Значение слова «орфей»

Что означает слово «орфей»

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Орфей

, я, м.

   Имя древнегреческого мифического поэта и музыканта в нарицательном употреблении.

   * Но уж темнеет вечер синий. Пора нам! в Оперу скорей: Там упоительный Россини, Европы баловень - Орфей. // Пушкин. Евгений Онегин // *

Энциклопедический словарь

Орфей

в греческой мифологии фракийский певец, сын музы Каллиопы. Чудесным пением очаровывал богов и людей, укрощал дикие силы природы. Мифы об Орфее - участнике похода аргонавтов, изобретателе музыки, верном возлюбленном, спустившемся за своей женой Евридикой в Аид,- частый сюжет в литературе, изобразительном искусстве, музыке.

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Орфей

Орфе́й - в древнегреческой мифологии сын Аполлона (Эагра) и музы Каллиопы (Полигимнии); фракийский певец, изобретатель музыки и пения; спускался в Аид, чтобы вернуть умершую жену Эвридику, участвовал в походе аргонавтов, умер, растерзанный вакханками.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Мир Лема - словарь и путеводитель

Орфей

   (греч. мифология) поэт, который спустился в ад за своей возлюбленной, Эвридикой; сюжет использован, но частично инвертирован Данте, который лучше представлял себе человеческую природу - в "Божественной комедии" он сам спускается в ад, а выручает его Беатриче, возлюбленная; сюжет и образы часто используются в литературе:

    * "Этот коллапсар с полным основанием был назван Гадесом, ибо "Эвридике" предшествовал безлюдный гигант, ракета-заряд одноразового употребления "Орфей"" - Фиаско *

Античность от А до Я. Словарь-справочник

Орфей

   в греческой мифологии сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Орфей участвовал в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмирив волны при плавании корабля «Арго». Музыка Орфея успокоила гнев Идаса. Орфей был женат на Эвридике. Когда Эвридика внезапно умерла от укуса змеи, Орфей отправился за ней в царство мертвых. Пес Аида Кербер, Персефона, Аид, Эринии были покорены игрой Орфея. Аид обещал Орфею вернуть Эвридику на землю при условии, что он не взглянет на нее, прежде чем войдет в свой дом. Счастливый Орфей нарушил запрет, обернувшись к жене, которая исчезла в царство смерти. Орфей не почитал Диониса, считая великим богом Гелиоса. Разгневанный Дионис наслал на Орфея менад, которые растерзали его тело. Оно было собрано и погребено музами. Тень Орфея спускалась в Аид, где соединялась с Эвридикой. На острове Лесбос голова Орфея пророчествовала и творила чудеса. Образ Орфея отражен на полотнах П. Рубенса, О. Родена, в произведениях А. Жида, О. Мандельштама, М. Цветаевой.

Словарь греческой мифологии

Орфей

   Сын фракийского речного бога Эагра (вариант: Аполлона) и музы Каллиопы. О.славился как певец и музыкант, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Он участвует в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмиряя волны и помогая гребцам. Его музыка успокаивает гнев мощного Идаса. О.женат на Эвридике и, когда она внезапно умерла от укуса змеи, отправляется за ней в царство мертвых. Пес аида Кербер, эринии, Персефона и Аид покорены игрой О. Аид обещает О.вернуть Эвридику па землю, если он исполнит его просьбу — не взглянет на свою жену, прежде чем войдет в свой дом. Счастливый О.возвращается с женой, но нарушает запрет, обернувшись к жене, которая тут же исчезает в царстве смерти.

   О. не почитал Диониса, считая величайшим богом Гелиоса и называя его Аполлоном. Разгневанный Дионис наслал на О.менад. Они растерзали О., разбросав повсюду части его тела, собранные и погребенные затем музами. Смерть О., погибшего от дикого неистовства вакханок, оплакивали птицы, звери, леса, камни, деревья, очарованные его музыкой. Голова его по реке Гебр плывет к острову Лесбос, где ее принимает Аполлон. Тень О.пускается в аид, где соединяется с Эвридикой. На Лесбосе голова О.пророчествовала и творила чудеса. По версии, изложенной Овидием, вакханки растерзали О.и были за это наказаны Дионисом: превращены в дубовые деревья.

