Значение слова «кармелитки»

Что означает слово «кармелитки»

Католическая Энциклопедия

Кармелитки

женские монаш. ордена и конгрегации, связанные дух. традицией с кармелитами и живущие согласно правилам кармелитского устава.

Монашеские ордена - К. и босые К. Первые женские общины, жившие под дух. руководством кармелитов при их монастырях, возникли в сер. XV в. в Италии (Болонья, Флоренция, Венеция) и Германии. Члены общины из Гельдерна (ок. Кёльна) первыми обратились с просьбой о присоединении к Ордену кармелитов на правах второго ордена. Ген. настоятель Ордена кармелитов Иоанн Сорет (1394-1471, беатифицирован в 1866) допустил их к принесению вечных обетов и принятию монаш. облачения. 7.10.1452 буллой ***** nulla Папы Николая V община К. была официально утверждена в качестве женской ветви Ордена кармелитов. Монастыри К., называвшиеся «Кармелями» (или «Кармилами») в знак преемственности дух. традиции, идущей от первого кармелитского монастыря на горе Кармель, были основаны в т.ч. во Флоренции (1454), Льеже (1457) и Харлеме (1466). Монахини жили согласно уставу св. Альберта Иерусалимского, предусматривавшему сочетание отшельнической и общинной формы монашества, строгое соблюдение постов и практику молчания. Этот устав для К. был в 1446 модифицирован Папой Евгением IV, установившим осн. принципы жизни ордена. В кон. XV - XVI в. общины К. появились во мн. городах Европы, прежде всего в Италии. Одной из наиболее известных К. в кон. XVI в. была флорентийская монахиня Мария Магдалина де Пацци (канонизирована в 1669).

Со временем в ряде монастырей К. произошел переход к облегченной форме монаш. жизни, не соответствовавшей аскетическому духу их устава. Реформу монаш. жизни К., заключавшуюся в возвращении к строгому соблюдению первоначального устава, осуществила Тереза Авильская, деятельность которой привела к офиц. утверждению в 1593, уже после ее смерти, Ордена босых К.

]В 1632 община К. была образована во Львове (с 1638 - мон. Св. Агнессы). При монастыре был построен храм, освященный в 1729. К 1774 этот монастырь насчитывал 38 монахинь. В результате проводившейся австр. властями политики иосифизма львовский монастырь К. был в 1782 ликвидирован; при этом монахиням разрешили перейти в монастырь в Дубно (осн. в 1686), находившийся на землях Рос. империи. Община К. в Дубно в 1816 насчитывала 14 монахинь и 13 послушниц; к 1819 для нее был построен каменный монастырь. В 1890 этот монастырь был ликвидирован рос. властями, а позднее передан правосл. монахиням.

В наст. время монастыри К. (OCarm) действуют в 13 странах мира. В 2002 орден насчитывал 755 монахинь и 63 автономных монастыря.

Босые К., или босоногие К. (Ordo Carmelitarum Discalceatarum, OCD), связанные дух. традицией с Орденом босых кармелитов, ввели в своих монастырях строгий затвор, соблюдали аскетические правила и делали в молитвенной практике акцент на созерцании как форме апост. служения. Основанный Терезой Авильской монастырь Св. Иосифа в Авиле был утвержден Апост. Престолом в 1562 и подчинен местному епископу. Получив поддержку ген. настоятеля Ордена кармелитов Дж.Б. де Росси (1507-88), Тереза Авильская основала монастыри в Медина-дель-Кампо (1567), Малагоне и Вальядолиде (1568), Толедо и Пастране (1569), Саламанке (1570) и др. городах Испании (всего 17 монастырей). В 1593 босые К. насчитывали 31 автономный монастырь (в Испании, Португалии и Генуэзской Республике) и ок. 600 монахинь. В 1604 они основали монастырь в Париже.

В кон. XVII в. исп. конгрегация босых К. включала 71 монастырь (48 находились в юрисдикции босых кармелитов, 23 - местных епископов), в 1762 - 81 монастырь. Среди босых К., продолживших деятельность Терезы Авильской, - Анна Иисуса (1545-1621) и Анна Святого Варфоломея (1549-1626, беатифицирована в 1917), основавшие монастыри во Франции и Юж. Нидерландах. В 1858 босые К., как и др. монахини, согласно апост. посланию Peculiaribus inspectis Папы Пия IX были отданы под юрисдикцию епископов-ординариев.

В 1597 была создана итал. конгрегация босых К., вначале подчинявшаяся непосредственно Апост. Престолу и официально утвержденная в 1600. В 1656 в Италии существовало 47 монастырей этой конгр., в 1780 - 102. Монастыри босых К. в Риме (Regina Coeli), Модене, Турине и др. городах были важными центрами дух. жизни. Монахиня итал. конгрегации Тереза Маргарита Сердца Иисуса (1747-70) была в 1934 причислена к лику святых.

