Значение слова «кармелиты»

Что означает слово «кармелиты»

Энциклопедический словарь

Кармелиты

члены католического нищенствующего ордена, основанного во 2-й пол. 12 в. в Палестине. В 13 в. переместились в Зап. Европу.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Кармелиты

монашеский орден, начало которому положил Бертольд из Калабрии, основавший в 1155 г. монашескую общину на горе Кармель в Палестине. После неудач крестоносцев на Ближ. Востоке к. ок. 1240 г. переселились в Европу. В 1247 г. устав ордена к. был официально утвержден папой Иннокентием IV, и они получили статус нищенствующего ордена. С 1452 г. существует и жен. монашеский орден кармелиток. Тогда по решению папы Николая V ряд разрозненных жен. монашеских общин, живших без собственного устава, были присоединены к ордену к., составив особый жен. орден. К. придерживались обета абсолютной нищеты, но и среди них (как и в др. нищенствующих орденах) началась борьба между ярыми приверженцами этого обета и сторонниками его смягчения.

Лит.: Офм Л.Х. История христианского монашества. СПб., 1993.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Кармелиты

— монашеский орден, по преданию, основанный пророком Илиею, ведущий свое начало, вероятно, от Бертольда Калабрийского, основавшего около 1156 г. общину отшельников у источника св. Илии на горе Кармиле, где Бертольд умер в 1187 г., 115 лет от роду. Устав К., написанный в 1209 г. патриархом Альбрехтом Иерусалимским и утвержденный в 1224 г. Папою Гонорием III, был очень строг. Каждый К. должен был жить в отдельной келье, не есть никогда мяса, заниматься день и ночь поочередно рукоделием и молитвою и известное время проводить в совершенном молчании. Главный приор Симон Сток препоручил орден особенному покровительству Пресвятой Девы-Марии, почему К. с 1245 г. назывались братиею Пресвятой Девы. Вытесненные сарацинами из Палестины, К. с 1238-1244 г. поселились на Кипре, в Сицилии, Италии, Англии, Франции и Испании. В 1247 г. Папа Иннокентий IV дал им менее строгий устав и принял их в число нищенствующих монашеских орденов. Эти и дальнейшие смягчения в уставе повели к различным спорам и к отделению обсервантов, или босоногих К., оставшихся при прежней строгости правил, от конвентуалов, или обутых К., живших по смягченным уставам 1431 и 1459 г. Сверх того, в самом ордене возникло еще несколько подразделений с особыми уставами и генералами, непосредственно зависевшими от пап. Одежда К. состояла вначале из плаща с белыми и черными (или бурыми) полосами, в воспоминание о плаще пр. Илии, имевшем будто бы такие следы ожогов от падения с огненной колесницы. Позднее одежда эта вышла из употребления, и К. одевались как доминиканцы, но для ряс избрали черный цвет, а для плащей — белый. У К. есть и теперь несколько монастырей, между прочим, в Австрии и Баварии. В 1880 г. К. вместе с другими монашескими орденами изгнаны из Франции. Основанный Генрихом IV рыцарский орден Пресвятой Девы с горы Кармила имеет с монашеским только одно общее название. Кармелитки — получили начало во Франции, где орден их был основан в 1452 г. при генерале К. Иоанне-Батисте Соре (Soreth), по строгому уставу, утвержденному Папою Николаем V. Они быстро распространились, но в их среде также возникли разногласия вследствие ослабления устава. Кармелитки имеют и теперь свои монастыри, особенно в Испании и Франции, также в Австрии и Баварии. — Ср. Koch, "Die Karmeliterkl ö ster der niederdeutschen Provinz, XIII-XVI Jahrb." (Фрейбург в Бр., 1889); "Quellen zur Gelehrtengeschichte der K." (в "Archiv f ür Litteratur— und Kirc hengeschichte" (Фрейбург в Бр., т. 5, 1889).

