Значение слова «мода»

Что означает слово «мода»

Гаспаров. Записи и выписки

Мода

   ♦ М. И. Твардовскую спросили, не хочет ли она поставить крест на могиле мужа, она ответила: "А. Т. не был модернистом" (ВЛ 1996, 2, 19).

Фразеологический словарь русского языка

Мода

Взять моду прост. - усвоить привычку

Завести моду - начать пользоваться определенными правилами, нормами поведения

Топонимический словарь Амурской области

Мода

р., лп Селемджи в Селемджинском р-не, название с эвенк. : мода – странная. Река получила такое своеобразное название за свой непостоянный характер течения и режим [22].

Глоссарий телекоммуникационных терминов

Мода

В общем случае, гармоническое колебание в системе. В оптоволокне - возможная траектория прохождения светового луча. Число мод зависит от длины волны, диаметра сердцевины волокна, числовой апертуры и других параметров.

Словарь Ефремовой

Мода

  1. ж.
    1. Совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенной среде в определенное - обычно недолгое - время.
    2. Всеобщее признание, внимание, известность в данное время.
    3. перен. разг.-сниж. Привычка, обыкновение (обычно с оттенком неодобрительности).

Словарь Ожегова

МОДА, ы, ж.

1. Совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определённой общественной среде в определённое, обычно недолгое время. Войти в моду. Выйти из моды. Дань моде. Одет по последней моде. М. на короткую одежду. Ввести в моду новый фасон.

2. мн. Образцы предметов, отвечающие таким вкусам (обычно об одежде). Журнал мод.

3. Манера поведения, обычай (прост.). Взял моду ругаться.

В моде моден (в 1 и 2 знач.). В моде макси. Кружево не в моде.

Словарь Ушакова

Мода

мода, моды, жен. (франц. mode).

1. Совокупность привычек, вкусов, предпочтений у данной среды в данное время. Ввести что-нибудь в моду. Войти в моду. Не в моде. Одет по последней моде. Мода стричь волосы или мода на стриженые волосы.

| Привычка, новая манера поведения (прост.). «У меня нет моды деньгами платить.» Чехов. «А еще тоже моду.взяли вечера с огнем сидеть.» Чехов.

2. только мн. Предметы туалета, отвечающие последней моде, преим. в образцах. Женские моды. Журнал мод.

3. Признак, который наиболее часто встречается в данной группе явлений (стат.).

Энциклопедический словарь

Мода

  1. тип колебаний (нормальные колебания) в распределенных колебательных системах или тип волн (нормальные волны) в волноводных системах и волновых пучках (см. Волновод, Квазиоптика). Термин "мода" стал употребляться также для любого волнового поля (вне его источников), обладающего определенной пространственной структурой (симметрией). Так появились понятия моды изучения лазера, "утекающей" моды, поверхностной моды, моды "шепчущей галереи", экспоненциально спадающей моды, связанных мод, селекции моды и т. д.
  2. в статистике - величина признака (варианта), чаще всего встречающаяся в совокупности единиц или в вариационном ряду (напр., размер одежды, пользующийся наибольшим спросом).
  3. (франц. mode, от лат. modus - мера, способ, правило), 1) непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле - смена форм и образцов одежды. 2) Непрочная, быстропроходящая популярность.

Педагогический терминологический словарь

Мода

(франц. mode, от лат. modus - мера, способ, правило)

   периодическая смена образцов культуры и форм поведения в различных сферах человеческой деятельности. М. касается, прежде всего, внешнего вида человека (одежда, причёска и т.д.), его быта (жилище, мебель, домашняя техника, автомобиль и пр.). В очень сильной степени М. подвержены взгляды на науку, искусство, литературу, музыку, театр и т.д. М. распространяется не только на явления, но и отдельные личности (политики, творческие деятели и т.д.). М. - социокультурное явление, связанное с развитием общества, его ценностями. М. играет важную коммуникативную роль, создавая возможность для общения людей. Особое значение М. имеет в воспитании молодёжи как средство приобщения к культурному опыту. М. по-разному воспринимается различными группами людей и на различных временных этапах. Она может быть массовой и элитарной, формировать как хороший вкус и стиль, так и плохой (см. Субкультура).

