Значение слова «нубия»

Что означает слово «нубия»

Энциклопедический словарь

Нубия

историческая область в долине между 1-м и 5-м порогами Нила, на территории современного Египта и Судана, а также существовавшее здесь в 7-14 вв. христианское государство нубийцев со столицей в г. Донгола Старая. К кон. 14 в. заселена арабскими племенами и исламизирована.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Нубия

— довольно неопределенный географический термин, прилагаемый то ко всей области Нила к Ю от Египта, до Абиссинии и страны озер, то к пространству между Ассуаном и устьем Атбары, то, наконец, к области второго катаракта, стране древних нобадов, или нубов ("Уади Нуба"). Н. в собственном смысле называется обыкновенно область среднего течения Нила, до впадения Атбары и эфиопских предгорий; более южная часть Нильского бассейна называется Верхней Н., иногда Суданом (прежде, в XVIII в. — Сеннаром). Пространство Н. в широком смысле — более 800 тыс. кв. км, жителей, около 4 млн. По устройству поверхности Н. можно разделить на две части. До 18° с. ш. — наносы, составляющие плодородную равнину 1200 — 130 фт. над ур. моря; скалы только на Ю Сеннара, в Кордофане в центре Дарфура (3000 фт.). Севернее — Нил течет, как и в Египте, по узкому ложу, запертому стенами горных цепей. Крайняя цепь, параллельная морю между Суакином и Рас-Венас, так наз. Этбай, состоит из первобытных пород: гранита, гнейса, сланцев, а на Ю и из известняка. Высшая точка Джебель Ольба 2400 фт. Отсюда к З идут параллельно друг другу цепи; самая северная пересекает Нил, образуя ассуанский катаракт; состоят из первобытных пород и вулканических масс. По восточной пустыне рассеяны также песчаниковые горки причудливых форм и разнообразных цветов. На зап. берегу те же, большей частью вулканические горные породы; Джебель-Магага, Джебель-Гедкуль, Джебель-Гилиф — центр окружности между 6 порогом и Даббе, ограниченной на Ю впадиной "Вади Мокаттам" (доходит до 1100 м). Это так наз. степь Баюда с оврагами, не лишенными зелени в период дождей. Извержения древних вулканов были, вероятно, причиной отклонения Нила на В и его дуги в 800 вер. На берегах Нила между Марави и Нижн. Донголой — только песчаниковые утесы; на З — ряд оазисов, параллельно Нилу; к С от Вади Хальфа — глубокая долина со стенами древних вулканов, по-араб. Вади-Джеенна (Геенна). Жителям оазисов приходится бороться с дюнами, происходящими от разрушения песчаников. Орошение зависит кроме Нила и его системы, от периодических дождей, северный предел которых — 17° с. ш.; севернее, до 2-го порога, иногда идут случайные дожди; на берегах моря область дождей зимних, очень редких, заходит за Суакин — 21° с. ш. При таких условиях Н. представляет три степени областей относительно плодородия. Берега Нила, Барки, Ансебы, Атбары, Рахади, Диндери, области у подножия эфиопских гор, южный Сеннар, возвышенности Кордофана и Дарфура принадлежат к наиболее плодородным областям; остальная страна в пределах тропических дождей — степь, к С от них — бесплодная и необитаемая пустыня ("атмур") с редкими оазисами (на В Шиггре, Дилет-эль - Дум; на З Коб и др.). Климат Верхней Н. — переходный от экваториального к климату пояса редких дождей. Влажность приносят ветры южных пассатов Индийского океана, после дождей дуют до марта сухие ветры, понижая температуру на 10°. Средняя темп. года 28°С. Во время дождей на берегах рек — лихорадки. Климат Нубийской пустыни отличается противоположностью дневной и ночной температуры; нередко стужа перед восходом солнца сменяется 40° жаром днем. Причина — сухой, свободно пропускающий теплоту земли в воздух и постоянно дующий сев. ветер. Поэтому здесь не бывает росы, хорошо сохраняются трупы и отсутствуют заразные и глазные болезни, за исключением, впрочем, мест, где разлития Нила оставляют лужи стоячей воды. Растительность: дурра, служащая, как главное пищевое растение, а также для приготовления пива. Финиковая пальма (к Ю от устья Атоары), сикомора (в Донголе), акации и мимозы, доставляющие гуммиарабик, пальма-дум, тамариск (в Дарфуре, Кордофане, Сеннаре), эбеновое дерево (на Ю), баобабы (в Кордофане). Фауна: гиены, шакалы, газели (к Ю от 2-го порога), антилопы (за 3-м), в области дождей — львы, леопарды, жирафы, обезьяны, а на Ю, в лесах, еще и слоны, носороги, кабаны, страусы к С от лесов. В реках — крокодилы и бегемоты. Туземцы разводят коней и верблюдов; на Ю — цибетовых кошек. Минеральными богатствами сев. Н. в древности славилась, и они были одной из причин распространения на нее египетского владычества. Гранит, порфир, мрамор, песчаник давали материалы как для местных сооружений — храмов в скалах, так и для построек в Египте. Золотые рудники Алаки к В от Нила теперь истощены, равно как и изумрудные. Политическое деление — Нижняя Н. (до Атбары) и верхняя, Этбай, или область Беджа (на В от Нила и Нижней Н.), Кордофан, Дарфур. Население состоит главным образом из хамитов, негров и семитов. Первые представляются потомками некогда славных нобадов и блеммиев, или блеммийцев (беджа). Нобады, или собственные нубийцы, называемые также барабра, происходят от туземного населения, смешавшегося с египетскими завоевателями, живут по берегам Нила до 5-го порога, занимаются земледелием и говорят богатым и звучным языком нуба, распадающимся на 3 диалекта: кенусский, магасский и донгольский. Число их определяют в 230 тысяч, не считая колонистов в Дарфуре, Кордофане, окрестностях Хартума и на Голубом Ниле ок. г. Сеннара; последние происходят от нубийских рабов местных царей, зачисленных в армию и водворенных в виде военных поселений. В этнографическом родстве с нобадами находятся племена фундж в Верхней Н., кунджара в Дарфуре, шонгалла на сев. склоне Абиссинских гор и др. Беджа, как и их предки — кочевники; их считается более 340 тыс. Говорят частью по-беджайски, частью по-арабски, особенно на С. Родственны им говорящие по-арабски шукурие, макробии, галленга, дабайна. Семитическая раса представлена в Н., во-первых, арабами, пришедшими из Египта и из Аравии. Из последней были, по-видимому, переселения в домусульманскую эпоху; по крайней мере в Верхней Н., Кордофане и Дарфуре арабы приняли ислам лишь недавно, а племя забалит, или абу-джерид, между Диндером и Голубым Нилом — и до сих пор огнепоклонники. К чистым арабам относятся также колонисты из Аравии — между Суакином и Массовой и из Египта — в Дарфуре. На самой границе с Абиссинией живут представители эфиопских семитов: габаб, мареа, хасса, богос, гомран и др. Негры: берта в горах к Ю от Голубого Нила, денка — на юго-вост. шилуки — на юго-зап. берегу Белого Нила и др. Неизвестного происхождения — племя ахалин, или джаалин, от устья Атбары до Сеннара, говорящее чистым арабским языком, но по типу напоминающее хамитов, по цвету кожи — негров, и исповедующее ислам. Вообще ислам в настоящее время — господствующая религия в Н.; наиболее фанатичные ее последователи — номады беджа; нобады, совращенные из христианства, отличаются терпимостью, равно как и другие земледельческие племена, исполняющие далеко не все предписания своей религии и не отличающиеся богословскими познаниями; в Н. весьма мало мечетей и духовенства. Некоторые племена еще сохраняют языческие культы, считаясь мусульманами (фундж); другие (особенно негры) — анимисты и дуалисты до сих пор; кое-где сохраняются темные воспоминания о христианстве. Древние, большей частью, не знали особенной страны Н., объединяя все страны к Ю от Египта в понятии "Эфиопия". Впервые имя Н. появляется у арабского писателя Эдризи, наз. "нубийским географом", а в Зап. Европе — у известного путешественника Брокарда и в бревэ папы Александра IV: "ad fratres Minores". Будучи естественным продолжением Египта за первым нильским порогом, Н. очень рано была вовлечена в сферу египетской истории. Этому содействовали как ее естественные произведения, сделавшиеся предметом торговли, так и избыток населения в Египте, направлявшийся на юг, и необходимость обезопасить границы от набегов южных варваров. Нубийское золото, слоновая кость, благовония, необходимые для храмового культа, лес и другой строительный материал, шкуры и страусовые перья привлекали сюда египтян еще во времена древнего царства. Сев. часть Н., от Сильсилиса до Ассуана (так наз. Кенсет, может быть, Коноссо) была покорена еще в глубокой древности. Известны подвиги Уны и элефантинских номархов, особенно Хирхуфа, завязавших прямые сношения даже с южн. Н.; раньше благовония из Эфиопии шли через посредство нубийских племен. Кроме перечисленных произведений, в числе добычи упоминается, как наиболее интересный для двора фараона предмет, карлик денга. При ХП династии дело не ограничилось одними торговыми экспедициями: было покорено все пространство до Семнэ и Куммэ, выше второго порога; Усертесен III установил здесь южн. границу государства, выстроил пограничные укрепления и поставил надпись (хранящуюся теперь в Берлинском музее), запрещавшую неграм переходить границу для других целей, кроме торговых. Все пространство между двумя быстринами подверглось египтизации; страна была разделена на номы, поселены колонисты, выстроены храмы и города. Как и в Египте, в каждом номе был свой бог-покровитель; над всей областью поставлена была триада из местного божества Дедуна, Хнума — бога ближайшей егип. местности (Элефантины) — и самого фараона. Завоевания эпохи среднего царства простираются до третьего порога (о-в Арго); в это время впервые упоминается "Куш" — имя южн. стран у египтян и семитов (Быт. 10). XVIII династия пошла дальше. Уже Аагмес I старался восстановить в Н. египетское владычество; при преемниках его мы встречаем известия об усмирении мятежей и о распространении власти фараонов; впервые упоминается Напата (см.). Во главе Н., как провинции, стоял наместник, носивший громкий титул "царского сына Куша и начальника южн. (или золотоносных) областей". Ему были подчинены туземные князьки и начальники египетских колоний; он пользовался большой самостоятельностью и даже воздвигал от своего имени храмы; при назначении он получал от фараона золотой перстень. При XIX династии мы встречаем в Нубии много городов и собственную судебную палату; к этому же времени относится построение главных величественных храмов, до сих пор поражающих путешественников — в Абу-Симбеле, Дерре, Вади-Себу и др.; на стенах их изображены подвиги царей. Напатский храм в честь Амона носил то же имя, что и Карнак, с эпитетом "золотой". В гробницах наместников и других высших чиновников — интересные изображения депутаций нубийских народов (негров и хамитов), с дарами. После XXI династии Н. составила самостоятельное царство, со столицей в Напате. Фараоны нового государства, покоившегося на египетской культуре, считали себя законными обладателями всей Нильской долины и сначала соперничали с Ассирией за обладание Египтом (хотя не всегда удачно; Ассаргаддон даже принял титул царя Куша), а потом, кажется, поддерживали национальные стремления египтян, во время владычества Птолемеев (см. Гармахис). Они распространили свое владычество значительно дальше на Ю, дойдя до границ Абиссинии. Надписи их царей Горсиатефа и Настосена полны описаний походов и побед над большей частью неведомыми теперь для нас народами, осад неизвестных нам городов; говорится также об уведении множества женщин и огромных стад скота и о несметных дарах Амону. В связи с военными операциями на Ю, а также вследствие все большого политического и культурного отделения от Египта, столица из сравнительно тесной долины переносится в обширное Мероэ. Сначала Напата продолжала быть священным центром и местом коронации, но с времен царя Ергамена, эллинистически образованного современника Птолемея II, она теряет и это значение, после (может быть временного?) уничтожения царем стеснительной теократии и избиения жрецов. Египетский язык заменяется в официальном употреблении национальным, сохраняющим иероглифический шрифт и выработавшим своеобразный курсив. Что это за язык — нубийский или беджа, пока нельзя ответить определенно; рассмотрение Шефером этимологий географических имен доказало что в начале нашей эры в Мероэ и на берегу Чермного моря говорили по-нубийски. К этому же времени относится упадок мерситского государства. Экспедиция, отправленная Нероном для собирания сведений на Востоке перед затевавшимся грандиозным туда походом, нашла сев. Н. опустелой и в Мероэ — только деревни и хижины. Культура продолжала, однако, покоиться на египетской основе: искусство, хотя и значительно отдалившееся от древних образцов, все еще напоминало север своими царскими гробницами — пирамидами — и храмами. После Ергамена сидело еще много царей; до нас дошло более 10 картушей с их именами, написанными туземными иероглифами (для разбора их, после неудачи Бругша, единственный пока критерий — жертвенник в Берлинском музее, с именами царя Нетекамона и его жены, на двух языках). Особенным почетом пользовались матери царей, носившие титул Кандакий. Нередко они упоминаются, как правительницы; напр. с Кандакией воевали римляне в 24 г. до Р. Х., после грабительских нападений нубийских племен. Напата была разрушена, но римляне не старались подчинить себе Н., удерживая Нил лишь до 1-го порога. Во времена империи в Н. играют роль блеммии (Βλέμμυες), или, как их называли копты вальнемоуи, нобады, или нубы и мегабары, которых классики объединяют под именем эфиопов. Первые распространились из внутренней Африки до Сиены, кажется, еще при Птолемеях. Римляне представляли их себе какими-то чудовищами без головы и с глазами на груди и познакомились с ними впервые лишь в 276—80 г. по Р. Х., когда Проб, отразивший их нападение на Египет, вел их в триумфе. Н. в то время была, по-видимому, нейтральной страной между римлянами и "эфиопами", государство которых носит странное имя "Тихимти"; надписи датируются то по императорам, то по нубийским царям; со времен Антонинов, по водворении династии Горнехтатфа, последние датировки преобладают. Диоклетиан не мог сдержать нового напора блеммиев на Египет; попытка его противопоставить одних варваров другим, пригласив из Великого оазиса нобадов, не удалась, пришлось окончательно уступить Нубии и нейтральной областью, управлявшеюся сообща, объявить пространство между Примой и Сиэной; оттесненные нобады осели в области 2-го порога. В Филэ был учрежден общий для египтян и нубийцев культ Изиды; богиня ежегодно отвозилась в процессии по Нилу к блеммиям, которые сделались фанатичными приверженцами египетско-римского культа и противниками зарождавшегося христианства. Культура не изменила их нравов; они по-прежнему делают набеги, разбойничают, приносят человеческие жертвы; особенно достается от них монахам. В 451 г. Максимину удалось разбить их и заключить мир на 100 лет, на выгодных для империи условиях, но с оставлением блеммиям языческого культа в Сиэне. Около того же времени аксумские цари с юга подчиняли себе Н. Заботясь об обладании торговыми путями, они старались держать в подчинении нижнее течение Нила и оба берега Чермного моря. Адульская надпись, равно как и памятники Аксума на языке геез, сообщают о больших завоеваниях абиссинских царей. Эзана (?), сын Эла-Амиды (около конца IV в.), говорит о походе против нобадов, делавших набеги на его владения и оскорбивших его послов; он смирил их на 23 дня пути к С; в числе покоренных городов значится и Алоа. Нобады не только грабили, подобно блеммиям, абиссинян, но и нападали на империю, которая откупалась от них данью; все же они были культурнее блеммиев и занимали берега Нила, тогда как те — внутренность страны. Юстиниан решился привлечь их на свою сторону против блеммиев; лучшим средством для того было христианство. Сначала Нарсес Персармен, перешедший на сторону империи и командовавший в Н., разрушил святилища в Филэ и отослал идолов в Византию (около 530 г.), а затем начались миссионерские попытки, о которых сообщает монофизитский церковный историк Иоанн Эфесский. Юстиниан хотел послать в Н. православных проповедников, но его перехитрила Феодора, отправив туда пресвитера александрийского Юлиана, который обратил царя (547), два года учил народ и затем привел из Фиваиды епископа Феодора. Последний был умеренным монофизитом; преемник его, Лонгин, держался более крайнего направления. Ему удалось обратить в монофизитское христианство алодеев, которые, имея с нобадами общего врага — макуритов, нашли удобным сблизиться с ними в религиозном отношении. Религия макуритов, образовавших в VII — IX в. могущественное царство от устья Атбары до 3-го порога, в области Донголы, была может быть, православная, и только после арабского завоевания в Египте при временном прекращении преемства правосл. патриархов в Александрии макуриты подчинились патриарху коптскому, удержав в богослужении греч. язык. С этого времени Н. наполняется христианскими церквами, из которых многие сооружались на развалинах древних храмов; остатки до сих пор говорят о былом величии здесь христианства и заключают в себе много интересных надписей. Языческие изображения замазывались штукатуркой, на которой делались фрески. Все это пострадало и от времени, и от мусульманского фанатизма, и от вандализма туристов и даже ученых, уничтожавших фрески для открытия языческих скульптур, не сняв даже предварительно фотографий. За 2-м порогом церкви уже строились заново; до сих пор о них напоминают названия "ель-Кенисэ" — церковь и "Дейр" — монастырь. С 3-го порога начиналось царство макуритов; епископ их носил сан митрополита нижней Н.; здесь много памятников христианского времени. В Верхней Н., начинающейся за устьем Атбары, т. е. в области царства меронитского и алодейского, Лепсиус также нашел остатки христианской старины и культуры, равно как и к З от Белого Нила и даже в Сеннаре. — Последствия принятия христианства сказались скоро. Царь Силко в трех походах разбил блеммиев и подчинил себе, на вассальных началах, область их у границ Египта. Одному из преемников Силко, Ирпаноме, удалось посеять христианство в этой области; коптская надпись свидетельствует об обращении в церковь храма в Дендере (559 г.). — Дальнейшие сведения по истории Н. почерпаются главным образом из арабских писателей (Ибн-Селима ассуанского, бывшего лично во второй половине Х в. в Н. с дипломатической миссией, Масуди, Абу-Селы, Ахмед-ал-Куфи, Макризи, Абделлатифа и мн. др.), а также из коптских жизнеописаний патриархов, Севера эшмунейского. Христианство, по-видимому, держалось в Донголе и Алоа до XV в. История этих двух царств представляет безотрадную картину войн с арабами, завоевавшими Египет (611), взаимных набегов мусульман и христиан, внутренних междоусобий, открывавших врагам доступ ко вмешательству в дела страны. Уже в 651 г. арабы проникли до самой Донголы; царь Калидарут откупился от них, обязавшись платить ежегодно дань из 360 — 400 рабов ("бакт"), с получением взамен хлеба. одежды и лошадей. При Захарии бакт сокращен и выплачивался раз в три года; при сыне его Кириаке (Георгии?), в 969 г., Ибн-Селим был послан фатимидским полководцем Джевгаром с предложением царю, а может быть, и царю Алоа, Симеону, принять ислам; был диспут, и Кириак ответил предложением креститься. Другой Кириак, более древний, совершил даже победоносный поход в Египет, в 750 г., для защиты тамошних христиан. Могущество H. царства было сокрушено в XI — XIII в., после походов Саладина (1172—4) и междоусобий при царе Давиде, мятежный сын которого, Эл-шекенди, призвав на помощь мусульман, подал повод к их походам, в конце XIII в. закрепившим вассальную зависимость Н. Вероятно, с этих пор ислам делал быстрые успехи и вытеснил христианство, по прекращении старой династии как в Донголе, так и в Алоа. Подробности неизвестны. Нубийские церкви зависели от коптского патpиарха; вследствие полит. бедствий и им приходилось испытывать нередко нужду в иерархии, хотя реже, чем абиссинцам. Ванслеб, бывший в Н. в 1675 г., еще видел церкви, которые были, однако, заперты по недостатку духовенства; Буркхардт нашел следы христианства уже только в развалинах. Абу-Села рассказывает, что Кириак был общим именем верховного царя, которому было подчинено других 13. Все они были священниками. — В Алоа в христианский период был в употреблении шрифт, основанный, подобно коптскому, на греческом алфавите, дополненном несколькими туземными знаками; надписи этого шрифта имеются, между прочим, в Берлинском музее.

В 1517 г. Египет был завоеван турками, Власть их скоро распространилась на северную Н., до Ибрима; остальная часть Н. управлялась местными царьками — "меликами". В начале XVI в. в Сеннаре образовалось царство фунджей, явившихся с Ю. Последствием французской экспедиции в Египет было, между прочим, появление в Н. мамелюков, оттеснивших арабов-шегтиев. Они овладели Донголой и образовали государство, выбрав в правители Ибрагим-бея. Начинаются войны с турецкими губернаторами, насилия, разбои, жестокости. Только Мегмету-Али удалось справиться с ними: в 1822 г. египетские войска овладели Н., Донгодой, Бербером, Кордофаном и положили конец сеннарскому царству. Смуты и восстания, последовавшие за коварным убийством египетского полководца, были скоро прекращены. Мегмет-Али начал насаждать в Нубии цивилизацию, разрабатывая ее естественные богатства, объединяя ее области и водворяя порядок и просвещение. В 1883 г. Н. сделалась местом новой вспышки воинственного мусульманства: появился Махдий (см,). Разбив египетские войска в нескольких стычках и подкрепив свои силы перебежчиками, он завладел Кордофаном и 3 ноября совершенно уничтожил прекрасно вооруженный египетский отряд, под командой англичанина Гикса-паши (при Кашгиле). Победа доставила ему европейское оружие; он двинул свои полчища к Донголе и морю, а сам осадил Хартум. Попытки англ. генералов задержать его не имели успеха; Гордон (см.), в 1884 г., вынужден был признать его властителем Кордофана и отменить запрещение торга невольниками; попытка освободить Хартум окончилась неудачей, и Махдий овладел Бербером. Несмотря на прибытие нового английского отряда в 7000 чел., под начальством лорда Вольслея, Хартум был взят (26 января 1885 г.) и весь гарнизон его перерезан.

Литература. а) Путешествия: Burckhardt, "Tra vels in Nubia" (Л., 1819; в приложении перевод извлечений из арабских историков); Light, "Travels in Egypt and Nubia"; Belzoni, "Voyage en Egypte et en Nubie"; Caillaux, "V. à Meroe" (1826); Senkowski, в "Annales des voyages" (XII); R üppel, "Reisen in Nubi en etc." (1829); Hoskins, "Travels in Ethiopia" (1833, важно для археологии); Норов, "Путешествие по Египту и Нубии" (СПб., 1840; важно для христианской археологии); Lepsius, "Briefe aus Aegypten und Aethiopien" (Б., 1852); Abeken, "Rapports sur les r ésultats de l'expédition prussienne dans la Haute N." ("Revue arché ol.", III, 1); Combes, "Voyage en Egypte et en Nubie" (1846); Roberts, "Egypt and Nubia" (1846); Рафалович, в "Записк. Русс. Геогр. Общ." (IV, 1); Ценковский, "Известия" того же общ. (1850); Amp è re, "La N." ("Revue de D. Mondes", 1849); Hartmann, в "Ann. d. Vоу." (1863) и мн. др. b) По истории: Quatremère, "Mé m. s. la Nubie" ("M. s. l'Egypte" II, 1811); Розов, "Христианская Н. Ч. I. Источники для истории христианства в Н." (Киев, 1890; к числу достоинств этого прекрасного труда относится полная библиография); Revillout, "M é m. s. les Blemmyes" (Пар., 1874—87) и статьи в "Revue Egyptologique"; Lepsius, "Denkm ä ler aus Aegypten u. Aethiopien"; Champollion, "Monuments de l'Eg. et de la Nubie" и мн. др. с) По языку: Lepsius, "Nubische Gram." (1880); Reinisch, "Die Nuba-Sprache" (1879, в серии "Sprachen NO Afrikas; Erman, "Die Aloa-Iuschriften" ("Aeg. Zeitscbr.", 1881); Sch ä fer, "Nubische Ortsnamen" и др. (ib., 1895); Brugsch, "Entzifferung d. Meroitischen Schriftdenkm." (там же, 1887).

Б. Т.


Морфологический разбор «нубия»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: женский; число: единственное; падеж: именительный; отвечает на вопрос: (есть) Что? ...

Фонетический разбор «нубия»

транскрипция: [нуб'ийа]
количество слогов: 3
переносы: (ну - бия) ...

Близкие по смыслу слова к слову «нубия»


Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.