Квиетизм
- м. Религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное, безучастное, пассивное отношение к жизни.
- м. устар. Безучастное, пассивное отношение к жизни.
Квиетизм
Квиетизм
(от лат. quietus - спокойный, безмятежный), религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному "спасению". Возникло в 17 в. внутри католицизма, было осуждено церковными инстанциями. В переносном смысле - созерцательность, бездейственность.
Квиетизм
квиетизм, квиетизма, мн. нет, муж. (от лат. quietus - спокойный) (книж.).
1. Мистически-созерцательное отношение к жизни. Проповедь квиетизма, спячки, ленивого прекраснодушия.
2. Соответствующая религиозно-философская доктрина в 17 в. (ист.).
Квиетизм
♦ (ENG quietism)
любая духовная система, делающая акцент на ожидании помощи со стороны Бога. Квиетизмом называлось также спи-ритуалистское направление в римско-католической церкви 17 в., связанное с именами Мигеля де Молиноса (ок. 1627-1696), мадам Гийо (1648-1717) и Франсуа Фенелона (1651-1715), к-рые учили, что преодолеть грех можно только в единстве с Богом.
Квиетизм
Квиетизм
♦ Quietisme
Католическая церковь считает квиетизм (quietas (лат.) – спокойный. – Прим. пер.) ересью. Во Франции ее исповедовали мадам Гюийон (***) и Фенелон. Лично мне квиетизм представляется скорее искушением, и опасным искушением: он искушает нас отдохновением и таит опасность бездействия. Придерживаться квиетизма означает верить, что одного спокойствия достаточно всегда и во всем, тогда как на самом деле его достаточно только для самого спокойствия. На самом деле это равнозначно признанию того, что мистицизм, даже самый чистый и возвышенный, способен заменить собой мораль, политику или философию, что является очевидной глупостью. Впрочем, не следует забывать, что справедливо и обратное утверждение: мораль, политика и философия не в состоянии заменить собой спокойствия, мало того, они неспособны даже привести к подлинному спокойствию. Все слова мира, даже самые лучшие, не приведут к молчанию. Все сражения мира, даже самые необходимые, – к миру. Поэтому квиетизм есть истина мистицизма и одновременно его предел.
***
Жанна Гюийон (1648–1717) – французская писательница и поэтесса мистического направления, близко дружившая с Фенелоном и Боссюэ. В годы религиозных гонений семь лет провела в заточении в Бастилии.
Квиетизм
(от лат. quies — покой), или молиносизм — мистически-религиозное направление, вызванное в XVII в. испан. проповедником Михаилом Молиносом и долженствовавшее служить противовесом механическому богопочитанию, обрядности и культу добрых дел, в которых иезуиты и доминиканцы видели сущность благочестия и богобоязни. Молинос в своей книге "Guida spirituale" (Рим, 1675) требовал полнейшего пассивного покоя души, в котором она отдавалась бы божественному действию и как бы прекращала свое существование, с любовью умерев в Боге. Несмотря на осуждение Молиноса Римом, книга его была переведена на многие языки и вызвала массу брошюр в том же духе. Во Франции при Людовике XIV К. нашел покровительницу в лице вдовы Гюйон (см.). В сочинении Фенелона "Explication des maximes des Saints sur la vie int é rieure" К. представляется добродушною мечтательностью, требующею, прежде всего, так называемой "чистой любви", которая без страха и надежды, без внимания к небу или к аду, с полным самоотрицанием направляется к Богу, потому что Он того желает. Плоть при этом должна быть умерщвлена, всякое доверие к собственным силам уничтожено. Молящийся ничего не желает и ничего не просит, но отдается Богу и удовлетворяется созерцанием его бытия. Раздражение против К. большей части духовенства объяснялось тем, что он делал излишним для спасающегося помощь духовника или проповедника; кроме того, учение квиетистов о "спасении через грехи" и т. п. служило соблазном для публики, фигурируя во многих процессах, напр. в деле Кадьер (см.). О борьбе Боссюэ против К. см. Гюйон. Ср. Нерре, "Geschichte der quietistischen Mystik" (Берл., 1876).
Квиетизм
(лат. quietus – спокойный, безмятежный)
религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному «спасению». Возникло в ХVII в. внутри католицизма. Перен. – созерцательность, бездейственность.
............
☼ (лат. quietismus от лат. quies — покой; ср. этимологию термина «исихазм»), мистическая доктрина, абсолютизирующая присущее христианству требование предать себя воле Бога и доводящая его до полного отрицания человеческой волевой активности в сфере духовной жизни. К. советует верующему любить Бога «чистой», т. е. абсолютно бескорыстной любовью, понимая это как отказ желать для себя даже духовных благ — сил для морального поведения, спасения души; по логике К., душа должна быть готова с радостью принять даже свое вечное осуждение как еще один акт Божьей воли. Рекомендуется не оглядываться на себя, даже на свои грехи и недостатки (которые К. любит объяснять насилием со стороны бесов); цель - не усовершенствовать, а «уничтожить» свое «я» и через это обрести полный «покой». Как еретическое заострение санкционированных Церковью мистических учений (в случае К. - наследия испанской мистики XVI в.), К. типологически сопоставим с такими ересями, как мессалианство на ранневизантийском Востоке и доктрина «братьев свободного духа» на позднесредневековом Западе; однако его специфика в том, что он связан с религиозным кризисом на пороге Нового времени, с протестом против рассудочной культуры воли, по-своему характерной и для иезуитов и для янсенизма, с тягой к возрождению созерцательности как противовеса раннебуржуазной деловитости.
К. сформировался внутри католицизма и был приведен в систему испанским священником М. Молиносом, издавшим в Риме в 1675 г. книгу «Духовный руководитель»(«Guida spirituale»); ряд его тезисов, в их числе рекомендации «уничтожить» естественные потенции человеческой природы, отказаться от рационального самоанализа, от воли к активному действию, ничего не просить у Бога ни для себя, ни для ближнего, были осуждены в 1687 г. папским декретом. Дальнейшее развитие К. связано с Францией, где его социальным фоном была пассивная оппозиция старой аристократии абсолютизму Людовика XIV. Главным защитником умеренного К. выступал Фенелон, развивавший доктрину о «чистой» любви к Богу, главным противником — Боссюэ, теолог абсолютизма. Предметом острых споров была личность и литературная деятельность плодовитой духовной писательницы Ж. М. Гюйон (1648-1717), заключенной в Бастилию в качестве еретички и противницы государства. Дальнейшее влияние традиции К. имеет место на линии внеконфессиональиой мистики: сочинения Гюйон получили самый широкий резонанс и в немецких пиетистских кружках, и среди мистически настроенных масонов, а в России времен Александра — среди образованных приверженцев т. н. хлыстовства (кружок Е. Ф. Тата-риновой).
Термин «К.» употребляется в расширительном смысле для обозначения всякого религиозно окрашенного настроения, тяготеющего к угашеиию волн и отказу от действия.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.