Античный мир. Словарь-справочник

Орфей

(греч. Orpheus)

   в греческой мифологии фракийский певец, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы. После смерти его жены Эвридики от укуса змеи он спустился в подземное царство. Там звуки его кифары покорили Кербера и очаровали Персефону, которая упросила своего супруга Аида выпустить Эвридику к О. Поскольку тот не выполнил условия Аида и оглянулся при выходе из подземного царства, Эвридика исчезла, растворившись в тумане. Разбитый горем, О. погиб от рук менад.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

   фракийский певец, сын речного бога Эагра (вариант: Аполлона) и музы Каллиопы. О. участвовал в походе аргонавтов, усмиряя музыкой волны и помогая гребцам корабля. Когда жена О. Эвридика погибла от укуса змеи, он спустился за ней в царство мертвых. Звуки его музыки укротили Кербера, разжалобили эриний и растрогали Персефону и Аида. Аид обещал отпустить Эвридику на землю, но с условием, что О. не будет оглядываться на тень своей жены и заговаривать с ней, пока не выведет ее на дневной свет. О. нарушил запрет, и Эвридика вернулась в Аид. Больше всех богов О. почитал Аполлона, называя его величайшим, и этим прогневал Диониса, который наслал на него менад. Менады разорвали О. на части, а голову и печень певца выбросили в море. Впоследствии музы собрали части тела О. и погребли их. Гибель певца оплакивали звери, птицы, леса, деревья, камни, очарованные его музыкой.

   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

   * * *

   По представлениям греков - величайший певец и музыкант, сын музы Каллиопы и Аполлона (по другой версии - фракийского царя). Орфей считался основателем орфизма - особого мистического культа. Аполлон дал Орфею лиру, с помощью которой тот мог приручать диких зверей и двигать скалы и деревья. Орфей путешествовал вместе с аргонавтами и помогал путешественникам своей музыкой. По возвращении из плавания Орфей женился на Эвридике. Когда Эвридика погибла от укуса змеи, Орфей спустился за ней в Подземное царство, очаровав пением сторожившего вход Кербера. Орфею удалось также растрогать владык Подземного царства Аида и Персефону, и они позволили Эвридике покинуть Аид вместе с Орфеем при одном условии: Орфей должен идти впереди и не оглядываться на жену. Забыв об этом условии, Орфей вторично потерял Эвридику и после этого бродил по Фракии с песнями о своей несчастной любви до тех пор, пока его не растерзали обезумевшие от ревности женщины - то ли фракиянки, то ли вакханки - участницы дионисийских празднеств. Согласно более поздней легенде, музы собрали останки Орфея и предали их огню, однако голова Орфея, продолжая петь вместе с его лирой, приплыла на остров Лесбос - родину лирической поэзии.

   Уже в 7 в. до н. э. Орфею приписывалось множество стихов, впрочем, так называемые "Орфические гимны" были написаны гораздо позже - в римскую эпоху. На надгробьях, относящихся к эллинистической эпохе, находят стихи, которые умерший в соответствии с орфическим культом должен был произнести при входе в преисподнюю, где его душа очистится судом и наказанием. Отражения орфического представления о том, что душа может стать свободной, только оторвавшись от тела, мы находим у Платона и у Вергилия. К образам Орфея и Эвридики поэты обращались во все эпохи.

