Значение слова «купол»

Что означает слово «купол»

Православие. Словарь-справочник

Тезаурус русской деловой лексики

Купол

Syn: см. верх, см. верхушка

Словарь Ушакова

Купол

купол, купола, мн. купола, муж. (итал. cupola). Выпуклая крыша в виде полушария. Золотые купола собора.

Словарь Ефремовой

Купол

  1. м.
    1. Сферическая крыша, свод в форме полушария.
    2. :
      1. Полукруглый верх чего-л., вершина чего-л. в виде полушария.
      2. Предмет в виде полушария.

Геоморфологический словарь-справочник

Купол

   КУПОЛ

   (от итал. cupola - свод), в геоморфологии - общий термин, используемый для обозначения любой куполообразной формы рельефа или массива горных пород. С К. связаны месторождения каменной соли, нефти, газа и др.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Купол

 ♦ (ENG dome)

 (от лат. domus - дом)

   большой полукруглый сферический потолок или крыша церкви, часто с изображениями рая или вселенной.

Энциклопедический словарь

Купол

  1. (итал. cupola, от лат. cupula - бочечка), пространственное покрытие зданий и сооружений. Перекрывает в основном круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения. Купола бывают каменные, железобетонные, стальные.
  2. в геологии - округлое в плане поднятие слоев земной коры. Различают купола: вулканические, гранито-гнейсовые, тектонические и соляные (см. также Соляная тектоника).

Словарь Ожегова

КУПОЛ, а, мн. а, ов, м. Выпуклая крыша, свод в виде полушария. К. собора. К. мечети. К. парашюта (раскрывающаяся в воздухе круглая, прямоугольная или конусообразная часть его, обеспечивающая торможение). Под куполом цирка. Небесный к. (небосвод).

| прил. купольный, ая, ое.

Архитектурный словарь

Купол

(итал. cupola - купол, свод, от лат. cupula, уменьшит. от cupa - бочка)

   пространственное покрытие зданий и сооружений, перекрывающее преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения; образующими форм купола являются различные кривые, выпуклые наружу. В куполе, помимо основных усилий сжатия, передающих опорам вес покрытия, возникают также и горизонтальные усилия распора, для восприятия которых начиная с 15 в. иногда устраиваются специальные конструкции, работающие на растяжение (опорные кольца в основании купола и др.). Возникнув, возможно, на основе шалашей из гнущегося материала (тростника, ветвей) и глины, куполы уже в древности возводились из камня или из обожжённого кирпича, первоначально в виде т. н. ложных куполов, в которых горизонтальные ряды кладки, нависая один над другим, не передают стенам усилий распора (здания в г. Эшнунна в Двуречье, начало 3-го тыс. до н. э.; "гробница Атрея" в Микенах, 14 в. до н. э. (?)). Ложные купола были распространены в народном зодчестве многих стран; разновидностью ложного купола являются, в частности, ступенчатые перекрытия типа гвиргвини. Важное значение получил купол в архитектуре Древнего Рима с развитием клинчатых арок, сводов и особенно после изобретения бетона. Перекрывая без опор большое помещение в центрических сооружениях, купол усиливал его роль в архиттурной композиции, придавал ему простор и торжественную величественность, нередко образно выражая идею силы и незыблемость религиозных представлений (грандиозный купол Пантеона в Риме). В византийской архитектуре широко применялись купола на тромпах и парусах (появившихся ещё в зодчестве Древнего Рима и Ирана эпохи Сасанидов), что позволяло возводить купола над помещением с любой конфигурацией плана (Софии храм в Константинополе). В средние века разнообразные по конструкции купола в Европе и на Кавказе возводили главным образом в крестово-купольных храмах (например, храм Джвари близ Мцхеты в Грузии, церковь Рипсиме в Эчмиадзине в Армении), в феодальных государствах Средней Азии и Ближнего Востока купола применялись в центрических купольных зданиях. С осознанием роли купола не только в интерьере, но и во внешнем облике здания изменяются наружные очертания купола относительно внутренних, а затем над ним появляются внешние оболочки (отличающиеся по очертаниям от собственно купола), обычно в виде криволинейного покрытия по деревянным стропилам (ранний пример - купол собора Сан-Марко в Венеции, 9-11 вв.). Купола с внешними оболочками, завершавшие обычно вертикальные объёмы культовых зданий и созданные с учётом широкого архитектурного или природного окружения, получили особенно большое распространение в русской средне-вековой архитектуре, а также в зодчестве Средней Азии (например, мечеть Биби-Ханым в Самарканде, 1399-1404, имеющая внешний и внутренний купола). В эпоху Возрождения трактовка купола как пластической формы в пространстве и градостроительстве доминанты распространяется в архитектуре Западной Европы (например, купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, 1420-36, архитектор Ф. Брунеллески, где впервые двойная оболочка купола связана каменными ребрами жёсткости и деревянными кольцами в единую конструкцию). С конца 18 в. купола стали использоваться в светских постройках. Со 2-й половины 19 в. вместо кирпичных и каменных куполов, недостатками которых являются большой собственный вес и трудоёмкость возведения, всё шире применяются купола с металлическим каркасом и остеклением, купола из дерева и железобетона. В 20 в., с развитием монолитного и сборного железобетона, тонкостенных сводов-оболочек и металлических конструкций, резко увеличилось многообразие структур и форм куполов: появились купола ребристые, ребристо-кольцевые, с волнистой внутренней поверхностью, а также "геодезические" Б. Фуллера (диаметром до 150 м), сборные замоноличенные купола П. Л. Нерви и др. Сооружаются новые типы куполов: из полимерных материалов, с двойной надувной оболочкой и др.

