Мавзолей
м.
Большое надгробное мемориальное сооружение.
Мавзолей
м.
Большое надгробное мемориальное сооружение.
МАВЗОЛЕЙ, я, м. Большое надгробное мемориальное сооружение.
| прил. мавзолейный, ая, ое.
Мавзолей
первоначально – гробница правителя Карии Мавсола в Галикарнасе (IV в. до н.э.) – монументальное погребальное сооружение. Современные мавзолеи могут служить одновременно усыпальницей и трибуной.
Мавзолей
мавзолей, мавзолея, муж. (греч. Mausoleion - название памятника царю Мавзолу в муж. Азии в 4 в. до н.э., считавшегося одним из семи чудес света) (книж.). Большой надгробный памятник, обычно в виде архитектурного сооружения. Мавзолей Ленина в Москве посещается трудящимися всего мира.
Мавзолей
(лат. mausoleum, от греч. Mausoleion), монумент, погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в Галикарнасе (4 в. до н. э.). Мавзолеи получили распространение в Др. Риме и в средние века на Востоке. В 20 в. в ряде стран возведены мавзолеи политических деятелей (В. И. Ленина в Москве, 1929-30, Хо Ши Мина в Ханое, 1975).
Мавзолей
, я, м.
1. Большое надгробное сооружение. Название произошло от наименования знаменитой гробницы карийского царя Мавзола.
* ► Купцов, чиновников усопших мавзолеи, Дешевого резца нелепые затеи, Над ними надписи и в прозе и в стихах О добродетелях, о службе и чинах. // Пушкин. Стихотворения // *
2. Тяжелый груз (переносн.).
* ► То давит мысль мою, как камень, - Надежд погибших и страстей несокрушимый мавзолей. // Лермонтов. Демон // *
Мавзолей
(от греч. Mausoleion)
монументальное погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в г. Галикарнас (середина IV века до н. э., ныне в Турции). Получили распространение в Древнем Риме и в средние века на Востоке.
|
* * *
монументальное погребальное сооружение.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
|
* * *
Монументальное надгробное сооружение.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Мавзолей
(лат. mausoleum < греч. ??????????)
монументальное погребальное сооружение, включающее камеру, где помещались останки умершего. Называется по гробнице карийского царя Мавсола в Га-ликарнасе (середина IV в. до н. э.). Получили распространение в Древнем Риме и в Cредние века на Востоке. В XX в. в ряде стран возведены мавзолеи политических деятелей (В. И. Ленина в Москве, 1929–1930; Хо Ши Мина в Ханое, 1975).
Мавсол - M?usolos (377 до н. э. – 353 до н. э.)
эллинистический правитель в Малой Азии. Именовался персидским сатрапом, но по существу был независимым от Персии правителем. В государство Мавсола входили область Кария, часть территории Ликии, город Гераклея у Латмоса, город Ясос, часть Лидии. Фактически под властью Мавсола находились острова Родос, Кос, Хиос, с которыми был заключен договор о союзе. В 60-х гг. IV в. до н. э. перенес столицу своего государства в Галикарнас, где построил много дворцов и храмов. Великолепная гробница Мавсола (Галикар-насский мавзолей), возведенная по приказу его жены Артемисии, считалась в древности одним из семи «чудес света».
Мавзолей
тип монумент, погребального сооружения, назван по гробнице Мавзола, правителя Карий (М.Азия). Построен в Галикарнасе в IV в. до н. э., одно из семи чудес света. По Витрувию, М. строили архитекторы Пифей и Сатир, скульптурный декор исполнили Скопас, Тимофей, Бриаксис и Леохар. Сохран. лишь цокольная часть сооружения, служившая усыпальницей. От наземной постройки дошли архит. детали, блоки скульпт. фризов и-фр-ты колоссальных статуй Мавзола и его жены Артемисии на колеснице, львов, скачущих всадников. Варианты совр. реконструкции М. различаются композицией отд. частей, но сходятся в принципе; гробница имела неск. ярусов: высокий подий, открытую колоннаду со статуями и ступенчатую пирамиду-крышу. Ее венчала скульпт. группа - апофеоз Мавзола и Артемисии. Три ленты скульпт. фриза, изображающего битву амазонок и греков, опоясывали это грандиозное сооружение, в котором соединились традиции Греции и Востока: элементы всех трех ордеров и эллинских форм - с малоазийским высоким подием и классически восточной кровлей в виде ступенчатой пирамиды.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Мавзолей
(Μαυσσόλειον, Mausole um) — надгробный памятник умершего в 353 г. до Р. Х. карийского царя Мавзола, воздвигнутый, чрез несколько лет по его кончине его сестрой и супругой, Артемизией, в Галикарнасе (ныне Будруне), в Малой Азии. Это гигантское сооружение, считавшееся одним из семи чудес света, в течение полутора тысяч лет возбуждало всеобщее удивление, пока не было в средние века разрушено, вероятно, землетрясением, и в XVI ст. нашей эры окончательно уничтожено людьми. Археологические раскопки, произведенные в его местонахождении в 1856-59 гг. англичанином Ч. Ньютоном, привели, однако, к открытию остатков его основания и отчасти верхнего яруса и дали возможность при помощи описания, сделанного Плинием Старшим ("Historia naturalis", XXXVI, 5), получить довольно ясное понятие о первоначальном виде знаменитого сооружения. Своими формами оно значительно отличалось от других древнегреческих построек. Это было здание с планом продолговатого четырехугольника, длиной в 35,7 м и шириной в 26,5 м, и состояло из двух этажей: в нижнем, более высоком, заключался погребальный склеп царя, а верхний представлял род храма, окруженного со всех сторон портиком с ионическими колоннами (11 колонн в длинной и 9 колонн в короткой стороне); между колоннами стояли мраморные статуи; базы колонн через одну опирались в такие же изваяния львов. Над колоннами тянулся по антаблементу рельефный фриз, изображающий битву амазонок (многие части этого фриза хранятся теперь в Британском музее, в Лондоне). Все здание увенчивалось, по восточному обычаю, усеченной пирамидой, образовывавшей 24 мраморные ступени; на верхней ее площадке стояла колоссальная мраморная колесница, везомая четырьмя конями и на которой были представлены едущими Мавзол и управляющая ими богиня. Вышина всего здания вместе с колесницей равнялась 42 м. Строителями памятника были Пифий и Сатир; его скульптурные украшения были исполнены лучшими греческими ваятелями того времени, Скопасом, Леохаресом, Бриаксисом и Тимофеем. Дошедшие до нас куски вышеупомянутого фриза неодинаковы по мастерству исполнения, но в смелых, оживленных движениях своих фигур и групп представляют некоторые новые, вполне художественные мотивы, отличающие этот фриз от других рельефов того же содержания, например от известного фигалийского фриза. Впоследствии у римлян слово М. стало употребляться вообще для обозначения колоссальных и роскошных архитектурных надгробных памятников, каковы, например, пирамидальный трехъярусный монумент в Сен-Реми, в департаменте Устьев Роны, во Франции, и усыпальница имп. Адриана (ныне Крепость св. Ангела) в Риме. В новейшее время М. нередко называют даже небольшие надмогильные сооружения. — Ср. Ch. Newton, "The excavations of Budrun" (Л., 1858); его же, "History of discoveries at Halicarnassus, Cnidos and Branchidae" (Лонд., 1865); Kinkel, "Mosaik zur Kuns tgeschichte" (1876).
А. С-в.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.