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 146)

   См. также Субкультура

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Мода

 Мода

 ♦ Mode

   «Справедливость так же зависит от моды, как и красота» («Мысли», 61–309). Действительно, справедливость, по меньшей мере человеческое правосудие, – коллективно и временно. Впрочем, на практике модой обычно называют то, что подвержено очень быстрым изменениям, если за этими изменениями не стоит никакой видимой причины, кроме самого изменения. Отсюда поговорка: «Модное быстро выходит из моды». Мимолетность входит неотъемлемой частью в определение моды. Каждому знакомо чувство удивления, с каким мы рассматриваем фотографии или иллюстрированные журналы двадцатилетней давности. Вместе с тем Моцарт и Мольер, в свое время пользовавшиеся репутацией один – модного композитора, другой – модного драматурга, до сих пор нисколько не устарели.

   Всякая мода нормативна. Она выражает происходящее в действительности, но переживается (теми, кто следует за модой) как указание на то, каким это происходящее должно быть. Это мимолетная нормативность, или нормативная мимолетность. Главным содержанием моды, если отвлечься от чисто коммерческого ее измерения, является различие. «Мода, – пишет Эдгар Морен, – есть то, что позволяет элите выделяться на общем фоне, откуда вечная изменчивость моды; но также и то, что позволяет широким кругам походить на элиту, откуда беспрестанное распространение моды».

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Мода

(франц. mode от дат. modus; англ. fashion, откуда наше "фэшенебльный") — форма проявлений культурной жизни, поскольку они вызываются не силою необходимости или преданий, а изменчивой прихотью дня. Психологической основою М. является инстинктивная, слабо зависящая от сознательной воли переимчивость, как одно из проявлений стадности (см.). Область, где главным образом царит М., — костюм; нет, однако, такой сферы культурной жизни, которая могла бы совершенно избежать влияния М. Ей подчинены способ приготовления и последовательность кушаний, обставление жилых помещений мебелью, установление празднеств, форма писем и т. д., вплоть до наиболее ходких в данный исторический момент философских учений или поэтических произведений (применение термина М. к явлениям в мире науки и искусств всегда, впрочем, имеет характер порицания). У народов с малоразвитою культурою М. выражается обыкновенно лишь в украшениях женщин; мало также имеет она влияния на одеяние общественных классов, имеющих свой сословный костюм (напр. духовенство у большинства народов) или на так назыв. национальные костюмы. С каждым годом она завоевывает все новые сферы влияния, и местные особенности постепенно исчезают. Прихоти М. первоначально исходили из стремления к усовершенствованию. Каждая часть одежды — шляпа, чулок, галстук, подтяжки, пуговицы — может подвергаться постоянным совершенствованиям; но и здесь прогресс идет не в виде прямой линии, а изгибами, часто уклоняясь от естественного и простого к искусственному и странному. М. является фактором, сильно влияющим на спрос и поэтому нормирующим цену. Перемена М. обесценивает значительные запасы; она понижает ценность товаров, пригодность которых, в сущности, остается неизменною. В старину придавалось большое значение драгоценности одежды и утвари; М. привела или приводит к приблизительному уравнению сословий в отношении костюма. Несомненное прогрессивное упрощение костюма, несмотря на перемены в М., явствует и из того факта, что в настоящее время расходы на одежду сравнительно с прошлым составляют значительно меньшую часть житейских расходов. Со времен Людовика XIV обыкновенно в М. костюмов задает тон Франция, нередко, однако, выдерживая борьбу с национальными оппозициями и не раз и сама подвергаясь влиянию чужеземцев; так, наприм., незадолго до революции вошли в М. квакерский костюм Франклина и английские М.; тенденции в сторону английских М. оживают снова и в самое последнее время. Попытки Густава III Шведского, немецких буршей начала XIX в., мадьяр, поляков и др. вернуться к национальной одежде имели всегда лишь временный успех. Мужской костюм, начиная с 1848 г., освободился, за исключением сравнительно незначительного разнообразия модных "фасонов", от прихотей М.; принудительный характер модного костюма удержался лишь за фраком, повсюду составляющим официальное одеяние мужчин, не носящих формы. История М. в общем составляет довольно существенную часть культурной и бытовой истории, особенно в современной Европе: настроения эпохи часто отражаются в изменчивых внешних формах жизни. Строгая испанская М., удалые костюмы времен 30-летней войны, пышный костюм эпохи Людовика XIV, изящно-фривольный — эпохи Людовика XV, простое "гражданское" платье времен американской освободительной войны и революции 1789 г. — все это как бы олицетворяет умственные направления, господствовавшие в данные периоды (см.). Россия со времен Петра В. подпала влиянию общеевропейской М.; лишь при имп. Павле I М. подвергались гонению. Принцип правительственного вмешательства в дело М., внесенный Петром Вел. по отношению к ношению бороды или усов, удержался в России до половины XIX в. Модные газеты и журналы М. возникли, вероятно, из костюмных книжек XVI и XVII вв. (напр. О. Weigel'я, Jost'a Ammon'a и др.); первым действительным модным журналом был "Mercure galant" (1672). В России первым журналом, посвященным М., было "Модное ежемесячное издание" (1779).

