Значение слова «коммунизм»

Что означает слово «коммунизм»

Словарь антонимов русского языка

Коммунизм

капитализм

Тезаурус русской деловой лексики

Коммунизм

Syn: социализм

Словарь Ефремовой

Коммунизм

  1. м. Общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства и имеющая своими целями построение бесклассового общества, полное социальное равенство всех членов общества и осуществление принципа "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям".
  2. м. Общество социальной справедливости.

Современный экономический словарь. 1999

КОММУНИЗМ

(от франц. communisme - общий)

гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности на средства производства, реализующий принцип "от каждого по способностям - каждому по потребностям". Практически реализовать такой строй не удалось ни в одной стране мира.

Словарь экономических терминов

Коммунизм

(от франц. communisme - общий)

   гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности на средства производства, реализующий принцип "от каждого по способностям - каждому по потребностям". Практически реализовать такой строй не удалось ни в одной стране мира.

Энциклопедический словарь

Коммунизм

(от лат. communis - общий), общее название различных концепций, в основе которых отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического процесса общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) - низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом.

Гаспаров. Записи и выписки

Коммунизм

   ♦ "Если бы граф Аракчеев продержался подольше, давно бы у нас на каждой версте стояло по фаланстеру, а шпицрутены бы сами отпали за ненадобностью" ("Письма к тетеньке").

   ♦ "Примечания показались мне утопически подробными, какой-то коммунизм ученых мнений, где только поэзии нету места" (письмо А. К. Гаврилова о М. Альбрехте).

   ♦ По Бабефу, кто работает за четверых, подлежит казни как заговорщик против общества.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Коммунизм

   , -а, м.

   1. В марксистской теории исторического развития общества общественно-экономическая формация, идущая на смену капитализму. Имеет две фазы развития:, социализм и коммунизм.

   2. Вторая фаза данной формации - бесклассовое общество, где должен быть осуществлён принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям".

   || прил. коммунистический, -ая, -ое.

   * Коммунистическая партия. Коммунистические идеи. *

Политическая наука: Словарь-справочник

Коммунизм

(от лат. communis общий)

1) общее название различных концепций, в основе которых отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического процесса общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) - низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом;

2) политическая идеология, провозглашающая целью построение бесклассового общественного строя с единой общенародной собственностью на средства производства и принципом распределения "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям".

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Коммунизм

 Коммунизм

 ♦ Communisme

   Общество без классов, без государства, без частной собственности (во всяком случае, на средства производства и обмена), в то же время являющееся обществом изобилия и свободы… Что к этому добавишь? Разве что человечество достойно такого общества.

   Коммунизм – это всегда или утопия, или тоталитаризм; или мечта о совершенном человеке, или попытка переделать человечество. Либо иллюзия, либо промывание мозгов. Нелепость либо диктатура.

   Коммунизмом называют также политическое движение, ставящее своей целью установление подобной утопии. На его счету – миллионы убитых и тысячи героев.

Словарь Ожегова

КОММУНИЗМ, а, м. Общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства, при которой ставится целью построение бесклассового общества, полное социальное равенство всех членов общества и осуществление принципа «От каждогопо способностям, каждомупо потребностям».

Первобытный коммунизмобщественный доклассовый строй первобытной родовой общины.

Военный коммунизмво время гражданской войны (19181920 гг.): внутренняя политика советской власти, направленная на вытеснение капиталистических элементов военно-приказным путёмнационализацией всей крупной, средней и мелкой промышленности, продовольственной диктатурой, выражающейся в продразверстке, всеобщей трудовой повинностью, заменой частной торговли государственным распределением товаров по карточной системе.

| прил. коммунистический, ая, ое. Коммунистическое общество. Коммунистическое мировоззрение. Коммунистические партии.

Словарь Ушакова

Коммунизм

коммунизм [ому], коммунизма, мн. нет, муж. (от лат. communis - общий) (научн., полит.).

1. общественная формация, идущая на смену капитализму, основывающаяся на крупном научно-организованном общественном производстве, организованном распределении и состоящая из двух фаз: 1) низшей (социализм), при которой средства производства уже являются общественной собственностью, классы уже уничтожены, но сохраняется еще государство, и каждый член общества получает в зависимости от количества и качества его труда; 2) высшей (полный коммунизм), при которой отмирает государство и осуществляется принцип: "от каждого по способностям, каждому по потребностям". *****

экономического равенства (устар.). Утопический коммунизм. «Я не проповедую коммунизма, кузина, будьте покойны.» Гончаров.

4. То же, что большевизм в 1 знач.

Первобытный коммунизм (ист.) - общественный строй первобытных людей, общность имущества и хозяйства которых объясняется их беспомощностью и беззащитностью перед природой. Военный коммунизм (неол. ист.) - название первой эпохи Октябрьской революции, до 1921 г. (возникло после введения новой экономической политики, нэпа). Нельзя отделываться словами: "то была эпоха военного коммунизма, а теперь эпоха нэпа". Скворцов-Степанов.

Политология. Словарь терминов

Коммунизм

(от лат. communis - общий) - политическая теория, основанием которой является идея общественной организации, позволяющей всем людям всесторонне развивать свои способности в условиях свободы и господс­тва общественной пользы, а также политическая практика попытки созда­ния подобных отношений в форме социализма. В связи с многомерностью данного общественного явления выделяют следующие значения этой катего­рии: 1. Общественно-экономическая формация, которая в результате про­летарской революции сменяет капитализм, разрешая его противоречия на основе общественной собственности на средства производства и превраще­ния труда из силы порабощения человека в средство его развития. 2. Высшая форма развития социализма как переходной ступени от капитализма к коммунизму. 3. Коммунистическая идеология, претендующая на научное обоснование неизбежности и форм перехода от капитализма к коммунизму. 4. Идеологии утопического характера, в которых, по учению научного коммунизма, ставится цель достижения подобного общества, но предлага­ются средства, с позиций коммунистической теории, в принципе нереали­зуемые. Многие современные мыслители считают, что теоретический комму­низм является утопией, а попытки преобразовать общество на основе этой идеологии - политическим преступлением.

Теорию коммунизма создали Маркс, Энгельс и Ленин (марксизм-лени­низм). Она возникает в конце первой половины XIX столетия. Она основа­на на принципе материалистического понимания истории: общественное бы­тие определяет общественное сознание и теории прибавочной стоимости: богатство современного товарного мира создается за счет эксплуатации наемной рабочей силы. Согласно теории, при помощи диктатуры пролетари­ата общество обобществляет средства производства и создает условия, позволяющие человеку в процессе труда всесторонне развиваться. Реаль­ное воплощение данная теория получила в России и других странах социа­лизма. В силу ряда причин этот социальный эксперимент не принес ожида­емого результата.

Коротец И.Д.

