Кахетия
историко-географическая область в Грузии. Название произошло от кахи – субъэтнической группы грузин в Восточной Грузии; ет – суффикс, указывающий на место обитания этого народа (груз.), - ия – русское окончание названия стран.
Кахетия
историко-географическая область в Грузии. Название произошло от кахи – субъэтнической группы грузин в Восточной Грузии; ет – суффикс, указывающий на место обитания этого народа (груз.), - ия – русское окончание названия стран.
Кахетия
— страна по верхним течениям притоков Куры-Иоры и Алазани, входившая некогда в состав Грузинского царства или пользовавшаяся самостоятельностью под именем царства Кахетинского. В настоящее время под именем К. обыкновенно подразумевают весь Телавский у., северную часть Сигнахского у., а также прилегающую к Телавскому окраину Тионетского у. Тифлисской губ. Плодородная почва, мягкий климат, обилие воды, обширные леса, разнообразная и роскошная природа, приветливое и патриархальное население (грузины). Главнейшее занятие жителей — виноделие. Кахетинские вина пользуются всероссийской известностью. Ежегодно получается в К. до 2 1/2 млн. вед. вина ценностью до 5-6 млн. рублей; вывозится не более 25-30%, остальное потребляется на месте.
В . М .
К. (история). — Как особое царство К. в груз. летописях упоминается уже с IV-V вв., со времени водворения здесь христианства. У арабских писателей с VII в. также известна эта страна. Правители К. были известны под разными наименованиями — корикозов, мтавари и др. Квирике III († 1029 г.), прозванный великим, провозгласил себя царем (мепе) К. и Эретии. Из IX ст. дошло до нас житье св. Илариона, уроженца К., в списке 1074 г. Из этого документа видно, что в то время христианство процветало в К.; здесь были мужские и женские монастыри, богато снабженные книгами, были епископы и прочее духовенство, которое поддерживало религиозные сношения с Сирией, Палестиной, Константинополем и даже Римом. В 1105 г. грузинский царь Давид Возобновитель взял в плен Агсартана II и присоединил К. к остальной Грузии. С этих пор до 1468 г. К. входила в состав объединенной Грузии, управляемой царями из династии Багратидов, так что в течение 363 лет история К. сливается с общегрузинской историей. Во второй половине XV века Грузия распалась на три царства и пять княжеств: Мингрельское, Гурийское, Сванетское, Абхазское и Самцхе-Саатабагское (см. Грузия). Западная Грузия, т. е. царство Имеретинское и княжества, находилась под политическим влиянием Порты Оттоманской, а Восточная Грузия, т. е. царства Карталинское и Кахетинское, — под таким же влиянием Персии. Дробление Грузии на несколько частей усердно поддерживалось Турцией и Персией как одно из средств к ослаблению страны. Другим средством была пропаганда ислама, между прочим — в Восточной К. Дань, платимая в эпоху политической зависимости Турции и Персии, была ничтожна, но обязательна была выдача известного числа детей обоего пола, которых посылали время от времени в Тегеран и Стамбул в качестве заложников; девушки выходили там замуж за шахов, султанов и их приближенных, а мальчики, воспитанные в духе мусульманства, обыкновенно возвращались в Грузию для занятия высших должностей. Во всем остальном грузинские царства оставались неприкосновенными и самостоятельными. И номинальным верховенством мусульманских держав тяготилась, однако, христианская Грузия, и нередко ей удавалось совершенно освободиться от влияния этих держав. Внешняя история К. с 1468 по 1762 г., как и других частей Грузии, прошла в борьбе с Персией, Турцией и кавказскими горцами и в дружественных сношениях с Россией. Мусульманские державы и их союзники-единоверцы — кавказские горцы, ничего хорошего не ожидая для себя от сближения Грузии с Россиею, всячески старались расстроить его. Между тем Московское государство, особенно после покорения Казанского и Астраханского царств (1552-1556 гг.), вполне сознательно старалось распространить свое торговое и военно-политическое