рефаим (соб. великаны), к которым причислялись эмимы у моавитян и самсумимы у амонитян. Кроме того на севере, у истоков Иордана, жили амореи, распространившиеся и в Заиордане. Все эти племена были, по-видимому, семитического происхождения; это доказывается как изображениями их на египетских памятниках, так и собственными именами, географич. и личными. В силу географических условий П. представляла в древности конгломерат мелких городских владений-царств, в которых культурная жизнь городов текла параллельно кочевой в пустынях. Культура П. находилась в зависимости от Вавилона, из него она получила и клинописный шрифт, и систему мер, и различные представления. Если верить так назыв. таблице omina, то еще в IV тысячелетии до Р. Хр. на П. распространилось и политическое владычество тигро-евфратских повелителей. С именами Саргона и Наримсина соединяется представление о походах и завоеваниях на "Западе" ("Марту"). Еще более достоверно сказание о нашествии Кудур-Лагимара, царя эламской династии в XXIII в. до Р. Хр. и связанное с этим событием известие о погибели цветущей культуры на берегах Мертвого моря, а также о переселении из Месопотамии евреев и финикиян и о существовании в Иерусалиме теократического царства Мельхиседека. О продолжительном политическом господстве завоевателей в П. не могло быть и речи в это время ввиду смут на берегах Тигра и Евфрата, но и самостоятельностью пользовались палестинские царства только до тех пор, пока египетское новое царство, закалившись в борьбе с гиксосами, не стало заботиться об укреплении и расширении северной границы, которая до тех пор лишь отделялась от долины Нила стеной и рядом укреплений. Уже Ахмес I, доходил до палестинского города Шароханы; его преемники: Аменготеп I и Тутмесы продолжали подвигаться по этому пути. Тутмес I дошел до Евфрата и у г. Нии на переправе через Евфрат поставил свои победные памятники. Таким образом вся Сирия была покорена фараонами, но удерживать ее в повиновении было для них нелегко: начало каждого нового царствования сопровождалось восстаниями; сирийские города заключали союзы подобно тем, которые мы встречаем при завоевании евреями Ханаана. Тутмесу III пришлось совершать в Сирию почти ежегодные походы (до 12). Его победы и завоевания увековечены так. наз. Анналами на стенах Карнакского храма, представляющими большей частью списки взятых городов и завоеванных стран и их дани. Южно-палестинских там уже нет: они были давно покорены и удерживать их было легче. Преемник его, Тутмес IV ходил еще раз усмирять восстание в Азии; он пленил его предводителей и повесил их в Фивах и Напате. Аменготеп IV уже спокойно царствовал над покоренными странами. Ко времени Аменготепа III и IV, т. е. XV—XIV вв., относится знаменитая коллекция клинописных табличек, открытая в Тель-эль-Амарне и представляющая египетский государственный архив сношений с сирийскими вассалами и азиатскими державами. Здесь, между прочим немало донесений из П. Вассалы, частью туземные цари, частью губернаторы доносят фараону друг на друга, оправдываются от обвинений, просят помощи против врагов. Последними были на севере амореи и хеты, на юге — "хабири". С последними пришлось иметь дело иерусалимскому губернатору Абд-Хибе, но его вопли о помощи не имели успеха и "хабири" все более и более распространяли свое владычество. Что это за народ — сказать трудно; высказывались различные предположения, между прочим, сопоставляя их с евреями, что возможно с филологической стороны, но находят препятствие с хронологической: еврейский исход, следуя Библии и другим указаниям, относят