Мир Лема - словарь и путеводитель

Коммунизм

   гипотетическое устройство общества, при котором люди работают только потому, что им это нравится, и количество произведенного не меньше потребностей людей; серьезных теоретических или экспериментальных исследований внутренних и внешних условий, необходимых для стабильного существования такого общества, не проводилось; эксперименты с целью построения такого общества начинались обычно с установления низкой и слабо дифференцированной нормы потребления, что влекло уменьшение производительности труда и прекращение эксперимента; согласно косвенным данным (опыт киббуцев в Государстве Израиль), в обществе есть несколько процентов людей, пригодных для такого общества; возможно, интуитивно ощущая это, строители светлого завтра и начинали с уничтожения миллионов; однако сама по себе идея построения общества, в котором все будут счастливы, является столь воодушевляющей, что люди шли - как они полагали, ради приближения этого светлого завтра - на жертвы, лишения и смерть, как от рук политических противников, так и в результате деятельности своих вождей и созданной ими репрессивной системы:

    * "А теперь подумайте. Этого человека мучили, избивали - он молчал. Молчал, когда от него отвернулись родители, брат и товарищи. Молчал, когда уже никто, кроме гестаповцев, не разговаривал с ним. Были разорваны узы, связывавшие человека с миром, но он продолжал молчать - и вот цена этого молчания! - Тер-Хаар поднял руку. - Мы в огромном долгу у людей далекого прошлого, у многих тысяч тех, кто погиб подобно Мартину, но чьи имена останутся нам неизвестны. Он умирал, зная, что никакой лучший мир не вознаградит его за муки и его жизнь навечно закончится в известковой яме, что не будет ни воскресения, ни возмездия. Но его смерть и молчание, на которое он сам себя обрек, ускорили приход коммунизма, может быть, на минуту, может быть, на дни или недели - все равно! Мы пошли к звездам потому, что он умер ради этого. Мы живем при коммунизме... Но где же среди вас коммунисты?!" - Магелланово облако *

    * "Ведь это философы открыли, что все не так, как кажется, а совершенно иначе; и вот ведь что интересно: последствия гуманистических систем были, в сущности, нулевыми, зато последствия тех, других, наподобие ницшеанской, были кошмарны, и даже заповедь любви к ближнему, а также программу построения земного рая удалось переделать в довольно-таки массовые могилы". - Осмотр на месте *

    * "При коммунизме государство имело "все", народ de facto не имел ничего, и это привело к падению системы". - Тайна китайской комнаты. Разум и сеть (ВЯ) *

    * "В "красной утопии", каковой является написанное мной "Магелланово облако", которое я, кстати, не разрешаю переиздавать ни в Польше, ни за ее границами (поскольку это "утопия коммунизма"), можно найти по крайней мере два вида прогнозов, реализованных в последующие сорок лет". - Мегабитовая бомба. Заклятие превидизма (ВЯ) *

    * "Япония не знала коммунистического режима, и если мой роман обратит в коммунизм хотя бы одного-единственного японца, мне суждено гореть в аду". Интервью [о романе "Магелланово облако", обосновывая запрет на перевод] (ВЯ) *

    * "Джордж Сорос, спонсирующий львиную часть культуры в посткоммунистических странах, намеревается расширить территорию, на которую падает долларовая манна небесная, за пределы Польши и России". - Мгновение. Logorhea (ВЯ) *

Словарь ереси и секты (Булгаков)

Коммунизм

   Коммунизм проповедует принудительное общение имуществ, отрицая все виды частной собственности. Распространяя принцип коллективизма, т. е. общности не только на производство и распределение, но и на самое пользование произведенными продуктами или на их потребление, и подчиняя все это общественному контролю, коммунизм тем самым уничтожает индивидуальную свободу даже в мелочах обыденной жизни*. По учению коммунистов, для счастья человечества общим достоянием всех насильственно должно быть все, до жен и детей включительно, так чтобы никто и ничего не мог назвать своим. Проповедуемое общение имуществ коммунизмом не следует смешивать с тем общением имуществ древних христиан, о котором говорится в Деяниях свв. Апостолов. Упоминаемая здесь иерусалимская община христиан была религиозно нравственной, а не экономической, и общение имения в ней не было правилом обязательным для всех, а добровольным пожертвованием во имя Христово людей достаточных, и совершенно зависело от воли каждого; так что здесь не было и тени какого бы то ни было принуждения, и в то время, когда они жертвовали, другие могли оставаться при своем имении и распоряжаться им по своей власти (Деян. V, 4). Но и указанное общение имуществ было явлением исключительным для Апостольской Церкви: оно практиковалось лишь в Иерусалимской Церкви, другие же, основанные апостолами, общины такого опыта не делали, а в них каждый давал по достатку своему (Деян. XI, 29–30, XII, 12), сколько позволяло ему состояние (1 Кор. XVI, 1–3; ср. 2 Кор. VIII и IX). Будучи не всеобщим требованием христианства, указанное добровольное отречение от собственности в основе своей имело стремление к высшему совершенству (Мф. XIX, 21) и совершенную христианскую любовь, связующую души и сердца людей в одно, плодом каковой любви и было совершенное бескорыстие первых христиан. Имея одно сердце и одну душу, они свое самоотречение добровольно простирали не только на пожертвование своим имуществом, но всегда готовы были отдать даже и свою жизнь ради спасения ближних. Будучи естественным выражением исключительно высоких внутренних переживаний первых христиан, указанное общение имуществ в Иерусалимской Церкви представляло собой кратковременное явление, упразднившись в ней по мере ослабления произведшей его причины. Что такое общение имений могло быть только временной мерой, а не новым постоянным строем жизни христиан, видно из того, что это было общение потребления, а не производства, что христиане продавали средства производства, обращая их в средства потребления, и что, следовательно, сам собою должен был наступить момент, когда все оказалось бы проданным и потребленным. Таким образом, в жизни первых христиан не было намека на то общение имуществ, которое проповедуется коммунизмом, а была только живая, деятельная любовь между верующими, которая не отказывала нуждающимся ни в чем. Коммунизм, уничтожая личную собственность, вместе с этим уничтожает всякую возможность частной благотворительности, потому что собственностью общины частное лицо не вправе распоряжаться; а общение имуществ в апостольское время своим основанием имело именно частную, свободную и бескорыстную благотворительность во имя любви и братства о Христе (Деян. IV, 32–37; V, 4; 1 Тим. VI, 17). Сводя вопрос о благе и счастии людей к материальной сытости или несытости, коммунисты материальную бедность считают не только величайшим, но и единственным коренным несчастием в жизни человеческих обществ, с устранением бедности мечтая установить в жизни человеческой счастье. Кроме уничтожения личной собственности, коммунизм вместе с тем подрывает и узы семейственных отношений, установляя, при отсутствии всяких форм брака, самые непринужденные отношения между полами и проповедуя необходимость воспитания детей обществом, вне семейного круга. Хотя не все социалисты - коммунисты, но все коммунисты - социалисты, потому что коммунисты стремятся к самой радикальной реформе экономического быта, к абсолютному уничтожению частной собственности; коммунизм относится к социализму, как род к виду. (См. антаномизм и социализм.)

