Красота
безобразие
некрасивость
уродство
некрасота
Красота
безобразие
некрасивость
уродство
некрасота
Красота
Красота
на северо-востоке России так назывался венец невесты из лент и цветов, символ девичества и девичьей воли, который ставился на девичнике перед невестою; ленты она раздавала на память подругам, а лучшую отдавала в церковь.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
Красота
("прелесть"), квантовое число, характеризующее адроны; сохраняется в сильном и электромагнитном взаимодействиях и не сохраняется в слабом. Носителем "красоты" является ?-кварк. Адроны с ненулевым значением "красоты" называются "красивыми" ("прелестными"), обнаружены на опыте.
Красота
Красота
♦ Beauté
Качественная характеристика красивого, его фактическое состояние. Насколько правомочно разделение понятий красивого и красоты? Этьен Сурьо (***), в своем «Эстетическом словаре», полагает, что правомочно: «Рассуждая о красивом, мы пытаемся найти его сущность, определение, критерий. Напротив, красота как непосредственно воспринимаемое качество может быть объектом прямого опыта и выражением единодушного мнения». Не придавая этому определению статуса абсолютной правоты, признаем, впрочем, что оно более или менее соответствует практике. Красивое – это концепт; красота – редкое везение.
***
Этьен Сурьо (1892–1979) – французский философ, профессор эстетики в университете Сорбонны, автор труда «Эстетический словарь».
Красота
важнейшая эстетическая категория, служащая для оценки таких свойств предметов и явлений, как совершенство, гармоничность, выразительность, завершенность. Тесно связана с категорией прекрасного.
Рб: эстетические категории в литературе
Асс: гармония1, прекрасное
* "Художественно прекрасное выше природы. Ибо красота искусства является красотой, рожденной и возрожденной на почве духа" (Г. Гегель).
"Еще в глубокой древности, на стадии охотничьего производства люди постепенно учились создавать словесные, графические и скульптурные изображения жизни. Все это требовало от людей какого-то мастерства, все это в какой-то мере могло быть творчеством по законам красоты" (Г.Н. Поспелов).
"Красотой в смысле субъективном мы называем то, что доставляет нам известного рода наслаждение. В объективном же смысле красотой мы называем нечто абсолютно совершенное, вне нас существующее" (Л.Н. Толстой). *
КРАСОТА, ы, мн. оты, от, отам, ж.
1. ед. Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (чтобы было красиво; разг.).
2. мн. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях). Красоты юга. Красоты стиля.
3. красота!, в знач. сказ. О чёмн. очень хорошем, впечатляющем, блеск (в 3 знач.) (разг.). Погуляли, искупались. К.!
| увел. красотища, и, ж. (к 1 и 3 знач.; прост.).
Красота
— Та сторона явлений, которая, в своей специфической особенности, не подлежит суждению ни с точки зрения теоретической истины, ни с точки зрения нравственного добра, ни — материальной пользы и которая, однако, составляет предмет положительной оценки, т. е. признается достойной или одобряется — есть эстетически прекрасное или К. От теоретически-истинного и нравственно-доброго она отличается непременным требованием воплощения своего содержания в ощутительных или конкретно воображаемых реальностях. От материально-полезного прекрасное, как такое, отличается тем, что его ощутительные предметы и образы не подлежат чувственному хотению и пользованию. К этим сравнительным указаниям сводится все, что в философии остается бесспорным относительно К. Положительную ее сущность или то, что собственно одобряется в эстетических суждениях, различные философские учения понимают различным и частью противоположным образом (см. Эстетика). В сочинениях по эстетике, не принадлежащих собственно философам, вопрос о психофизиологических условиях, при которых в человеке проявляется чувство прекрасного, нередко смешивается с вопросом о собственном значении К. (см. Психология, Психофизика).
Вл. С.
Красота
красота, красоты, мн. красоты (красоты устар.), жен.
1. только ед. отвлеч. сущ. к красивый. Красота рисунка. Красота северной природы.
