Значение слова «омейяды»

Что означает слово «омейяды»

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

Омейяды

воинственная династия арабских халифов (661-750 гг.).

Энциклопедический словарь

Омейяды

династия арабских халифов в 661-750, происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель - Муавия I. При Омейядах арабы завоевали Сев. Африку, большую часть Пиренейского п-ова, Ср. Азию и другие территории. Столицей халифата Омейядов был Дамаск. В результате восстания 747-750 под руководством Абу Муслима Омейяды были свергнуты и к власти пришли Аббасиды. Один из Омейядов - Абдаррахман I, бежавший в Испанию, основал там Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.

Ислам. Энциклопедический словарь

Омейяды

Представители влиятельного и богатого клана в Мекке. Основателем этого клана был Абд Шамс, сын Абд Манафа, сыном которого был Омейя. Омейяды были соперниками другого родственного им клана Хашимитов. Это соперничество временно было упразднено после пророчества Мухаммада. Однако затем вспыхнуло с новой силой, начиная с периода правления халифа Али, против которого выступил представитель Омейядов Муавия ибн Абу Суфьян. Он основал династию Омейядов. Омейяды (41/661-132/750) - первая мусульманская царская династия, которая пришла к власти после периода правления первых четырех Праведных халифов. Они находились у власти в Арабском халифате на протяжении почти одного столетия. Основателем мусульманской монархической государственности стал первый Омейядский халиф Муавия ибн Абу Суфьян, который при первых Праведных халифах был наместником Сирии. Он был сыном известного курайшитского лидера Абу Суфьяна, который на протяжении длительного времени выступал против пророка Мухаммада и его первых последователей, но, в конце концов, в результате завоевания Мекки мусульманами, принял Ислам. После убийства халифа Османа, Муавия ибн Абу Суфьян присоединился к требованиям немедленного наказания его убийц и, по этой причине, отказался признать власть четвертого халифа Али ибн Абу Талиба. В ответ халиф Али двинулся со своей армией против него и, в 37 году хиджры, стороны сошлись в кровопролитной битве при Сиффине, где, в конечном итоге, ни одна из сторон не сумела одержать окончательной победы. К победе был близок Али, однако сирийцы нанизали на свои копья свитки Корана и призвали к Божественному суду, который решено было провести посредством третейских судей. Однако этот суд не решил проблемы и противостояние между сторонами продолжилось. На этот раз конфликт проходил в условиях преимущества Муавии. В 38 году хиджры армия Муавии ибн Абу Суфьяна под руководством Амра ибн аль-Аса добилась крупного успеха, захватив Египет. В 39 году войска Муавии перевели театр военных действий в Ирак и к 40 году захватили значительную его часть. В то же время, его полководец Бишр ибн Абу Арт начал наступательные операции в Аравии, захватив Мекку и Йемен. В разгар военных действий в Аравии, халиф Али ибн Абу Талиб был убит 17 рамадана 40 года хиджры в результате заговора хариджитов (См. Хариджиты). После смерти халифа Али, его сторонники объявили новым халифом его сына Хасана ибн Али. Однако Хасан не обладал достаточной силой и влиянием, чтобы возглавить расколовшийся Халифат, раздираемый гражданской войной. Поэтому он решил уступить власть Муавие ибн Абу Суфьяну. В 41 году Хасан ибн Али встретился с Муавией в Куфе, передал ему все свои полномочия и уехал со своим братом Хусайном в Медину. С этого времени Муавия официально стал новым халифом. Однако он