Католическая Энциклопедия

Кармелиты

монаш. орден, связанный традициями с духовностью монахов-отшельников (эремиты) с горы Кармель и признающий своими небесными покровителями пророков Илию и Елисея, а также св. Илариона Великого (IV-V в. н.э.); в результате реформы ордена во 2-й пол. XVI в. от К. отделились т.н. босые К., образовавшие самостоятельный орден. Ныне оба ордена относятся к числу нищенствующих орденов. Совр. офиц. название К. - Орден братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель (Ordo Fratrum Beatae Mariae Virginis de Monte Carmelo, OCarm, OC), босых К. - Орден босых братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель (Ordo Fratrum Discalceatorum Beatae Mariae Virginis de Monte Carmelo, OCD).

Существует также Конгр. братьев-кармелитов Непорочной Девы Марии (Congregatio Fratrum Carmelitarum Beatae Mariae Immaculatae, Carmelites of Mary Immaculate, CMI) сиро-малабарского обряда, осн. в 1831 священниками Ф. Палакалем и Ф. Пораккурой в Маннанаме (шт. Керала, Индия), в 1860 получившая статус 3-го регулярного ордена босых К., в 1906 утвержденная Св. Престолом и занимающаяся катехизацией, школьным образованием, опекой сирот и стариков, а также изданием дух. литературы на сиро-малабарском языке; в 2002 эта конгр. насчитывала 2199 монахов (из них 1354 свящ.) и 317 обителей; ген. курия находится в Кочине (Индия).

История. В сер. XII в. во времена крестовых походов в Св. Землю из Зап. Европы прибыли монахи, которые поселились на склонах горы Кармель и стали вести отшельнический образ жизни, пребывая в покаянии и молитве; некоторые из них приносили обет послушания местному епископу. Мн. монахи принимали на себя обязанность посещения святых мест, прежде всего в Иерусалиме.

Формально орден К. был учрежден крестоносцем Бертольдом Калабрийским (ум. в 1195), по просьбе которого патр. Альберт Иерусалимский в 1209-14 составил устав, утверждавший правила монаш. жизни К. Канон. силу этот устав обрел после его одобрения в 1226 буллой Ut vivendi normam Папы Гонория III. Глава ордена должен был избираться большинством голосов. К. надлежало жить в уединенных кельях, в послушании и целомудрии, соблюдать строгие посты и практику молчания.

При поддержке Папы общины К. впоследствии возникли в Тире, Акке, Иерусалиме и др. местах Св. Земли (всего ок. 70). Поражения крестоносцев от сарацин в 1238-41 привели к частичному разрушению монастырей К., а после падения Иерус. королевства (1291) - к эмиграции К. В 1240-е обители К. были основаны на Сицилии, а до конца XIII в. - в Англии (Кембридж, Лондон, Йорк, Оксфорд и др.), Франции (Монпелье, Париж, Мец, Авиньон и др.), Италии (Пиза, Палермо, Флоренция, Неаполь и др.), Испании (Толедо, Валенсия, Барселона и др.), Германии (Вюрцбург, Кёльн и др.). Обители К. были объединены в провинции (в 1291 их было 10).

Первый ген. настоятель ордена Симон Сток (ум. 16.05.1265, причислен к лику святых), которому, по преданию, было видение Божией Матери со скапулярием, еще более укрепил особое почитание Девы Марии среди К. В 1247 Папа Иннокентий IV буллой Quae honorem conditoris придал К. статус нищенствующего ордена. Высокую репутацию завоевали в университетских центрах ученые-К., в т.ч. Герард из Болоньи, И. Бэкон, Михаил из Болоньи (в 1380-86 - ген. настоятель ордена), Ф. Неттер и др. При некоторых ун-тах К. организовали специальное 3-летнее обучение монахов; кроме того, в каждой пров. К. были свои центры богосл. обучения. Расцвет ордена пришелся на конец XIII - нач. XIV в., когда в Англии число монастырей К. возросло до 30, а во Франции - до 90. В XIV в. дальнейшему развитию ордена помешали эпидемии чумы, Столетняя война и Великая схизма, во время которой произошло разделение ордена на две части, возглавлявшиеся собственными ген. настоятелями и проводившими свои капитулы.