|

   * * *

   свод в виде полусферы, образованный вращением кривой (дуги, окружности и пр.) вокруг вертикальной оси.

   (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

|

   * * *

   1. Свод, поверхность которого образована вращением кривой вокруг вертикали.

   2. Сфероидная, эллипсоидная или граненая кровля, по силуэту близкая куполу (1).

   (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

|

   * * *

   сводчатое перекрытие внутреннюю поверхность которого можно рассматривать как тело вращения кривой (дуги окружности, эллипса, параболы и т. д.) вокруг вертикальной оси. Купола возводятся чаще всего на барабане или на четырехугольном основании при помощи специальных сводов (ПАРУСА, ТРОМПЫ). Древнейшими куполами были так называемые ложные - не дающие бокового распора купола, образованные постоянно уменьшающимися венцами каменных брусьев. Куполами также называют многочастные сомкнутые своды. Название "купол" относят и к наружным покрытиям зданий, имеющим подобные формы. Различают купола сферические сфероконические, зонтичные, на парусах.

   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Купол

в архитектуре, покрытие круглого, четырехугольного или многогранного пространства, представляющее изнутри вогнутую поверхность полушария, шарового сегмента, отрезка эллипсоида или вообще какого-либо тела вращения и имеющего сходство с опрокинутой чашей (итальянское cupola, от слова cupo = вогнутость, углубление). К. может быть деревянный, сделанный из глины, металлический, но этим термином преимущественно означается покрытие сводчатое, сложенное из кирпича или камня. Происхождение К. теряется в глубокой древности. Так, он встречается в доисторических памятниках Галлии, в нурагенах Сардинии, в надгробных памятниках Лидии, в сокровищницах первобытной Греции (напр., сокровищница Атрея, в Микенах), в этрусских погребальных склепах, в нубийской пирамиде Курна и т. д.; но более всего он был в употреблении, по-видимому, у древних халдеев и персов, как о том свидетельствуют дошедшие до нас изображения их построек и археологические раскопки, произведенные в местах нахождения их давно исчезнувших городов. Зодчество классической Греции почти не прибегало к форме К.; тем не менее ее представляет нам монолит, покрывающий собою небольшой хорагический памятник Лизикрата, в Афинах. Каменный К., правильной сводчатой конструкции, является впервые у римлян, которые, разработав приемы его кладки, в цветущий период своего искусства смело пользовались им для прикрытия даже весьма обширных пространства как, напр., в Пантеоне Агриппы (см.), в котором полусферический К., снабженный вверху круглым отверстием для пропуска света, прикрывает круглое здание 43 1/2 м. в диаметре. Позже К. сделался любимой формой покрытий в византийской архитектуре впервые удачным образом разрешившей задачу помещения его над основанием не только круглого, но и квадратного и вообще многоугольного плана, а именно посредством устройства пандантивов, или парусов, (см. Византийское искусство). Усовершенствованный таким образом К. распространился из Византии по всем ее провинциям и по странам, подвергшимся ее влиянию, перешел на Запад — в Италию (равенские крестильница и црк. св. Виталия, венецианский собор св. Марка), на берега Рейна (императорская капелла, в Ахене), во Францию (црк. св. Фронта, в Перигё), был унаследован мусульманским искусством, Арменией, Грузией и Россией. Высшую степень развития К. получил в итальянском зодчестве эпохи Возрождения (К. Брунеллески, во Флорентийском соборе, Микеланджеловский К. над римским собором св. Петра и проч.). В новейшей архитектуре, К. помещается по большей части не прямо на стенах покрываемого им пространства, но между ними и им воздвигается, как посредствующее звено, более или менее высокий цилиндрический тамбур (барабан), прорезанный окнами, служащими для освещения как самого К., так и подкупольной части здания. Впрочем, тамбур употреблялся еще и в византийском храмоздательстве. Иногда, для лучшего освещения К., в его вершине делается круглое отверстие, над которым воздвигается так назыв. фонарь — второй небольшой К., подпираемый тамбуром с окнами. Из К., в сооружениях новейшего времени, особенно замечательны по своей величине, искусной конструкции и изяществу: во Франции — К. црк. Инвалидов и Пантеона, в Париже; в Англии — лондонского собора св. Павла, в Германии — шинкелевский К. берлинского королевского музея; в России — моск. храма Христа Спасителя и петербургского Исаакиевского собора. У древних римлян К. украшался изнутри разделкой в виде выступающих вперед вертикальных и горизонтальных ребер, образующих кассеты, а в византийской архитектуре — мозаичными изображениями на золотом фоне; в новейшей архитектуре он предоставляется живописи, преимущественно фресковой.