ко времени конца XIX дин. Кроме Иерусалима есть донесения из филистимских городов и из многих других, отождествление которых пока еще спорно. Раскопки англичан в Тель эль Хеси на месте древнего Лахиша, обнаружили много интересных памятников этой эпохи как несомненно вавилонского происхождения, так и сработанных местными мастерами по вавилонскому образцу. И в Египте, и его искусстве замечается влияние Азии, которая снабжала его произведениями своей культуры, оружием и колесницами, как в виде дани, так и благодаря торговому обмену. Между тем на С от П. появился новый соперник египетского влияния — хеты (см.). Борьба с ними фараонов, наполняющая собой XIX дин., имела своим театром и П. Сети I и Рамсес II в своих победных списках перечисляют палестинские города; князья последних, обыкновенно, встречали царей Египта с приветствиями еще у пограничных укреплений, хотя встречаются примеры и враждебных действий с их стороны: так, Рамсесу II пришлось осаждать Аскалон. Вообще, осады семитических крепостей в это время являются одной из любимых тем египетских придворных художников; сами крепости носят семитическое название мигдолов. Преемник Рамсеса II Меренпта хвалится, что опустошил Израиля; обыкновенно, к его времени приурочивают еврейский исход; как примирить эти два известия, сказать трудно. Ханаанские князьки, изнеженные высокой городской культурой и отвыкшие от войны под эгидой египетского владычества, не могли устоять против нашествия свежего и воодушевленного верой племени. Около того же времени, в царствование Рамсеса III, произошло другое нашествие на П.: филистимляне (см.) напали с суши и с моря. Хотя на суше они и были отражены египтянами еще севернее пределов П., но, побежденные и на море, они поселились на плодородной прибрежной полосе (дальнейшие судьбы П. см. под словами: Евреи, Сирия). После возвращения евреев из плена древнее деление П. на колена вышло из употребления и мало-помалу заменилось другим — на Иудею, Самарию, Галилею и Перею. В Галилее преобладал инородческий элемент, усиливавшийся все более и более: здесь были и финикияне, и арабы, и греки. Последние также стали в П. твердой ногой со времен Александра Вел. и Птолемеев. Кроме ряда колоний: Neapolis (Наблус), Севастия, Тивериада, существовало еще так наз. Десятиградие, с лежавшими в Перее и Самарии 10 греч. городами: Скифополем, Филадельфией, Герасой, Гадарой и др. Наконец, в V в. по Р. Хр. сделалось общеупотребительным римское официальное деление П. на Prima (Иудея и Самария), Secunda (область верхнего Иордана и Генисаретского оз.) и Tertia (Идумея и Моав). История евреев в П. окончилась разрушением Иepycaлима и храма (70 г. по Р. Хр.). Предстоящее сооружение на его месте языческой Aelia Саpitolina вызвало новое восстание Баркохбы, подавленное в 135 г. Адрианом, который основал действительно недоступную для иудеев Элию и еще при Иерониме на месте древнего св. святых стояла конная статуя этого императора. Множество городов было разрушено, а жителей перебито и продано в рабство. Со времен Константина В., П. стала украшаться церквами, ее пустыни наполнились монахами и множество богомольцев со всех концов христианского миpa стало стремиться к ее святыням. На IV вселенском соборе в Халкидоне (451 г.) иерусалимская епископия, первая по времени своего основания, возведена в степень пaтpиapxии. В 615 г. было нaшecтвиe Хосроя II, покорившего всю Сирию, взявшего Иерусалим штурмом и ограбившего св. места. Хотя Ираклию и удалось на короткое время освободить их, тем не менее очень скоро ими завладели арабы под предводительством Омара.