Модные журналы, выходящие теперь во Франции, Германии и Англии, являются проводниками мод далеко за пределами этих стран; таковы во Франции: "L'Art et la Mode", "Le Moniteur de la Mode", "La Saison", "Le Salon de la Mode" и мн. др.; в Англии: "Ladies' Gazette of fashion", "Lady's Pictorial", "Myra's Journal", "Queen"; в Германии: "Modenwelt" (выходит на 12 языках, в том числе на рус. в СПб., под загл. "Модный Свет и М. Магазин"), "D e r Bazar" (на 10 языках; также изд. в СПб.), "Allgemeine Modezeitung" и др. Для мужских мод в Париже — "Journal des Marchands-Tailleurs" и "Journal des Tailleurs", в Дрездене — "Europ. Modenzeitung", в Лондоне — "Minister's Gazette of fashion", "Tailor and Cutter" и др. Русские М. журналы "Модный магазин", "Модистка", "Вестн. моды" (см.) и др. В настоящее время, кроме ряда журналов, специально посвященных М., многие еженедельные издания дают модные приложения (женские и детские костюмы). Литературу см. в статье Костюм (см.) и, кроме того: R. Schultze, "Die Modenarrheiten" (Б., 1868); Kleinw ä chter, "Zur Philosophie der Mode" (1880); M. Fischer, "Modethorheiten" (Аугсбург, 1891).

Культурология. Словарь-справочник

Мода

☼ периодическая смена образцов культуры и массового поведения.

М. присутствует в самых различных сферах человеч. деятельности и культуры, прежде всего в оформлении внешности человека (одежда, прическа, косметика и т.д.) и непосредств. среды его обитания (интерьер, разл. бытовые вещи), а также в искусстве, архитектуре, худож. лит-ре, науке, речевом поведении и т.д. Будучи сложным многоаспектным явлением, М. издавна служит объектом изучения самых разл. наук о человеке и культуре: истории и теории культуры, социологии, психологии, экон. науки, эстетики, семиотики и др.

Еще А. Смит в "Теории нравств. чувств" (1759) отмечал влияние М. не только на одежду и мебель, но и на нравственность, музыку, архитектуру и т.д., подчеркивая особое значение элитарных слоев как объекта подражания для остального населения, что было связано с возрастанием роли буржуазии в совр. ему об-ве (ранее, при господстве феодально-сословного строя, подобное подражание было невозможно).

Спенсер на основе анализа большого этногр. и историко-культурного материала выделил два вида подражат. действий:

1) мотивируемые желанием выразить уважение лицам с более высоким статусом;

2) стимулируемые стремлением подчеркнуть свое равенство с ними.

Последний мотив лежит в основе возникновения М. Последователь Спенсера амер. социолог Самнер в книге "Народные обычаи" (1906) подчеркивал нормативный и принудит. характер М.

Н.К. Михайловский проанализировал социально-психол. аспект М. в связи с поведением толпы и явлением подражания. Франц. социолог Г. Тард считал М. наряду с обычаем осн. видом подражания. Если обычай — это подражание предкам, ограниченное рамками своего сообщества, то М. — подражание современникам, носящее "экстерриториальный" характер.

Значит. вклад в теор. осмысление М. внес Зиммель, к-рый связывал ее существование с необходимостью удовлетворения двойственной потребности человека: отличаться от других и быть похожим на других. Зиммель утверждал, что М. существует только в об-вах с классовой бессословной структурой, с к-рой она тесно связана. Ее развитие происходит сл. образом: высшие классы стремятся посредством внешних, хорошо различимых признаков продемонстрировать свое отличие от низших; последние же, стремясь к достижению более высокого статуса, овладевают этими признаками, присваивают их; тогда представители высших классов вынуждены вводить новые отличительные знаки своего высокого положения (новые моды), к-рые вновь заимствуются низшими классами, и т.д.

