Остяки
устаревшее название хантов.
Остяки
устаревшее название хантов.
Остяки
остяки, остяков, ед. остяк, остяка, муж. Прежнее название народности хантэ.
Остяки
ОСТЯКИ, ов, ед. як, а, м. Прежнее название народа ханты и нек-рых других малочисленных народов Севера.
| ж. остячка, и.
| прил. остяцкий, ая, ое.
Остяки
— угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), в Тобольской губернии и в Нарымском округе Томской губернии. Разделяется на три группы: северных О. — в Березовском округе, восточных — в Сургутском и в Нарымском (по реке Васюган) и юго-западных или иртышских — в северной части Тобольского округа, по берегам Оби, Иртыша, Конды и т. д. Название О. придается также так называемым енисейским О., живущим в Томской губернии, на левом берегу Енисея и верхней Кети, но этот немногочисленный, вымирающий народец не имеет ничего общего с настоящими О. и должен считаться родственным коттам, койбалам и другим южно-самоедским, ныне отатарившимся народностям. К самоедам же относятся и "нарымские О." или "О.-самоеды". Наоборот, весьма близки к О., если не тожественны с ними, вогулы (см.). Как те, так и другие говорят на почти одинаковых языках и называют себя одинаково манс или маньс. О. называют себя, впрочем, больше по рекам, например Kondikhou ï = "люди Конды", Ас-ях = "народ Оби". Из последнего имени производят и название "остяк", хотя другие объясняли его из татарского "уштяк" = варвар. Самоеды называют О. яран, ярган (слово, подходящее к иртышско-остяцкому яра — "чужой"), с которым, может быть, в связи и название "югра", придававшееся русскими в древние времена приуральским вогулам. Эти югры или угры жили некогда, несомненно, гораздо далее на запад, и многие хорографические названия (особенно рек) в средней России объясняются скорее угорскими корнями, чем финскими; ветвью их были и те "угры", которые ушли тысячу лет тому назад на Дунай и дали начало венгерцам или мадьярам (язык которых более сходен с остяцким, чем с каким-либо другим). Теснимые русскими, югры постепенно отступали к Уралу; в Сибири они рано вынуждены были вступить в борьбу с самоедами, а потом подпали под власть татар. В XVI в., при завоевании Сибири, О. оказывали упорное сопротивление русским, которые разрушили у них 41 городок. Теперь О. живут разбросанными, небольшими деревнями (юрты), и общее число их не достигает и 25 тыс. Иртышских О. было в 1887 г. 2508 душ, сургутских насчитывается около 6000, северных всего больше — тысяч около 15.
По своему складу О. среднего, даже ниже среднего роста (156—160 см), с черными или каштановыми (редко белокурыми), обыкновенно прямыми, длинными волосами (которые носятся или распущенными, или заплетенными), темными глазами, жидкой бородкой, смуглым цветом кожи, плосковатым лицом, несколько выдающимися скулами, толстоватыми губами и коротким, вдавленным при корне, широким и вздернутым на конце носом. Вообще тип несколько напоминает монгольский, но глаза правильно прорезаны и череп чаще узкий и длинный (долихо- или субдолихоцефальный). Все это придает О. особый отпечаток, и некоторые склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы. Женщины небольшого роста и в большей степени монголообразны, чем мужчины; они еще сохранили отчасти национальный костюм — рубашку из крапивного холста, вышитую разноцветной шерстью, цветной корсаж и суконный кафтан, украшенный металлическими бляхами, монетами, бусами и т. д., которые носятся также на лбу, шее и груди. Мужчины большей частью усвоили себе русский костюм, а зимой пользуются самоедским. Северные и восточные О. ведут отчасти бродячую жизнь и живут летом в покрытых корой шалашах (чумах), а зимой — в землянках или плохих деревянных избах; южные (в Тобольском и южной части Березовского округа) живут более оседло, в обыкновенных избах, и только мужчины летом перебираются для рыбной ловли на берега рек, где имеют кое-как сколоченные балаганы.
Рыболовство составляет главное занятие О., как непосредственно, так и путем отдачи в аренду русским рыболовных участков по берегам рек или поступления в работники к более богатым рыболовам. Зимой они промышляют охотой (на соболя, белок, выдр, лосей), осенью собирают кедровые орехи, держат также в небольшом числе коров и лошадей, но лишь немногие (на юге) занимаются земледелием. Народ вообще довольно бедный, непредприимчивый, простой, честный, добродушный, вследствие чего эксплуатируется русскими крестьянами, у которых О. находятся обыкновенно в неоплатном долгу. Особенно сильно вредит О. водка; и везде, где они живут в более близком и частом общении с русскими и зырянскими торговцами, среди них развито пьянство, сифилис, они беднеют и вымирают, и территория их все более колонизуется русскими.
О. считаются христианами, носят кресты и имеют образа, но сохранили еще и прежние, языческие верования, в смешении с христианскими. Высшее божество называется Турим или Турум — Бог, властитель мира; помощником его в отношениях с людьми является его сын Пайрахта (Мир-сусне-хум — у вогулов); затем следует ряд подчиненных духов, преимущественно злых (куль и менк), но отчасти и добрых (тонх), какая-то богиня огня и войны Тарн, священные или почитаемые звери и птицы (мамонт, медведь, лебедь, мифическая птица Тохтин Керис и т. д.). Предметами почитания служат идолы, сохраняемые в труднодоступных, лесных местах, вместе с приносимыми им жертвами (серебром, шкурками и т. д.), и небольшие идольчики (изображения птиц и проч.), которые держатся в домах (в сундуках) или в амбарчиках при них. Посредниками в сношении с божествами являются шаманы, к которым обращаются в случае болезни и других важных обстоятельствах; у южных О. они, впрочем, почти уже вывелись. В похоронных обрядах южных О. осталось уже мало языческого, но у более северных сохранился еще обычай хоронить в лодке, воздвигать над могилой деревянный сруб и класть в него разные, нужные для путешествия на тот свет вещи. Свадебные обычаи представляют большую или меньшую смесь христианского с языческим. Русские почти никогда не женятся на остячках, но О. берет себе иногда в жены русских, и тогда потомство обыкновенно русифицируется. Народная поэзия у О. малоразвита; есть, однако, остатки героического эпоса (изображающего борьбу остяцких богатырей с самоедскими).
Любопытные данные об О. были записаны еще в начале XVIII в. Гр. Новицким; язык их и отчасти быт был предметом изучения в 40-х годах известного финского ученого Кастрена, позже Альквиста и некоторых венгерских ученых; их тип (пропорции тела, форма черепа) составлял предмет исследований итальянца Соммье, отчасти Чугунова и др. В новейшее время О. занимались итальянец Гондатти (преимущественно вогулами), Патканов (языком, народной словесностью и бытом иртышских О.) и профессор Якобий (вопросом о вымирании О.).
Д. А.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.