Мистицизм
- м.
- Форма религиозно-идеалистического мировоззрения, основанная на мистике (1).
- Склонность к мистике (1).
Мистицизм
Мистицизм
мистицизм, мистицизма, мн. нет, муж. (книж.). Склонность к мистике (в 1 знач.).
Мистицизм
♦ (ENG mysticism)
(от греч. mystikos - принадлежащий сокровенным обрядам)
прямое постижение Божественного, или нуми-нозного, путем непосредственного схватывания.
Мистицизм
умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лищь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. Как философская доктрина - разновидность интуитивизма и иррационализма.
Мистицизм
(греч. mystikos – таинственный) – умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна человеческому разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. Как философская доктрина – разновидность интуитивизма и иррационализма.
МИСТИЦИЗМ, а, м. Мистическое мировоззрение, склонность к мистике (в 1 знач.). Религиозный м.
| прил. мистический, ая, ое.
Мистицизм
, а, м.
Вера в существование и возможность общения со сверхъестественными потусторонними силами.
* ► Вообще я мог в году последнем В девицах наших городских Заметить страсть к воздушным бредням И мистицизму. Бойтесь их! // Лермонтов. Тамбовская казначейша // *
Мистицизм
(от греч. mystikos — таинственный) — направление средневековой философии. Первым западноевроп. средневековым философом мистич. направления был Иоанн Скот Эриугена. Основоположником м. в Зап. Европе считается Бернар Клервоский. В XII в. крупным очагом м. во Франции была богослов, школа при монастыре Сен-Виктор, с деятельностью которого связаны религ. мыслители-мистики Гильом из Шампо, Гуго Сен-Викторский и Ришар Сен-Викторский. Крупными мистиками были Петр Дамиани, Бонавентура, а позже Николай Кузанский. В противоположность схоластам мистики утверждали, что путь постижения Бога состоит не в логике и рассуждениях, а в сверхразумном созерцании и чувстве, посредством религ. эмоций. Под м. понимали также способность вступать в непосредственное общение с Богом, растворять собственную личность в личности Бога. Ортодоксальные мистики (напр., Бернар Клервоский) стремились заменить схоластику мистикой. Большинство ортодоксальных мистиков принадлежало к ордену францисканцев, неортодоксальные же мистики были тесно связаны с неоплатонизмом, в том числе с его положением о непознаваемости Бога, и смыкались с пантеизмом.
В средневековом православии наиболее откровенным проявлением м. был исихазм, возникший и достигший своего расцвета в Византии. Его идеологами были визант. монахи. Начала исихазма можно обнаружить у Максима Исповедника (VII в.), оказавшего сильное влияние на Эриугену. Оформилось это учение в трудах Симеона Нового Богослова (949—1022), а расцвет исихазма — это мистич. учение Григория Паламы (паламизм) в XIV в. Суть исихазма — в стремлении к единению человека с Богом путем аскетизма, очищения души («сердца») слезами, молитвенной медитации («умная молитва»), осияния души божественным светом. Исихазм оказал огромное влияние на визант. (затем и на рус.) иконопись — статика, внутренняя сосредоточенность, асимметрия лиц персонажей и т.д.
Лит.: Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству. Харьков, 1888; Сидорова НА. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953; Соколов В.В. Средневековая философия. М, 1979; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М, 1957.
Мистицизм
По учению мистика немца Якоби (1743–1819), ни природа, ни разум не могут вести нас к познанию о Боге. Природа не столько открывает, сколько скрывает Бога, так как в ней мы видим только бессознательное сцепление причин, действующих без начала и конца. Разум человека, вращающийся в среде бытия и познания условного и ограниченного, также может приходить только к началам условным. Если мы захотим ограничиться только рассудочным познанием, то последовательно придем к отрицанию бесконечного и сверхчувственного, ибо из соединения условного с условным по законам рассудка может быть выведено только условное; с нашим рациональным мышлением мы никогда не можем выйти из области бытия посредствованного, т. е. из связи естественных и механических причин. Единственный источник познания о Боге есть внутреннее чувство, способность непосредственного созерцания Божества. Бог непосредственно близок нам в нашем собственном духе, точно так же как природа близка и присуща нам в нашем собственном теле. В Бога мы веруем потому, что видим, созерцаем Его, хотя, конечно, не телесными очами. Таким образом, по учению мистиков, идея о Боге не может быть следствием одного только наблюдения над природой или самостоятельной деятельностью разума, что существование её в нас предполагает воздействие на наш дух высочайшего, соответствующего этой идее существа - Бога; но, полагая в основание своего учения эту верную мысль, мистики, вместе с тем, впадают в крайность: они отрицают всякое значение участия разума в деле Богопознания и преувеличивают значение в этом отношении внутреннего чувства и созерцания. Вот почему история мистицизма и представляет нам не только глубокомысленных философов, но и многих мечтателей и визионеров, в защиту своих фантазий ссылавшихся на Божественное откровение, будто бы ими полученное. Первыми пропагандистами мистицизма на Руси явились масоны; из них наиболее деятельным был А. Лабзин. С 1803 г. он выступил с целым рядом переводов, а в 1806 г. начал издание мистического журнала «Сионский вестник». Мистицизмом начали увлекаться даже такие влиятельные лица, как кн. А. Голицын и М. Сперанский; сам Государь заинтересовался им. Кружок мистиков усилился с 1810 г. Феслером, который был вызван на кафедру философии в Петербургскую академию и, прослужив в ней 5 месяцев, перешел в комиссию законов; а с 1812 г. английскими методистами, приехавшими в Петербург. К тому же события 1812–1814 гг. породили религиозную настроенность в обществе. Всюду по городам стали появляться мистические кружки, куда собирались для чтения мистических книг, бесед, духовной молитвы и других мистических упражнений. Как модное направление, мистицизм нашел себе выражение в беллетристике, в живописи и архитектуре. На первых же порах своего существования мистицизм встретил противодействие со стороны представителей Православной Церкви, выразившееся в появлении некоторых литературных произведений с опровержением мистицизма. Но в первое время, когда сочувствие в обществе мистицизму было очень сильно, это противодействие не могло развернуться свободно и не имело должного успеха. Решительное противодействие началось с 1824 г., когда особым указом запрещено было печатать книги религиозного содержания без дозволения духовной цензуры и сделано было распоряжение: отобрать из библиотек учебных заведений все книги, содержащие учение, противное правой вере. В 1825 г. такое распоряжение сделано Св. Синодом касательно учреждений и лиц духовного ведомства; вместе с этим предписано наблюдать, чтобы впредь не распространялись религиозно-нравственные книги, изданные без разрешения духовной цензуры и рукописные.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.