Мец
(Metz), город во Франции, в Лотарингии, на р. Мозель, адм. ц. департамента Мозель. 124 тыс. жителей (1990). Машиностроение, химическая, пищевая промышленность. Университет.
Мец
(Metz), город во Франции, в Лотарингии, на р. Мозель, адм. ц. департамента Мозель. 124 тыс. жителей (1990). Машиностроение, химическая, пищевая промышленность. Университет.
Мец
(Metz)
Франко-прусская война
Крепость была окружена немцами после разгрома марш. Базена под Гравелотом 8 авг. 1870. После ряда безуспешных попыток прорваться через прусские линии Базен сдался принцу Фридриху Карлу 27 окт. с тремя маршалами, 6000 офицеров и 173 000 солдат. Немцы захватили 56 знамен, 622 полевые пушки, 72 митральезы, 876 крепостных пушек и ок. 300 000 винтовок. Марш. Базен был осужден за измену и приговорен к 20 годам тюремного заключения.
Мец
(Metz) — город и первоклассная крепость в немецкой Лотарингии, при впадении Сейля (Seille) в Мозель. 9 ворот, между которыми замечательны Немецкие (Porte des Allemands, XV в.). С 1872 г. улицы и площади носят французские и немецкие названия. Собор немецко-готического стиля, но фасад — итальянский; две неоконченные башни, на одной из них колокол в 11210 кг весом. Два крытых рынка; подземный водопровод. Военная школа (бывшая Ecole d'application de l'artillerie et du g é nie), заведение для глухонемых, музыкальная и рисовальная школы, библиотека в 36000 томов, картинная галерея, естественноисторический музей, коллекция монет, ботанический сад; несколько ученых обществ. 60186 жителей (1890). Большие фабрики сукна, одеял, фланели, хлопчатобумажных тканей, полотна, стекла, фаянса, бумаги, шляп. Очень оживленная торговля, в особенности скотом и сельскохозяйственными продуктами. Город очень пострадал от войны 1870—1871 гг.; число жителей, до тех пор быстро возраставшее, со времени перехода его к Германии остается неподвижным; большие казенные работы, сданные немецким подрядчикам, привлекли сюда множество немцев, особенно рабочих, так что немцев в М. столько же, сколько туземцев (по 46%); остальные 8% жителей — иностранцы.
Mец (Divodurum галлов, Mediomatrica римлян) сильно потерпел при нашествии Аттилы в 451 г.; был столицей Австразии, в 843 г. достался Лотарю I, в 870 г. — восточно-франкскому или немецкому государству. В 1444 г. М. был тщетно осаждаем французами; Генрих II присоединил его к Франции в 1552 г. С 20 октября 1552 г. по 2 января 1553 г. его безуспешно осаждали войска императора Карла V. Когда началась война 1870 г., новые форты вокруг М. далеко еще не все были готовы; боевых и продовольственных запасов в крепости было недостаточно. После побед, одержанных немцами в начале августа, французская Рейнская армия (5 корпусов) отступила к М. Базен, приняв начальство над ней, сначала предполагал дать сражение на реке Ниде, но затем решился идти через Вердён к Шалону, чтобы там соединиться с армией Мак-Магона. При самом начале движения армия его была атакована на походе передовыми частями германских войск, что повело к боям при Коломбе-Нульи (14 августа) и Марс-ла-Туре или Вионвилле (16 августа). Не распознав слабости своих противников, Базен упустил случай нанести им поражение, распоряжался бестолково и наконец снова отступил под стены М. 18 августа произошло кровопролитное сражение под Гравелотом (см.), после чего немцы окончательно обложили М. и усилили свою блокадную линию укреплениями. Когда 29 августа доставлено было в М. известие, что 27-го армия Мак-Магона подошла к реке Маас и идет на Монмеди, то Базен решился сделать попытку прорваться. Это привело к бою при Нуасвиле (Роменвиле) 31 августа и 1 сентября; но атака, веденная вяло и нерешительно, кончилась неудачей, и французы должны были отступить за линию своих фортов. 9 сентября пришло известие о седанской капитуляции. Переговоры, завязанные вследствие этого Базеном с главной квартирой германской армии, не привели ни к чему; между тем положение осажденных, вследствие истощения жизненных припасов, становилось день ото дня тяжелее. К голоду присоединилось ненастье, удручающим образом влиявшее на расположенные в лагерях войска; чтобы занять их, было сделано несколько бесплодных вылазок. Когда запасы окончательно истощились и у войск, и у жителей, 27 октября заключена была капитуляция и 29-го побежденная голодом армия Базена сдалась: 173 тыс. человек и весь громадный военный материал, находившийся в М., достались в руки победителя. Падение М. было решительным событием войны: оно сделало войска принца Фридриха-Карла свободными для действий против вновь сформированных французами армий.
См. Lang, "M. und Seine Umgebungen" (2-е изд., 1884); v. Firks, "Die Verteidigung v. M. im Jahre 1870" (Б., 1874); Bazaine, "Episodes de la guerre de 1870 et le blocus de M." (1883); Herisson, "Die Legende v. M." (Б., 1887).
Мец
Кристиан Мец (Metz) (1931-1993)
лидер неклассич. франц. киноэстетики, киносемиотик, разрабатывающий структурно-психоаналитическую теорию кино. В психоанализе и лингвистике М. усматривает два осн. источника семиологии кино, единств. науки, способной дать в перспективе подлинное знание о человеке. Кино представляется М. узлом глубинного совпадения семиотики, бессознательного, истории, культуры, окрашенного социальным символизмом: кино — социальная практика некоего специфич. означающего. Но кино — это и сон, дыра в социальной ткани, бегство от об-ва.