   * коммунистическое общение имуществ а государствах и, вообще, в жизни общественной невозможно. Здесь труды, занятия, служения и должности разнородны до бесконечности, нужды и потребности так разнообразны, неопределенны, разновременны, непредвиденны, что разделы невозможно определить никакими общими постановлениями. Проповедуемое коммунизмом общение имуществ ведет к ниспровержению всякого правосудия и к совершенному разрушению благосостояния и порядка семейного и общественного. Тогда все страсти и самые грубые инстинкты получили бы право гражданства, как того и желают крайние коммунисты. Тогда все права собственности были бы ниспровергнуты: богатые невинно бы лишались законной собственности; бедные сделались бы богатыми без всякого права и заслуги; трудолюбие и бережливость потеряли бы всякое значение. Такая система может благоприятствовать тунеядцам и празднолюбцам, а не истинным гражданам. Вместо мнимого общения имуществ Св. Писание представляет нам другого рода общение, состоящее в христианской благотворительности, или добровольном вспомоществовании бедным, больным, престарелым и другим несчастным.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Коммунизм

— Словом К. обозначают: во-первых, такой общественный порядок, при котором в сфере имущественных отношений отсутствует частная собственность (всякая или только на недвижимость), а в сфере отношений семейных место брака занимает беспорядочное половое сожительство, и, во-вторых, те религиозные, нравственные и экономические учения, которые, отвергая пользу и справедливость частной собственности, требуют, чтобы субъектом всех имущественных прав была община, союз, народ или все человечество и чтобы основанием распределения продуктов служили потребности людей. В первом случае к коммунизму прилагаются обыкновенно эпитеты "примитивный" или "первобытный", потому что лишь на ранних ступенях общественного развития замечается более или менее универсальное отсутствие частной собственности, в соединении с общением жен. Уже в XVIII веке многими писателями (особенно во Франции) высказывалось то мнение, что первобытным общественным формам был чужд институт частной собственности; но только в середине XIX в., на основании этнографического и исторического материала, построена была научная гипотеза о примитивном К. В трудах Бахофена, Моргана, Леббока, Виолле, Жиро-Телона, Лавелэ, Ковалевского, Зибера и др. гипотеза эта обставлена значительным количеством фактов, но тем не менее всеобщего признания она не получила (главными противниками ее являются Фюстель де-Куланж, Тард, Вестермарк).

Древние законодательства и историки свидетельствуют, что во многих примитивных общественных союзах господствовал имущественный и половой К.; путешественники рассказывают о сохранившихся у современных дикарей следах этого строя. В Индии, согласно законам Ману и более позднему свидетельству Страбона, существовало издревле не только общественное владение землей, но и эксплуатация ее родовыми союзами. В Китае еще сохранились следы порядков, при которых вся земля принадлежала государству, распределявшему ее между отдельными земледельцами. Неотчуждаемость земли представляет одну из коренных идей негров. "До Юпитера — говорит Вергилий в "Георгиках" — ни один работник еще не покорил полей; не было дозволено обозначать их границы, регулировать раздел: все было общее". "Во время царя Сатурна — пишет Помпоний — не было ни рабства, ни частной собственности: имущества были общие и нераздельные". При первых римских императорах аграрный К. практиковался еще, по словам Диодора Сицилийского, на острове Липари, колонизованном родосцами и книдянами. В конце XVIII в. существование его констатировано было в Океании, среди жителей Палаузских островов, а затем на островах Маркизских, Фиджи, в Новой Зеландии и на материке Австралии. Нынешняя Германия очень долго не знала частной поземельной собственности; самое слово "межа" или "граница" появилось здесь не раньше XIII столетия. Древний салический закон ни словом не упоминал о передаче недвижимости. Следы более полного аграрного К. сохранились в русской и швейцарской общине. У кочевых народов Азии и северной Европы земля до сих пор составляет большей частью общую собственность целых племен. У лапландцев, самоедов, тунгусов и пр. земли, море, горы и рыбные воды не делятся между отдельными лицами и составляют общее достояние. Кочующие коряки пользуются тундрой сообща. У киргизов и калмыков замечается то же отношение к недвижимой собственности. Американские индейцы до последнего времени отказывались заключать какие-либо сделки на землю, составляющую, по их мнению, неотчуждаемую собственность племени. На почве аграрного К. создались и столь распространенные в древности общественные пиршества: продукты общей земли потреблялись сообща. "Они сложили вместе всю свою собственность и ели сообща за общими столами", — пишет Диодор Сицилийский о жителях Липари. Обычай общих столов был очень распространен в Италии и в Греции. У спартанцев следы общих столов сохранились и в законодательстве, требовавшем, чтоб даже цари участвовали в общих пиршествах, и в обычаях, создавших, наряду с официальным столом (sussitia), самопроизвольный народный стол (copis). Тот же обычай был у жителей островов Архипелага. В Риме учреждение общих столов предание приписывало самому Ромулу. Коммунистический характер потребления встречается у многих современных дикарей — индейцев, австралийцев, камчадалов, эскимосов, бурят, лопарей, готтентотов и др. Параллельный ему обычай совместной жизни в одном общем большом помещении отмечается многими путешественниками и историками. В Китае под одной кровлей жило до девяти поколений. Обширностью своих помещений, достигающих нескольких сот футов в длину и состоящих из двух или трех этажей, отличаются алеуты, колумбийцы, ирокезы и др. Общение жен составляет столь же распространенную и характерную черту первобытной культуры, как и имущественный К. Следы брачного К. сохранялись у кельтов еще во времена Юлия Цезаря. Для славян имеются свидетельства Козьмы Пражского и русского летописца. "Народ этот, — говорит первый о чехах, — не знает постоянства брачных уз; подобно скотам вступают они в связь каждую ночь с новой женщиной". "Радимичи, вятичи и северяне, -рассказывает Нестор, — один обычай имяху... брацы же не бываху в них, но игрища межю селы. Схожахуся на игрища и умыкаху жены себе, с нею же кто совещашеся; имеху же по две и по три жены". "Кекроп первый — говорит Клеарх — установил в Афинах постоянную связь между мужчиной и женщиной. До этого времени отношения полов не были регулированы никакими общепринятыми правилами; не было ребенка, который бы мог назвать своего отца". Законы тирренцев, по словам историка Феопомпа, предписывали им общение жен. О древних обитателях Дариенского перешейка Банкрофт говорит, что проституция не казалась им бесчестной. То же Геродот находил у фракийцев и эфиопских племен, а Диодор — у жителей Балеарских островов (где следы первобытного К. сохранились и поныне). У австралийских народов целомудрие не почитается добродетелью; в отношениях между полами господствует полная свобода. Бушмены южной Африки не имеют понятия о браке; то же самое можно сказать о древних жителях Перу и Калифорнии. На Андаманских островах сожительство мужчины с женщиной продолжается лишь до тех пор, пока этого требует уход за новорожденным; затем оба вступают в новые связи. Подобно имущественным и половым отношениям, К. запечатлены все обычаи первобытных народов и современных дикарей: совместная охота и рыбная ловля, широкое гостеприимство, характер возникающих меновых сношений и пр. Психологически примитивный К. объясняется слабостью первобытного человека и необходимостью тесного союза для борьбы за существование.

