Медресе
Мадраса.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Медресе
Мадраса.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Медресе
ср. нескл.
Мусульманская средняя и высшая духовная школа, готовящая служителей
религиозного культа, учителей начальных мусульманских школ, а также служащих
государственного аппарата.
Медресе
(араб. мадраса, от дараса - изучать), с 9 в. мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей, а также в странах Ближнего и Среднего Востока служащих и др. Медресе действуют на территории Российской Федерации (в Грозном, Махачкале, Уфе), а также в Узбекистане (Мири-Араб в Бухаре), Азербайджане (Баку). 1-2-этажные здания медресе включают расположенные вокруг прямоугольного двора мечеть, аудиторию, кельи.
Медресе
среднее и высшее исламское учебное заведение при мечети. В Москве медресе с курсом основ ислама появились при мечети в Татарской слободе (занятия начались во второй половине XIX в.) и при Соборной мечети в Мещанской слободе (после 1904). Закрыты в 1927 под предлогом отсутствия надлежащих санитарных условий для обучения детей. Вновь открылись при Соборной мечети в 1989 и при мечети на Большой Татарской улице, 28, в 1993. Программа этих медресе включает изучение основ ислама и предметов традиционного мусульманского образования. С учётом интересов московских мусульман предусмотрены вводные курсы арабского и татарского языков. Медресе работают как вечерняя и воскресная школы. В 1996 занятия посещали около 1 тыс. человек. В Москве сохранились здания с характерными для медресе элементами архитектуры, например, дом Асадуллаева (построен в 1913; Малая Татарская улица, 8), в 1918—41 здесь размещалась татарская школа, позже школа-интернат МИД.
М. Муртазин.
Медресе
(араб. мадраса, от дараса - изучать)
средняя (реже высшая) конфессиональная мусульманская школа. М. возникли у арабов в 7-8 вв., распространились в странах Ближнего и Среднего Востока в 9 и 10 вв.
Полный курс наук в М. (с 11-12 вв.) составляли предметы:
- арабизм (включая лексикографию, этимологию, синтаксис, риторику, историю),
- вероучение и законоведение,
- философия (логика, математика, география, астрономия, медицина, естественные науки и умозрительная философия).
М. готовили учителей для мектебов, служителей культа; М. повышенного типа - казиев (судей), толкователей шариата, знатоков мусульманских законов. М. учреждались гл.о. под эгидой мусульманского духовенства и, как правило, находились при мечетях.
Во 2-й половине 19 в. возникли т.н. новометодные (джадидистские) школы, которые нередко также назывались М. Фактически они представляли собой повышенный тип начального мусульманского училища - мектеба.
В связи с реформой национальных систем образования, проведённой в 60-х гг. 20 в. во многих странах ислама, сложились 2 осн. типа М.:
- светского характера (средние и высшие государственные учебные заведения) и
- готовящие служителей культа. Имеется некоторое число частных М. Выпускники М. могут поступать в университеты.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 139)
Медресе
Мадраса (араб. училище) — у мусульман высшая школа. В России М. встречаются во всех местностях со сплошным мусульманским населением, но особенно многочисленны М. в Ср. Азии. Древнейшие М. существуют в Самарканде, Коканде и Ташкенте; основание их относится к XV в. Большинство М. в Туркестане основано в текущем столетии. Благоустроенное М. имеет вид правильного четырехугольника, обнесенного кирпичной стеной, ко внутренней стороне которой пристраиваются худжра (кельи для учащихся, а иногда и для учителей), одна или несколько дарс-хане (классная комната) и мечеть. Наибольшая часть М. находится в городах или больших базарных селениях. Основаны они и содержатся исключительно на средства от вакуфов (см. соотв. статью); многочисленность М. указывает на то, каким богоугодным делом считается у мусульман распространение училищ. Заведующий вакуфом данного М. (мутавалий) ведет всю хозяйственную его часть, которая совершенно не зависима от учебной; последняя находится в исключительном ведении мударриса (преподавателя). В больших и богатых М. несколько мударрисов. В былое время назначение мударрисов производилось или лично ханом, или хакимами, управлявшими отдельными вилайетами. В русском Туркестане порядок назначения мударрисов установлен лишь с 1891 г.: о выборе мударриса составляется местным обществом приговор, который, вместе с заключением инспектора училищ, препровождается к главному инспектору училищ края, от которого и зависит утверждение избранного лица в должности. Почти все мударрисы принадлежат к питомцам М. Бухары; немногие лишь получили свое образование в Коканде. Мударрисы вступают обыкновенно в должность не моложе 40 лет и не покидают ее до глубокой старости или до самой смерти. Ученики М. носят названия: мулла (грамотный), талиб-и-ильм, или просто талиб (ищущий знания), шакирд (ученик, подмастерье). В М. поступают юноши, прошедшие курс в низших мусульманских школах — мектэбе (см.), где они научились читать по-арабски В среднеазиатских М. ученики начинают с того, что выучивают наизусть аваль-и-ильм (начало науки) — краткий мусульманский катихизис, изложенный на персид. яз. в вопросах и ответах. Засим следует первый отдел курса — грамматический; учащиеся должны овладеть араб. яз. настолько, чтобы без особого труда следить за дальнейшими отделами курса. Следующий курс распадается на два отдела — мушкилят (общеобразовательный) и масаля (юридический). В состав первого входят богословие, логика, диалектика, метафазика с отделом астрологии и космографии, канонические предания и объяснения к корану. Юридический курс слагается из изучения религиозного права (о деяниях безусловно и условно обязательных, одобрительных, неодобрительных и запрещенных, об обрядах и т. п.) и гражданских и уголовных законов теократического мусульм. государства. Весь курс вообще никогда не выполняется. Полный юридический курс проходят те, кто надеется со временем занять должность казия, муфтия или вообще считает необходимым близко познакомиться с мусульм. юриспруденцией. Из др. наук большим уважением пользуется математика, но она проходится лишь попутно при изучении наследственного права и сводится к четырем правилам арифметики и некоторым положениям геометрии, необходимым для измерения земли при разделе ее между наследниками, а также при купле-продаже. Затем в М. знакомятся с географией, под которой разумеют свод древних народных сказаний на географические темы (напр. об острове на Индийском океане, населенном кинокефалами), и с первыми начатками народной медицины. Учеников стараются убедить, что кругом наук, изучаемых в М., исчерпывается человеческая мудрость и человеческая нравственность. Самое изучение сводится к заучиванию наизусть известных книг, отчасти изложенных стихами. Ученики М. подразделяются на три класса или разряда: младший — адна, средний — аусат, старший — ала. Экзаменов при переходе в старший класс не существует: окончив изучение известной книги и переходя к следующей, учащийся тем самым становится учеником высшего класса. Определенных сроков для пребывания в том или другом классе, или, что все равно, для изучения назначенных для класса книг, нет; фактически пребывание в каждом из трех классов продолжается средним числом от 3 до 4 лет. Случается, что ученик сидит в одном классе от 8 до 10 лет. Возраст учащихся колеблется от 15 до 40 лет. Число их в одних М. не превышает 5-10, в других доходит до 300 и больше. В последние годы заметно увеличивается число учащихся в М. Ферганской области; в 1891 г. в них было 5407 учащихся, из них 2553 в одном Коканде.
О туркестанских М. ср. отчет Ф. М. Керенского в "Ж. М. Н. Пр." 1892 г., № 11.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.