изменил сущность института власти в Халифате, превратив его в царскую монархию. После него власть в государстве стала передаваться по наследству и Халифат стал абсолютной монархией. Изменение государственного устройства Халифата и превращение его в монархию вызвало многочисленные протесты со стороны многих ветеранов исламского движения, членов семьи и сподвижников пророка, которые не желали власти Йазида I, которому его отец Муавия передал власть по наследству. Эти протесты привели к восстанию против власти Омейядов, которое началось в Куфе (Ирак). Восставшие куфийцы попросили Хусайна - внука пророка Мухаммада, возглавить это движение. Хусайн отозвался на их просьбу и выехал в Куфу. Однако халифскому наместнику удалось не только подавить это восстание, но и переманить большинство куфийцев на свою сторону. В связи с этими событиями Хусайн ибн Али оказался фактически преданным своими же сторонниками, которые пригласили его в Ирак, и, по пути в Куфу, в местечке Кербела, был убит в результате столкновения его небольшого отряда с халифскими войсками. Смерть Хусайна привела к еще большей эскалации насилия в Халифате. Фактически началась новая гражданская война. Лагерь противников Омейядов возглавил Абдулла ибн Зубайр, который сумел сильно потеснить их и стать халифом в 64/684-73/692 годах. Он положил конец правлению суфьянитской ветви Омейядов. Но затем представители побочной ветви Омейядов (марваниты) сумели нанести ему поражение и прийти к власти. Первым халифом от марванитов стал Абд аль-Малик ибн Марван (73/692-86/705). После этого в Халифате наступил период относительной стабильности. Однако против Омейядов продолжали действовать шиитские и хариджитские группы. Их активная политическая и повстанческая деятельность постепенно расшатывала позиции Омейядов, которые к концу своего правления погрязли в междоусобицах и дворцовых интригах. Началом их полного падения стало восстание в 121/740 году еще одного потомка пророка Мухаммада - Зейда ибн Али, который выступил в Ираке против тирании халифа Хишама I ибн Абд аль-Малика. Однако Зейд, также, как и его предок Хусайн ибн Али оказался преданным и покинутым своими сторонниками. Но он не побоялся вступить в бой против халифских войск с горсткой своих сторонников. Это восстание было подавлено с особой жестокостью, а сам Зейд был убит. Но поражение восстания Зейда ибн Али стало причиной еще большей потери авторитета Омейядов, и через десять лет власти этой династии пришел конец. Восстание Аббасидов в Хорасане они так и не сумели подавить (См. Аббасиды) и они захватили власть в Халифате. После прихода к власти Аббасидов, Омейядов повсеместно преследовали и уничтожали. Но сын халифа Хишама - Абд ар-Рахман ад-Дахил сумел бежать в Испанию и в 138/756 году основал там династию Кордовских эмиров. В 316/929 году, кордовский эмир Абд ар-Рахман III объявил себя халифом. Таким образом, Омейяды возродили свой халифат в Испании и Севере Африки. Кордовский халифат просуществовал до 422/1031 года. А затем, в результате гражданского противостояния, распался. С распадом Кордовского халифата Омейяды окончательно ушли с политической арены. Омейяды вели успешные завоевательные войны. В период их правления была захвачена вся Северная Африка, Испания, Мавераннахр, часть Индии. Халифат превратился в мировую державу и стал одним из основных мировых центров науки и культуры. В период их владычества в Испании, эта страна также была культурным и научным центром Европы.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Омейяды