2. только ед. Красивое, прекрасное (как общее понятие; книж.). Истина, добро и красота.
3. только мн. Красивые места; то, что производит художественное впечатление. Красоты Крыма. Поэтические красоты.
4. только ед. Красивая, привлекательная наружность. Он не отличался красотой.
5. Красавица (устар.). «Влюблен я, дева-красота.» Языков. «Его (Гименея) завистливые взоры теперь не страшны красотам.» Пушкин.
6. только ед., в знач. междометия. Очень красиво, хорошо, ловко (прост., часто ирон.). Поскользнулся, упал в грязь - красота!
• Во всей красоте, для красоты - то же, что во всей красе, для красы (см. краса).
Красота
♦ Фотография Бальмонта с надписью А. Н. Толстому: "Красивому — красивый" (РГАЛИ, 2182. 1. 140–141).
♦ Гумилев говорил жене: "Помолчи: когда ты молчишь, ты вдвое красивее" (НГ: иссл., мат., библ., 425).
♦ Серия снов О. Седаковой. "Как убили Мандельштама". Мы идем по Манежной площади - очевидно, с Н. Як. Впереди, за три шага О. Э. Подойти к нему нельзя. При этом мы знаем условие, при котором его заберут, а он нет. Условие - если он остановится у ларька. Ларьков очень много: сладости, сигареты, открытки. Он все время заглядывается, а мы внушаем на расстоянии: иди, иди, иди. Но напрасно. Он остановился, и его увели. Мы выходим на Красную площадь. Там парад. Генералразводит войска. Войска исчезают, как дым, во все четыре стороны. Тогда по пустой площади очень громко он подходит к Н. Я, отдает честь и вручает "Рапорт": "1) Удостоверяю, что Ваш муж бессмертен. 2) Он не придумал новых слов, но придумал новые вещи, 3) Поэтому не кляните меня. — Генерал". — Мы оказываемся в ложе роскошного театра. На сцене - Киев. Лежит мертвый О. Э, а над ним растрепанная женщина кричит: Ой, який ще гарний!
"Как болела Ахматова". Ахматова лежала посреди комнаты и болела. Другая Ахматова, молодая, ухаживала за ней. Обе были не настоящие и старались это скрыть, то есть не оказаться в каком-то повороте, — поэтому двигались очень странно. Появился Ю. М. Лотман, началась конференция, и было решено: "Всем плыть в будущее, кроме Н, у которого бумажное здоровье".
"Как Пастернака отправили по месту рождения". Пастернака я встретила на лестнице, он был очень взволнован: "Подумайте, меня заставили заполнить анкету. Место рождения. Ну какое же у меня может быть место рождения? Я и написал Скифо-Сарматия. А теперь всех высылают по месту рождения".
"Бродский". Бродский приехал из Америки в Одессу покататься на трамвае. Трамвай шел по воздуху над морем цвета чайной розы. Было очень приятно.
"Чехов". На переходе "Парка культуры" возле неработающих автоматов стоял Чехов и глядел на толпу таким взглядом, как будто он Христос.
"Шостакович". Шостаковичу я сдавала экзамен по древнерусской литературе. Он поставил на пюпитр натюрморт и сказал: пожалуйста. Я, притворяясь, что все остальное мне понятно, спросила: А сколькими пальцами играть? — Конечно, как при Бахе. — Откуда-то я вспомнила, что восемью, но это оказалось очень трудно, потому что я загибала не большой палец, а безымянный. Когда натюрморт кончился, оказались обыкновенные ноты Но я рано обрадовалась: эти ноты были вишни, и если ближние можно было сыграть, то дальние никак Я придума ла, наконец, и клавиатура стала круглой, так что дальние ветки оказались внизу. Но на следующей странице появилась уже гроздь - не то винограда, не то сирени, бесконечно многомерная. В отчаянье я отрываю руки от клавиш и шевелю в воздухе - и звучит неимоверная, божественная трель. Это телефонный звонок.