Порт. конгрегация босых К., не будучи официально учрежденной, в 1773 обрела самостоятельность вместе с порт. конгр. босых кармелитов. В нее вошли 8 монастырей, в т.ч. в Лиссабоне (осн. еще в 1585), Порту, Коимбре и Браге. Монаш. конституция этой конгр. была утверждена Папой Пием VI в 1790. В XIX в. босые К. в Португалии подверглись преследованиям со стороны светских властей, что вызвало упадок порт. конгрегации.

Монастыри босых К. действовали также во Франции (ок. 1655 - 59 монастырей), Бельгии, Голландии, Германии и Польше. В 1638 был основан монастырь в Вильно (ликвидирован в 1865, восстановлен в 1938-45), в 1641 - во Львове (ликвидирован в 1782, восстановлен в 1888-1946).

С XVII в. монастыри босых К. появились в Лат. Америке: в Мексике, Колумбии, Аргентине, Перу, Боливии, Чили, Эквадоре, Гватемале, Бразилии, Венесуэле, на Кубе. В 1790 был основан монастырь в Порт-Тобакко (США), а в 1861 - в Сайгоне (совр. Хошимин, Вьетнам). В 1885 монастыри ордена появились в Австралии и Тунисе.

Большинство монастырей босых К. в Европе подверглись разорению и ликвидации в кон. XVIII - нач. XIX в. в результате политики иосифизма, Французской революции и наполеоновских войн. В 1875 были упразднены все монастыри ордена в Пруссии. Однако общины босых К., преследуемые в одних европ. странах, возрождались на терр. других, и в конце XIX в. в Европе насчитывалось 120 монастырей босых К.

Возрождению ордена в XX в. послужило широкое распространение сочинений свв. Терезы Авильской и Иоанна Креста, а также дух. влияние Терезы Младенца Иисуса и др. монахинь, явивших пример христ. благочестия. Расширялась и миссион. деятельность ордена: монастыри босых К. были основаны в Камбодже, на Филиппинах, в Таиланде, Индии, Китае, Новой Зеландии, на Мадагаскаре и в др. странах.

В 1990-е монастыри босых К. были основаны в Караганде (Казахстан) и на Украине (в Киеве и Харькове). 29.03.1994 была официально утверждена община босых К. в Москве, осн. монахинями из мон. Св. Рафаила (Сан-Франциско, США) и действовавшая до 1996. В апр. 1998 монастырь босых К. основан в Новосибирске и находится под опекой еп. Иосифа Верта. В 2002 община босых К. создана в Усолье-Сибирском (Иркутская обл.).

Введение в Католической Церкви ККП 1917 привело к выработке единой конст. босых К., утвержденной Папой Пием XI в 1926. В 1991 Папа Иоанн Павел II ввиду различного положения монастырей босых К. предложил каждой общине ордена сделать выбор из двух вариантов конст.: 1-й предусматривает непосредственное подчинение монаш. общины Св. Престолу и опеку со стороны епископа-ординария; 2-й вариант - общее руководство ген. настоятеля Ордена босых кармелитов и опеку со стороны провинциального настоятеля или епарх. епископа. В 2002 орден насчитывал 12 032 монахини и 861 автономный монастырь.

6 монахинь ордена были причислены к лику святых и 28 беатифицированы, из них 16 приняли героическую смерть на гильотине в Компьене 17.07.1794 во время революционного террора (их мученичеству посвящено последнее произведение Ж. Бернаноса - пьеса Dialogues des carmélites - Диалоги кармелиток) и 3 - во время Гражданской войны в Испании (1936-39). Св. Терезу Авильскую и св. Терезу Младенца Иисуса Св. Престол провозгласил Учителями Церкви. Св. Эдита Штайн, погибшая в Освенциме, провозглашена одной из небесных покровительниц Европы.

К. носят темно-коричневое облачение с кожаным поясом, скапулярий и белый головной убор с черной накидкой.

Монашеские конгрегации К. - женские монаш. ин-ты, соблюдающие правила кармелитского устава и традиции кармелитской духовности, сочетающие практику молитвенного созерцания с апост. деятельностью и носящие названия, связанные с горой Кармель или с именем св. Терезы Авильской. Эти конгр. возникали начиная с XVIII в. В настоящее время их насчитывается более 40. К числу наиболее значительных относятся следующие:

К. благодати (Carmelitane delle Grazie, CSCdG) - основана в Болонье для воспитания девочек из бедных семей; в 1744 в ней был введен строгий затвор; с 1755 основывала новые монастыри в Италии. Конгр. дважды упразднялась (в 1810 и 1866) светскими властями; восстановлена в 1900; получила офиц. утверждение Св. Престола в 1977. В 2002 насчитывала 35 сестер и 9 монаш. обителей.

