Медник
Syn: жестянщик
Медник
Syn: жестянщик
Медник
м.
Мастер, занимающийся изготовлением или починкой медных изделий, посуды.
Медник
медник, медника, муж. Ремесленник или рабочий, занимающийся выработкой или починкой медных вещей, преим. посуды, лудильщик.
Медник
или медно-котельный мастер — ремесленник, изготовляющий из листов красной меди разные предметы посредством ковки и спаивания тугоплавким ("крепким") припоем. Этот последний прием и составляет главное отличие работы М. от приемов жестяника и котельного производства (см.). Материал для своей работы М. получают в виде прямоугольных листов, прокатанных на заводах; иногда, для очень больших котлов и аппаратов прямо заказываются плоские круги или даже выкованные в виде чаши. Медь настолько ковка, что ее обыкновенно обрабатывают молотками без нагрева, только очень толстые предметы куют горячими, как железо; однако, от холодной ковки медь становится твердой и не тянется дальше без трещин, поэтому работу часто приходится "отжигать" при темно-красном калении, в кузнечном горне или, для очень больших предметов, на особой жаровне. Инструментами для М. служат разной формы молотки и наковальни, укрепляемые на обрубке дерева, "стуле", или "клеце". Для распрямления, или "шпанования", частей, вырезанных ножницами из листа, служит наковальня с большой плоской поверхностью, а для цельных листов — чугунная плоская плита. Для сгибания вырезанных частей служат "шпераки", наковальни в виде буквы Т, с рогами различной формы. Дно сосудов обрабатывают и вообще вогнутые части "наводят" на "стойне", наковальне, состоящей из вертикального стержня с соответственной формы расширением на верхнем конце. Стойно для загибания краев называется "скребок". Приходится обрабатывать молотком и боковые поверхности сосудов, для этого служат "кобылины", горизонтальные толстые стержни с утолщениями соответственной формы на обоих концах. Их закрепляют на "стуле" посредине, и утолщение на другом конце служит противовесом. Сами приемы обработки листового металла уже описаны в ст. Давильное и Жестяное мастерство. М., придав сосуду окончательную форму, отжигают его и погружают горячим в воду, отчего отпадает окалина и поверхность принимает матовый розовый цвет: в этом виде предмет тщательно проковывается равномерными и последовательными ударами полированного молотка. От этого поверхность получает полировку, а металл — упругость. Из целого куска медного листа трудно "навести" сосуд глубокий, как обыкновенная кастрюлька; для ускорения работы из листа свертывают цилиндр на несколько см выше, чем нужно, и так, чтобы края заходили один на другой. Обыкновенно эти края надрезывают в виде прямоугольных зубцов и надвигают один на другой, так, чтобы зубцы приходились попеременно снизу и сверху. В таком виде их плотно сплющивают на "кобылине", посыпают бурой с кусочками латуни или зернами особо приготовленного "припоя" (см.) и накаливают стык в горне, пока припой расплавится и потечет; тогда предмет погружают в воду, чтобы отпала окалина и металл стал мягче. Условие успеха: чистота и плотная пригонка спаиваемых поверхностей. Расплавленный металл пристает только к чистой поверхности другого металла, бура, расплавясь, всасывается в капиллярные щели между спаиваемыми поверхностями и растворяет всю окись. Когда же температура еще повысится, плавится и припой, расплывается по всей поверхности, очищенной и предохраняемой от окисления расплавленной бурой, и заполняет вполне только узкие щели. Спаянное место проковывают, загибают нижний край внутрь и подобным же способом впаивают дно. О лужении медной посуды см. соотв. статью; заметим, что вместо нашатыря, дающего едкие аммиачные испарения, употребляют хлористый цинк (соляную кислоту, "отравленную" обрезками цинка) или, лучше, двойную соль хлористого цинка и аммония. Можно пользоваться также стеариновой кислотой (куском свечки). М. имеют обычай при перелужении старой посуды оценивать свой труд с веса взятой меди и прибавлять более законных 10% свинца. Эту вредную примесь можно отличить на глаз по синеватому оттенку вычищенной полуды; когда же свинца прибавлено больше, чем олова, поверхность полуды становится уже матовой. Медь луженую нельзя больше спаивать крепким припоем: олово образует с медью сплав более легкоплавкий и сам предмет плавится местами раньше припоя.
В. Лермантов.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.