— династия мусульманских халифов. Их предок Омейя был, по словам арабских генеалогов, двоюродным братом Абдоль-Моталлиба, деда основателя ислама Мохаммеда, а по мнению европейских ученых — более далекий родственник, и притом несомненно более знатный; род его был самым могущественным и богатым среди мекканских корейшитов (см.). Внук Омейи, Абу-Соф-ян (см. Мохаммед), долго был вожаком мекканской знати, враждебной исламу, и только в момент полного торжества Мохаммеда принужден был принять презираемый им до тех пор ислам. Его сын Моавия, тонкий политик, будущий основатель династии, выступил в 634 г. добровольцем в сирийском походе; через пять лет Омар, чтобы задобрить светскую партию мекканцев, поставил Моавию правителем Сирии; с тех пор, в течение сорока лет, эта провинция никогда уж не выходила из рук Моавии. Особенно О. усилились при двоюродном племяннике Абу-Соф-яна — халифе Османе (644 — 656), который все государственные и военачальнические должности постарался раздать им, как своим близким родственникам, хотя, даже после принятия ими ислама, искренность их веры подвергалась всегда основательному сомнению. Когда ревностные мусульмане убили Османа (656) и избрали халифом Алия (см.). Моавия вывесил в дамасской мечети окровавленную рубашку Османа и отрубленные пальцы его жены и, в союзе с бывшим наместником Египта Амром, которого Алий устранил, объявил месть Алию, как виновнику цареубийства. Когда сражение с Алием — при Сиффине (на Евфрате, близ границ Сирии), в 657 г. — оказалось неудачным для Моавии, он поспешил, среди битвы, предложить третейский суд, основанный на Коране. Третейский суд решил спор в пользу Моавии, и тот объявил себя халифом (хотя Алий также продолжал считаться халифом). Амр ослабил Алия тем, что успел опять овладеть Египтом (658). Гибель Алия от руки сектантов-хариджитов (24 января 661 г.) очень помогла Моавии. Старший Алиев сын, бесхарактерный Хасан, преданный только молитве и гарему, немедленно отрекся, за деньги, от своих прав на престол (в 669 г. он умер, по неосновательному мнению шиитов — отравленный). Других влиятельных арабов Моавия искусно привлек к себе подарками и назначениями; на его сторону перешел даже наместник Алия Зияд, поднявший было бунт в Басре (662). Так как Зияд отличался замечательной энергией в управлении восточными провинциями халифата и в борьбе с хариджитами (см.), то Моавия решил официально признать его (664) за своего брата (для чего нашлись свидетельства, будто Зияд был побочным сыном Абу-Соф-яна) и назначил даже своим наследником, но тот умер раньше Моавии (673). Столицей своей династии Моавия сделал Дамаск и, несмотря на свое равнодушие к исламу, хотел, для возвеличения города, перевести туда из Медины кафедру Мохаммеда. Халифы О. следующие: Моавия I (661-680), Езид I (680-683), Моавия II (683), Мерван I (683-685), Абдольмелик (685-705), Валид I (705-715), Солейман (715-717), Омар II (717-720), Езид II (720-724), Хишам (724-743), Валид II (7 43-744), Езид III (744), Ибрахим (744), Мерван II "Осел" (744-750).