В Италии во 2-й пол. XIV в. широкую известность приобрел принадлежавший к Ордену К. Фьезольский еп. Андрей Корсини (в 1724 канонизированный). В 1432 произошло офиц. смягчение устава К.: буллой Romani pontificis Папы Евгения IV были упразднены строгие предписания, касающиеся постов. Попытка преодолеть раскол в ордене была предпринята на ген. капитуле в Болонье (1411); избранный на нем ген. настоятель Джованни Гросси посетил с визитациями почти все пров. ордена.

Ок. 1413 внутри Ордена К. возникло движение, направленное на введение более строгой формы монашества; центром этого движения стал монастырь в Мантуе. В 1442 мантуанская реформа была утверждена Папой Евгением IV; в образовавшуюся автономную конгр. К. вошли 53 монастыря и ок. 700 монахов. В числе знаменитых членов этой конгр. был ее ген. настоятель поэт Б. Спаньоли (Баттиста Мантуанский). Мантуанская конгр. К. была упразднена в 1783.

Во Франции попытка реформы была предпринята в Альбианской конгр. (получившей название от монастыря в Альби), учрежденной в 1499 и упраздненной в 1584. В 1514 в монастыре Монтедо ди Пелиа (ок. Генуи) возникла конгр. Масличной горы, утвержденная в 1516 и упраздненная в 1599, после чего ее монастыри были присоединены к ломбардской пров. К.

Последовательная реформа в ордене была проведена ген. настоятелями Иоанном Соретом (1394-1471, беатифицирован в 1866), составившим в 1462 новую монаш. конституцию К. и предписавшим создать в каждой провинции по 2 монастыря с более аскетической формой жизни, Никколо Оде (1481-1562), повысившим в ордене уровень дисциплины и образования, и Джованни Баттиста де Росси (1507-88). Наметившийся в период Реформации кризис в ордене, больше всего затронувший нем. провинции К., во 2-й пол. XVI в. сменился тенденцией к внутр. обновлению, чему способствовало претворение в жизнь постановлений Тридентского собора (в числе офиц. богословов которого были 14 К.) и, в первую очередь, подвижническая деятельность Терезы Авильской и Иоанна Креста в Испании, в результате которой сформировалась автономная ветвь К. - carmelitae discalceati, босые К. (то, что монахи ходили босиком, символизировало возвращение к первоначальным аскетическим идеалам К.), с 1593 ставшая самостоятельным орденом.

«Обутые» К. (carmelitae calceati) в нач. XVII в. насчитывали ок. 30 пров., ок. 700 монастырей и ок. 12 тыс. монахов; кроме того, в юрисдикции ордена находился также ряд монастырей кармелиток. Многие К. вели науч. деятельность, прежде всего в сфере мариологии; К.-миссионеры занимались евангелизацией в Палестине, Египте, Эфиопии, а также Лат. Америке, где основывали апост. викариаты.

С 1770-х для К., как и для др. монаш. орденов, в Европе начался продолжительный период гонений - вначале со стороны абсолютистских монархий, прежде всего в ходе политики иосифизма, проводившейся во владениях Габсбургов. Тем не менее в 1788 орден насчитывал ок. 42 пров., 3 викариата, ок. 780 мон. и ок. 15 тыс. монахов. Подлинному разгрому подвергся орден в период Французской революции: 138 франц. монастырей К. были закрыты и разорены. К сер. XIX в. К. претерпели гонения также во мн. др. странах Европы (Бельгия, Нидерланды, Португалия, Испания, Рос. империя).

Постепенное возрождение ордена началось во 2-й пол. XIX - нач. XX в. после возвращения К. ряда монастырей в Нидерландах, Германии, Италии и Испании, в результате чего возникли немецко-голланд., баварская, рим., тосканская, сицилийская, неаполитанская, мальтийская и исп. провинции К. Ирландские К. развернули активную пастырскую деятельность в Сев. Америке и Австралии.