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Орфей

(Όρφεύς). — Имя О. связано как с ранней историей греческой литературы; в которой он занимает место как мифический поэт фракийского происхождения, так и с историей греческой религии, в которой он является установителем особого вероучения и религиозных обрядов и учредителем секты, названной по его имени сектой орфиков. О. считался сыном фракийского царя Эагра, бога реки, и музы Каллиопы; жил в догомеровскую эпоху. Его лира издавала такие чудные звуки, что дикие звери выходили из своих логовищ и следовали за ним; деревья и скалы сдвигались со своих мест, чтобы послушать его дивную игру. Из мифологических сказаний об О. особенным распространением пользовался миф о спуске певца в подземное царство за женой своей Евридикой ("Κατάβασις είς Αιδου" — стихотворение, приписывавшееся Геродику Перинескому, по другим Продику; в римской литературе прекрасные поэтические изложения этой легенды у Виргилия, "Georgic.", 454—527, и у Овидия, "Metamorph.", X, 1—85). См. Евридика. Окончательно потеряв Евридику, О. влачил жизнь в одиночестве, чуждаясь женщин или, по некоторым сказаниям, перенеся свою любовь на юношей. По сказаниям позднейших мифографов, О. участвовал в экспедиции аргонавтов в Колхиду; при звуках его лиры море не шумело; двигавшиеся симплегады остановились на месте, чтобы пропустить корабль Арго, и с тех пор остались прикованными на своих местах; благодаря его игре был усыплен дракон, стороживший золотое руно в Колхиде, и выполнена трудная задача аргонавтов — достать это руно. По некоторым сказаниям, О. был сыном Аполлона (Pind. Pyth. IV, 176—177), его учеником и учредителем в честь его культа. По одним сказаниям, О. умер от тоски по Евридике; его могилу показывали в Пиерии, возле Пимплейского источника; фракийцы рассказывали, что соловьи, свившие гнезда возле могилы О., пели приятнее и громче прочих соловьев. По другому сказанию, О. был растерзан менадами или за непочтение к культу Вакха, или за ревность к памяти Евридики. Овидий рассказывает (Metam. ХII, 1—66), что менады, убив О. своими тирсами, растерзали его труп, раскидали части его по долине Гебра, а голову и лиру бросили в реку, которая вынесла останки певца в море и принесла к Лесбосу; здесь, в Антиссе, был поставлен в память О. жертвенник. Это сказание аллегорично изображает переход первоначальной фракийской поэзии на Лесбос в острова Эгейского моря. Есть еще предание, вероятно сложенное орфиками, что О. был убит молнией Зевса за то, что открыл людям священные таинства. В этом сказании слышится отклик мифа о Прометее; О. является здесь создателем особой религии и провозвестником учения и мистерий Диониса. Продолжателями орфеевой поэзии во Фракии считались Филаммон, Фамирид, Евмолп и Музей. Как создатель секты орфиков и орфического учения, О. — эпоним мифического певца. Распространившийся в первых десятилетиях VI в. тайный культ Диониса вызвал целую литературу, произведения которой составителями сборников при Писистрате были приписаны Орфею, получившему откровения от Диониса. Вера в действительное существование О., как автора этих произведений, глубоко укоренилась в секте орфиков; трезвое мнение Аристотеля, что О. никогда не существовал, не могло поколебать этой веры. Поэт Ономакрит, живший в Афинах при Писистрате, считался автором орфических стихотворений, напр. τελεταί (религиозные таинства) и τιτανογραφία, вероятно тождественного с θεογονία, и редактором орфического сборника. Одновременно с ним работали Орфей Кротонский и Зопир Гераклейский. Происхождение этих двух поэтов из Южной Италии, а также тот факт, что некоторые орфические стихотворения приписывались южноиталийским и сицилийским авторам (Κέρκωψ, Τιμοκλής, Νικίας, Ορφεύς, Κροτωνιάτης и др.), свидетельствуют о том, что орфическое учение было известно в конце VI в. в Южной Италии, где в это время господствовал пифагореизм. Взаимное влииние пифагореизма и орфизма несомненно, особенно в вопросе о переселении душ. Вероятно Ономакрит воспользовался готовым учением секты, сложившимся в Италии, и перенес его в Афины (см.E. Rohde, "Psyche", стр. 400). Учение орфиков проводило обряды Дионисова культа в практическую жизнь, в связи с идеями душевного очищения, аскезы и освобождения от земной греховности. Оно представляло собой практическую мораль, с целым катехизисом правил и установлений. Нравственному учению предшествует космогония и феогония, созданная по Гезиоду и несколько видоизмененная в деталях, причем утрачена вся целостность образов греческой религии: орфические боги — скорее отвлеченные понятия. В орфической теогонии господствует тенденция привести политеизм к монотеизму или так назыв. теокразии; орфики признают лишь Зевса, Персефону и Диониса Загрея. Это учение было выражено в орфической поэме Θεογονία, которую отождествляют с поэмой ίεροι λόγοι, в 24 