Завоевания. Первая междоусобная война (655-661), вспыхнувшая после смерти халифа Османа (см.), не только приостановила новые приобретения, но привела к потере многих земель, занятых первым потоком арабских завоевателей при Омаре (см.). Моавия I, восстановив внутренний порядок, возобновил завоевательную политику. На востоке возвращены были прежние завоевания в Персии; в 674 г. Обейдоллах, сын умершего Зияда, дошел до Пейкенда и Бухары и нанес туркам жесточайшее поражение, а его преемник Саид (сын убитого халифа Османа) взял Самарканд; полководец Мохаллеб дошел, по реке Кабул, до Индийского Пятиречья (684). На западе Окба (см.) подчинил нынешние Триполи и Тунис и основал к югу от Карфагена г. Кейрован, который надолго стал метрополией мусульманской Африки. Менее удачны были упорные войны с Византией: более двадцати лет сряду Моавия ежегодно опустошал Малую Азию (подходил даже к Константинополю), но ни разу не удалось арабам надолго овладеть полуостровом; наконец, когда буря разметала флот Моавии у Памфилии, а греки истребили арабское войско в центре Малой Азии, Моавия заключил с императором Константином Погонатом тридцатилетний мир (678). По смерти Моавии, завоевания арабов на время были приостановлены второй междоусобной войной (680-699); многие земли (например завоеванные Окбой) освободились от арабского владычества. Абдольмелику удалось закончить междоусобия; его восточный, почти неограниченный соправитель, талантливый Хаджджадж (по сирийскому произношению — Хажж à ж) сумел поднять внутреннее благосостояние и финансы государства; сам халиф, введением арабского языка (вместо греческого и персидского) во все официальные сношения и чеканкой собственной арабской монеты (694), способствовал пробуждению у арабов сознания национального единства. С 693 г. арабы вновь начинают ряд наступательных войн и при Валиде (705-715) затопляют вторым великим потоком земли и народы. Энергичный Валид, которому, в качестве вице-короля, продолжал помогать Хажжаж († в 71 4 г.), умел выбирать талантливых полководцев. Хорасанский наместник, Котейба, занял мелкие тюркские княжества в Трансоксиане — Пейкенд, Бухару, Кеш, Самарканд, Ховаризм или Хиву; в 713 г. мусульманские войска впервые перешли Сыр-Дарью и проникли в Фергану и Ташкент (Шаш). Мохаммед ибн-К á сым, двоюродный брат Хажжажа, победоносно перешел Инд (708), прошел по области Синда к южному Пенджабу и овладел богатейшим паломническим городом Мультаном (711). Меслема, один из братьев халифа, покорил Малую Азию с Арменией (707-716), так что грекам остались в Азии лишь клочки земли. На западе Хасан ибн-Н ò ман еще при Абдольмелике в 696-698 г., отвоевал у византийцев Карфаген и срыл его, а после трудной борьбы (698-703) подчинил и берберов; при Валиде Муса (см.) подчинил северную Африку (западную Берберию) до Танжера (706-709); в 711 г. его подчиненный Тарик (см.) покорил значительную часть Испании, в 712-713 гг. покорение ее закончил сам Муса; с 718 г. арабы начинают делать завоевания и за Пиренеями. В несколько лет государство О. стало простираться от Атлантического океана до границ Китая, от Индийского океана до Кавказа, Черного моря и стен Константинополя; только энергия императора Льва Исаврянина воспрепятствовала арабам (717-718) овладеть Константинополем и разлиться по Европе. При надменном Солеймане, казнившем заслуженных военачальников, при бестолковом святоше Омаре II и при Езиде II все пошло у арабов хуже: преемники Котейбы в Хорасане бездействовали, так что в 725-738 гг. Трансоксиана, с Бальхом и Гератом, отторгаются от халифата; в 715 г. Солейман сменил и казнил Мохаммеда ибн-К á сыма, а новые наместники вызвали ненависть и ожесточение индусов; Лев Исаврянин, отразив мусульман от Константинополя, лишил их Малой Азии, и только в 721 г. они опять там укрепились; в Испании и Аквитании против арабов происходили восстания. В царствование Хишама (724-743), который, при всем своем скряжничестве и грубости, умел хорошо управлять государством (даже без визиря) и удачно избирать полководцев, внешние приобретения были опять очень значительны. Наср ибн-Сейяр возвратил Туркестан. Чтобы удержать за собой линию Инда, мусульмане построили ряд крепостей; важнейшая из них, Мансура, стала центральным пунктом для всей области Синда. У греков М é слема (726) отнял Кесарию Каппадокийскую; затем арабы производили целый ряд вторжений в Малую Азию, ослабляемую иконоборством. В Армении натиски полчищ тюркских и хазарских были отражаемы с переменным успехом Меслемой (728-731), а когда наместником Армении и Азербейджана был назначен (732) Мерван (племянник Абдольмелика), арабы стали глубоко врезаться в землю хазар. Из северной Африки мусульманский флот часто предпринимал экспедиции на острова Средиземного моря (большая экспедиция Хебиба на Сицилию в 740 г.). В Испании полководец Абдаррахман восстановил порядок (730) и вторгся (732) вглубь Франции, до самой Луары; тут только поставил арабам преграду Карл Мартелл, в сражениях при Туре и Пуатье (732). Со смертью Хишама (743) начался упадок О.: пошли кровавые междоусобия партий кельбитов (сирийских южан) и кайситов (северян), а ничтожные халифы не могли их сдержать и сами падали жертвой то одной, то другой партии; начались восстания сектантов. Северная Африка и Испания сделались независимыми от халифата, а Туркестан, Малая Азия и некоторые пограничные места совсем ускользнули из-под власти арабов, так что Аббасидам пришлось совершать завоевания вновь.