В 1900 К. основали Междунар. коллегию св. Альберта в Риме; в 1909 учредили офиц. период. издание, выходящее 2 раза в год - Analecta Ordinis Carmelitarum. Дух. обновление К. происходило на основе новой монаш. конст., опубликованной в 1904 ген. настоятелем ордена П. Майером. С 1954 в Риме издается журнал Carmelus, посвященный истории и духовности К.

В 2002 орден объединял 2015 монахов (из них 1366 свящ.), работавших в 29 странах, и насчитывал 332 монастыря. Облачение К. состоит из темно-коричневой рясы с поясом, скапулярия и капюшона; в торжественных случаях могут надеваться плащ и капюшон белого цвета.

Босые К. Ок. 1568 по инициативе Терезы Авильской и Иоанна Креста в Дуруэло (ок. Авилы, Испания) был основан монастырь (в 1570 переведенный в Мансера-де-Абахо) для обеспечения дух. руководства монахиням-кармелиткам мон. Св. Иосифа Авильского, а позднее - и др. монаш. общин, осн. Терезой Авильской. После того как в Испании возникло еще неск. монастырей босых К., Папа Григорий XIII посредством бреве Pia consideratione (1580) образовал из них автономную монаш. провинцию; в 1581 на капитуле была принята ее монаш. конст. В 1582 босые К. насчитывали уже 300 монахов в 15 мон. Испании. В 1584 босые К. основали монастыри в Италии и в Конго, а в 1585 миссионеры ордена отправились в Мексику. Конгр. босых К. с собственным ген. викарием в 1587 учредил Папа Сикст V (бреве ***** de statu), ее возглавил Никколо Дориа (1539-94). Папа Климент VIII в 1593 преобразовал Конгр. босых К. в самостоятельный орден (булла Pastoralis officii), а в 1597 дал согласие на основание монастыря в Риме и передал им для этого храм Санта Мария делла Скала. В 1600 из-за разногласий в интерпретации кармелитской реформы орден разделился на 2 независимые конгр.: испанскую (Св. Иосифа), созерцательного характера, и итальянскую (Св. Илии), сочетавшую активную миссион. деятельность с созерцательной духовностью.

Испанская конгр. к кон. XVII в. насчитывала до 4000 монахов и ок. 120 монастырей. В XVIII в. конгрегация пережила внутр. кризис, а в нач. XIX в. ее численность резко уменьшилась в результате антицерк. декретов Наполеона I Бонапарта.

Итал. конгр. в 1617 была поделена на 6 пров.; ее монаш. конституция была утверждена в 1631. В 1650 эта конгр. насчитывала 2426 монахов, 149 мон. и 14 пров.; в 1701 - 3855 монахов, 181 мон. и 19 провинций. В 1604 были посланы первые миссионеры-К. в Персию (в 1607 был основан монастырь в Исфахане), а вскоре началась миссион. деятельность в Индии (в 1620 в Гоа), Сирии (в 1627 в Алеппо); в 1631 ими был восстановлен мон. на горе Кармель. В 1620 эта конгр. создала миссион. семинарию Св. Павла в Риме, за два века своего существования подготовившую многих миссионеров, из которых 25 стали епископами. Во 2-й пол. XVIII в. и в XIX в. многие монастыри итал. конгрегации К. в странах Европы были ликвидированы светскими властями. К 1872 конгр. насчитывала 728 монахов.

В 1772-1834 существовала также независимая порт. конгр. К., включавшая монастыри в Португалии, Анголе и Бразилии.

В 1875 итал. и исп. конгр. босых К. были объединены (бреве Lectissimas Christi turmas Папы Пия IX), что послужило возрождению ордена в Испании, а впоследствии и в странах Лат. Америки. В 1889 орден насчитывал 1443 монаха и 13 провинций. Развитие ордена продолжилось и в XX в., несмотря на репрессивные меры франц. (1901) и исп. (1931) властей и гибель 104 членов ордена в период Гражданской войны в Испании (1936-39).