рапсодиях. Содержание орфической космогонии и феогонии вкратце следующее. Праначало мира (χρόνος, Αίών) породило из себя хаос и эфир, от которых произошло миpoвoe серебряное яйцо. Когда яйцо это лопнуло, из него появился перворожденный (πρωτογόνος) бог Φάνης, называвшийся еще Μήτις, Έρις, Ήρικαπατος, и заключавший в себе семя всех богов. Из половинок яйца образовались земля и небо. Φάνης был гермафродитом и имел головы и атрибуты различных животных. От него произошла Ехидна или Ночь, а от нее — Уран и Гея. Дальнейшая феогония идет по Гезиоду вплоть до Зевса. Когда Зевс овладел престолом, он поглотил Фанета, после чего, заключив в себе семена всех вещей, произвел всех богов последнего поколения и мир. От Персефоны и Зевса родился Дионис Загрей, которому Зевс доверил управление миром. Титаны, враги Зевса, растерзали Загрея, принявшего, во время преследования ими, форму быка. Афина спасла сердце Загрея и принесла его к Зевсу, который поглотил его и вновь произвел на свет Диониса от Семелы, возродив в нем Загрея. Этиологически это сказание, признанное всеми орфиками, связано с обрядом растерзания быка в дионисовых ночных оргиях, существовавших во Фракии и перенесенных в Афины. В этом сказании выразилась идея, что единое, благодаря злому началу (титаны), раздроблено на множество вещей, но снова приведено к единому. Когда Дионис Загрей был возрожден к жизни, титаны были уничтожены и из праха их произведен человеческий род. С этих пор начинается мировой период. Так как человек создан из злого начала, то, чтобы вернуться к богу, часть которого в нем все же живет, он должен очиститься и пройти целый ряд подвигов воздержания и очищения. Об обязанностях, целях и судьбе человека, ищущего очищения, и говорит, главным образом, орфическое учение. Душа человека, находясь в теле, испытывает рабство; она пребывает в темнице, и чтобы выйти из нее, должна пройти длинный путь освобождения. Естественная смерть, перенося на время душу из царства жизни в подземное царство, освобождает ее лишь на время. Душе предстоит пройти еще долгий "круг необходимости", путем переселения в другие тела, чтобы, наконец, "освободиться от круга и вздохнуть от зла". Это освобождение приносит О. и его вакхические посвящения; средством освобождения является орфическая жизнь, полная аскетизма и воздержания от всего, что ведет к смерти и похоти тела. Временное существование по смерти проходит для посвященных (δσιοι) в обществе богов, за вечными пирами (συμπόσια όσίων, μεθη αίώνιος), между тем как непосвященные пребывают в грязи (βόρβορος), а презрители культа испытывают несказанные ужасы. Для неуспевших очиститься на земле, однако, есть еще возможность достигнуть очищения впоследствии, благодаря подвигам потомков, которые могут искупить грехи предков. По окончании этого временного заточения в подземном царстве душа поднимается к свету и входит в новое тело, чтобы продолжать путь освобождения: в этих бесконечных переходах — наказание грешника. Если, наконец, душа очистилась, то она выходит из цепи земного бытия — а это, по учению орфиков, цель всей человеческой жизни. Бессмертная душа, очистившись от греха, должна победить смерть, а так как на земле — царство смерти, то чистой душе суждено переселиться в царство богов; на луну и звезды. Таково, в общих чертах, учение орфиков, заимствованное у фракийцев, среди которых, насколько позволяют судить отрывочные сведения, был распространен аскетизм. Посвященным возбранялось употреблять в пищу мясо, бобы, носить иные одежды кроме белых; умерших обертывали в льняные покровы. Кровавые жертвы были исключены из культа. Литература орфиков получила особое распространение в III—IV вв. по Р. Х., когда язычество, борясь с христианством, черпало в ней для себя вдохновение и доказательства своей силы. До нас дошел сборник орфических поэм: Όρφικά или Τα είς Όρφέα άναφερόμενα. Сюда вошли, между прочим 1) мифолог. эпопея Αργοναυτικά, в 1384 гексаметра, относящаяся к позднейшему времени греческой литературы, 2) Λιθικά — теургический эпос в 768 стих., в котором О. рассказывает Приамиду Феиодаму об удивительной силе камней, 3) Ύμνοι (числом 88) — литургические стихотворения, обращенные к различным божествам и олицетворенным силам природы. Остальные сочинения орфиков дошли до нас только в отрывках. Заглавия некоторых из них имеют особое значение; так, напр., стихотворение κρατήρ (чаша) озаглавлено так для проведения мысли, что разнообразие вещей в единстве мира подобно смеси в чаше, куда наливается вода и вино. В аллегорическом смысле даны также заглавия Πέπλος (одежда), δίκτυον (сеть). Орфические поэмы читались публично на рапсодических состязаниях, рядом с произведениями Гомера и Гезиода; некоторые стихотворения употреблялись в качестве молитв на мистериях во Флиунте и Элевзине. Много занимались их исследованием и собиранием александрийские ученые.

