Мрамор
- м. (а также устар. мармор)
- Твердый, различных цветов камень известковой породы, употребляемый обычно для скульптурных и архитектурных работ.
- Изделие из такого камня.
Мрамор
МРАМОР, а, м. Твёрдый и блестящий, обычно с красивым узором камень известковой породы, употр. преимущ. для скульптурных и архитектурных работ.
| прил. мраморный, ая, ое.
Мрамор
(от греч. marmaros - блестящий камень), горная порода, образовавшаяся в результате перекристаллизации и метаморфизма известняков и доломитов. Разнообразен по окраске, нередко с красивым узором, хорошо принимает полировку. Декоративный и поделочный камень.
Мрамор
мрамор, мрамора, мн. нет, муж. (от лат. marmor).
1. только ед. Твердый камень известковой породы, применяемый, гл. обр., как материал в скульптурных и архитектурных работах. Колонна из мрамора.
2. Предмет, сделанный из мрамора (иск.). Коллекция мрамора.
3. употр. в сравнениях, как символ холодности, бесстрастия. Холодна, как мрамор.
Мрамор
(От 18:12) — минерал, принадлежащий к твердым известнякам, замечательный по своей твердости и способности к отличной полировке. Несомненно, что мрамор уже с самых древних времен, употреблялся, как строительный материал для постройки зданий (От 18:12, 1 Пар 29:2) и для устройства различных сосудов. Цвет мрамора бывает различный и очень красивый: куски различных цветов и размеров могут быть соединяемы вместе, так что образуют прекрасную мозаику. Таковы по всей вероятности были помост и колонны Персидского дворца в Сузах, описанного в Есф 1:6. Кроме сего, в кн. Песн говорится о таинственном женихе, «что голени его — мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях» (5:15). Куски красного и белого мрамора в развалинах Геразы или Гадары и Роввав Аммона показывают, что во времена Римлян мрамор часто был употребляем для постройки великолепных зданий знатнейших городов по восточной и западной стороне Иордана. В настоящее время мрамор добывается в Европе (особенно в Греции, Италии, России) и в Азии на Ливане.
Мрамор
(технич.; греч. μαρμαρός = блестящий). В технике М. называются мелкозернистые и плотные разновидности кристаллического зернистого известняка, способные приобретать гладкую и блестящую поверхность при полировке. Технически пригодные породы М. делятся на следующие классы, по своим естественным свойствам. 1. Простые М., состоящие из чистого или окрашенного пигментом (напр. углем в темный, железной охрой в желтый или буроватый, железной окисью в красноватый цвет) известняка. Сюда относятся: а) белый статуйный М., напр. желтовато-белый паросский, с превосходным восковым блеском, излюбленный материал греческих ваятелей, тонкий пентелеконский, из которого построен афинский акрополь и серо-белый до сине-серого гиметтский; каррарский, М. на западн. склоне Аппенин славился еще в древности и до сих пор доставляет лучший скульптурный материал. Кроме Верхней Италии, наиболее богатой белым М., и Греции, его находят еще во Франции, в Пиренеях, в Тироле (у Шландерса), в Норвегии и т. д. Кроме чистоты, хороший статуйный М. должен обладать однородным строением и отсутствием трещин, вследствие чего его можно добывать глыбами значительных размеров. б) Черный М. (nеrо antico, или лукуллан) находится в Бельгии, в Германии и т. д. в) Красный М.: буро-красный с черными крапинами rosso antico из Египта, marbre griotte из Нарбонны, розовато-красный с темно-зелеными авгитовыми кристаллами с о-ва Тайри в Шотландии, пурпурный из Типперэри в Ирландии и красный веронский. г) Желтый М.: нумидийский giallo antico и флорентийский М. — Пестрые М., в коих цвета смешаны, встречаются значительно чаще; их различают по местам нахождения и иногда по господствующему фону, напр. с белым фоном, с черным фоном, с голубым фоном и т. д. 2. М. брекчии состоящие из разноцветных, как бы спаянных мраморной массой обломков; сюда же относятся М., в таком изобилии пересеченные жилами, что кажутся состоящими из обломков (псевдобрекчии). Брекчии различают по цвету, напр. violleta antica, белые резко очерченные обломки с фиолетовой спаивающею массой, breccia pavonazza, красные обломки с белым фоном, брекчии Мутье, разноцветные обломки на фиолетовом фоне и т. д. Флорентийский руинный М., с узорами, напоминающими развалины стен и зданий, происшедшими от взаимного передвижения (в разных направлениях) обломков серого и желто-полосатого известняка. 