Реакция язычества. С распространением арабского владычества быстро распространялся и ислам: его охотно принимали покоренные народы, как для избавления от податей (см. Омар), так и ради его простоты и отсутствия запутанных догматов. Внутри халифата весь период О. был периодом религиозных смятений. До известной степени виноваты были в этом сами халифы: торжество Моавии над Алием и Хасаном было торжеством той партии, которая в глубине сердца, была враждебна исламу. Осторожный Моавия и Зияд старались ладить с исламом; Зияд охотно давал государственные должности сподвижникам пророка, Моавия послал в Каабу дорогие шелковые занавеси. Но истинно верующие не могли успокоиться, в особенности когда Моавия, прибыв с войском в Мекку, с оружием в руках принудил всех в мечети принести присягу, как наследнику престола, своему сыну Езиду, происходившему по матери не от корейшитов, а от еменцев (кельбитов). При Езиде I (680-683) Хосейн (см. Гуссейн), младший сын Алия, заявил претензии на трон (в сентябре 680 г.), но, пришедший из Мекки с небольшим конвоем в Ирак, был встречен войсками халифа и погиб при местечке Кербел â (10 октября 680 г.). Тогда знамя восстания поднял в Мекке Абдоллах ибн-Зобейр, сын одного из ближайших сподвижников пророка, и, полагаясь на святость своего города, не захотел пойти ни на какие соглашения с Езидом. В то же время старшие люди другого святого города, Медины, побывали в Дамаске, познакомились с тамошней жизнью Езида и, возвратясь, рассказали согражданам, что он никогда не молится, пьет вино, играет на гитаре, любит охотничьих собак; тогда мединцы также отказались признавать власть Езида (682). Халиф, после тщетных увещаний, послал к Медине войско, под начальством старого омейядского полководца Мослима ибн-Окбы, врага ислама. После жестокой битвы с фанатиками на равнине Харре, под Мединой (26 августа 683 г.), Мослим ворвался в Медину и произвел страшную резню, длившуюся три дня: тут погибло до 5000 людей, составлявших красу ислама, в том числе 700 лиц, знавших Коран на память; женщины и девочки были опозорены; лошади сирийцев были привязаны, словно в конюшне, в одном из высших святилищ ислама — в мечети между кафедрой и гробницей Мохаммеда. Усмирив Медину, Мослим умер; его родичу, Хосейну ибн-Номейру, поручено было усмирение Мекки. Он осадил Мекку и стал метать в Каабу громадные камни, так что колонны здания рухнули; зажигательной стрелой Хосейну удалось поджечь святилище, и Черный Камень, "десница Аллаха на земле", треснул от огня на четыре части. Неожиданная кончина Езида (683) и последовавшая затем анархия заставили Хосейна снять осаду Мекки и увести войско в Сирию. Слабоумного сына Езида, Моавию II (кельбита), кайситы заставили через несколько дней отречься от престола; детей у него не было. Почти все области халифата признали своим халифом Абдоллаха ибн-Зобейра. Его готов был признать и двоюродный брат Моавии I, Мерван, правитель Медины; но когда ибн-Зобейр отдал приказание истребить всех О., Мерван бежал в Сирию и здесь кельбитами был избран в халифы (22 июня 684 г.), с условием оставить престол за сыном Езида, Х á лидом, мать которого, для скрепления договора, вышла замуж за Мервана. Борьба Мервана с сирийцами-кайситами, с шиитами (см.), с