Источники древнего периода истории П.: Библия, египетская литература (особенно, победные надписи, папирус Анастаси I и др.), клинообразные летописи походов ассирийских царей, Телль-эль-Аморненская переписка, классики, Иосиф Флавий. Литература. Кроме массы сочинений по еврейской и египетской истории: Соловейчик, "Палестина в XV в. до нашей эры" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1896, 3, VII, CCCIV, 43); M. W. Müller, "Asien und Europa nach ägyptischen Denkmä lern" (Лпц., 1893); F. Delitzsch, "Wo*lag d. Paradies"; E. Schrader, "Keilinschriften und das alte Testament"; Halevy, "Recherches bibliques" (в "Revue d. é tudes juives"); Хвольсон, "О влиянии географического положения П. на судьбы еврейского народа" ("Христ. Чтение", 1875); прот. Разумовский, "Обозрение растений, упоминаемых в Св. Писании". Многочисленные статьи Горского в "Душепол. Чтении": "Описание Св. Земли", касающиеся географии; климата, геологии и т. под. (1866—79); Сибирцев, "Опыт библейской естественной истории" (СПб., 1867) и др. Библиографические сведения по палестиноведении см. Библиография.

Б. Тураев.

Со времени завоевания П. арабами (636 г.) страна эта разделяла изменчивую судьбу сарацинских властителей Египта, за исключением короткого промежутка (1099—1187 гг.), когда она крестоносцами освобождена была из-под мусульманского ига. С того времени П., которая уже в начале крестовых походов (см.) подвергалась ужасным опустошениям, сделалась ареной ожесточенной борьбы мусульман с крестоносцами, которые вплоть до 1291 г. тщетно пытались вновь завоевать Святую Землю. Неоднократно подвергалась П. и завоевательным набегам азиатских орд, пока не попала окончательно под владычество османских турок (1517). В 1799 г. Наполеон из Египта вторгнулся в П., но после неудачной осады Акки очистил страну. Важнейшим явлением в истории П. за текущее столетие является миссионерская деятельность, которая ведется протестантами и католиками и более направлена к присоединению православных, чем к обращению мусульман; с этой целью западные миссионеры открывают в П. учебные заведения, благотворительные учреждения. В 1841 г. Пруссия учредила в Иерусалиме протестантскую епископскую кафедру, на что папа ответил восстановлением в 1846 г. латинского иеpyсалимского патриархата, существовавшего в эпоху крестовых походов. В 1849 г. Россия, в видах охранения православия в Святой Земле и воспособления русским паломникам, учредила в Иepyсалиме русскую духовную миссию, во главе которой поставлен был арх. Порфирий (Успенский), известный своими исследованиями христианского Востока. См. Святые места. Научное исследование Палестины в течение XIX в. сделало значительные успехи. За путешествиями в П. фон Зеетцена (см.) и И. Л. Буркгардта (см.) следовали многочисленные посещения П. с научными целями американца Э. Робинзона, швейцарского врача Т. Тоблера в 1835, 1845, 1857, 1865 и др. годах. Труды названных путешественников, как и исследования американца В. Томсона, немцев Г. ф. Шуберта и Руссегера, шотландца Вильсона и англичанина Вильяма, обработаны в Ritte'rs, "Erdkunde von Asien" (т. 15—17). В новейшее время главнейшими исследователями П. являются Шик, Шумахер, Штюбель, Ретлинг, Гуте (Gutbe), Бланкенгорн, А. А. Олесницкий (см.), Б. П. Мансуров (см.). В 1865 г. основано Английское палестинское общество (English Palestine Exploration Fund), которое организовало много больших и малых экспедиций в П., начало с 1869 г. издавать "Quarterly Statements", озаботилось составлением планов местностей, лежащих к З (1872—77) и частью к В (1881—82) от Иордана, предприняло раскопки холмов (теллей), скрывающих под собой остатки древних поселений или городов. В 1892 г. раскопки в Тэлль-эль-Хеси, который отождествляют с библейским городом Лахишем, привели к открытию первой и единственной пока плитки с клинообразной надписью, знаки которой совершенно тождественны по форме со знаками надписей на плитках, найденных в 1887 г. в Тэлль-эль-Амарне в Египте. Главные издания общества: "Ordnance survey of Jerusalem" (1865), "Recovery of Jerusalem" (1871), "Map of Western Palestine, Memoirs" (7 т.; последний том "Иерусалим" с 60 табл. рисунков), "Survey of Eastern Palestine" (I, 1889). Деятельность общества изложена в "Twenty one years' work in the Holy Lan d " (1886). Важнейшие французские труды по палестиноведению: Guerin, "Description geographique, historique et archeoiogique de la Palestine" (7 т., П., 1868—80); Due de Luynes, "Voyage d'exploration a la mer Morte, a Petra et sur la rive gauche du Jourdan" (3 т., с атласом, 1874—76). Немецкое палестинское общество, учрежденное в Лейпциге в 1877 г., издает с 1878 г. "Zeitschrift des deutschen Palestinevereins" (4 вып. в год); командировало в 1881 г. проф. Гуте (Guthe) в Иерусалим для раскопок, которые описаны в 5 вып., "Zeitschrift" (отд. Лпц., 1883); д-ра Шумахер из Иафы и Нетлинг в 18*5 г. (первый вновь в 1891 и 1894 гг.) занимались съемкой части местности к В от Иордана (9, 16 и 18 вып. "Zeitschrift). Немецкие издания: Sepp, "Jerusalem und das heiiige Laud" (2-е изд. Шаффгаузен, 1872—76; новое изд. Регенсбург, 1878); Fr.-Ad. и O. Strauss, "Die Lander und Statten der Heiligen Schrift" (2-е изд., Лпц., 1877); Ebers u. Guthe, "P. in Bild und Wort" (2 т., Штутг., 1883; новое изд. 1886—87); O. Ankel, "Grundziige d er Landesnatur des Westjordan-landes" (Франкфурт на M., 1887); R. Rohricht, "Bibliotheca geographica Palaestinae" I (библиография литературы о П. с 333 г. до 1878 г., Берл., 1890); Schlatter, "Zur Topographie und GeschlchteP." (Кальв и Штутгарт, 1893).