Процесс разрушения имущественного К. в сфере отношений поземельных начался с обращения в частную собственность обработанных участков земли (воды, леса, луга и проч. продолжают долгое время быть общими), а для движимости — с апроприации продуктов личного труда (прирученных животных, посаженных деревьев, захваченных рабов, оружия и инструментов). Исчезновение беспорядочного полового сожительства совершается путем сокращения области его применения, как во времени (только на играх, в праздники и т. п.), так и в численности (место всех мужчин заступают ближайшие родственники, братья мужей, князья, феодальные сеньоры). Следами первобытного имущественного К. признаются исследователями общинные порядки и узуфрукты. К. брачный породил сначала матриархат (см.), затем в разных местах выродился в формы полиандрии, левирата и полигамии (см.) и, наконец, оставил свои следы в виде распространенной в средней Азии, среди малайцев и среди русских инородцев гостеприимной и религиозной проституции.

К., как учение, появляется сначала в религиозной форме: религия своим авторитетом как бы освящает уже исчезнувшие или исчезавшие формы, казавшиеся прекрасными в силу того убеждения, что золотой век — позади. Царство богов, по преданию, было временем полного господства коммунизма. Братскую жизнь в К. вели многие жрецы античного мира (в Мемфисе, Фивах, Дельфах, Елевзине, Самофракии), галльские друиды и еврейские пророки. Тот же режим практиковался в буддийских монастырях. Нравственно-религиозным характером отличались и коммунистические учения китайских философов Ян-чжу и Мо-ди, из которых последний требовал общности имущества, жен и детей. В Греции К. получил выражение в недошедших до нас социальных романах, идеализировавших общественный быт варваров, например скифов, и приписывавших им коммунистический образ жизни, а равно и в учениях многих философов. Фалеас из Халкидона первый, по словам Аристотеля, предложил план реорганизации общества на началах полного равенства и общего обладания землей. Софисты распространяли коммунистические идеи. Именно их, по всей вероятности, изобразил Аристофан в комедии: "Общество женщин" (Έκκλεσιάζουσαι), имеющей своей задачей показать, сколько безнравственности и несправедливости породит К. при своем практическом осуществлении. Здесь, между прочим, встречается следующий разговор. Блерус: "Все собственники — воры". Параксогор: "Да, в настоящее время; но при коммунистических порядках, когда не будет собственников, не будет и воров". Б.: "Каким образом?". П.: "Что тогда будут красть? Все станет общим". Б.: "А если ко мне придут ночью грабители?". П.: "Отдай им добровольно одежды: из общего имущества ты получишь еще лучшие... Всякое имущество должно быть общим и каждый должен иметь свою часть для жизни... Все получат право на все: землю, деньги, хлеб, лакомства, туники, вино, венки и прочее". Пифагор собирал вокруг себя учеников, которые с ним вместе практиковали систему полного общения имуществ. Более 2000 лиц в великой Греции усвоили себе, по словам его биографа Порфирия, коммунистический образ мыслей Пифагора. Принцип пифагорейцев: inter amicos omnia communia. Эпикурейцы, если верить Диогену Лаэрцию, тоже вели коммунистический образ жизни. Самая полная теоретическая разработка коммунистического идеала в Греции принадлежит Платону. "Лучшее государство, лучшее правление, лучшие законы — говорит он в своем разговоре "О законах" — суть те, которые выполняют старинное изречение: у друзей все общее, и если можно — общие жены, общие дети, общие имения". В разговоре "О государстве" Платон рисует идеальный, по его мнению, общественный строй, в котором два высших класса воинов (или стражей) и правителей (или философов) ведут коммунистический образ жизни и не имеют собственности. Трудами третьего класса — ремесленников и земледельцев — они удовлетворяют свои необходимые потребности; роскошь и хранение драгоценных металлов им возбраняется; их К. простирается на одежду, пищу, жилище, на жен и детей. "Общность жен и детей доставит величайшее благо. Каждый будет видеть в другом сестру или брата, сына или дочь, отца или мать". Коммунистические идеи Пифагора и Платона нашли себе позднее последователей в лице Аполлония Тианского и Плотина, причем последний добивался их практического осуществления, но безуспешно. Настоящим убежищем К. продолжали быть религиозные секты (см. Ессеи, Терапевты). "Все верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого" (Деяния св. Апостолов, II, 44—45). Позже коммунистические идеи делаются достоянием отпавших от правоверия сект, но и в среде церкви получают применение в монастырях. В начале II в. Карпократ, философ из Александрии, требовал общности жен и имущества, вытекающей, по его мнению, из законов природы. Из Египта и Сирии получили начало целый ряд других сект: фибионитов, агапетов и др., исповедывавших учение К. Непосредственно из среды христиан вышли в I столетии николаиты, видевшие в добровольной проституции принижение плоти и выводившие имущественный К. из учения и примера апостолов. В V в. К. проповедуется Пелагием, утверждавшим, что богатые не будут допущены в царствие Божие. Его учение распространилось в Африке, Палестине, Сицилии, Галлиях и Британии. В то же время К. пропагандируется в Персии пророком Маздеком и затем воспринимается арабами, среди которых возникает несколько коммунистических сект. В VII-VIII вв. преследование навлекают на себя манихейцы, учившие, что материя — начало всяческого зла и выводившие отсюда обязательность полного К. Несмотря на то, что их было казнено до 100 тысяч, секта долгое время не исчезала и оказала большое влияние на последующие движения. В 1030 г. в Турине сжигают еретиков, которые заявляют перед судом: omnem nostram possessionem cum omnibus communem habemus. Бедность и общность имуществ пропагандируется в XI и XII вв. катарами (см.) и валденцами. Около 1260 г. в Анконе появляется секта так называемых фратичелли (братцев), ушедших из монастырей вследствие распущенности монастырской жизни и странствовавших по всей Италии и Франции, уча, что необходимым условием спасения является отказ от частной собственности. После тех преследований, которым эту секту подвергли Бонифаций VIII и Иоанн XXII, фратичелли исчезли, но имя их продолжало прилагаться ко многим коммунистическим сектам последующего времени и, между прочим, к беггардам, игравшим в Германии ту же роль, как фратичелли — в Италии. Во второй половине XIII в. распространились еще другие коммунистические секты — так называемых апостолов, во