Красота
одно из центральный понятий рус. философской и эстетической мысли. Слово К. происходит от праславянского краса. Прилагательное красный в праславянском и древнерус. языках имело значение красивый, прекрасный, светлый (отсюда, напр., Красная площадь), а не обозначало красный цвет (он передавался словами с корнем черв, как ныне в украинском, польском, болгарском, чешском, словацком языках). Помимо слов краса, К. отношение к красивому и прекрасному в старославянском и древнерус. языках выражалось словами лепый, лепота (и сейчас мы говорим: великолепный, а в качестве отрицания - нелепый). Синоним красивого, К. - пригожий, пригожество - показывает древнейшие связи эстетического и практического мироотношений. В Древней Руси К. мыслится как существенное свойство различных явлений - воина, корабля, проповедника (Изборник Святослава, XI в.). К. наделялась истина (митрополитИлари-он). Для Кирилла Туровского высшая К. - духовная, имеющая и мыслительно-познавательный, и религиозный, и морально-нравственный смысл. Красота же строй есть некоего художника, - отмечалось в Повести о Варлааме и Иосафе (XI–XII вв.). В последующее время преобладало богословское понимание К. как К. божественного первообраза. По Нилу Сорскому, К. мира сего является преходящей, превращающейся в красоту безобразну. Артемий (сер. XVI в.) усматривал три уровня К.: тленная К., душевная К. (К. праведности) и безвещественная, духовная К. Симеон Полоцкий считал красоту плоти наградой за красоту душевную. Для XVII в. характерно понимание К. как проявления внутреннего стройства. В иконописи особо ценилось сочетание К. с мудростью и изящным мастерством (Иосиф Владимиров). Наряду с такими взглядами на К. провозглашалось противостояние божественной лепоты пестроте зримого мира, недопустимость подражания земному в святых иконах (Аввакум). Ломоносов видел многообразие проявлений К., свойственной и минералам, и рукотворному стеклу, и российскому языку, и произв. художеств, в т. ч. свободных искусств. Источник К. - божественная премудрость и сила, но сама натура представляется как некая художница. В XVIII в. отмечается субъективность восприятия К. Природою черные люди, по словам Феофана Прокоповича, не ставят в лепоту телесной белости. Не допуская, чтобы вся красота мира ничтожествовала. Радищев писал и о естественной К. тела, и о том, что и К., и сама добродетель, возникая в результате сравнения, живут в мысли. Козельский связывал К. с человеческими чувствами. А. Ф. Мерзляков, проводя различие между явлениями К. и ее сущностью, отделял то, что почитается красотою, от того, что в самом деле есть красота. Одно дело - субъективное свойство эстетических предметов, другое - субъективное состояние души. Красоты всеобщие соответствуют ходу, намерениям, законам природы, а предметы, называемые прекрасными, нравятся нам не столько сами по себе, сколько по отношению к нам. Галич выделял три вида К.: К. умозрительная как проявление истинного; К. нравственная как проявление доброго; К. чувственная, или прелестная, как проявление приятного. Как романтический эстетик, Одоевский утверждал, что основание К. не в природе, но в духе человеческом. По взглядам же Надеждина, К. есть нечто в себе объективное, она не что иное, как высочайшая гармония жизни. Белинский был также убежден, что все прекрасное заключается только в живой действительности. Чернышевский дополняет формулу прекрасное есть жизнь антропологическим пониманием К.: прекрасное то, в чем мы видим жизнь, как мы понимаем и желаем ее, как она радует нас. Достоевский стремился осмыслить К. во всей ее объективной сложности и противоречивости. Красота - загадка, - считал он. Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут, тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей. В формуле Достоевского мир спасет красота последняя мыслится как нечто доброе, положительное, идущее от Бога, а не от дьявола. В. С. Соловьев был также убежден в спасительной силе К., ибо К., как благо и истина, являются положительными идеальными определениями достойного бытия, где не будет ни анархической множественности (разделенности) добра, истины и К., ни их мертвого единства. В XX в. понимание К. шло различными путями. Для Н. О. Лосского К., как любовь, истина, свобода, - аспекты полноты бытия, воплощаемого Царством Божием. В. И. Иванов называл объективное начало К. общей категорией человеческого единения. Для Бердяева природа красоты - онтологическая и космическая. Его не удовлетворяют все определения К., ибо они формальны и частичны, а в красоте нужно жить, чтобы узнать ее. По Шестову, каждая прекрасная вещь есть нечто абсолютно незаменимое: прекрасное небо не заменит прекрасного моря, а прекрасное море - прекрасной картины. Стало быть, нечего и спрашивать, что такое красота. А Д. Н. Овсянико-Куликовский, солидаризуясь с Писаревым, пришел к выводу, что К. целиком состоит из условностей и фикций, ибо объективной Красоты нет (это - миф), есть только субъективная категория красивого. В эстетической мысли 30—40-х гг. XX в. проблема К. вначале, по существу, не ставилась, а вульгарно-социологический подход приводил к заключению: наша нормативная марксистская эстетика отрицает и объективные и субъективные критерии красоты, ибо она… против красоты вообще (Пролетарская литература. 1931. № 4. С. 148). Лишь в сер. 50-х гт. в начавшемся обсуждении вопросов эстетического мироотношения был поставлен вопрос о К. И хотя участники дискуссии уверяли, что они следуют принципам марксистско-ленинской философии и эстетики (стали известны и рукописи молодого Маркса, в к-рых речь шла о законах красоты), их трактовка К. была существенно различной. Т. наз. при-родники (Н. А. Дмитриева, Г. Н. Поспелов и др.) утверждали, что К. как изначально природное свойство существовала и до человеческого об-ва. Т. наз. общественники (Л. Н. Столович, Ю. Б. Борев и др.) рассматривали К. как социокультурное явление, выражающее в конкретно-чувственной форме утверждение человека в мире, меру свободы его и об-ва. Сторонники т. наз. объективно-субъективной концепции К. определяли К. как отраженную в сознании закономерность определенного качества (А. И. Буров), как соответствие реальности и идеала (М. С. Каган). С нач. 60-х гг. делаются попытки осмыслить К. в аксиологическом аспекте как эстетическую ценность, показать ее взаимосвязи с др. эстетическими категориями, выявить своеобразие К. в искусстве и особенности ее субъективного восприятия и переживания. В поэзии сложилась традиция поэтической эстетики, образно определяющей мн. эстетические проблемы. В рус. поэзии одной из них является проблема К. Поэт способен не только создавать К., но и художественно определять ее проявления, феномен ее восприятия и переживания, давать поэтически-афористические формулы К.: Гений чистой красоты (Пушкин); Сотри случайные черты - / И ты увидишь: мир прекрасен (А. Блок); …красота - не прихоть полубога, / А хищный глазомер простого столяра (О. Э. Мандельштам); И прелести твоей секрет / Разгадке жизни равносилен (Б. Л. Пастернак); …что есть красота / И почему ее обожествляют люди? / Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде? (Н. А. Заболоцкий).
◘ Л и т.: История эстетической мысли. М., 1985. Т. ГС.416–417; М., 1986. Т. 3. С. 324; Русские эстетические трактаты первой трети XIX в.: В 2 т. М., 1974; Радищев А. Н. Избр. филос. соч. М., 1949. С. 354, 390; Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 489; Чернышевский И. Г. Избр. филос. соч. М., 1950. Т. Г С. 74; Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 8. С. 66, 436; Т. 14. С. 100; Соловьев Вл. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М., 1990. С. \Ъ\;Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 455–456; Иванов Вяч. Борозды и межи. М., 1960. С. П0; ШестовЛ. Соч. М., 1993. - Т. 2. С. 204; Овсянико-Куликовский Д. Н. Литературно-критические работы. М., 1989. Т. 2. С. 341, 342; Андреев А. Л. Марксистско-ленинская концепция искусства и принцип отражения. М., 1988.
Л. И. Столович
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.