войском ибн-Зобейра, пришедшим осаждать Дамаск, была удачна, как вдруг он вздумал объявить своим наследником родного сына, Абдольмелика, и за это был задушен своей женой, матерью Халида (апрель 685). Все-таки О., после воцарения Абдольмелика (685-705), продолжали быстро оправляться. Абдольмелик переманил к себе славного полководца зобейритов, Мохалеба; у ибн-Зобейра скоро осталась одна Мекка (восток халифата был в руках хариджитов, враждебных и ибн Зобейру, и О.). Сирийское войско, под начальством Хажжажа (раньше бывшего школьным учителем в Таифе, близ Мекки), опять осадило священный город и стало метать машинами камни во вновь отстроенную Каабу; тут поднялась было гроза и убила несколько человек, но Хажжаж, ободряя солдат, заметил: "я родился в этой стране и знаю, что грозы здесь часты", и сам приладил камень на метательной машине. Через несколько месяцев, после гибели ибн-Зобейра (октябрь 692), город был взят. Ввиду массы подобных фактов, Дози ("Essai", 179) признает, что, вся история дамасских О. есть только реакция и торжество языческого принципа. При дворе О. и их наместников процветала поэзия, разрабатывавшая старые, до-исламские жизнерадостные темы и прославлявшая О. (выдающиеся поэты Жарир, Фараздак, христианин Ахталь); перед началом битв пелись песни до-исламского героя Антары. Халифы были почти все или равнодушны к вере, или неверующие, а один из них, Валид II (743-744), дошел до того, что на общественную молитву посылал вместо себя какую-нибудь наложницу, нарядив ее в священное платье, и пользовался Кораном как мишенью для стрел. О., начиная с Моавии, не стеснялись давать важные государственные должности христианам, видя в них для себя хороших помощников; Абдольмелик устранил было иноверцев от государственной службы, но руководился при этом видами чисто национальными, а не религиозными. О. вовсе не заботились об обращении в ислам покоренных народов, потому что иноверные, переходя в ислам, тотчас, по закону, избавлялись от подушной и поземельной подати (см. Омар), и, таким образом, доходы казны уменьшались. Наоборот, видя массовые переходы иноверцев в мохаммеданство, О. старались даже ставить этому известные препятствия; Хажжаж, например, издал закон (700 г.), по которому принятие ислама не избавляло неофита от поголовной подати. Если Абдольмелик и Валид, вместе с Хажжажем, старались покровительствовать умеренным правоверным в спорах их с фанатическими сектами, то исключительно в силу политических соображений; Хажжаж старался распространить возможно большее количество списков Корана в восточной части халифата, потому что это было символом упрочения в ней национального арабского владычества; к той же цели он стремился и тогда, когда заботился об исправлениях в арабской азбуке, для установления правильного арабского чтения Корана не-арабами. Из всех О. только Омар II был искренне верующим и благочестивым мусульманином: он возобновил закон об отмене податей для обратившихся в ислам, и когда ему указывали на уменьшение государственных доходов, вследствие массовых переходов берберов, христиан и магов в ислам, он отвечал, что Бог велел Мохаммеду быть апостолом, а не сборщиком податей. Езид II возобновил закон Хажжажа о податях, вредный для прозелитизма.