В. Зомбарт рассматривал М. как явление, порожденное капитализмом, служащее интересам частного предпринимательства и вызывающее в об-ве искусств. потребности.

Амер. социолог и экономист Т. Веблен проанализировал роль престижа, демонстративности и "показного потребления" в функционировании М.

Франц. философ Э. Гобло в книге "Барьер и уравнивание" (1925) исследовал процессы фиксации и размывания отличит. признаков высокого социального статуса в капиталистич. об-вах посредством М. Амер. лингвист и культуролог Э. Сепир акцентировал роль М. как средства идентификации личности, ее самовыражения и укрепления Я; эту функцию М. осуществляет благодаря социально санкционируемым отказу от старых и внедрению новых социокультурных норм. Выдающийся культурантрополог Крёбер вместе с Д. Ричардсон в работе "Три века М. в женской одежде: количественный анализ" (1940) провели историко-статистич. исследование изменений нек-рых параметров женской одежды за три столетия с целью обнаружить зависимость этих изменений от динамики социальной жизни.

Существуют попытки психоаналитич. (Э. Берглер и др.) и структуралистского (Р. Барт и др.) объяснения феномена М. Изучались многообразные связи М. с социальной стратификацией, особенности ее распространения (исследования П. Лазарсфельда, Э. Каца, Б. Барбера, Л. Лобела, Р. Кёнига и др.).

В работах Г. Блумера М. рассматривается как средство внедрения новых социокультурных форм и адаптации к ним в изменяющемся мире. Процесс формирования и распространения М., по Блумеру, проходит две фазы: инновацию и отбор. На первой фазе происходит предложение разл. соперничающих между собой культурных образцов; на второй фазе все социальные группы осуществляют коллективный отбор, в рез-те к-рого социально одобренный образец становится общепринятой нормой.

В посл. годы преобладающее значение приобрел подход к изучению М. как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психич. регуляции, тесно связанному с осн. ценностями и тенденциями развития совр. об-ва. Общепризнано, что развитие и функционирование М. в широких социальных масштабах было обусловлено такими факторами, как промышленная революция и возникновение массового поточного производства, ломка феодальных сословных барьеров, усиление геогр. и социальной мобильности, рост культурных контактов, урбанизация, развитие средств связи, транспорта, массовой коммуникации. В отличие от обычая М. ориентирована на современность, однако традиция составляет важный источник модных инноваций. Другими источниками являются худож. творчество, научные открытия, техн. изобретения, создание новых материалов и т.д. Развитие М. носит циклич. характер; сменяющие друг друга модные стандарты проходят стадии становления, массового распространения и упадка, выражающегося в уменьшении численности их приверженцев. "Отмирающие" модные стандарты зачастую не исчезают окончательно и нередко вновь наделяются модными значениями.

М. — одна из знаковых систем, посредством к-рой происходит межличностная и межгрупповая коммуникация. Коммуникативный цикл в М. состоит, в частности, в постоянной циркуляции специфич. "сообщений", отправляемых "производителями" через посредство "распространителей" к конечному адресату — потребителям; только на потребительской стадии потенциальная М. становится реальной.

М. служит одним из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту: отсюда ее особое значение для молодежи. Модные стандарты относительно легко циркулируют от об-ва к об-ву, от одной социальной группы к другой, испытывая при этом более или менее значит. трансформации. В разл. об-вах и группах одна и та же М. зачастую по-разному интерпретируется, за ней могут скрываться разл. и даже противоположные ценностные ориентации.

Исследования М. и использование ее механизмов имеют важное значение для принятия решений в области культурной политики, маркетинга, индустриального дизайна, рекламы и др. областях.

Лит.: Мода: за и против. М., 1973; Петров Л.В. Мода как обществ. явление. Л., 1974; Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. М., 1994; Lipovetsky G. L'empire de 1'ephemere. P., 1987; Besnard Ph., Desplanques G. Un Prenom pour toujours: La cote des prenoms hier, aujourd'hui et domain. P., 1991.