главе которых стоял Джерардо Сагарелли, сожженный на костре в 1304 г., и дульцинистов, последователей Дульцина, ученика Сагарелли, разделившего участь своего учителя. Коммунистическим, но не столь оппозиционным характером отличались учения гумилиатов или pauperes catholici, бегинов и братьев и сестер свободного духа. Секта последних была обломком беггардов и опиралась в своих коммунистических тенденциях на пантеистическое учение, по которому каждая душа — обитель Бога, материя же ей враждебна; поэтому человек, желающий иметь общение с Богом, должен отрешиться от всего недуховного. В конце XV в. громадную популярность снискала себе проповедь чешского пророка Богейма. "Князья, духовные и светские — говорил он — будут иметь только то, что будет иметь и народ, и тогда у всех всего будет довольно; дойдет до того, что князья и господа станут работать, как поденщики. Рыба в воде и дичь в поле будут принадлежать всем; подати, барщины, проценты, оброки, десятины духовным и светским господам будут отменены". Проповедь Богейма подготовила почву для распространения анабаптизма, поскольку он был политическим и социальным движением. По учению анабаптистов, "христианин не должен иметь никакой собственности; среди христиан должна быть установлена общность имуществ, как это было в апостольские времена". Некоторые анабаптисты требовали и общности жен (впоследствии отчасти осуществленной Иоанном Лейденским), переводя евангельское предписание: "просящему дай" словами: "просящему отдайся". Побежденные, анабаптисты рассеялись, но их учение долгое время еще волновало крестьянское население Германии, Голландии и Швейцарии. В Моравии оно привело к основанию колонии, практиковавшей в своем общежитии мирный, дружеский К. Множеству других религиозных сект реформационной эпохи враждебные им историки приписывали коммунистические тенденции, но относительно большинства — совершенно несправедливо. Так же неосновательно называют коммунистическими общины гернгутеров, при совместности жизни и работе не отрицающих частной собственности, и в особенности знаменитые парагвайские колонии иезуитов, представлявшие собой в действительности не что иное, как своеобразную организацию принудительного крепостного труда. Кроме аскетического К. перечисленных выше сект и революционного К. анабаптистов, средние века, уже на заре нового времени, породили К. материалистический, выразившийся прежде всего в "Утопии" Томаса Мора, господствовавший в течение XVII-XVIII вв. и получивший наиболее острое выражение в заговоре Бабёфа. Вдохновленный Платоном, но в еще большей степени — экономическими бедствиями современной ему английской жизни, Томас Мор нарисовал в своей "Утопии" (1518), этом замечательнейшем из всех социальных романов, материалистически-коммунистический идеал (по совокупности развиваемых в ней идей "Утопия" принадлежит, впрочем, больше к истории социализма — см.). Население изображаемой Мором фантастической страны торговли не ведет и денег не имеет, но получает все необходимое от государства, в обмен на 6-часовой обязательный труд. Порабощение людей, по мнению Мора — следствие частной собственности. Самый совершенный общественный порядок — тот, который дает наилучшее удовлетворение всех потребностей наибольшего количества людей. Получив огромное распространение, "Утопия" Мора заслужила одобрение некоторых наиболее образованных людей того времени (например Эразма Роттердамского) и вызвала целый ряд подражаний. Ближайшее — "I mondi celesti, terrestri e infernali" (1552), Дони. Более оригинальным преемником Мора был Кампанелла (см.), в своем фантастическом романе "Civitas soli" (1620) доведший К. до крайности (общение жен) и в то же время придавший ему теократический оттенок. Из позднейших коммунистических утопий упоминания заслуживают: "История Севарамбов" ("Histoire des Sevarambes", 1677), Верасса, "Приключения Жака Садера" ("Les aventures de Jacques Sade ur dans la dé couverte des terres Australes", 1693), Габриеля Фуаньи, и "Базилиада" ("Naufrage des iles flottantes ou la Basiliade de Pilpa ï ", 1753), Морелли. Видя в имущественном неравенстве корень всяческого зла, Морелли требует, чтобы распределение продуктов имело своим основанием соответствие не труду, а потребностям людей; кроме потребностей, и все их страсти также должны получать полное удовлетворение. Это приводит Морелли к провозглашению брачного К. Описав в "Базилиаде" идеальный коммунистический строй, в сочинении "Кодекс природы" ("Code de la nature ou le v éritable ésprit des lois, de tous temps négligé et mé connu", 1755) он облекает свои мысли в догматическую форму. Три основных закона рекомендует Морелли для реорганизации общества: первый — собственность отменяется, второй — всякий человек рассматривается как должностное лицо, как чиновник, и mpemий — каждый гражданин обязан содействовать общему благу. Получать от государства пропитание — это право, работать — это обязанность граждан. До известной степени коммунистические идеи излагались священником Жаном Мелье в его "Завещании" (1760), опубликованном, с пропуском именно коммунистических мест, Вольтером, как противорелигиозный документ. Более стройную, но не лишенную противоречий коммунистическую систему находим в сочинениях Мабли: "Entretiens de Phocion" (1763), "De la l é gislation on principes des lois" (1776) и "Droits et devoirs du citoyen" (1789). "Собственность приводит к разделению на классы — говорит Мабли. Богатые всегда предпочитают свое личное благо благу общественному, а бедные не могут любить правительство, которое оставляет их в нищете. Одна только общность имуществ создает добрых граждан". Однако, на полное осуществление своих идей Мабли не надеется; ему кажется, что "жадность и честолюбие всегда будут тормозить дело законодателя", которому предлагает следовать, главным образом, примеру Ликурга. Считая целью жизни не наслаждение, а добродетель, Мабли, в отличие от Мора и его последователей, придает своему К. характер до известной степени аскетический и рекомендует людям "умеренность". Законодательство Ликурга (коммунистический характер которого французскими писателями XVIII в. крайне преувеличивался) казалось образцовым не одному Мабли: в "Энциклопедии" Ликург назван "философом, лучше всех знавшим природу человека". Вдохновлялись в то время "Республикой" Платона и примитивным коммунизмом острова Крита. Геро-де-Сешелль, составляя проект конституции, искал также в парижской библиотеке подлинных законов Миноса, чтобы положить их в основание французского законодательства.

