Лукиан
(Lucian, ок. 120-180)
греческий писатель, автор сатирических диалогов, влияние одного из которых прослеживается в "Тимоне Афинском".
Лукиан
(Lucian, ок. 120-180)
греческий писатель, автор сатирических диалогов, влияние одного из которых прослеживается в "Тимоне Афинском".
Лукиан
Лукиев (сын, потомок) (лат.).
18 (5) января – святитель Лукиан, епископ.
16 (3) июня – священномученик Лукиан, епископ Бельгийский.
19 (6) июля и 20 (7) июля – мученик Лукиан.
10 сентября (28 августа) – священномученик Лукиан Почерский (Рус.).
26 (13) сентября – мученик Лукиан.
28 (15) октября – преподобномученик Лукиан и священномученик Лукиан Нечерский (Рус.).
Лукиан
(лат. Lukianus, ок. 120 – ок. 190 гг.)
древнегреческий писатель-сатирик, автор 80 сочинений, в которых широко использовал различные сведения из истории, культуры, философии, религии. В своих диалогах осуждал пороки своего времени, высмеивал ничтожество земных благ. Не менее резко критиковал религию (в том числе и христианство). Основное содержание зрелого творчества - философская сатира («Мениппова сатира»), направленная против идеалистического догматизма и житейских предрассудков, проникнутая влиянием эпикуреизма, скептицизма и философии киников («Разговоры в царстве мертвых»). Оказал большое влияние на мировую литературу, главным образом на эпоху Возрождения и Просвещения (XVIII в.) (Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Дж. Свифт, Вольтер).
Лукиан
Лукиан
(греч. Lukianos)
(ок. 120 - после 180 н.э.)
греческий сатирик и ритор, выходец из Самосаты (Сирия); оставив работу резчика, занялся философией и риторикой; посетил Галлию, Рим, ряд городов Эллады, долго жил в Афинах; на склоне лет занял пост начальника императорской канцелярии при римском наместнике в Египте. Творческое наследие Л. насчитывает более 80 произведений; особенно популярными были «Разговоры богов», в которых Л. пародирует античные верования и мифы, за что Ф. Энгельс назвал его «Вольтером классической древности». Изображение Л. олимпийских богов достигло в этом сочинении предельного антропоморфизма. Л. выражал не только сомнение в нравственной правоте богов и богинь, но открыто насмехался над ними; напр., Зевс в его изображении мелочен, труслив, жесток, похотлив и ревнив. Своеобразным антиподом «Разговорам богов» является другое сочинение Л. - «Разговоры гетер». Если боги прятали свои неблаговидные поступки за олимпийским величием и патетическими словами, гетеры ничем не приукрашивали своих поступков и в отличие от богов оказывались добрыми и справедливыми.
В трактате «Как следует писать историю» Л. выступил как теоретик исторической мысли, подвергнув критике подражательный и эпигонский характер исторических сочинений.
Лукиан. Собр. соч.: В 2 т. / Пер. под ред. Б.Л. Богаевского. М.; Л., 1935; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 219-241; Немировский А.И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. Воронеж, 1986. С. 294-305.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Греческий писатель. Родился в городе Самосате, расположенном на берегу Евфрата, изучал философию в Афинах и затем много путешествовал и выступал публично. Лукиан был метким сатириком и в своих произведениях высмеивал глупости и предрассудки своего времени. Будучи знаком с сократическим диалогом, старой и новой комедией (то есть с Аристофаном и Менандром) и сатирой Мениппа, Лукиан на их основе создал новый сатирический жанр, который позже стали называть "лукианическим диалогом". В некоторых своих диалогах ("Диалоги богов", "Диалоги гетер", "Диалоги в царстве мертвых") Лукиан ставит под вопрос общепринятые представления о жизни души после физической смерти, в других - критикует христианский фанатизм, причем эту критику, отвергаемую многими апологетами христианства, ценили Эразм Роттердамский и Томас Мор.