В России Императорское пpaвославное палестинское общество учреждено в 1882 г., с целью: поддержания православия в Св. земле и защите его от латинской и протестантской миссионерской пропаганды; облегчения православным паломникам путешествия в П. и попечения о них в самой П.; ознакомления русских с прошедшим и настоящим Св. земли. Общество возникло по мысли вел. кн. Сергея Александровича, который, в 1881 г., посетил Св. землю, вместе с вел. кн. Павлом Александровичем и вел. кн. Константином Константиновичем. Председателем все время вел. кн. Сергей Александрович. Общество, кроме 42 членов-учредителей, состоит из почетных членов, избираемых за особые заслуги в пользу Св. земли или за ученые труды по палестиноведению, а также за пожертвование не менее 5000 руб. в пользу общества, действительных членов (ежегодно по 25 руб.) и членов-сотрудников (ежегодно по 10 руб.). С 1885 г. начало открывать в России епархиальные отделы, которые в 1897 г. действовали в 28 губ., под председательством епархиальных архиереев. Для борьбы с инославной пропагандой общество восстановляет, созидает и поддерживает в П. сельские церкви, открывает пансионы и школы и содержит амбулаторные лечебницы и больницу. Два пансиона общества: в гор. Назарете (мужской) и в Бет-Джала, подле гор. Вифлеема (женский) служат для подготовки, воспитанных в духе православия, туземных учителей и учительниц для сельских школ, которых в 1897 г. в пределах П. и Сирии общество насчитывает до 50, с 4000 учащихся. Школы имеются в Назарете, Кайфе, Бейруге, Дамаске, Хомсе и других городах и селениях П. и Сирии. Церкви общества находятся в селениях Яфе, Мжделе, Рамэ, Канв Галилейской и других местах. Для подания туземному населению медицинской помощи имеются амбулатории в Иерусалиме, Назарете, Вифлееме и Бет-Джале, снабжающие пациентов бесплатными лекарствами и принимающие ежегодно до 60 тыс. больных. В Иерусалиме устроена больница на 44 кровати с бесплатным содержанием и лечением. Для облегчения православным русским паломникам путешествия в Св. землю Палестинское общество вошло в соглашение с железнодорожными и пароходными обществами, которые значительно понизили плату за проезд; так, от СПб. до Иерусалима и обратно проезд в III классе, по особым паломническим книжкам, стоит теперь только 57 руб. С 1883 г. по 1895 г. продано всего 18661 книжки, по которым сохранено паломникам до 327000 руб. Русские подворья в Иерусалиме, служащие ныне приютом для 2000 богомольцев, отремонтированы и приспособлены к нуждам паломников; на подворьях устроены прачешные, кладовые для вещей, цистерны для дождевой воды, служащей для питья, и проч. При новом подворье (1890) с помещениями I, II и III разрядов общество устроило хлебопекарню, водогрейную, народную столовую и баню. Пользование всеми этими хозяйственными учреждениями предоставлено паломникам за самую незначительную плату: полное содержание паломнику-простолюдину обходится в день 13 коп., включая сюда плату за помещение, обед из 2 блюд и за горячую воду для чая. В помещениях I и II разряда полный пансион обходится в 4 руб. и 2 руб., что по местным ценам не дорого. Общество на своем подворье устраивает