Новая конст. ордена, изданная в 1928 и приведенная в 1986 в соответствие с постановлениями II Ватиканского собора и новым Кодексом канонического права, сохраняет приоритет созерцательной жизни, но допускает различные формы апост. деятельности босых К.

Босые К. внесли значительный вклад в развитие томизма, который признали своим офиц. учением на капитуле 1590. Так, босые К. из Саламанкской коллегии, издавшие 12-томный труд Cursus theologicus Salamanticensis, считались лучшими комментаторами соч. св. Фомы Аквинского. В 1926 в Риме орденом была основана Междунар. коллегия (в 1935 получила название Teresianum, с 1945 издает науч. журнал Ephemerides Carmeliticae), при которой в 1957 учрежден Ин-т дух. жизни. Офиц. печатный орган босых К., существующий с 1956 - Acta Ordinis Carmelitarum Discalceatorum.

В числе миссионеров-мучеников, принадлежавших к ордену, - блаженные Дионисий Рождества Господня и Редемпт Св. Креста, погибшие в 1638 на Суматре.

В 2002 орден насчитывал 4056 монахов (из них 2599 свящ.) и 564 монастыря.

Облачение босых К. практически такое же, как и у К.

К. в Вост. Европе. В Польше первые К., прибывшие из Праги в 1397 по приглашению королевской четы (Владислава II Ягеллона и Ядвиги), создали общину в предместье Кракова - На-Пяску, где для них был построен храм и монастырь. Канон. утверждение Св. Престола эта община получила в 1401. Впоследствии этот монастырь стал важнейшим культ. центром Польши, где была собрана богатейшая библиотека (ок. 100 тыс. томов, в т.ч. уникальные рукописи и инкунабулы); в 1460 при монастыре был открыт скрипторий.

В Вильно обитель К. в 1514 основал воевода М. Радзивилл; первые монахи прибыли туда из Кракова. В 1624 в Вильно был воздвигнут самый крупный монастырь К. в Литве - Всех Святых.

Во Львове ок. 1442 был основан монастырь К. в Галицком предместье (впоследствии сгорел во время набега татар). В нач. XVII в. там был построен для К. новый монастырь при храме Посещения Пресв. Девой Марией Елизаветы, который позднее стал центром изучения философии и богословия. Ок. 1630 во Львове был основан еще один монастырь К. с храмом Св. Мартина, а после его сожжения казаками (1648) там был построен каменный монастырь. В 1-й пол. XVII в. появились общины К. во мн. городах Вост. Европы, в т.ч. в Мстиславе и Могилёве (Белоруссия). Во 2-й пол. XVII в. был основан монастырь К. в Чаусах (Белоруссия); позднее при нем открыли новициат. В 1687 произошло разделение польской провинции К. на малопольско-литовскую провинцию Посещения Пресв. Девой Марией Елизаветы с 15 обителями и русскую провинцию Св. Иосифа с 17 обителями.

В течение XVIII в. в Литве и Белоруссии было создано много новых обителей К., в т.ч. в Минске (1704, в 1764 воздвигнут каменный храм). В 1756 из рус. провинции выделилась еще одна литов. провинция (Св. Георгия Победоносца). В 1766 была создана 3-я литов. провинция К. (Всех Святых). В сер. XIX в. большинство монастырей К., оказавшихся в результате раздела Польши на терр. Российской империи, были ликвидированы.

В 1-й пол. XX в. начался медленный процесс возвращения К. в утраченные монастыри. Новым преследованиям подверглись К. в годы Второй мировой войны, четверо из них погибли в концлагерях Аушвиц (Освенцим) и Дахау (в т.ч. блаж. Иларий Янушевский). После войны неск. обителей К. были ликвидированы коммунистическими властями. В 1964 была учреждена польск. кармелитская пров. Св. Иосифа, в 1998 насчитывавшая 7 мон. и ряд пастырских центров, в т.ч. во Владимире-Волынском.