Лукиан был любимым греческим автором Рабле. "Истинные истории" Лукиана - его пародия на неправдоподобные рассказы путешественников стала прообразом "Путешествия Гулливера" Свифта. Своей репутацией богохульника Лукиан обязан Шелли.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
грекоязычный писатель сирийского происх. Род. в Самосате в семье бедного ремесленника. Получив общее и ритор, образование, начал лит. карьеру как странствующий декламатор. Впосл. Л. изучал философию, но не примкнул ни к одному из филос. направлений. В кон. жизни Л. получил должность имп. судейского чиновника в Египте. Под именем Л. сохранилось 84 соч., нек-рые из них считаются подложными. Ранние произв. Л.: «Лишенный наследства», «Тираноубийца», две речи в защиту тирана Фаларида - представляют собой ритор, упражнения. В 1-й период твор-ва были написаны также две пародийные речи: «Похвала мухе» и «Суд гласных». 1-я явл. пародией на энкомий, 2-я - на судебное красноречие. Хотя Л. еще не разочаровался в риторике, сатир, элементы в этих речах очевидны. Новый этап твор-ва Л. отмечен переходом от ритор, упражнений к форме диалога. Об этом говорит сам писатель в позднем автобиогр. соч. «Дважды обвиненный». В этот период создаются «Разговоры богов», «Прометей, или Кавказ», «Морские разговоры», «Разговоры гетер». В первых 3 соч. поведение олимпийцев изобр. предельно обыденным, чем дискредитируется утратившая свой авторитет старая религия. Зевс предстает мелочным, трусливым, жестоким, похотливым. В «Разговорах гетер» автор обращается к теме бедности и челов. достоинства. Честная бедность противопоставляется богатству в «Тимоне, или Мизантропе». Соч. «Учитель красноречия» и «Лексифан, или Краснобай» знаменуют окон, разрыв с риторикой. В период филос. исканий Л. пишет диалог «Гермотим, или О выборе философии». Эпикурейцы, перипатетики, стоики, платоники получают здесь самые нелестные характеристики, лишь киники избегают этой участи: учение киников в наиб, мере отвечало запросам рационалистически мыслящего Л. В диалогах «Менипп» и «Икаро-менип», или Заоблачный полет» насмешки в адрес филос. школ вложены в уста писателя-киника Мениппа. Философы-киники выступают как положительные герои в «Разговорах в царстве мертвых». Киническая «нравственная автономия» и отказ от желаний проповедуются в двух др. диалогах: «Переправа, или Тиран» и «Зевс уличаемый». Соединив филос. диалог и комедию, Л. подводит итог своему твор-ву в ответе «Человеку, назвавшему, автора Прометеем красноречия». В этом соч. отразились сомнения Л. в справедливости филос. положений киников. Тогда же было написано письмо «О кончине Перегрина» - о шарлатане Перегрине, добившемся поддержки и популярности у христиан, к к-рым Л. относится как к легковерным простакам. К этому соч. примыкает разоблачительное жизнеописание «Александр, или Лжепророк». В диалоге «Сновидение, или Петух» Л., в духе Эпикура, утверждает, что челов. блаженство заключается в безмятежности духа и удовлетворении естеств. потребностей. В трактате «Как следует писать историю» Л. выступает против подражательности истории, ложной красивости, искажения фактов ради восхваления начальников. «Правдивая история» - особый вид лит. критики, сатира на жанр фантаст, путешествий. Пародийное соч. «Л у кий, или Осел» направлено против совр. Л. бессодержательной лит. В диалоге «Парасит» и рассуждении «О философах, состоящих на жаловании» высмеивается психология прихлебательства. В старости Л. вновь принимается за декламации. Появляются 2 пародии на гр. трагедию: «Трагоподагра» и «Быстроног». Для последнего периода твор-ва Л. характерно увлечение лит. техникой. Язык Л. отличается ясностью и подвижностью. Л. приобрел известность прежде всего как критик религ:, филос. и худож. взглядов прошлого.
Р.3.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.