А.Б. Гофман.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Энциклопедия моды и одежды

Мода

   (франц. mode от лат. modus - мера, образ, способ, правило, предписание) - быстрое широкое распространение и кратковременное господство определенных вкусов в отношении одежды, предметов быта или в какой-л. др. сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, мода характеризует поверхностные и непродолжительные изменения внешних форм предметов быта и художественных произведений. Существенной чертой моды является ее частая сменяемость. В моде проявляется постоянное стремление человека к обновлению, изменению всего, что его окружает, в том числе и одежды. Понятие мода относится преимущественно к явлениям культуры, охватывающим широкий круг жизнедеятельности людей, включая материальные и духовные ценности, выработанные человечеством в процессе его развития. В более узком смысле модой называют смену форм, пропорций и фасонов одежды, головных уборов и аксессуаров, которая происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени.

   Словоупотребление "быть одетым по моде" (a la mode), восходит к XVII в., когда французская придворная мода стала образцом для всех европейских стран. Сама же мода, как утверждают историки культуры родилась в XII-XIII вв., когда в костюме стали появляться элементы, применение которых нельзя объяснить необходимостью или развитием эстетического вкуса: например, шляпы высотой в метр, шлейфы длиной с сажень, сверхузкие мужские панталоны, в которых невозможно было сесть, или загнутые носки туфель, которые приходилось подвязывать к голени шнурами.

   Начиная с XVII в. Франция прочно закрепила за собой звание законодателя моды и это звание она удерживает до сих пор. Дважды в год все взоры обращаются к Парижу, к модным коллекциям фирм "от кутюр". Традиции парижской моды зародились в далеком прошлом. Еще в эпоху Возрождения, когда влияние итальянского вкуса распространялось на всю Европу, в Венеции на площади Св. Марка выставлялись французские куклы, одетые в придворные туалеты, и богатые венецианки копировали их наряды. Дважды в год от берегов Франции отплывал корабль, загруженный куклами, одетыми по парижской моде. Когда этот корабль подходил к Британии, английский флот получал приказ о прекращении военных действий.

   В Россию мода проникла в конце XVII в. Тогда же царь Алексей Михайлович издал указ, запрещающий перенимать чужие обычаи и носить платье "с иноземного образца". Но деловые контакты со странами Западной Европы перечеркнули запрет: старорусская одежда, не менявшаяся веками, стала казаться некрасивой и неудобной. Петр I открыл дорогу западноевропейской моде. В указе, изданном им в 1701 г., перечислялись все виды одежды - от нарядных костюмов до исподнего белья, от шапок до башмаков, которые отныне должны были носить русские мужчины и женщины. Непросто шло принудительное утверждение новой моды. И все же европейская мода утвердилась в России. Она была принята богатой молодежью так рьяно, что Петр I издал 5 апреля 1709 г. новый Указ: "Нами замечено, это на Невской першпективе и на ассамблеях недоросли отцов именитых в нарушении этикету и регламенту штиля в гишпанских панталонах с мишурой щеголяют предерзко. Господину полицеймейстеру Санкт-Петербурга указую: впредь оных щеголей с рвением вылавливать и сводить в Литейную часть и бить кнутом изрядно, пока от гишпанских панталон зело похабный вид не окажется. На звания и внешность не взирать, а также на вопли наказуемого".

   Кстати, запреты на моду были и в Европе. Например, известно такое древнее распоряжение: "Дабы не допустить использования другим сословиям одежды неположенного звания, запрещается горожанам ношение драгоценностей, сережек, бриллиантов и рубинов, жемчуга, украшений из чистого серебра, изделий из некрашенного соболя, меха рыси и чернобурой лисы, дорогих заграничных кружев... Ремесленникам и простолюдинам под страхом штрафа запрещается ношение больших заграничных шалей, золотых и серебряных украшений на головных уборах..." (Указ герцога Магдебургского, 1648 г.).

   Во второй половине XVIII в. появились первые журналы мод, сначала в Англии, затем во Франции, Германии, Италии, Голландии. Модели были нарисованы художниками со скурпулезной точностью, чтобы ни у кого из читателей не возникло вопросов относительно количества бантов или воланов, характера ткани или узора кружев. Журналы стали не только источником информации о моде, они способствовали воспитанию вкуса, пропагандировали культуру одежды и умение носить костюм. Художники становились известными, приобретали имя законодателей мод. Одним из первых стал известным портной из Англии Чарльз Ворт, который приехав во Францию продемонстрировал свои модели на манекенщицах. Это была одежда для Разных случаев светской жизни. Ворт создал знаменитую французскую "высокую моду" "от кутюр". Качество и мастерство исполнения моделей при нем было доведено до совершенства.

