Ожье
(Guillaume-Victor-Emile Augier, 1820—1889) — известный французский драматург, внук Пиго-Лебрена (см.). Сын адвоката, О. также некоторое время изучал юриспруденцию. Античному миру он посвятил комедию в стихах "Cigue", написанную под непосредственным впечатлением только что появившейся трагедии Понсара (см.), но затем вскоре перешел к современной жизни. В многочисленных комедиях О. мы встречаем живые, метко схваченные с натуры картины французского общества времен июльской монархии и второй империи. О. симпатизирует буржуазии, ее вкусам и идеалам и может быть назван представителем так называемой школы здравого смысла (é cole du bon sens). Литературную славу Ожье упрочили комедии "Aventuri è re" (1848) и "Gabrielle" (1849), написанные звучными, красивыми стихами. В последней пьесе, удостоенной монтионовской премии (выдаваемой за добродетель), автор восстает против незаконной любви и преступных увлечений страстью. В позднейших пьесах О. "Les Effront és", "Le Fils du Giboyer", и "La Contagion" спокойное обличение комедии нравов переходит в резкую общественную сатиру. Автор восстает против наводнения всех профессий дельцами самого низкого разряда. В особенно черном виде представлена была пресса и духовенство, что вызвало сильные протесты в печати. Луи Вьелльо ответил памфлетом: "Le Fond du Giboyer", Виктор Лапрад напечатал сатиру "Chasse aux Vaincus", вызвавшую в свою очередь возражение со стороны О. С "Ma î tre Guerin" О. возвращается к комедии нравов. К этому роду принадлежат также "Lions et Renards", "Jean Pommeray", "Madame Caverlet" (где разбирается вопрос о разводе) и "Les Fourchambault". Из других комедий О. особенно известны: "Gendre de Mr. Poirier" (написана в 1854 г. в сотрудничестве с Сандо). О. принадлежит также водевиль из жизни Латинского квартала, "L'habit vert" (1849), написанный в сотрудничестве с Альфредом де-Мюссе, и пятиактная драма "Диана" (1852), сюжет которой навеян трагедией В. Гюго "Марион-де-Лорм". В 1876 г. О. начал полное издание своих пьес; в нем перепечатаны также предисловия, в которых О. представляет драматурга как учителя нравственности, которому позволено, ввиду его нравоучительной цели, обнажать все скрытые язвы общественной жизни. О. выбран в члены французской академии в 1857 г. О. занимает крупное место во французском театре XIX в., наряду с А. Дюма-сыном, с которым имеет много общего (сюжеты пьес, социальные тенденции); но Дюма более тонко понимал психологию современности. Ожье останавливается скорее на поверхности и видит типичные условия жизни, а не воздействие их на личность, различно реагирующую на одни и те же обстоятельства. Успех О. объясняется более всего тем, что он выразитель буржуазных идеалов середины века во Франции и сумел облечь несложную мораль в традиционный стих. Техническая сторона пьес О. обличает в нем знатока сцены, пьесы его смотрятся с интересом, диалог не так блестящ и остроумен, как у Дюма, но строго выдержан. Стих его иногда прозаичен и не чужд ремесленного следования установленным образцам. В литературном отношении главная заслуга О. в том, что он создал несколько живых типов — Giboyer, Ma î tre Guerin, Mr. Poirier. Собрание сочинений О. ("Th éâ tre complet") издано в Париже (1876-78).
См. об О. Eug. de Mirecourth, "Le petit-fils de Pigault-Lebryn"; Paul de Saint Vi ctor, "Le Théâ tre contemporain"; этюды Faguet и Lemaitre.
См. E. О. (E. И. Утин) "Эмиль Ожье и реализм современной драмы" ("Вестник Европы", 1868, № 4); Г. Благосветлов, "Последняя комедия Эмиля О." ("Общезанимат. Вестник", 1858, № 9), статьи E. Тур в "Русском Вестнике" (1858 г., апрель и август). "Габриель" переведена довольно тяжелыми стихами И. Крешевым в "Библиотеке для Чтения" (1853, № 6; отд. СПб., 1853). Переведены еще: "Дружба и Любовь" (перевод В. Зотова, "Пантеон", 1851, № 2); "Искательница приключений" (там же, № 5), "Две семьи" (перевод Ив. Щеглова, СПб., 1888; литограф.); "Мадам Каверле" (СПб., 1876), "Старший брат" ("Les Fourchambault", СПб., 1878; литограф.).