влияние на юг, через Кавказ, на Персию. Для этого ему нужна была твердая опора в лице христианского царства. Такою представлялась Грузия. В "крестоцеловальной записи", заключенной между кахетинским царем Александром и (1527-1603 г.) и московским цар. Феодором Иоанновичем (около 1586 г.), последний дает Александру обещание "оберегать его от всех недругов его". Это обещание возобновлялось дословно и при последующих царях. Взамен "поминок", посылаемых кахетинскими царями, русские послы привозили им от московских царей не менее ценные подарки; вместе с тем они уговаривали кахетинских царей склонить к союзу с Россией и других грузинских царей и владетельных князей. Условием союза являлся только нейтралитет на случай войны Персии, Турции или кавк. горцев с Россией. Военной помощи от К. не требовалось ввиду отдаленности русской границы от К., высоких и неудобопроходимых Кавказских гор, враждебных и воинственных народов, населявших пространство в несколько сот верст между К. и Россией, а также вследствие опасности со стороны Персии и Турции, всегда готовых занять К. в случае отсутствия в ней местных войск. Столь же неизбежны были отказы России в вооруженной помощи царям К. (напр. Теймуразу в 1658 г.). Время царствования в Персии могущественных шахов Аббаса I, Сефи и Аббаса II (с конца XVI в. по 70-е гг. XVII в.) было особенно тяжелым временем для К. и Карталинии. В это время шахи стали особенно подозрительно относиться к сношениям Грузии с Россией. Шах Аббас I с большим недоверием смотрел на кахетинского царя Теймураза I. Мать царя, отказавшуюся принять мусульманство, Аббас I замучил, двух его сыновей изувечил, дочь его взял в жены против воли отца. В борьбе с шахом Аббасом II погиб третий сын Теймураза и взята была в плен вторая его дочь. В начале XVII в. (1615-1616 г.) шах Аббас I с несметными полчищами два раза проникал в Грузию, опустошил ее, ограбил церкви и забрал значительную часть жителей К., вместо которых переселил в Грузию до 15 тыс. дворов адербейджанских татар. Не только христианские, но и мусульманские историки насчитывают избитых на месте во время этого нашествия от 60-70 тыс. душ, а забранных в плен — более 100 тыс. душ. Русские послы, бывшие тогда в Персии, тщетно уговаривали шаха не разорять Грузию и не притеснять христиан, если он дорожит дружбой русского государя, покровителя христиан. Аббас уверял их в дружбе к России и посылал в Москву награбленные христианские святыни, но относительно Грузии продолжал свою суровую расправу. Грузины защищались отчаянно: Теймураз говорил русским послам, что его подданные избили до 47 тыс. персиян. Несмотря, однако, на тяжкие испытания, выпавшие на долю К., храброе, даровитое и трудолюбивое население этого царства не унывало, поддерживало и охраняло христианство и религиозные памятники; духовенство деятельно защищало чистоту веры и церкви, учреждало школы при церквах и монастырях; ковры, ткани и шелк и вино местного производства были известны и вне пределов Грузии. В главных городах К., Греми и Телаве, существовали высшие богословские школы (семинарии), с довольно обширной учебной программой. В числе грузинских поэтов и писателей занимают почетное место кахет. цари Теймураз I и Арчил († 1 7 12). При Ираклии II К. вновь соединилась с Грузией и Карталинией (см. Грузия) и вместе с ними в 1801 г. перешла под власть России. Литература, кроме приведенной в ст. Грузия: "Переп. на иностранных языках грузинских царей с российскими государями от 1639 г. по 1770" (изд. Акд. наук под ред. Броссе, СПб., 1861); "Сношения России с Кавказом с 1578 по 1613 г." С. Белокурова (Москва, 1889); "Сношения России с Кавказом в XVI-XVIII стол." (речь проф. Цагарели, читанная на годичном акте СПб. унив. 8 февраля 1891); "Грамоты и другие исторические документы XVIII в., относящиеся к Грузии" (СПб., 1891 г., т. I, с картою Закавказья 1771 г.; изд. под редакцией проф. Цагарели).
А. Ц.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.