Сектантское движение. Внутреннее единство ислама колебалось при Омейядах возникновением разных сект, что обуславливалось неопределенностью коранского учения. Новоприсоединенные к исламу персы и христиане внесли в ислам свои ереси, характера зороастрийского, индо-персидского и христианского. Бедствия междоусобной войны, вместе с пессимизмом Корана, вызвали к жизни мусульманский аскетизм; представитель и, быть может, основатель мусульманского аскетизма, вскоре названного "суфизмом" (см.), Хасан из Басры (умер в 728 г.), считался и, вероятно, был человеком правоверным, но его тенденции, встретившись с идеями сирийских христиан, породили мусульманский мистицизм ("суфизм"), а попав к персам и смешавшись с остатками аскетизма персидско-буддийского, суфизм постепенно стал приобретать окраску чисто еретическую, пантеистическую. Из школы того же Хасана выделился В á сыль ибн-Ат â, основатель рационалистической секты м ò тезилитов или кадористов (см.); затем явились морджиты (проповедовавшие безграничное милосердие Божие к грехам), джабариты (фаталисты, не верившие в боговдохновенность Корана), сыфатиты (доходившие до антропоморфизма) и другие еретики. Эти ереси, часто вооруженные греческой философией и логикой, подрывали чистоту мусульманского учения, и правоверные, жившие преимущественно в Медине, Куфе, Басре и Мекке, требовали помощи от Омейядского правительства. Абдольмелик, Валид и их соправитель Хажжаж находили, что им выгоднее поддерживать умеренное правоверие, чем резкие ереси; поэтому Абдольмелик, хотя у себя в Дамаске вовсе не думал прививать непопулярную там набожность, подверг в Басре пытке одного из выдающихся м ò тезилитов — Маабада и затем его повесил; через 30 лет, при Хишаме, был еще один подобный случай. С воцарением Езида III (741), разделявшего мнения м ò тезилитов, правоверные совсем лишились государственной помощи. Перечисленные секты опасны были только для чистоты веры, но были две секты с политическим характером, опасные и для правительства: хариджиты и шииты. Первая секта, демократического направления, приютилась особенно в Ираке. Ее преследовали казнями соправитель Моавии Зияд, потом (с 674 г.) его сын Обейдоллах, басорский наместник, так что некоторое время сектанты могли действовать против правительства лишь тайно. Во время осады Мекки халифским войском хариджиты, под начальством Нафия ибн-Азрака (отсюда их прозвище "азракиты"), поспешили к Абдоллаху ибн-Зобейру (683), оказали ему деятельную помощь, но, не сошедшись в религиозных идеях с правоверными, ушли из Мекки и овладели Ахвазом (Хузистаном), откуда в течение многих лет совершали беспрестанные набеги на правоверных мусульман Ирака. В 686 г. басрийцы (тогда — зобейриты), под начальством знаменитого полководца Мох á ллеба, разбили азракитов при Силлабре и оттеснили их в Фарс, Кирман и южную Мидию, откуда они по-прежнему тревожили мусульман. Перешедши на сторону Абдольмелика (690), Мохаллеб продолжал бороться с сектантами, но в 694 г. принужден был послать халифу несколько жалоб на нежелание иракцев продолжать эту трудную войну. Жестокий Хажжаж, назначенный в наместники Ирака, сумел восстановить повиновение. Мохаллеб, с новым иракским войском, разбил хариджитов при Казеруне, в Фарсе (695), но затем хариджиты разбивали все высылаемые против них халифские войска, даже Хажжажу внушили страх и опять грозили Мосулу. В 697 г. они были, однако, укрощены. Восстание иракцев (700-704) против ненавистного Хажжажа и самого халифа позволило хариджитам оправиться, и они не раз еще восставали. Множество хариджитов бежало в Африку к демократичным берберам; встретив там хороший прием, они причинили еще много беспокойства О. Под влиянием сектантов, берберы в 740-741 гг. совсем было отложились от халифата, разбили войска Хишама (741) и были усмирены только в 742 г. Другая секта, шииты, состоявшая главным образом из персов, приняла характер политического протеста персов против владычества иноплеменников-арабов. Во время второй междоусобной войны шииты, с целью отомстить за смерть Алида Хосейна, выступили, под начальством Солеймана ибн-Сорада, против Сирии (684), но были разбиты войском Мервана при Расоль-айне (685). Затем шииты собрались под знамена Мохтара, который объявил халифом сына второй Алиевой жены, Мохаммеда ибн-Ханафию. Мохтар отнял у ибн-Зобейра столицу Ирака, Куфу (9 октября 685); персы, под предлогом мести убийцам Хосейна, яростно истребляли арабов. В 686 г. Мохтар разбил сильное войско О. на берегах Х á зира, но в 687 г. пал, во время взятия Куфы зобейритами. Во все время управления О. шииты поднимали восстания то в одном, то в другом месте, и число их беспрерывно возрастало, благодаря деятельной тайной пропаганде среди персов. Они высоко подняли голову при Омаре II (717-720), который благоговел перед родом пророка и разрешил славить Алия открыто, не понимая, что такое разрешение равносильно осуждению власти О. Сильнее всего шииты были в провинции Хорасане, где арабы, вечными своими междоусобиями, довели дело до полной анархии. В 40-х г. VIII в. во всем халифате не было порядка, шла яростная борьба кельбитов с кайситами, покоренные области восставали; Мерван II, прозванный за упорную стойкость "Ослом", был скорее халифом номинальным, чем действительным. В это время особенно усилилось движение шиитов. Главой их был Абу-М ó слим, но тогдашний представитель Алидов, Джаафар Садык, побоялся воспользоваться его услугами. Тогда Абу-Мослим вошел в сношения с хитрым Абуль-Аббасом, потомком Аббаса, дяди пророка Мохаммеда (см.). Усилиями персов (747-750) О. были свергнуты, и вместо них воцарились Аббасиды.

