Монастыри
— см. Монашество.
Монастыри
— см. Монашество.
Монастыри
(от греч. monasterion - келья отшельника), в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие - буддийские монастыри (сер. 1-го тыс. до н. э., в Индии). Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников (3-4 вв. в Египте). В средние века в Европе монастыри - крупные землевладельцы. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие мужские монастыри назывались лаврами. В Индии и Китае распространены пещерные буддийские монастыри, в Китае, Японии, Юго-Вост. Азии - ансамбли деревянных храмов-павильонов, в Тибете, Монголии - строго регулярные комплексы ламаистских монастырей. Первые христианские монастыри Сев. Африки и Ближнего Востока имели облик крепостей. Четкая регулярная композиция отличает средневековые европейские католические монастыри, более свободная живописная планировка присуща православным монастырям Балканского п-ова, Малой и Передней Азии, Руси, Грузии, а также армянским монастырям.
Монастыри
В окрестностях древней Москвы монастыри существовали с начала XIII в., но были сожжены монголо-татарами зимой 1237—38. Древнейшие из известных московских монастырей — Данилов и Богоявленский — основаны в конце XIII в. Монастырское строительство в Москве развернулось со второй половины XIV в., когда были построены в Кремле Чудов монастырь, в Заяузье Андроников монастырь, в Занеглименье Алексеевский монастырь. Тогда же были основаны Симонов, Рождественский и ряд других более мелких монастырей. Многие монастыри были тесно связаны с крупными боярскими родами: Высокопетровский монастырь — с Нарышкиными, Новоспасский монастырь — с Романовыми, позднее с Шереметевыми. До середины XVIII в. московские монастыри владели землями и крепостными в разных районах России, например, Новинский монастырь (см. Новинское) владел соседним Кудрином и большей частью территории современной Пресни, Донской монастырь, как и Данилов, — землями в южной части Замоскворечья, Высокопетровский монастырь — в районе Бутырок и современного Петровского парка. Московские монастыри были средоточием культуры. В Заиконоспасском монастыре помещалась Славяно-греко-латинская академия, в Андреевском монастыре — учёное братство Е. Славинецкого и одна из первых московских школ. Монастыри были центрами московской книжности, располагали богатейшими библиотеками и штатом переписчиков. В подвалах и кельях некоторых монастырей в XVII—XVIII вв. устраивались тюрьмы. В XVI в. и особенно в XVII в. в московских монастырях велось большое каменное строительство. Лежавшие к югу и юго-востоку от города монастыри были обнесены каменными стенами и превратились в мощные крепости (Новодевичий монастырь и др.). После Указа о секуляризации церковных и монастырских земель (1764) был закрыт ряд московских монастырей (например, Моисеевский), их соборы превращены в приходские церкви. В XIX в. многие монастыри (Ивановский монастырь, Страстной монастырь и др.) были значительно перестроены. Во второй половине XIX — начале XX вв. в Москве основано несколько женских общин, фактически являвшихся монастырями (например, Марфо-Мариинская обитель). К 1917 в Москве было 15 мужских и 10 женских монастырей. После Октябрьской революции все московские монастыри прекратили существование. В 30-х гг. в ходе реконструкции Москвы многие монастырские постройки (Вознесенского монастыря и Чудова монастыря в Кремле, Златоустовского, Страстного монастырей и др.) были снесены. С 1980-х гг. начался процесс передачи монастырей Русской православной церкви. В 1996 в Москве действовали пять мужских и два женских монастыря.
Литература: Бураков Ю.Н., Под сенью монастырей московских, М., 1991.
Монастыри
(греч. monasterion - уединенное жилище), 1) форма орг-ции общины монахов, живущих по определенному уставу и соблюдающих религиозные обеты; 2) комплекс богослужебных, жил., хоз. и др. построек, огражденный, как правило, стеной. Первым на У. был осн. в 1462 Чердынский Богословский М. епископом Ионой для крещения коми-пермяков. Наиб. активно процесс образования М. шел во второй пол. XVI-XVII в. в связи с колонизацией края.