Главнейшие деятели революции были чужды К. и даже ему враждебны; но тем не менее и в эту эпоху коммунистические идеи имели своих представителей. Франсуа Буассель (1728 — 1807), адвокат, оратор якобинских клубов, требовал полного равенства, а как условия его — общности имуществ и разделения продуктов сообразно потребностям. Марат в своих филиппиках против "денежной аристократии" договаривался иногда до таких мыслей: "равенство прав должно привести к равенству наслаждений; только на этом может успокоиться мысль". Автор "Cath échisme des athé es", сотрудник Бабёфа и истинный автор манифеста бабувистов, Сильван Марешаль, формулировал свой К. следующими словами: "нет больше частной собственности на землю! Мы требуем общего потребления принадлежащих всем плодов земных"... Сам Бабёф стоял сначала на точке зрения раздела земли и полного имущественного равенства. "Фактическое равенство — писал он — не химера. Практический опыт его осуществления был счастливо предпринят великим трибуном Ликургом". Определенно коммунистическими тенденциями отличался устроенный Бабёфом и вскоре закрытый правительством "клуб равных", а еще более возникший в 1796 г. между Бабёфом, Дарте и др. заговор ниспровергнуть республиканское правительство и создать новую государственную форму на началах коммунистических. "Мы желаем — говорилось в манифесте заговорщиков — общего имущества или общности имуществ. Нет больше частной собственности на землю, земля ничья. Плоды принадлежат всем... Пусть не будет между людьми другой разницы, кроме разницы пола и возраста... Природа дала каждому человеку равное право на пользование всеми благами. Труд и наслаждения должны быть у людей общими". С подавлением заговора Бабёфа К. вплоть до 30-х годов ничем не заявляет о себе во Франции.

В Англии филантроп и социалист Роберт Оуэн (см.), предложивший сначала устроить колонии для безработных, в середине 20-х годов начинает рекомендовать коммунистические общины, как полное решение рабочего вопроса, и сам предпринимает в Америке (в Индиане и в Мексике) несколько неудачных опытов этого рода. Насчитывают 11 коммунистического характера общин, основанных его последователями; все они были недолговечны. Однако, теоретическое учение Оуэна принадлежит всецело социализму (см.).

Проводником коммунистических идей во Франции в 30-х годах явился Буонаротти, участник заговора 1796 г. и личный друг Бабёфа, приговоренный к изгнанию и возвратившийся в Париж лишь после июльской революции. Устно и письменно (ему принадлежит написанная с публицистическими целями история заговора Бабёфа) пропагандировал он К. среди французской молодежи. Однако, даже его личное участие в некоторых тайных республиканских обществах не придало им коммунистического характера. Исходным пунктом новейшего французского К. является 1840 г., когда почти одновременно стало выходить несколько коммунистического направления журналов и когда появились "Voyage en Icarie" Кабэ, "La Bible de la Lib érté " аббата Констана, "L'Evangile du Peuple" Эскироса, "Ni ch âteaux, ni chaumiè res" Пилло и др., сразу же обнаружившие в коммунистическом лагере значительные теоретические разногласия. Все коммунистические учения того времени можно разделить на три типа: 1) К. сантиментально-этический, 2) К. материалистически-революционный и 3) К. мистически-религиозный. Главнейшим представителем первого является Этьен Кабэ (см.). Характерные черты его учения, навлекшие на него нападки других коммунистов, заключались в том, что социального переворота он ждал исключительно от мирного распространения идей, большие надежды возлагал на присущие людям альтруистические чувства, допускал возможность переходного режима, когда частная собственность сохраняется, и, сам исповедуя неопределенный деизм, искал в религии опоры для своей системы. С 1841 г. прежде радикально-политический журнал "L e Populaire" делается органом коммунистического учения Кабэ. Ему сразу пришлось вступить в полемику с коммунистами-материалистами и коммунистами-мистиками. К Кабэ примыкает Лапоннерэ, основавший, вместе с Шароном и Лаготьером, журнал "L'Int é lligence". Впоследствии сотрудник "Populaire", Лапоннерэ высказывал здесь лишь сантиментальные пожелания, чтобы "между предпринимателями и поденщиками были братские отношения", и объяснял существование пролетариата "эгоизмом одних и невежеством других". Промежуточное место между коммунизмом этическим и материалистическим занимает учение Ришара Лаготьера (см.). В своем "катехизисе" ("Petit cath échisme de la ré forme sociale", 1839) он говорит: "Что такое собственность? Право, данное природой всякому живому существу на вещи, необходимые для удовлетворения его потребностей". В другом его сочинении: "De la loi sociale" (1841) читаем: "Для нормального развития способностей всех личностей нужны: равенство в средствах существования, равенство пропорциональное, распределяющее труд согласно силам, пищу — согласно потребностям, образование — согласно способностям". Издававшийся Логотьером журнал "La Frat érnité " (1841—1843) восставал против крайностей материалистического К. Наиболее замечательным представителем последнего является Дезами (см.), сначала личный друг и сотрудник Кабэ, затем его самый ожесточенный противник. В противность Кабэ, он не верит в силу любви и полагает, что хорошего экономического устройства достаточно, чтобы разумно регулировать человеческий эгоизм. Единомышленник Дезами, аббат Пилло (Pillot), требует в своем памфлете: "Ni ch áteaux, ni chaumiè res" насильственного проведения в жизнь коммунистических принципов; он предлагает обращаться с противниками К., как с одержимыми буйным помешательством. Материалистического К. придерживался и "L'Humanitaire" (1841) — журнал рабочих, принадлежавших к "Soci été des travailleurs é galitaires". Банкет, устроенный в 1840 г. группой Дезами-Пилло, привлек 1200 человек. Представителями мистически-религиозного К. были аббат Констан, Эскирос, Дюмениль, Дидье, Дежарден и др. Видя в Евангелии полный социальный кодекс, Констан и свою проповедь К. влагает в уста Христа. То угрожая насилием ("Bible de la Libert é ", 1840) и восхваляя Томаса Мюнцера ("Le Testament de la Libert é ", 1848), то призывая человечество к любви и к "истинной" религии ("Le livre des larmes ou le Christ consolateur", 1845), Констан требует учреждения "христианской общности имуществ" (communaut é chré tienne). К. его несвободен от противоречий: он говорит и об ассоциации труда с капиталом, оставляя этот последний в частном владении. Свое учение Констан сам называет неокатолическим К. Поэт, романист и автор педагогических сочинений, Эскирос, в изданном им анонимно сочинении "L'Evangile du Peuple" (1840), представил революционно-коммунистический комментарий к Евангелию. Его К., хотя и откровенный, мистичен и туманен. Пророческим, мистическим характером отличаются и коммунистические сочинения Дюмениля (см.). В "Livre des Communistes" (1845) Рене Дидье коммунистические идеи излагаются уже в форме какого-то болезненного бреда. Дежарден, в сочинении: "De l'Organisation de la Fraternit é ou d'une constitution à donner aux peuples" (1848), выступает защитником умеренного и эклектического К., опирающегося на две формулы: " à chacun selon ses besoins" и " à chacun selon ses oeuvres"; отсюда выводится равенство в необходимом и сообразный заслугам излишек. Проведение К. в жизнь Дежарден ждет от "законодательной деятельности народных представителей". Последнее мнение разделяет и Френуа, высказывающийся, в брошюре "Syst ème unitaire ou lettres philosophiques et encyclopé diques" (1840), за особый вид К., централизованный, и называющий себя "унитарием". Общая численность всех коммунистов во Франции, в 1844 г., превышала, по словам их противника, Прудона, 100 тыс. человек. Наибольшее число приверженцев, особенно в рабочем классе, имел Кабэ. Его учение было занесено также в Германию, Швейцарию, Англию, Испанию и Америку.