О. в Испании. От избиения, которому подвергся почти весь род О., ускользнул Абдаррахман ибн-Моавия и в 755 г. добрался до Испании, где ему (с титулом не "халифа", а "эмира") удалось основать новую, независимую от восточного халифата династию О., со столицей Кордовой. Первые О.: Абдаррахман I Пришлец (756—788), при котором совершилось неудачное вторжение Карла Великого, закончившееся гибелью героя Роланда (778); Хишам I (788—796); Хакам I (796—822), при котором несколько раз были жестоко подавляемы восстания; Абдаррахман II Средний (822-852), слабохарактерный, расточительный ханжа, совершенно небрежный в управлении; Мохаммед I (852— 886) — мусульманин-фанатик, вызвавший опаснейшее восстание христиан и южных мусульман-испанцев, со стороны которых прославился народный герой Омар ибн-Хафс ó н; Монзыр (886-888), отравленный своим братом Абдаллахом (888-912); последний из названных эмиров — один из отвратительнейших и притом трусливых деспотов, — ослабил государство и только случайно нанес сильное поражение ибн-Хафсону (905), который перешел в христианство; 34-летнюю войну с этим героем удалось закончить лишь великому Абдаррахману III. При названных семи О. (даже при Абдаррахмане I) провинции и округа были почти самостоятельны; на границах христиане-испанцы основывают свои государства (Астурия-Леон и др.). Для борьбы с арабской аристократией, сопротивление которой стало понемногу сплетаться с реакцией испанской народности против чужестранцев, первые О. сперва призывали в Испанию всех сохранившихся своих родственников с их клиентами и приверженцами, а потом вербовали наемное войско берберского и западного происхождения (так называемых "славян", хотя настоящих славян там было мало). Наконец, монархия одержала победу при Абдаррахмане III Н á сыре ("Победителе", 912-961), доблестном полководце, справедливом, беспристрастном правителе, терпимом ко всем религиям, несмотря на войны, которые он вел с христианскими соседями. К 932 г. он сумел объединить всю мусульманскую Испанию; еще раньше, в 929 г., он принял титул "халифа" и таким образом основал "Кордовский халифат". При Абдаррахмане и его двух преемниках военная деспотия приняла более мягкую форму просвещенного абсолютизма, и это благоприятствовало такому расцвету цивилизации, какого впоследствии уж не бывало больше в этой стране. Хакам II (961-976) был правитель умный, даровитый, миролюбивый, но храбро воевавший с задорными соседями. Он был любитель изящных сооружений, поэт, выдающийся ученый, страстный библиоман: собрал до 400000 книг, которые, по словам историков, все прочел. При нем почти каждый в Андалузии умел читать и писать, а университет кордовский славился во всем мире. Хишам II (976-1013, или вернее до 1009 г.) вступил на престол мальчиком; его мать Аврора, вместе со своим фаворитом, ибн-Абу-Амиром, постаралась подавить его умственное развитие. Неограниченной властью пользовался ибн-Абу-Амир (умер в 1000 г.), человек очень талантливый, но ни перед какими средствами не останавливавшийся: даже мать-султаншу, которой он был обязан своим возвышением из ничтожества, он впоследствии (996) устранил. Возбудив ненависть духовенства, он, для примирения с ним, разрешил мусульманским богословам извлечь из библиотеки покойного Хакама все философские и т. п. рукописи и сжечь их. Ибн-Абу-Амир отличался и как полководец, в жестоких войнах с христианами северной Испании, и имел привычку ежегодно делать на христиан два набега (западные хроники с ненавистью описывают его, под именем Альманзора). После смерти ибн-Абу-Амира и его старшего сына (1 008), когда не оказалось руки, умевшей сдерживать заносчивость войска, наступили все ужасы преторианства. Хишам II был свергнут своим родственником Мохаммедом II эль-Махдием (1009), потом опять возведен на престол войсками, но ненадолго. Среди беспорядков и ссор войска берберского с христианско-славянским Кордова была совершенно опустошена берберами (1013). Провинции и мелкие округа стали везде объявлять свою независимость; халифы, часто сменяемые и умерщвляемые, были лишь игрушкой в руках враждующих берберов и "славян" или черни; междоусобия не прекращались. Последние О.: Солейман (1009-1016); Алий Хаммудит, по происхождению даже не О.(1013-1018); Абдаррахман IV (1017-1018); К á сым (1018-1023); Яхъя (1021-1026), Абдаррахман V (1023-1024); Мохаммед III (1024-1025); Хишам III (1027-1031). Омейя (1031), свергнувший Хишама, не был признан за халифа; Кордова стала республикой и затерялась в ряду множества других мелких владений, среди которых выдвигается Севилья.

См. Вейль, "Geschichte der Chalifen" (Маннгейм, 1846); Ранке, "Weltgeschichte" (т. V); Дози, "Essai sur l'histoire de l'islamisme" (Лейден-Париж, 1879); "Recherches sur l'histoire et la litt érature de l'Espagne pendant le moyen â ge" (Лейден, 1860); "Hist. des musulmans d'Espagne jusqu' à la conquête de l'An dalousie par les Almoravides, 711-1110" (Лейден, 1861); Фурнель, "Les Berbers. Etude sur la conqu ê te de l'Afrique par les Arabes" (П., 1875); A. Мюллер, "История ислама" (т. II и т. IV, СПб., 1895-1896; перевод из "Allgemeine Geschichte" Онкена).

А. Крымский.


Морфологический разбор «омейяды»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: одушевлённое; род: мужской; число: множественное; падеж: именительный; остальные признаки: имя; отвечает на вопрос: (есть) Кто? ...

Синонимы слова «омейяды»


Фонетический разбор «омейяды»

транскрипция: [о́м'ий'иды]
количество слогов: 4
переносы: (омейя - ды) ...

Близкие по смыслу слова к слову «омейяды»


Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.