Ур. М. возникали традиционными путями. Осн. ряда ур. М. связано с подвижнической деятельностью отд. монахов. Нек-рые из них выбирали для будущих обителей нас. пункты, расположенные ок. осн. дорог, адм. ц. Напр., Трифон Вятский основал в г. Хлынове Успенский М. (1580), в г. Слободском Богоявленский М. (1599/60; Иона Пошехонец - ок. Осинской слободы Преображенский М. (нач. 90-х XVI в.), в г.Верхотурье Николаевский М. (1604); Нифонт - ок. г.Тюмени Преображенский М. (1616). Др. монахи, движимые идеей пустынножительства, создавали обители на землях, принадлежавших коренному нас. и еще не освоенных рус. переселенцами. Напр., Исецкая пустынь (в дальнейшем Далматовский Успенский М.), осн. старцем Далматом в 1644, была первым рус. пос. в долине р. Исети. Активную деятельность по созданию сети М. в р-нах крест. освоения развил архиепископ Сибирский и Тобольский Киприан в 1620-21 в связи с созданием Сибирской епархии. По его инициативе в Верхотурском у. возникли Невьянский Богоявленский, Туринский Николаевский мужской М., Верхотурский Покровский женский М. Меньшее распространение, чем в европ. ч. России, получили ктиторские М., создававшиеся на частновладельческих землях. В 1559 - 1560 А.Ф.Строганов осн. Пыскорский Преображенский М. и перед смертью принял в нем постриг. В дальнейшем Строгановы обеспечили этот М. зем. владениями, крест., соляными варницами. На их средства в М. велось стр. храмов, келий и хоз. построек, приобреталось церковное имущество. Строгановы также стали ктиторами Пыскорского Введенского женского и Чусовского Успенского М. Как приходской возник Соликамский Вознесенский М., осн. в 1589 - 1591 посадскими людьми Соли Камской. Первоначально он управлялся вкладчиками. В XVII в. крупные М. европ. ч. России создавали на У. свои колонии (заимки), либо мелкие ур. М. приписывались к ним. Напр., в 1631 Чердынский Богословский М. был передан в управление Троице-Сергиевской лавры. Все ур. М. были общежительными (монашество). Как правило, рядом с мужским М. возникали женские и становились приписными к ним. Гос-во поощряло деятельность М., но не было заинтересовано в чрезмерном увеличении их богатств (вотчина духовная, мон. крест.). М. сыграли заметную роль в хоз. освоении У., духовном просвещении коренного и рус. нас. (духовное образование). Для многих переселенцев мон. вотчины становились временным пристанищем на пути в Сибирь, где, пользуясь поддержкой М., можно было поправить свое мат. положение и получить соц. защиту. Далматовский М., имевший каменные укрепления, занимал важное место в системе оборонительных сооружений от набегов башкир, использовался в качестве тюрьмы, в него ссылались на исправление провинившиеся священноцерковнослужители.
В нач. XVIII в. на У. было 39 М. (в Вятско-Великопермской епархии - 11 мужских и 5 женских М., вместе с пустынями - 30, на тер. Сибирской епархии находилось 6 мужских. и 3 женских М.). В 20-е XVIII в. по Духовному регламенту ряд малобратственных М. были закрыты, а монахи переведены в др. М. Особенно это коснулось вятских М. - из 16 их осталось 10. В 1764 были введены штаты и кол-во М. значительно сократилось. Были упразднены Соликамский Вознесенский мужской и Преображенский женский, Верхотурский Покровский женский, Далматовский Введенский женский и др. Нек-рые из них были возобновлены в конце XVIII-XIX в. Все оставшиеся М. были разделены на 3 кл. по установленной норме штатных монахов и монахинь.
