Оттокар
Николай Петрович Оттокар (1884-1957)
☼ историк-медиевист. Как и Карсавин, идейным единомышленником и близким другом к-рого он был, О. стоит у истоков новой социальной истории (см. Новая история) и ее историко-антропол. направления. Выпускник Петербург. ун-та, ученик Гревса, с ноября 1916 проф. Перм. ун-та, функционировавшего тогда в качестве филиала Петроград. ун-та. Осенью 1922 (1923) О. был вынужден покинуть Россию и выехать на Запад. Берлин, Париж и, наконец, Флоренция — таковы гл. вехи его эмигрантского пути. Италия, в городских архивах к-рой он провел немало часов во время своих научных командировок в годы студенчества и работы над магистерской дис., стала для него второй родиной; в течение 30 лет, до конца своих дней, он — проф. медиевистики филол. ф-та Флорентийского ун-та. Неизменной оставалась и гл. тема его исследований — типология зап.-европ. ср.-век. города, происхождение и становление городских коммун во Франции и Италии.
Гл. задача его исследования — уяснение в каждом конкр. случае особенностей становления города как "публично-правовой целостности" и формирование в ходе этого процесса "городской ассоциативности" (общности): способности к коллективному действию и солидарности. О. стремился показать, что становление ср.-век. города как города нового (по сравнению с античным) типа не сводимо к формальному факту обретения поселением коммунальной хартии и ее действию. Это был длит. и сложный процесс,в к-ром участвовали разл. силы и элементы, в т.ч. сеньориально-феодальные. Реальные рез-ты и истинный смысл "коммунальных свобод" и "хартий" могут быть адекватно оценены лишь, "если будут поставлены в связь со всей жизненной обстановкой, со всей реальной конъюнктурой" — с историей становления города и его институтов, историей реальных отношений с сеньором и сеньориальными властями; борьба с сеньором "за свободу" — всего лишь одна из линий городской жизни и при этом не всегда доминирующая.
Конкретно-истор. по своей теме, это исследование О. свидетельствовало о рождении нового творч. сознания и разрыве с господствующими представлениями о задачах и методах работы историка. Он выступает здесь против "мании классификаций", "поисков корней" и "происхождения", считая подобную постановку вопроса "беспредметной и призрачной", "ложной". В сущности был поставлен вопрос о выработке типол. подхода и важности сравнительно-истор. анализа, что стало одним из осн. принципов исследоват. подхода в медиевистич. урбанистике в 60-70-е гг. Однако исследоват. концепция О. этим не исчерпывается. Он идет дальше, выдвигая одновременно задачу изучения города как "публично-правовой" и социокультурной динамичной целостности. Именно при таком ракурсе анализа становится очевидной органич. сращенность города, особенно в ранний период его истории, с сеньориально-феод. миром и роль политико-адм. фактора в его становлении как корпоративной целостности.
О. не оперирует понятием "тотальная история" и почти не употребляет (в данной работе) термин "культурно-истор. синтез", но его методич. принципы и методология позволяют говорить о его включенности в интеллектуальное движение в мировой науке, к-рое получило впоследствии название "новой истор. науки" или "новой социальной истории" и истоки к-рого восходят (на Западе) к началу нашего столетия.
Исследование О. — одна из первых урбанистич. работ, в к-рой со всей остротой была поставлена проблема ср.-век. городской терминологии, текучести и изменчивости (региональной, временной) ее содержания и обращалось внимание на опасность механич. перенесения на раннюю историю города понятий, сложившихся в условиях позднего средневековья и начала Нового времени. О. по существу обозначил и проблемы будущих терминологич. исследований, в частности таких типов агломераций, к-рые выступают в источниках как "бург" и интерес к к-рым в европ. науке вспыхнул с особой силой в 80-х гг. в связи с обращением медиевистов к проблеме "малых" городов.
"Опыты из истории франц. городов в ср. века" О. — нечто большее, чем конкретно-истор. исследование. О. понимал свою книгу как произведение "программное", как "методол. введение в историю франц. городов".
Сформулированные здесь принципы легли в основу исследований О. итал. городской культуры и его критики позитивистской традиции ее изучения.
В сущности, речь идет о фундаментальных проблемах истор. науки — медиевистики, о ее познават. возможностях. Это — призыв к обновлению истории, к реконструкции на новых научных основах европ. истории и истории ср.-век. города как ее части.
Соч.: Опыты по истории франц. городов в средние века. Пермь, 1919; II Comune di Firenze alla fine del Dugento. Firenze, 1926; Storia della storiografia italiana nel secolo decimonono. Bari, 1930; Venezia: cenni di cultura e di storia veneziane. Firenze, 1938; Compendio di storia della Russia. Firenze, 1950.
Лит.: Ястребицкая А.Л. Новая социал. история европейского города; Вклад российской науки: Николай Петрович Оттокар (1884-1957) // Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М., 1995.
А.Л. Ястребицкая.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996