3. Сложные М., состоящие из известняка с примесью других минералов, напр. хлорита, серпентина или талька и т. д. в виде лент или гнезд. Между античными породами этого М. назовем verde antico, известняк с серпентиновыми прожилками (офикальцит). Сюда относятся далее циполин (см.) и прекрасный кампанский М. из Баньер де Бигорр, мясо-красный с зеленоватыми прожилками глинистого сланца. Особенно Савойя, Пьемонт, Корсика и Пиренеи богаты сложными М. 4. Раковистый М., или лумакелл, изобилует раковинами моллюсков, связанными известняком в качестве цемента. Великолепнейший образчик этой породы триасовый М. Блейберга, в Каринтии, содержит обломки раковин аммонитов с превосходным перламутровым блеском; так наз. саванный М., черный с белыми окаменелостями; часто употребляющиеся в Италии pietra stellaria содержат серые и белые кораллы со звездообразным поперечным сечением. Сюда относится и красный брокателло из Тортозы. К фигурным изваяниям теперь исключительно применяется один лишь белый М.; со времен древности сохранились изваяния из М . всех видов. Об искусственных подделках М. см. Штукатурные работы.
В России М. известны во многих местах и весьма разнообразны по цвету, минералогическому составу и качеству, но до сих пор еще мало разрабатываются и утилизируются. На вост. склоне Урала месторождение хорошего М. тянется вдоль хребта полосой на 36 в. от с. Горный Щит до Гумешевского рудника; добываемый здесь М. (известный под именем горношитского) — белый, желтоватый и сероватый по чистоте и однородности иногда не уступает каррарскому, но несколько крупнее его зерном. Из сложных М. на Урале, в Златоустовском округе, известно несколько месторождений офикальцита, который в небольшом количестве идет для изготовления черенков златоустовских ножей. В Финляндии наилучшие месторождения М., ювенское и рускиальское, находятся около г. Сердоболя, на сев. берегу Ладожского озера. Разработка рускиальского М. начата еще в 1769 г.; большое количество его вывезено отсюда как материал для постройки Исаакиевского собора, Мраморного дворца и Казанского собора. Рускиальский М. то синевато-серого цвета, то серый с белыми прожилками (Мраморный дворец), то, наконец, серый, проникнутый зеленым лучистым камнем (пол Казанского собора). Весьма разнообразные и чрезвычайно красивые, но недостаточно прочные пестрые М. разрабатываются около с. Тивдии в Олонецкой губ. По составу они относятся к богатым магнезией доломитизированным известнякам и доломитам. Мраморовидные доломитизированные известняки и доломиты добываются также в Московской губ., близ г. Коломны, по р. Оке (коломенский М. — плотный, серовато-белого цвета, принимает слабо полировку) и около с. Кревякина, на р. Москве (розовый М. — белый или желтоватый с розовыми прожилками, крупнозернистый). В Польше, в окр. гг. Хенцин и Келец, встречаются М. разнообразных сортов и рисунков. Добыча их началась с XVI ст. и в последнее время значительно усилилась. Там же около г. Олькуш известно месторождение черного М., послужившего материалом для иконостаса собора св. Стефана в г. Вене. В Крыму разнообразные, прекрасно принимающие полировку М. — белого, молочного, серого, красного, черного цвета, а также пестрые — встречаются и разрабатываются по сев. и южн. склонам Яйлы. На Кавказе описано 15 месторождений М. и мраморовидных известняков, как в Терской обл., так особенно в Закавказье, но практического применения они до сих пор почти не имеют. Превосходные и разнообразные М. находятся также на Алтае, где многие сорта его (напр. ручьевский М.) употребляются для различных изделий Колыванской фабрикой, и в Закавказье.
Б. П.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.