Маковский
— фамилии трех русских живописцев: 1) Константин Егорович М., сын известного в свое время московского любителя искусства, одного из основателей тамошнего училища живописи, ваяния и зодчества, Егора Ивановича М. (1800-86), род. в Москве в 1839 г.; под отцовским влиянием 12 лет от роду поступил в ученики упомянутого училища, в котором его наставниками были М. Скотти, С. Зарянко и В. Тропинин, и получил в 1857 г. малую серебряную медаль от Акд. художеств. В следующем за тем году переселился в СПб. и записался в ученики академии; был награжден малой золотой медалью за картину "Агенты Димитрия Самозванца убивают Феодора Годунова", в 1862 г. По получении этой награды молодому живописцу предстояло участвовать в соискании большой золотой медали, но он вместе с 12 своими товарищами, недовольными тем, что им было отказано в выборе конкурсных задач по их собственному усмотрению, вышел из академии с званием художника 2 степени и принял участие в учреждении СПб. художнической артели, членом которой, оставался, однако, недолго. В 1867 г. за картины "Бедные дети" (находится у Д. В. Стасова в СПб.) и "Селедочница" и за три портрета (ген. Кауфмана, ген. Рокасовского и г-жи Ворониной) был признан академиком, а через год, за колоссальную и сложную картину "Масленица в Петербурге", возведен в профессоры. В 1876 г. сделал поездку на Балканский полуо-в и в Египет. Многочисленные произведения М. — портреты и картины историческо-бытового, чисто жанрового и отчасти фантастического содержания — составили ему репутацию одного из талантливейших представителей современной русской живописи. С этими произведениями он являлся сперва на годичных академических выставках, а потом (с 1 874 по 1883) на выставках Товарищества передвижных выставок, впоследствии же стал устраивать из них отдельные выставки. Некоторые его картины были, кроме того, выставлены в Париже и Сев. Америке и распространили его известность за пределы России. Эффектность композиции и освещения, выразительный, хотя и недостаточно верный рисунок, сильный, блестящий, но излишне цветистый колорит, мастерство кисти, особенно при выписке костюмов и проч. аксессуаров, отличают все вообще работы М., между которыми, сверх вышепоименованных, главными могут считаться: "Похороны в деревне" (1872; у К. Солдатенкова в Москве), "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" (1876 в Имп. Эрмит., повторение в Аничковском дворце), "Болгарские мученицы" (1878), "Русалки" (1879, в Имп. Эрмит.), "Свадебный пир в боярской семье" (1885), "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" (1886), " Смерть Иоанна Грозного" (1888), "Под венец" (1890), портреты: А. С. Даргомыжского, сенатора Веймарна, А. Е. Тимашева, жены художника с детьми, гр. Муравьева-Амурского, гр. С. Р. Строганова, певца О. Петрова и нек. др. 2) Владимир Егорович М., брат предыдущего, род. в Москве, в 1846 г., художественное образование получил в Моск. училище живописи, ваяния и зодчества; заслужил от Акд. худ. в 1865 г. две малые серебр. медали за "группу с нагой натуры" и за картину: "Мастерская художника", а в 1866 г. и большую такую же медаль за "Литературное чтение". Окончил курс упомянутого училища в том же году. В 1869 г. за картину "Крестьянские мальчики стерегут лошадей" Академия наградила его званием классного художника 1 степени и золотой медалью г-жи Лебрен, установленной для отличившихся в экспрессии, а в 1878 г. за картину "Любители соловьев" (находится в Третьяковской галерее в Москве) признала академиком. С самого учреждения Товарищества передвижных художественных выставок он был деятельным его членом и почти ежегодно украшал эти выставки своими произведениями. Состоя в течение более 20 лет преподавателем в означенном моск. училище, в значительной степени способствовал развитию многих молодых талантов. В 1894 г. был назначен в профессоры-руководители одной из мастерских, учрежденных при Акд. художеств по ее новому временному уставу, поселился в СПб., и вскоре занял пост ректора высшего художественного училища академии. Обладая находчивостью в композиции и тонкой наблюдательностью, превосходно изучив типы и нравы людей различных слоев общества и сделав свою технику вполне послушной идеям, М. занял по смерти В. Перова первое место среди русских жанристов и одно из видных между иностранными. Он изображает преимущественно сцены из быта нашего низшего и среднего сословий, задуманные остроумно, полные правды, проникнутые добродушным юмором или едкой сатирой. Кроме того, он успешно писал иногда портреты и пробовал свои силы в аквафортном гравировании, по части которого им издан в 1887 г. любопытный альбом воспроизведений его собственных этюдов. Огромное количество картин, вышедших из-под его кисти, рассеяно по домам богатых любителей искусства; некоторые из них находятся в Третьяковской галерее, в Москве. Наиболее замечательные произведения М. — "Приемная доктора" (1870), "Придворные певчие" (1870), "Любители соловьев" (1873), "Благотворительница" (1878), "Толкучий рынок в Москве" (1879), "У мирового" (1880), "В четыре руки" (1880), "Казначейство в день выдачи пенсии" и "Крах банка". 3) Николай Егорович М. (1842-86), брат предыдущих, получил первоначальное образование в Моск. архитектурном училище дворцового ведомства, с 1859 по 1866 г. учился в Акд. худож. по отделению архитектуры и при окончании курса этого учреждении приобрел звание свободного художника с правом производить постройки. Однако вскоре он бросил специальность, к которой готовился, и, пристрастившись к живописи, стал писать перспективные виды и пейзажи. В 1872 г. за "Вид церкви в с. Дьякове Московской губ." Академия признала его классным художником 3 ст., а через год после того, за "Вид Москвы", повысила в классные художники 2 степени. В 1874 г. он сделал поездку на Восток и привез запас материалов для своих последующих произведений. Большинство его картин являлось на передвижных выставках. Лучшими из них могут считаться, сверх двух вышеупомянутых видов, следующие три: "Улица в Каире", "Нижний Новгород" (находится в Третьяковской галерее, в Москве) и "Ярмарка в Малороссии ".
А. С-в.