Манси
- мн. нескл.
- Народ финно-угорской этноязыковой группы.
- Представители этого народа.
- м. и ж. нескл. Представитель манси (1*2).
Манси
Манси
(устар. - вогулы), народ в Ханты-Мансийском авт. окр. (6,6 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 8,3 тыс. человек (1989). Язык мансийский. Верующие - православные.
Манси
представители древнего народа, родственного хантам (см.), населяющего районы Западной Сибири по Оби и ее притокам.
Манси отличаются практическим складом ума, большой сообразительностью, трудолюбием, выдержкой и выносливостью, художественными способностями.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)
МАНСИ.
1. нескл., мн., ед. манси, м. и ж. Народ, относящийся к коренному населению Ханты-Мансийского округа.
2. неизм. Относящийся к этому народу, к его языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к местам его проживания, их внутреннему устройству, истории; такой, как у манси.
| прил. также мансийский, ая, ое (к 1 знач.).
Манси
(ИоаннДоминик Mansi, 16 92-1769) — ученый итальянец, епископ луккский. Ему принадлежит лучшее издание Барония (Annales ecclesiasticae, Лукка, 1738-1756). Собственные ученые работы M.: "Supplementum collectionis conciliorum et decretorum N. Coleti" (Lucae, 1748 и сл. — дополнение к коллекции соборов и декретов, составленной Коллети); "Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio" (Флоренция и Венеция, 1759-1788; полное издание соборных деяний, доведенное до XV в.); "De epochis conciliorum Sardicensis et Sirminensis" (Лукка, 1 7 46); "De casibus et excomunicationibus episcopis reservatis" (Лукка, 1729 и 1739); "Prolegomena et dissertationes in omnes et singulos S. Scripturae libros" (ученый комментарий на св. Писание, Лукка, 1729).
Манси
(маньси - самоназв., вогулы - устаревшее рус. назв.), народ угорской группы ур. яз. семьи. Проживают в Ханты-Мансийском авт. окр. Тюменской обл., ч. живет в Свердл. обл. Числ. 8400 чел. (1989). Делятся на четыре этнографические группы: сев., юж., вост., зап. Сев. М. расселены в басс. Сев. Сосьвы и Ляпина (левобережье Нижней Оби), вост. - в басс. ср. и верхнего течения р. Конды (приток Иртыша), зап. - по рекам Пелым, Лозьва, Вагиль (приток Тавды). Юж., жившие по рекам Тура, Тавда, к нач. XIX в. смешались с татарским и рус. нас. М. родственны и близки по культуре к хантам. Яз. относится к обско-угорской группе финно-угорских яз., делится на ряд диалектов, существенно отличающихся друг от друга.
М. сформировались в результате слияния продвинувшихся с Ю. угров с древними племенами охотников и рыболовов тайги. На этническую историю М. большое влияние оказали контакты с ненцами, татарами, хантами, рус. Считается, что сев. М. сложились достаточно поздно (в XVIII-XIX вв.) в результате смешения переселявшихся с Ю.-З. М. и хантов. В письменных источниках М. изв. с XII в. под именем "югры" (вместе с хантами), с XIV в. - под именем "вогулы", "вогуличи", с XVII в. сев. М. называли "остяками". Термин М. получил распространение с 1930-х.
Осн. занятия М.: охота, рыболовство, оленеводство, а также жив-во (разведение лошадей, рогатого скота), сбор лесных ягод и орехов. По сравнению с хантами, у М. больше развит охотничий промысел. Оленеводством занимаются М. в предгорьях У. Сев., вост. и зап. М. до нач. XX в. вели таежный полуоседлый образ жизни, летом занимались рыболовством, зимой преобладала охота. Осн. типом жилищ был срубный дом, у сев. М.-оленеводов -чум. В летний период сооружали разнообразные по форме каркасные постройки из жердей с берестяным покрытием. Одежда по покрою различалась у разных групп, шилась из меха, сукна, тканей. Одежда и предметы домашнего обихода (особенно берестяные изделия) украшались орнаментом. В мат. и духовной культуре разных групп М. имеется своя специфика, наиб. сильны различия между сев. и вост. М.
В сер. II тыс. н.э. у М. существовали "княжества" - Ляпинское, Пелымское, Кондинское. В XVII-XIX вв. осн. единицами обществ. орг-ции были вол., община-пос., семья. Ч. промысловых угодий находилась в семейном владении, ч. - в коллективном.
С нач. XVIII в. среди М. стало распространяться христианство., но они сохранили различные дохристианские верования (шаманизм, анимизм, промысловый культ). Для религиозно-мифологической картины характерно представление о трехчастном делении мира по вертикали и горизонтали. Гл. божествами считались Торум, Калтась-эква, Куль-отыр. Особое положение в пантеоне занимал Мир-сусне-хум, посредник между людьми и богами. Из животных наиб. почитанием пользовался медведь, занимающий важное место в мифологических представлениях, верованиях, обрядах, изобр. иск-ве. В честь медведя устраивались спорадические и периодические медвежьи праздники. Почитание др. животных имело менее развернутые формы. Самобытная культура М. находит яркое выражение в фольклоре (особенно в муз.-песенном и декоративно-прикладном иск-ве).
Лит.: Носилов К.Д. У вогулов. М., 1904; Народы Сибири. М., Л., 1956; Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места XIX - начала XX в. Новосибирск, 1986; Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск, 1990.
Мартынова Е.П.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.