Литература. Hermann, "Orphica" (Лпц., 1805); Tyrwhitt, "Lithica" (Л., 1781); Mullach, "Fragm. Philos. Graec." (П., Didot, 1860, т. 1, 166); Abel, "Orphika et Procli hymn." (Прага, 1885); его же, "Orphei Lithica" (1881); Lobeck, "Aglaophamus sive de theologiae mysticae Graecorum Causis" (Кенигсб., 1829; капитальное сочинение); Schuster, "De veteris Orphicae theogoniae indole atque origine" (Лпц., 1869); Bь chsenschü tz, "De hymnis Orphicis" (дисс. 1851); Cron, "De Orpheo" (1839); Goettling, "De Ericapaeo Orphicorum numine" (Иенa, 1862); Kern, "De Orphei, Epimeinidis, Pherecydis theogoniis quaestiones criticae" (Б., 1888); Luebbert, "De Pindaro theologiae Orphi cae censore" (1888); Susemihl, "De Theogoniae Orphicae forma antiquissima" (1890); Riese, "Orpheus etc." ("Neue Jahrhucher fü r Philologie", 4 вып., т. CXV); Zeller, "Die Philosophie der Griechen" (1892, т. I); Rohde, "Psyche, Seelencult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen" (Фрейбург, 1890—94, стр. 395—428); Christ, "Geschichte der Griechischen litieratur" (Мюнхен, 1890); Croiset, "Histoire de la litt é rature Grecque" (т. II, стр. 446—454); Kuhnert, "Orpheus in der Unterwelt" ("Philol." LIV, 2 р., 193—204); Maass, "Orpheus, Untersuchungen zur Griechischen, Rö mischen, Altchristlichen Jenseitsdichtung u. Religion" (Мюнх., 1895); Holwerda, "De theogonia Orphica" ("Mnemosyne", XXII); Martigny, "La presentation d'Orph ée sur le monuments chré tiens" (П., 1875).

Н. О.


Морфологический разбор «орфей»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: одушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: именительный; остальные признаки: имя; отвечает на вопрос: (есть) Кто? ...

Синонимы слова «орфей»


Фонетический разбор «орфей»

транскрипция: [о́рф'эй']
количество слогов: 2
переносы: (ор - фей) ...

Близкие по смыслу слова к слову «орфей»


Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.