Во второй пол. XIX - нач. XX в. кол-во М. резко увеличилось, особенно женских. В отличие от предыдущего периода все новые М. возникали из общин (иногда начинались как богадельни), отличавшихся от М. тем, что чл. общины не принимали монашеских обетов, исполняя все правила, установленные для послушников. Обычно настоятельницею (настоятелем) общины являлась монахиня (монах). Общины переименовывались в М. при наличии достаточных источников содержания без участия казны и с условием учреждения к.-л. богоугодного заведения и церкви. На У. самым крупным из возникших подобным образом и единственным 1-классным был Ново-Тихвинский женский М. в Екат. (1809). В 1913 в нем находилось 135 монашествующих и 321 послушница. При М. были детский приют, школа, богадельня, странноприимный дом, свечной з-д, 18 мастерских (в т.ч. золотошвейная, иконописная, живописная). В 1909 - 10 на У. было 20 мужских и 41 женский М. (в Екат. епархии - 3 мужских и 10 женских, Перм. - 2 мужских и 7 женских, Вятской - 7 мужских и 7 женских, Оренб. - 2 мужских и 8 женских, Уфимской - 6 мужских и 9 женских). Декретами сов. прав-ва от 20 и 23. 01.1918 имущество М. было объявлено нар. достоянием и в 20 - нач. 30-х ХХ в. они были закрыты. М. вновь стали открываться в 90-е ХХ в. В конце 1994 на тер. У. действовало 5 мужских и 7 женских М.
Лит.: Уральская икона. Екатеринбург, 1998; Булгаков С.В. Настольная книга для священноцерковнослужителей. Издание Московской Патриархии. 1993. Ч. 3; Савич В.А. Из истории монастырской колонизации и хозяйстве на Урале XVI-XVII вв. // Пермский краеведческий сборник. Пермь, 1928. Вып. 4.
Манькова И.Л.
МОНАСТЫРИ
Первый М. в Екат., Ново-Тихвинский женский, возник из кладбищенской богадельни, упоминаемой с 1796. В 1799 богадельня была официально признана архиепископом Тобольским и Сиб. Варлаамом, а имп. указом от 31 дек. 1809 на ее основе учрежден М. Имп. указом от 21 мая 1822 М. был возведен в статус штатного 1-го кл., что давало право на получение гос. содержания на 100 чел. (остальные должны были содержаться на собственные средства М.). Для Екат. Ново-Тихвинского М. был разработан особый общежительный Устав. В кон. XVIII - нач. XIX вв. это был единственный жен. М. в вост. ч. У. Числ. насельниц М.: в 1806 - 25 чел., в 1837 - 245, в 1873 - 429, в 1893 - 572, в 1913 - 1018 чел. В М. существовали разл. рукоделия: золотошвейное, белошвейное, ризничное, портняжное, переплетное, ткачество, вязание и др. С 1838 при М. существовала иконописная мастерская. М. имел с/х заимки в с. Елизавет (в 10 км от Екат.), близ дер. Малобульзинской (в 90 км от Екат.) и при с. Исток (в 20 км от Екат., арендовалась у архиерейского дома). При М. существовали б-ца и богадельня для престарелых насельниц. При обители велось обучение детей, в 1838 открылось уч-ще для девочек, с 1865/66 уч. г. обращенное в 4-классное, а в 1880 преобразованное в жен. епархиальное уч-ще. С 1866 при М. существовал приют для девочек-сирот 6-10 лет на полном монастырском иждивении; с 1900 - ЦПШ с общежитием, частично содержавшаяся за счет обители.
Архит. ансамбль М. сложился на обширной тер-рии ю-з. старого планировочного ядра Екат., на правобережье Исети, на геометрически правильном прямоугольном участке. Стр-во велось на протяжении всего XIX в. В М. к 1917 было 6 ц.: Успенская (1778-1782), Скорбященская (1823-1832), Введенская (1823-1865), Феодосиевская (1823-1866), Всехсвятская (1900), Александро-Невский собор (1814-1836; 1838-1854). Храмы и осн. сооружения М. (гл. корпус, конюшня, здание свечного з-да, жил. и хоз. корпуса, богадельня, б-ца, фрагменты ограды с двумя башнями и гл. Александро-Невскими воротами) сохр. Композиционной доминантой ансамбля является Александро-Невский собор, сооруженный в честь победы в Отеч. войне 1812. Вост. сооружения М. замыкают перспективу Александровской ул., служившей въездом в г. Арх-ра М. вобрала в себя стилевые формы классицизма и эклектики.