Первые монастыри босых К. на восточноевроп. землях были основаны в Кракове (1605 и 1617), Люблине (1610), Львове (1613), Каменце-Подольском (1623), Вильно (1626), Бердичеве (1630), Черне (1633) и др. населенных пунктах. В 1617 была учреждена польская провинция босых К., а впоследствии и литовская, к 1767 насчитывавшая 186 монахов. В 1668 основан монастырь в Гродно, в 1708 - в Ковно. Босые К. занимались активной пастырской деятельностью, мн. из них были известными проповедниками (А. Бжехва, А. Кохановский и др.).

В 1880 в монастыре в Черне, относившемся к австро-венг. провинции, был открыт новициат, которым руководил Рафаил Калиновский (впоследствии на 10 лет сосланный в Сибирь; канонизирован Иоанном Павлом II в 1991). В 1920 была учреждена польская пров. босых К., в которую вошли в т.ч. монастырь в Вильно (1931) и новый монастырь во Львове (1932). В 1945 эта провинция насчитывала 148 монахов. С 1989 босые К. вновь работают в Белоруссии (в 1997 - 4 дух. центра и 10 монахов), с 1991 - на Украине (в Бердичеве и Киеве, где в 1997 находилось 10 монахов). Ныне К. несут также служение в России (в Усолье-Сибирском, Иркутская обл.).

Духовность. Гл. цель монаш. жизни К., согласно уставу, составленному Альбертом Иерусалимским, - соединение с Богом в неустанной молитве. Устав предписывает К., помимо соблюдения трех монаш. обетов, обязательный труд, каждодневный пост в период с торжества Воздвижения Креста Господня (14 сентября) до Пасхи (за исключением воскресений), воздержание от мясной пищи (за исключением времени болезни и пребывания в пути, когда приходилось просить подаяние), молчание с вечерни до литург. 3-го часа следующего дня и ограничение словесного общения до необходимого минимума в др. время суток.

Вначале в ордене была введена литург. практика иерус. базилики Гроба Господня. В 1312 на ген. капитуле К. был принят рим. обряд с сохранением некоторых особенностей иерус. богослужения, в т.ч. праздника Тела Господня. Во 2-й пол. XIV в. среди К. стало распространяться почитание Божией Матери Скапулярия, впоследствии введенное в литург. практику всей Католической Церкви. Скапулярий для К. символизирует следование за Христом, подражание Ему в несении собственного креста (ср. Мф 16, 24).

Один из гл. аспектов духовности К. - почитание Пресв. Богородицы и Ее родителей, Иоакима и Анны. Орден сыграл важную роль в распространении посвященных им праздников.

Важные элементы духовности К. почерпнуты из наследия Терезы Авильской и Иоанна Креста и развиты др. кармелитскими мистиками. Согласно Терезе Авильской, молчание, одиночество и покаяние, практикуемые К., должны способствовать неустанной молитве по примеру пустынников с горы Кармель, а изучение Св. Писания и др. духовных соч. - вести к созерцанию и готовить к плодотворной апост. деятельности.

]Тереза Младенца Иисуса обогатила духовность К. учением о «малом пути» полного доверия Милосердной Любви.

Систематическая медитация К., понимаемая как «полное любви общение с Богом», подготавливается аскезой, открывающей душу для действия благодати. Молитвенная практика К. включает 7 этапов: подготовка, дух. чтение, размышление, созерцание, благодарение, предание себя Богу, прошение.

Искусство. Первый монастырь К. с церковью Божией Матери на горе Кармель (возле источника Илии) был построен в раннеготическом стиле. Древнейшие кармелитские монастыри XIII в. в Испании, Германии и на Кипре строились в романском стиле; впоследствии, вплоть до XVI в., преобладала готика. К. предпочитали скромное убранство своих монастырей и храмов; их церкви были, как правило, однонефными; к более масштабным постройкам относится 5-нефный храм К. в Павии (XIV в.). Выдающимися кармелитскими памятниками являются капелла Бранкаччи во флорентийском храме Санта Мария дель Кармине, а также храм Божией Матери (Ла Бруна) XIII в. в Неаполе с иконой Богоматери Кармелитской, помещенной в мраморное ретабло. В эпоху барокко было построено много новых храмов К., а в уже существовавших готические интерьеры часто заменялись на барочные.