   После первой мировой войны "королевой моды" стала Габриель Шанель, первые модели которой были созданы для работающих женщин. В 1928 г. она впервые ввела в женскую моду. Костюм типа мужского. Имя Шанель известно всему миру, оно стало определителем стиля одежды: "костюм Шанель", "пальто Шанель". При этом подразумеваются модели, имеющие определенные черты: прямой силуэт, мягкая обработка, длина, закрывающая колени, ткань в клетку или пестроткань, обязательная отделка декоративной тесьмой или шнуром и декоративная бижутерия.

   После второй мировой войны появилось новое имя - Кристиан Диор. Открыв свой Дом моделей в 1947 г. он представил коллекцию новой моды - "нью-лук". Это возвращение к удлиненным и расширенным юбкам, тщательный подбор аксессуаров и особенно шляпы. По его мнению - женщина без шляпы не одета. Шляпа должна завершать линию костюма. Затем появился Пьер Карден. Он создал свой стиль, моделируя одновременно женскую и мужскую моду и, что самое важное, взялся создавать модели не только для аристократов и кинозвезд, но и для серийного производства.

   В 60-е гг. появилась джинсовая мода: джинсы, известные более ста лет как рабочая одежда, вдруг обрели необыкновенную популярность у молодежи, а затем стали самой модной одеждой для всего населения XX в.

   В 1964 г. Андре Курраж предложил укоротить длину платьев и юбок, а англичанка Мэри Куант подрезала ее настолько, что получилась самая короткая мода за все время ее существования. Мини-мода, рекомендовавшая длину юбок выше колен, превратила всех женщин в подростков. Но в 1969 г. появляется макси-мода и делает эти юбки длинными, романтичными и очень женственными. Наряду с официальной М. в эти же гг. появляется и антимода, которая разрушает и ниспровергает установившиеся каноны элегантности и хорошего вкуса. Одежда хиппи смешала все, механически соединив элементы костюмов разных стран (цыганскую одежду с индийской), линялые джинсы с яркими платками, майки с эполетами и дополнив одежду кошельками на груди, лезвиями на шее. В 80-е гг. возникает мода панков, затем рокеров, металлистов.

   Мода всегда характеризует и дополняет картину жизни общества на данном этапе его развития. Она идет в русле изменений и потрясений своего времени. Своеобразным было развитие моды в нашей стране. В первые годы советской власти в создании костюма участвовали такие художники как А. Экстер, В. Мухина, Е. Прибыльская, В. Степанова. Но особый вклад в разработку отечественной моды вложила Н. Ламанова, которая на основе народных традиций стремилась создать советский национальный костюм. Провозгласив простоту кроя в связи с тем, что он ведет к экономии материала и удешевляет веши (это был важный аргумент в тяжелые годы разрухи), Н. Ламанова первой сделала попытку создать основы промышленного проектирования. Успех русской моды был отмечен на Всемирной выставке в Париже в 1925 г., а работы Н. Ламановой, В. Мухиной и Е. Прибыльской удостоены "Гран при". Позже в 60-70-е гг. появились новые художники-модельеры, такие как Т. Осьмеркина, Г. Исаева, Т. Файдель и др., которые внесли свой вклад в развитие международной М. Широко известны за пределами страны современные отечественные дизайнеры одежды В. Зайцев, Г. Зейналов, В. Юдашкин и др.

   (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)


Морфологический разбор «мода»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: женский; число: единственное; падеж: именительный; отвечает на вопрос: (есть) Что? ...

Синонимы слова «мода»


Фонетический разбор «мода»

транскрипция: [мо́да]
количество слогов: 2
переносы: (мо - да) ...

Ассоциации к слову «мода»


Цитаты со словом «мода»


Близкие по смыслу слова к слову «мода»


Предложения со словом «мода»

Невольно появляется вопрос о том, как получилось, что все эти вещи сохранились в мире, где главными принципами потребления являются мода, новинка, современный комфорт?
На вернисаже представят свои коллекции одежды известные Дома моды.
В начале девяностых спортивный образ жизни вошёл в моду: стало стильным не только играть в гольф и крикет, но и летать на воздушном шаре, ходить под парусом, играть в футбол.
В начале прошлого десятилетия накатилась и на Пихты великая мода, которую в те времена, как всегда, первым углядел поэт и озадачил публику:
Особенно учитывая, что мода в мире дорогих часов меняется степенно.

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.