Самим Кабэ сделан был опыт практического осуществления его идей в Америке, для чего в 1847 г. куплен был миллион акров земли в Техасе и организовано переселение туда французских рабочих. После целого ряда неудач на месте предположенной колонии, эмигранты поселились в Новом Орлеане, куда к ним приехал Кабэ, организовавший из 280 человек новую колонию в Новоо (штат Иллинойс). Благодаря усиленному труду поселенцев, дела икарийской общины шли хорошо и до 1855 г. население ее увеличивалось, достигнув цифры 500 членов. Но в этом году обнаружились раздоры и недовольство против Кабэ, присвоившего себе диктаторскую власть. Он был арестован и выслан из колонии, после чего 200 человек последовали за ним в С.-Луи (штат Миссури), где было основано новое общежитие, лишь ненадолго пережившее его основателя. Между тем оставшиеся в Новоо икарийцы, переселившись в Айову, устроили здесь новую земледельческую колонию, на республикански-коммунистических основаниях. Землер, посетивший ее в 1879 г., рассказывает о проявлявшемся тогда в молодом поколении стремлении к подушному разделу. Дальнейшая участь колонии неизвестна. Независимо от Кабэ, в 20—40 гг. в Америке возникает целый ряд других коммунистических общин, преимущественно религиозного характера. Наибольшего благосостояния достигает в штате Айова аманское общество, составившееся из переселившихся в 1842 г. немцев, объединенных религиозным фанатизмом. До 1600 человек занимает здесь и обрабатывает около 30000 акров, проводя в жизнь строгие принципы аскетического К. Тем же характером отличаются общины перфекционистов или библейских коммунистов (их основатель — Джон Нойес), отрекшихся от подданства Соединенным Штатам, отвергших собственность и брак и установивших равенство полов; затем община зоарских сепаратистов (штат Огайо), "экономия" гармонистов (последователи Раппа) и многие др. Общая черта всех американских коммунистических опытов — их крайняя недолговечность и религиозный фанатизм их основателей; некоторые, кроме того, отличались особенно последовательным проведением коммунистических принципов, применявшихся не только к собственности, но и к браку (см. соч. Диксона).

Отголосками французского К. в Бельгии являются статьи Иоттранда в газете "Courrier Belge", в Швейцарии и Германии — агитация и сочинения подмастерья портняжного цеха Вильгельма Вейтлинга. В своем главном сочинении: "Garantien der Harmonie und Freiheit", Вейтлинг эклектически соединил мысли Кампанеллы, Бабёфа, Оуэна, Кабэ и Фурье. Эта смесь социализма с К. привела его к репартиционной формуле Дежардена (см. выше), независимо от последнего. Труд умственный приравнивается Вейтлингом к труду физическому, а для точного исчисления затраченного каждым количества труда предлагаются особые бухгалтерские книги. В Швейцарии агитация Вейтлинга привела к образованию тайного коммунистического клуба, мечтавшего о кровавом перевороте и имевшего своих агентов в различных государствах. В Германии в это же время коммунистические идеи проникли в литературные круги и нашли некоторую опору в философии Фейербаха. В 1847 г. в Лондоне из остатков коммунистического клуба создан был, для целей мирной пропаганды, союз коммунистов, куда вошли Маркс и Энгельс; в качестве программы Союза, после его второго конгресса, ими был издан Коммунистический манифест, переведенный на все европейские языки и получивший громадную известность. Представляя собой первую формулировку основных принципов научного социализма, Коммунистический манифест заимствует у К. его идеал, а у социализма — экономическое учение и многие практические требования, причем последние занимают первое место, а К. отступает на второй план. С этих пор К., как самостоятельное учение, перестает существовать и расплывается в социализме. Некоторые следы старого К. сохраняют социалистические системы Луи Блана и Пьера Леру.

Определения, даваемые К. исследователями, не только разнообразны, но и противоречивы. По мнению Энгельса, К. — не доктрина, а движение. По мнению Рейбо и Сюдра, К. — совершенно абстрактное учение, утопия, не имеющая в себе ничего или почти ничего реального. "К. является скорее протестом против существующего порядка, нежели особой системой общественного устройства " (Лавелэ). "К. заключает в себе уничтожение собственности и семьи и введение общности того и другого" (Л. Штейн). Некоторыми исследователями (например Сюдром) К. бессознательно смешивается с социализмом, другими — отожествление обоих понятий возводится в принцип. "Выражения: социализм и коммунизм — говорит Адлер — употребляются ныне всеми (?), как равнозначащие"; тем не менее сам Адлер в своем очерке социальных идей говорит то о социализме, то о коммунизме. По мнению Шеля, К. — лишь "более крайняя форма социализма". В глазах Киркёпа К. насильственен и не вытекает из жизни, социализм миролюбив и является известной стадией экономической эволюции. Отличительную черту социализма Дж. Ст. Милль видит в общественной собственности на землю и на орудия производства, а К. — в равном распределении. По словам Бонара, К., в отличие от социализма, не допускает не только частной собственности, но и частного владения. По определению Дитцеля, "социализм — это совокупность учений, доводящих до крайности социальный принцип, т. е. положение, что индивидуум существует лишь для общества и должен рассматриваться как служебный член социального организма. К., напротив, доводит до крайности принцип индивидуальности, т. е. положение, что государство, организованное общество существуют для личности, что государство и право должны быть поставлены в служебные отношения к индивидуальным интересам". Сущность К. несомненно индивидуалистична: хотя, согласно этому учению, собственность переходит от индивида к группе индивидов, но цель такого перехода заключается только в том, чтобы по возможности все индивиды были допущены к пользованию собственностью. Исторически (Бабёф) и логически новейший коммунизм является лишь выводом из вполне индивидуалистического лозунга французской революции: свобода, равенство и братство. Напротив, сущность социализма и его борьба со свободной конкуренцией антииндивидуалистичны: индивидуум, согласно этому учению, передает известные свои права союзу, обществу или государству, занимая по отношению к последним подчиненное место. Руководящим принципом в первом случае являются потребности индивида, во втором — потребности общества. По мере приближения к современности идеал социалистов получает, однако, коммунистический характер, причем непосредственное требование К. становится для социализма отдаленной целью. Отрицание индивидуализма во имя общности уживается в социализме с индивидуалистически-коммунистическим идеалом. Для обозначения последнего Маркс прибегает прямо к старой коммунистической формуле: от каждого по его способностям, каждому по его потребностям (см. его письмо, опубликованное в "Neue Zeit" за 1891 г.). Как социальная доктрина и как проект практической реформы общества (т. е. в том виде, как он был выработан мыслителями XVI-XVIII вв. и предназначался к осуществлению Бабёфом), К., однако, несомненно враждебен социализму (отсюда в 30—40-х гг. бесконечные препирательства между представителями обоих учений). К. относится к действительности как чистое отрицание; это вполне идеологическая система, не вытекающая из жизни. Во всех своих формах, религиозной, философской и экономической, К. всегда метафизичен.

