Значение слова «неореализм»

Что означает слово «неореализм»

Словарь Ефремовой

Неореализм

м.
Философское течение ХХ в., направленное против умозрительности в философских
исследованиях.

Энциклопедический словарь

Неореализм

  1. направление в философии 20 в. Основные идеи выдвинули Дж. Э. Мур и Б. Рассел, в особую доктрину был развит в США (Р. Перри, У. Монтегю, Э. Холт, Э. Сполдинг, У. Марвин, У. Питкин). Выдвинул положение о непосредственной "данности" познаваемой вещи в сознании, ведущее к растворению внешнего мира в мышлении. Основа космологии неореализма - теория эмерджентной эволюции. В 1930-х гг. утратил влияние.
  2. 1) направление в итальянском кино и литературе сер. 40-х - сер. 50-х гг. 20 в. Фильмы, основанные на документальнх фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. Художественный манифест - фильм "Рим - открытый город" (1945, режиссер Р. Росселлини). Главные представители в киноискусстве - Ч. Дзаваттини, Л. Висконти, В. Де Сика, Дж. Де Сантис, П. Джерми; в литературе - В. Пратолини, К. Леви, Э. Де Филиппо. Неореализм оказал большое влияние на развитие кинематографии Италии, кино других стран. 2) В изо-искусстве зарубежных стран конца 1940-х-1950-х гг. Художники этого круга (напр., Б. Таслицкий, А. Фужерон во Франции) программно противопоставляли свое искусство авангардизму, создавая образы народной жизни и социальной борьбы. Их деятельность обычно была тесно связана с культурной политикой компартий. Позднее они (подобно Р. Гуттузо, крупнейшему мастеру такого рода) значительно расширили диапазон своих стилистических поисков.

Кино: Энциклопедический словарь (изд. 1987)

Неореализм

• НЕОРЕАЛИЗМ

   НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итал. кино, возникшее после 2-й мировой войны и представлявшее собой новую форму критич. реализма. Н. был вызван к жизни антифаш. Движением Сопротивления, ставшим для Италии "великой демократической революцией" (Тольятти П., За демократич. обновление итал. общества, за продвижение к социализму, М., 1960, с. 37). Гуманизм нового итал. кино, его нац. характер, близость к нар. жизни, стремление к социальной справедливости, антибурж. направленность были обусловлены общим демократич. подъёмом, охватившим послевоен. Италию, широким распространением коммунистич. и социалистич. идей.

   Истоки Н.- в итал. веристской лит-ре (творчество Дж. Верги и др.), в нек-рых итал. лентах 1914 - 15 ("Ассунта Спина", "Затерянные во мраке" и др.), в теоретич. трудах и ф. сов. кинематографистов С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, Н. В. Экка, М. С. Донского, тзорчестве прогрес. режиссёров Запада (Ч. Чаплина, Ж. Ренуара, М. Карне и др.). Рождение Н. подготовила группа молодых антифашистски настроенных кинематографистов - Дж. Де Сантис, Л. Висконти, К. Лидзани, М. Антониони, А. Пьетранджели, Г. Аристарко, М. Мида и др., ещё в годы войны объединившихся вокруг ж. "Cinema" и "Bianco e nerо", а также популяризаторская и педагогич. деятельность прогрессивно настроенных руководителей Экспериментального киноцентра в Риме У. Барбаро и Л. Кьярини. Одновременно в нач. 40-х гг. было созд. неск. антиконформистских ф.: "Одержимость" (реж. Висконти) и "Четыре шага в облаках" (реж. А. Блазетти) - оба 1942, "Дети смотрят на нас" (1943, реж. В. Де Сика) и др. Художников, разных по своей творч. манере и идейным убеждениям, объединял новый, исторически конкретный, социальный подход к действительности, уважение к простому человеку, тревога за его судьбу. Эстетич. принципы Н. изложил в своей работе "Некоторые мысли о кино" Ч. Дзаваттини, воплотивший их также в своих сценариях. Манифестом нового направления стала картина Р. Росселлини "Рим, открытый город" (1945), проникнутая характерным для всей обществ. жизни тех лет духом единства народа в борьбе с фашизмом. Вслед за ф. о партиз. борьбе и Движении Сопротивления - "Пайза" Росселлини, "Солнце ещё всходит" А. Вергано и "Один день в жизни" Блазетти (1946), "Опасно, бандиты!" Лидзани (1951) - режиссёры обратились к острым социальным проблемам современности. В основе их произв. часто лежали почерпнутые из газет док. факты или события, максимально к ним приближенные. Это ф. о безработице - "Похитители велосипедов" Де Сика (1948), "Рим, 11 часов" Де Сантиса (1952), "Дорога надежды" П. Джерми (1949); о судьбе вернувшихся фронтовиков - "Бандит" А. Латтуады (1946), "Земля дрожит" Висконти (1948), "Горький рис" Де Сантиса (1950); о детской беспризорности - "Шуша" Де Сика (1946); о бандитизме и преступности "Заблудшая молодёжь" (1947) и "Во имя закона" (1949, в сов. прокате "Под небом Сицилии") - оба реж. Джерми; о бедственном положении пенсионеров - "Умберто Д." (1951) и о бездомных - "Крыша" (1956) - оба реж. Де Сика, и др. Обществ, пафос Н. был связан с обличением фашизма, протестом против социальной несправедливости, утверждением естеств. нравственности и активной социальной солидарности простых людей, тружеников; его эстетика основывалась на требовании безусловной жизненной правды, на стремлении дать документально точную картину реальности.