ежедневные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами; содержатся особые проводники для сопровождения и охраны богомольцев при посещении ими св. мест как в черте Иерусалима, так и отдаленных от него Иордана, Хеврона, Назарета и прочих. Кроме Иерусалима, общество содержит еще подворье в Назарете. Для ознакомления с историей Св. земли обществом научно изданы хождения всех 12 древнерусских паломников допетровского периода; затем изданы, с русским переводом: 4 древних латинских (до разделения церквей), 11 греческих и 2 южно-славянских паломника, да еще 23 отдельных исследования и современных описания Св. земли. Для народного чтения изданы 8 житий палестинских святых, 4 выпуска о древних палестинских обителях и 18 выпусков чтений о Св. земле. Всего за 15 лет обществом изданы 93 научных и литературных сочинения, в 160 томах и выпусках. Общество организовало ученые экспедиции и обращалось к отдельным лицам по соответствующим специальностям, командируя их с археологической и другими целями в П.: А. В. Елисеева — для изучения и описания древнего сухопутного пути русских паломников в Св. землю через Кавказ, Малую Азию и Сирию; П. В. Безобразова — для отыскания древних греческих рукописей на Востоке; проф. А. Цагарели — для описания грузинских рукописей, Н. П. Кондакова — для исследования Заиорданья. По поручению общества эллинист А. И. Пападопуло-Керамевс сделал описание 1900 рукописей иepyсалимской патриаршей библиотеки. В 1863 г. приступлено к раскопкам на русском месте, близ храма Воскресения Христова в Иерусалиме, причем были открыты остатки древних городских стен Иерусалима, так наз. второй стены, воздвигнутой Неемией в 445 г. до Р. Хр., по возвращении из плена вавилонского, и порог ворот, ведших за город во время земной жизни Спасителя. Через них переступил Спаситель, неся крест к подножию Голгофы. Над этими священными остатками сооружена церковь во имя святого Александра Невского. К 1897 г. всех членов общества было 3400. В 1895—96 г. произведено расходов всего 532945 р. Каждый посетивший Иерусалим паломник обошелся обществу в 19 р. 73 к., а от него получено 4 р. 60 к., следовательно, общество приплатило за каждого из них по 15 р. 13 к. Путеводители: Baedeker, "P. und Syrien" (2-е изд., Лпц. 1880; 3 изд. 1891); Li évin de Hamrae, "Das heilige Land und seine Heiligthü mer" (Майнц, 1887); Meyer, "Aegypten, P. und Syrien" (2-е изд., Лпц., 1889). В. Я. Михайловский, "Спутник православного поклонника в Св. землю"; лучшая карта Фишера и Гуте (Лпц., 1890); библейские атласы — Риса (5 изд., Фрейбург на Бр., 1887), Менке (Гота, 1868). А. С. Сувориным предпринято роскошное изданиe "П." с видами достопамятных местностей (вып. 1—28, СПб., 1891—97).


Морфологический разбор «палестина»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: женский; число: единственное; падеж: именительный; остальные признаки: singularia tantum, топоним; отвечает на вопрос: (есть) Что? ...

Синонимы слова «палестина»


Фонетический разбор «палестина»

транскрипция: [пал'ис'т'ина]
количество слогов: 4
переносы: (па - ле - сти - на) ...

Цитаты со словом «палестина»


Близкие по смыслу слова к слову «палестина»


Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.