В 1872 в Елисаветской заимке была заложена кам. одноэтажная трехпрестольная ц. Во Имя Всемилостивого Спаса. Гл. алтарь храма освящен в 1876, сев. придел Во Имя Св. Великомученицы Параскевы - в 1878, юж. придел Во Имя Архангелов и Ангелов - в 1880. В храмах находились особо почитаемые святыни: икона Божией Матери Тихвинской в золототканной ризе и серебряном окладе с драгоценными камнями и жемчугом, а также 25 частиц св. мощей, полученных первой настоятельницей М. Таисией в 1811 в Софийском соборе Новгорода. М. был закрыт в 1920, монахини и послушницы разошлись по приходским храмам. Нек-рые из них были репрессированы.
Монастырские храмы продолжали действовать в качестве приходских. Но в 1920-е гг. были ликвидированы. Посл. были закрыты Александро-Невский собор (1930) и Спасский храм на Елисаветской заимке (1938). В 1991-1994 Александро-Невский собор был поэтапно передан верующим. Храм вновь освящен в 1992. В июле 1994 с благословения патриарха указом Синода на базе собора был возобновлен Ново-Тихвинский жен. М. (Университетский пер., 1). Осн. жил. и хоз. постройки М. находятся за г., на Шарташе, где в 1994 созд. Свято-Игнатиевский скит, в к-ром устроена дер. домовая ц. Во Имя Святителя Иоанна Тобольского. К М. приписана также Александро-Невская часовня в Дендрологическом парке-выставке на ул. 8 марта Екат. М. имеет подворье в с. Меркушино.
В 2000 в обители проживали 75 насельниц. Сестры несут послушания в иконописной, швейной мастерских, в певческом классе, в просфорне, в трапезной, в б-ке, в храмах и часовне. В ведении М. находится благотворительная столовая, организована раздача одежды и обуви нуждающимся, гуманитарная помощь заключенным и больным.
В 1988 Спасский храм в пос. Елисавет был возвращен верующим. В 1989 он был вновь освящен. В 1989-1992 в храме находились мощи Симеона Верхотурского. В 1992 созд. крестильный храм Во Имя Великомученицы Екатерины. В июле 1994 на базе прихода с благословения патриарха указом Синода был созд. муж. Спасский М. (ул. Бисертская, 12). В 2000 в нем проживали 21 чел. братии. Братия несет послушания в швейной, столярных мастерских, при М. имеется биб-ка, книжно-иконная лавка, строится здание гостиницы для паломников и для ЦПШ. М. оказывает благотворительную помощь нуждающимся и заключенным следственного изолятора.
В дек. 1995 по благословению патриарха указом Синода в Екат. был созд. третий - мужской Крестовоздвиженский М. (ул. К.Маркса, 31). М. был устроен при кам. однопрестольной ц. Во Имя Воздвижения Креста Господня, построенной в 1880. Первонач. ц. являлась домовой и была устроена на средства купцов В.В.Кривцова и С.Г.Новикова для дет. убежища Екат. благотворительного об-ва. Храм служил одноврем. и полковой ц. В Крестовоздвиженском храме хранились почитаемые верующими 6 частиц св. мощей и частица древа Животворящего Креста. В 1920-е Крестовоздвиженский храм стал гл. ц. сергианского направления в г. В 1930 храм был закрыт. В 1993 ц. была возвращена верующим. Службы ведутся с мая 1994. В 2000 в обители жили 6 монахов и послушников. При М. имеется столярная мастерская, устроены воскресные шк. для детей и взрослых, организована благотворительная помощь нуждающимся.
Лит.: Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1995; Иконников В. Историческое описание Екатеринбургского Новотихвинского первоклассного девичьего монастыря. СПб., 1875; Козинец Л.А. Каменная летопись города. Свердловск, 1989; Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902; Раскин А.М. Архитектура классицизма на Урале. Свердловск, 1989.
В.Е. Звагельская, М.Ю. Нечаева
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.