К. Божественной любви (CongregaciЧn de Hermanas Carmelitas de la Caridad de «Vedruna», CCV) - основана в 1826 в Вике (Испания) для воспитания девочек и ухода за больными; в 1860 присоединена (с сохранением автономии) к Ордену кармелитов; в 1910 утверждена Св. Престолом. В XX в. были основаны обители в Аргентине, Чили, Италии, Англии, Франции, США, Японии, Индии и Заире. В 1970 разделена на 9 пров. В 2002 насчитывала 2253 сестры и 310 обителей.

Терезианские К.-миссионерки (Hermanas Carmelitas Misioneras Teresianas, CMT) - основана в 1861 в Сьюдаделе (исп. о-в Менорка) для ухода за больными и для христ. воспитания молодежи; вначале действовала в Испании. Утверждена Св. Престолом в 1902. В 1896 сестры стали работать в Аргентине и Уругвае, а после Гражданской войны в Испании (1936-39) - в Бразилии, Франции, Чили, Италии (Рим), Заире, Мали и на Кубе. В 2002 конгр. насчитывала 757 сестер и 109 обителей.

Конгрегация сестер Матери Кармеля (Sisters of the Congregation of the Mother of Carmel, Carmelamahavinte Sabha, CMC) сиро-малабарского обряда основана в 1866 в Индии босыми кармелитами; утверждена Св. Престолом в 1967. Занимается христ. воспитанием и образованием девочек и девушек, а также уходом за больными и пожилыми людьми. В 2002 насчитывала 6335 монахинь и 581 обитель.

Сестры апостольского Кармеля (Sisters of the Apostolic Carmel, AC) - основана в 1868 в Байоне (Франция) и переведена в 1870 в Индию; утверждена Св. Престолом в 1926; занимается преимущественно христ. воспитанием и образованием (в т.ч. на Цейлоне, в Австралии и Кувейте). В 2002 насчитывала 1583 сестры и 154 обители.

Общество св. Терезы Иисуса (Compania de Santa Teresa de JesЬs, STJ) - конгр., учрежденная в 1876 в Таррагоне (Испания) для ведения школьного обучения. Помимо Испании и Португалии сестры работают также в Лат. Америке, США, Алжире и Анголе. В 2002 конгр. насчитывала 1724 монахини и 218 обителей.

К.-миссионерки (Carmelitas Misioneras, CM) - основана в 1878 в качестве самостоятельной ветви терезианских К.-миссионерок. В 1906 присоединена (с сохранением автономии) к Ордену босых кармелитов. Помимо Испании сестры работают в Колумбии, Франции, Италии, Португалии, Великобритании, Индии, Конго, Мозамбике, Малави и на Филиппинах. В 2002 конгр. насчитывала 1870 сестер и 271 обитель.

Терезианские К. (Congregation of the Teresian Carmelites, CTC) - конгр., учрежденная в 1887 в результате отделения монахинь лат. обряда от Конгрегации сестер Матери Кармеля и перевода их в Вераполи. В 1959 присоединена к Ордену босых кармелитов. В 1971 утверждена Св. Престолом. Сестры занимаются христ. воспитанием девочек и делами милосердия. В 2002 конгр. насчитывала 1185 сестер и 132 обители.

Сестры Пресвятой Девы Марии горы Кармель (Hermanas de la Virgen MarТa del Monte Carmelo, HVMMC) - основана в 1891 в Каудете (Испания); в 1906 присоединена (с сохранением автономии) к Ордену кармелитов; в 1950 утверждена Св. Престолом. Сестры работают в Испании, Португалии, Италии, Франции, Германии, Пуэрто-Рико и Доминиканской Республике. В 2002 конгр. насчитывала 462 монахини и 65 обителей.

К. Божественного Сердца Иисуса (Karmelitinnen von Gottlichen Herzen Jesu, CDCJ) - основана в 1891 в Берлине для опеки над одинокими детьми и пожилыми людьми; действует в странах Европы и Сев. Америки. В 1904 присоединена (с сохранением автономии) к Ордену босых кармелитов; в 1930 утверждена Св. Престолом. В 2002 насчитывала 492 монахини и 57 обителей.

Лит-ра: Klasztory karmelitЧw bosych w Polsce, na Litwie i Rusi. Kr., 1904; WoЄyniak [Giэycki J.M.]. Z przeszЄoжci karmelitЧw na Litwie i Rusi. Kr., 1918. 2 t.; Martino A. Monasteri femminili del Carmelo attraverso i secoli // Carmelus 10 (1963), 263-312; Saggi L. // DIP 1, 551-552; Macca V. // DIP 2, 398-460, 602-604; Gil Cz. Historia zakonu karmelitЧw bosych. Kr., 1997; