Ниоба
(Νιόβη, Niobe) — дочь Тантала, сестра Пелопа, жена фивского царя Амфиона, возгордилась своими 12 детьми (6-ю сыновьями и 6-ю дочерьми; у трагиков — всего семь) и вздумала сравниться с Лето (Латоной), у которой были лишь двое детей, Феб Аполлон и Артемида. Раздраженная высокомерием Н., Лето обратилась к своим детям, которые своими стрелами уничтожили всех детей Н. Девять дней лежали они непогребенные; наконец, на десятый были преданы земле богами, ибо Зевс обратил сердца людей в камень. Н. от горя обратилась в камень и в вечной тоске проливала слезы о погибшем потомстве (Илиада, XXIV, 602 — 617). Такова версия этого мифа у Гомера. Многие поэты после него пользовались этим сюжетом, воспевая вошедшие в поговоркуΝιόβης πάθη, т. е. страдания Н. Особенно драматически сказание о Н. выражено у Овидия (Metam., VI, 146 — 312). По версии мифа, принятой Овидием, Н., После обращения в камень, была унесена вихрем на родной Сипил, где каменное изваяние ее срослось с вершиной Фригийской горы. Еще в древности объясняли этот миф тем, что действительно вершина горы Сипила имеет формы человеческого тела в согнутом положении (Павзаний, I, 25, 5).
Ср. Stark, "Niobe" (Лпц., 1863); Trendelenburg, "Niobe. Einige Betrachtungen über das Schöne und Erhabe ne" (Б., 1846).
H. O.
Судьба H. и ее детей была одной из любимых тем античного искусства. В числе древнегреческих скульптур на эту тему особенно славилась группа, украшавшая собой фронтон одного из малоазйских храмов Аполлона, впоследствии перевезенная в Рим и поставленная в тамошнем храме Аполлона Созиана. Воспроизведение ее представляет собой известная группа Ниобид, хранящаяся в музее Уффици во Флоренции, а также отдельные ее части и копии, находящиеся в других музеях, напр. в Ватикане ("Убегающая дочь Н."), в Дрездене и Мюнхене (две фигуры убитых сыновей и так наз. "Илионей"). Части группы, хранящиеся в Уффици, изображают Н. с припавшей к ней дочерью, шесть сыновей, трех дочерей и педагога; вся же группа состояла, по всей вероятности, из 16 фигур: 8 мужских и 8 женских. Историки искусства еще не пришли к окончательному заключению относительно того, кому из великих греческих ваятелей принадлежал оригинал, повторением которого являются дошедшие до нас фигуры Ниобид — Праксителю или Скопасу, но, судя по смелости их движений, тонкой обработке форм и патетичности выражения, с наибольшей вероятностью можно приписать этот оригинал второму из названных мастеров. Из прочих произведений пластики, трактующих тот же сюжет, отметим: саркофаги с изображением Ниобид, находящиеся в Мюнхене и Ватикане, а также хранящийся в Имп. Эрмитаже обломок мраморного фриза, работы I в. до Р. Х., представляющий собой переделку рельефа, которым Фидий украсил престол олимпийского Зевса.
А. А. С.