   Большинство картин неореалистов отличались лаконичностью, сдержанностью, даже нек-рой суровостью. Они показывали нищие деревни, городские окраины, выжженные солнцем дороги, по к-рым брели люди, лишившиеся работы и крова. Н. обновил также жанр комедии, приблизив его к реальности, повседневной жизни простых людей ("Неаполь - миллионер", в сов. прокате "Неаполь - город миллионеров", 1950, реж. Э. Де Филиппо; "Полицейские и воры", 1951, реж. Стено; "Два гроша надежды", 1952, реж. Р. Кастеллани; "Украли трамвай", 1955, реж. А. Фабрици). Наряду с проф. актёрами в неореалистич. ф. нередко приглашались непроф. исполнители. Режиссёры часто обращались к местным диалектам. Всё это усиливало достоверность произв. Н.

   Наибольшего подъёма Н. достиг к кон. 40-х - нач. 50-х гг. Последующее изменение общей политич. и экономич. обстановки в стране, раскол единства антифаш. сил привели к кризису Н., к-рый был углублён цензурными преследованиями, отсутствием материальных средств, общим застоем итал. кинопроиз-ва, жестокой кампанией правящих католич. кругов, призывавших "покончить с фильмами о нищете". Перед прогрес. кино встали новые задачи, ощущалась необходимость в расширении тематики, в большей обобщённости образов, в поисках иных форм худож. проникновения в объективную реальность и во внутр. жизнь человека. Однако традиции Н. не были утеряны. Завоевания его прочно вошли в состав демократич. итал. культуры, во многом предопределив последующие успехи итал. кино. Свойственная этому прогрес. направлению антифашистская и социальная тематика зазвучала с новой силой в ф. направления политич. кино (см. "Политический фильм").

   Н. также оказал влияние на прогрес. кино Франции, США, Испании, Индии, стран Лат. Америки и др. стран, на молодые кинематографии социалистич. стран. Возникнув под воздействием сов. кино, Н. в 50-х гг. оказал в свою очередь влияние на творчество нек-рых сов. режиссёров.

   ◘ Кьярини Л., Сила кино, пер. с итал., М., 1955; Лидзани К., Итал. кино, пер. с итал., М., 1956; Дзаваттини Ч., Нек-рые мысли о кино, в его кн.: "Умберто Д.". От сюжета к фильму, пер. с итал., М., 1960; Соловьева И. Н., Кино Италии, М., 1961; Зингерман Б., Итал. кино и итал. общество, в сб.: Италия. Кино, театр, живопись, скульптура, архитектура, М., 1970; Баскаков В., Судьбы неореализма, в сб.: Мифы и реальность. Заруб, кино сегодня, в. 4, М., 1974; Rоndi В., Il neorealismo italiano, (Parma), 1956; Castello G. C, Il cinema neorealistico italiano, Torino, 1956; Il neorealismo cinernatograficp italiano, a cura di L. Micchiche, Venezia, 1975.

   Г. Д. Богемский.


Морфологический разбор «неореализм»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: именительный, винительный; отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что? ...

Фонетический разбор «неореализм»

транскрипция: [н'эар'эал'и́зм]
количество слогов: 5
переносы: (нео - реа - лизм) ...

Ассоциации к слову «неореализм»


Близкие по смыслу слова к слову «неореализм»


Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.