Задачей теории кино является выявление соотношений означаемого и означающего, воображаемого и символического, выявление психоаналитич. подосновы киноязыка. При этом приоритет отдается означающему, а не означаемому, символическому, а не воображаемому, форме, а не содержанию. Означаемое фильмов характеризуется М. как статичный надтекст, образуемый неврозами кинематографистов. Означающее же образует собственно фильм, его текст и коды. Аналогично воображаемому как сфере изложения противопоставляется символическое как область выражения. Придавая фильму привлекательность, питая кино, воображаемое грозит поглотить символическое, подменить теорию кино властью воображаемого. Одной из целей структурно-психоаналитич. теории кино является его освобождение от воображаемого ради символического, обогащенного семиологией, чье внимание перемещается с изложения на выражение.
Полагая, что символическое в кино увенчивает воображаемое, М. рассматривает последнее в двух отношениях — обыденном (по Э. Морену) и психоаналитическом (по Фрейду, Лакану, М. Клейн). Первичное, обыденное воображаемое сливается с кинофикцией — вымышленным рассказом, а также кинотехникой — кинопленкой, фонограммой. Психоаналитич. воображаемое предстает как первичное ядро бессознательного, изначальное вытеснение, знак зеркала, признак двойничества, бессознат. влечения к матери, комплекс кастрации. Все это воспроизводится игрой киноэкрана — психич. приставки. Воображаемое — киносон, символическое — код этого сна, позволяющий исследовать механизм соединения невзрачного фантазматического воображаемого с изгибами означающего.
Разрабатывая сновидческую концепцию кинематографа, М. проводит аналогию сексуальных и кинематографич. актов. Зеркало экрана для него — тело, фетиш, к-рый можно любить, соединяя воображаемое (идентификация с персонажем), реальное (отчуждение от персонажа) и символическое (утверждение кинофикции). Киноаппаратура — метафора и фетиш умств. деятельности: зрителю достаточно закрыть глаза, чтобы уничтожить фильм, но он же способен и вызвать его, являясь одновременно киноаппаратом, воспринимающим экраном и регистрирующей камерой. Киноэкран — эдиповская замочная скважина, позволяющая воочию увидеть то, что в жизни обычно остается вытесненным — эротику, садизм. Все это превращает кино в своего рода перманентный стриптиз.
Исследуя зрительские реакции, М. приходит к выводу о тройственной структуре "фильмического состояния", распадающегося на сны, мечты (фантазии) и явь.
Уподобляя сон детству, ночи, мечту— взрослению, вечеру, явь — зрелости, дню, М. приходит к выводу, что фильм сильнее мечты, но слабее сна; это смесь трех зеркал, в к-рых сливаются впечатления действительности и псевдореальности.
Кино — "нереальная реальность". Структурообразующим ориентиром кинозрителя является киноудовольствие. Именно с ним сообразуются такие механизмы, как киноиндустрия, направленная на установление хороших зрительских отношений с фильмом; зрительский ментальный механизм, позволяющий воспринимать и потреблять кинопродукцию; традиц. история и теория кино, кинокритика, чей объект— кино как "хорошая, интересная вещь", независимо от того, хвалят или ругают конкретные фильмы. Эти механизмы находятся в области воображаемого, а не символического.
Традиц. или "социоисторич." кинокритика смешивает реальный объект (фильм) с воображаемым (понравившийся фильм, т.е. зрительский фантазм), приписывает первому достоинства второго и т.о. обволакивает и защищает его подобно кокону. Такая авторская вкусовая кинокритика квалифицируется М. как нестрогая, нетеоретическая. Ее механизм, направленный на генерализацию частного фильмического удовольствия, увековечивание сиюминутного, так же диаметрально противоположен результату, как брак — любви. Подобная критика превращается в "милосердный страшный суд", служанку купли-продажи, один из способов побудить зрителя "спонтанно" устремиться в кинотеатры.
В качестве альтернативы М. разрабатывает "символич." кинокритику, проникнутую "садизмом познания" и изучающую свой объект "против шерстки". Критик-психоаналитик должен порвать с кино, сохранив воспоминания о своей любви к нему. Такой подход амбивалентен, пользующийся им кинокритик неизбежно ломает и теряет свою игрушку, но семиолог вновь находит ее, — утверждает М.
Переходя от общеэстетич. положений к конкр. структурно-психоаналитич. исследованию кинематографа, М. сосредоточивается на психоанализе трех выделяемых им структур: сценария (означаемого), текстовой системы фильма (означающего) и киноозначающего. Трактуя сценарий в широком смысле как тематику уже отснятого фильма, его интригу, персонажи, пейзажи, монтаж, язык, М. видит в нем воображаемое означаемое, чреватое "вторым сценарием" — символическим означающим. Роль психоанализа и состоит в высвобождении неявных значений сценария, его превращении в означающее: изучать сценарий с психоаналитич. (или шире — семиотической) т.зр. значит конструировать его как означающее. Призывая к изучению механизма кино в целом, М. подчеркивает, что гл. отличие нового эстетич. подхода к кинематографу заключается не в противопоставлении отдельного фильма (один-единственный фильм) "интегралу кино" (все существующие фильмы), но в изучении текстов и культурных кодов.
Соч.: Essais sur la signification au cinema. T. 1-2. P., 1968-72; Langage et cinema. P., 1971; Le signifiant imaginaire. Psychanalyse et cinema. P., 1977; Essais semiotiques. P., 1977.
H. Б. Маньковская.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.