Среди монахов ордена было немало талантливых художников и скульпторов; самый знаменитый из них - Филиппо Липпи, украсивший фресками кафедр. соборы Прато и Сполето и создавший галерею образов Богоматери.

Босые К. приняли в сакральной архитектуре принципы, сформулированные кард. Карлом Борромео и заключавшиеся в том, что церк. искусство должно воздействовать на зрителя, дополняя торжественный характер богослужения; фасады храмов следовало делать величественными и украшать скульптурами святых, а внутр. пространство храма должно было быть просторным. Образцовыми храмами босых К. стали рим. храмы Санта Мария делла Витториа, где находится знаменитая скульптурная композиция Дж.Л. Бернини Экстаз св. Терезы Великой, и Санта Мария делла Скала. Начиная с XVIII в. правила церк. строительства соблюдались в ордене не так строго, как вначале. В XIX в. была предпринята реставрация монастыря на горе Кармель и строительство там новой базилики Божией Матери. В кон. XIX в. были построены неороманские и неоготические храмы К. (в т.ч. во Львове в 1889). Известным художником ордена был мальтийский монах Луиджи Поджи (1873-1958), создавший фрески в базилике Божией Матери на горе Кармель и в храме Св. Стефана в Бет-Гармай.

Лит-ра: Chodynicki I. WiadomoжН historyczna o fundacjach klasztorЧw zakonu karmelitafskiego. LwЧw, 1846; Acta capitulorum generalium Ordinis Fratrum Beatae Virginis de Monte Carmel. R., 1912-34. 2 vol.; WoЄyniak [Giэycki J.M.]. Z przeszЄoжci karmelitЧw na Litwie i Rusi. Kr., 1918. 2 t.; Antoine-Marie de la PrОsentation. Le Carmel en France. Toulouse, 1936-39. 7 vol.; Ambrosius a Santa Theresia. Lexicon geographi***** histori***** omnium fundationum universi Ordinis Carmelitarum // Analecta Ordinis Carmelitarum 22 (1950), 45-144; Peltier H. Histoire du Carmel. P., 1958; Steinmann A.E. Carmel vivant. P., 1963; Santi del Carmelo. R., 1972; Saggi L. // DIP 2, 460-476; Macca V. // Ibid., 521-602; Cicconetti C. La regola del Carmelo. R., 1973; Smet J. The Carmelites. Darrien (Ill.), 1975-85. 4 vol.; La regola del Carmelo oggi. R., 1983; Jantsch J., Butterweck C. Die Regel des Karmel: Geschichte und Gegenwart einer Lebensnorm. Aschaffenburg, 1986; Saggi L. Le origini dei carmelitani scalzi (1567-1593): Storia e storiografia. R., 1986; Velasco BayЧn B. Historia del Carmelo espaЦol. R., 1990-94. 3 vol.; Ortega GarcТa P. Historia del Carmelo Teresiano. Burgos, 1996; RЧg R. Karmelici: Duch, historia, kultura. Kr., 1997; Moriones I. El Carmelo Teresiano y sus problemas de memoria histЧrica. Vitoria, 1997; Panek B. et al. // EK 8, 804-820, 837-849; AnPont 2004.

И. Баранов


Морфологический разбор «кармелиты»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: одушевлённое; род: женский; число: единственное, множественное; падеж: родительный, именительный; остальные признаки: имя; отвечает на вопрос: (нет/около/вижу) Кого?, (есть) Кто? ...

Фонетический разбор «кармелиты»

транскрипция: [карм'эл'и́ты]
количество слогов: 4
переносы: (ка - рме - ли - ты) ...

Близкие по смыслу слова к слову «кармелиты»


Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.