А. Св.

В конструктивном отношении, современный К. представляет собой простейший из сферическ. сводов, и разрезка его, для получения вида отдельных составляющих его камней или клиньев, производится посредством меридиональных плоскостей и сопрягающих конических поверхностей, с вершиной в центре. Между двумя сопрягающими поверхностями образуется кольцо, ограниченное этими поверхностями и внутренней и внешней поверхностью К. Каждое полное кольцо, состоящее из клиновидных камней, будучи совершенно замкнуто и покоясь на нижнем кольце, находится в равновесии. Такое свойство К. позволяет устраивать в его вершине отверстия произвольных размеров (пуп), не уменьшающие нисколько устойчивости свода, а это доставляет чрезвычайно удобный способ освещения К. сверху. По этой же причине, при кладке К. из мелкого материала (кирпича), можно обойтись без кружал, так как отдельные ряды клиньев очень мало наклонены к горизонту и, образуя сомкнутое кольцо, не нуждаются в подпоре. Толщиной свода задаются по давлению, которое приходится на пяты К. от веса надкупольной нагрузки. В зависимости от этого определяются размеры по толщине и в остальных сечениях свода. При поверке прочности легких и средних К. — берется в расчет и сцепление раствора в швах. При проектировании К. серьезного внимания требует в особенности обеспечение устойчивости опорных стен, сходящихся в углах храма и поддерживающих барабан помощью промежуточных цилиндрических арок. Повреждения, обнаружившиеся в значительном числе церквей, указывают в большинстве случаев на необходимость или устройства контрфорсов по углам высоких малоустойчивых стен, или же уменьшения действия на них распора от К. помощью железных связей (К. св. Петра в Риме, храм св. Владимира в Херсонесе и др.). Если К. оказывает стремление раздвигать устой или барабан, то, для предупреждения дальнейшего разрушения, их можно стянуть железными кольцами. В последнее время усовершенствования систем сквозных металлических покрытий привели к конструкции железных К., преимущественно для перекрытия круглых фабр.-заводских и т. п. зданий, служащих для промышленных целей. Купольная система составляется здесь из отдельных упругих связей, располагаемых по меридиональным и параллельным кругам, которые для большой устойчивости соединяются диагональными связями (система Шведлера). К. зданий берлинского газгольдера состоят из 4-5 многоугольных колец и 24 радиальных стропильных ног; кольцо для фонаря образует 12-угольник. Эти К., пролетом от 32 до 44 м., покрыты картоном. Существуют подобные К., отверстием свыше 50 м. За образующую металлического сквозного К. для средней части обыкновенно принимается парабола. К. по кубической параболе теоретически требует 2/3 материала, идущего на такой же К. по обыкновенной параболе.

А. Т.


Морфологический разбор «купол»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: именительный, винительный; отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что? ...

Синонимы слова «купол»


Фонетический разбор «купол»

транскрипция: [ку́пал]
количество слогов: 2
переносы: (ку - пол) ...

Ассоциации к слову «купол»


Цитаты со словом «купол»


Близкие по смыслу слова к слову «купол»


Предложения со словом «купол»

К тому же официальных требований к снаряжению не предъявлялось, за исключением обязательного наличия страхующих приборов, поэтому разнообразие используемых участниками куполов накладывало свой отпечаток.
На высоте 2300 метров он раскрывает купол своего парашюта.
Когда я разделался с ним, окно, глядевшее на закат, облилось розовым, затем желтым, в окнах башенки, венчавшей купол армянской церкви, зажглись красные огоньки, и она как никогда стала похожа на маяк.
Сначала нужно развести почти четыре сотни парашютистов в пространстве и по времени раскрытия куполов, а потом обеспечить их благополучное приземление в течение всего лишь нескольких минут на поле аэродрома!
И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку.

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.