Литература. О первобытном К. см. Bachofen, "Mutterrecht" (1861); L. Morgan, "Ancient Society" (1877); Giraud Teulon, "Origines de la famille" (1874); его же, "La m ère chez certains peuples de l'antiquité "; Lubbock, "Origin of Civilization" (4 изд., 1882; есть русский перевод); Paul Viollet, "Caract ère collectif des premières proprietés immobiliè res" ("Bibl. de l'Ecole des Chartes", 1872, русский перевод в "Юридическом Вестнике", 1882); Ch. Letourneau, "L' évolution de la propriété " (1889); его же, "L' é volution du mariage et de la famille" (1887); Е. de Laveley, "La propri été collective à Java"; его же, "De la propri été et ses formes primitives" (1874, есть русский перевод); Bancroft, "The Native Races of the Pacific States" (1875); H. Зибер, "Очерки первобытной экономической культуры" (1883); M. Ковалевский, "Общинное землевладение" (1879); его же, "Первобытное право" (2 вып., 1886). Из обширной литературы по истории коммунистического учения см. преимущественно: L. Stein, "Geschichte der socialen Bewegung in Frankreich von 1789 bis auf unsere Tage" (1850); Ad. Eranck, "Le communisme jug é par l'histoire depuis son origine jusqu'en 1871" (3 изд., 1871); Villegardelle, "Histoi re des idées sociales avant la Révolution, ou les socialistes modernes devancés et depassés par les anciens pensé urs et philosophes" (1846); A. Sudre, "Histoire du communisme" (5 изд., 1856); Thonissen, "Le socialisme depuis l'antiquit é " (2 вып., 1852); L. Reybaud, "Etudes sur les ré formateurs ou socialistes modernes" (3 вып., 1844); Д. Щеглов, "История социальных систем" (1889—1891); Woolsey, "Communism and socialism in their history and theory" (1879); Bernstein und Kautsky, "Die Vorl äufer des neueren Socialismus" (1895); Bouctot, "Histoire du communisme et du socialisme" (1890); Dümmler, "Prolegomena zu Platons Staat" (1891); Arnoul, "Etudes historiques sur le communisme et les insurrections au XVI s." (1850); Loserth, "Der Communismus der nährischen Wiedertäufer" (1894); Seidemann, "Th. Mü nzer" (1842); Kaufmann, "Socialism and Communism" (1883); Михайлов, "Революционный анабаптизм" (1889); Drumann, "Die Arbeiter und Communisten in Griechenland und Rom" (1860); Kaufmann, "Utopias" (1879); Kleinw ächter, "Die Staatsromane" (1891); Mohl, "Die Staatsromane" (1845); Martel, "Etudes sur Fouché et le communisme en 1789" (1873); Wermuth und Stieber, "Die communistischen Verschwörungen d. XIX J." (1853); Heinzen, "Die Helden des deutschen Kommunismus" (1848); Bavoux, "Du communisme en Allemagne" (1851); Ruge, "Der deutsche Communismus" (1846); его же, "Zwei Jahre in Paris" (1846); Meissner, "Revolution äre Studien aus Paris" ("Communisten", 1849); Mintegniga, "El communismo" (1878); Rabeyrin, "Le communisme" (1848); Laurent, "Le communisme catholique" (1859); Elcho, "Die communistischen Gesellschaften der Union" (1879—80); James, "Communism in America" (1879); Noyes, "History of American socialism" (1870); Semler, "Geschichte des Socialismus und Communismus in Nordamerika" (1880); "Colonie et république icarienne dans les Etats-Unis" (1855); Holynski, "Communisme en Amé rique" ("Rev. Soc.", 1890); Hepner, "Die Ikarier in Nordamerika" (1886); Диксон, "Духовные жены" и "Новая Америка" (1867—1869); "Enth üllungen über den Kommunisten-Process zu Kö ln" (1885); Adler, "Socialdemokratie" и "Socialismus und Communismus", в "Handw ö rterbuch der Staatswissenschaften" (1893). См., кроме того, библиографию при именах отдельных коммунистов. Для определений К. см. еще: Бруно-Гильдебранд, "Политическая экономия настоящего и будущего" (1860); Laveley, "Communism" ("Contemp. R.", 1890); его же, "Le socialisme contemporain" (1889); Kirkup, "History of socialism" (1893); Ant. Menger, "Recht auf den vollen Arbeitsertrag" (1891); Dietzel, "K. Rodbertus" (Einleitung, 1888); Шефле, "Капитализм и социализм" (1871); Scheel, "Socialismus und Communism us" ("Schönberg's Handbuch", 1882—84); Walther, "Socialismus u. C." (1878); Lafargue, "Kommunismus u. Kapitalismus" (1894); Passy, "Communauté et C." (1869). См. Коллективизм и Социализм.

Н. Водовозов.


Морфологический разбор «коммунизм»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: именительный, винительный; отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что? ...

Синонимы слова «коммунизм»


Фонетический разбор «коммунизм»

транскрипция: [кам:ун'и́зм]
количество слогов: 3
переносы: (ком - му - низм) ...

Ассоциации к слову «коммунизм»


Цитаты со словом «коммунизм»


Близкие по смыслу слова к слову «коммунизм»


Предложения со словом «коммунизм»

Для большинства поляков фактором, интегрирующим общество, являлась уверенность, что зло приходит извне: коммунизм пришел с востока, война пришла из нацистской Германии.
Борис Ельцин вырос в сталинской России, и книжные кумиры явно оставили глубокий след в душе иконоборца, сокрушившего советский коммунизм.
Ленин называл оккупированную большевизмом Россию всего лишь хворостом для мировой революции, то есть для достижения империалистических целей мирового коммунизма.
Он был почти искренен и в своем антисталинизме, и в своем коммунизме.
Однако ж бывали исключения и в этих горластых, самоуверенных и сытых рядах, сомкнутым строем идущих к коммунизму.

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.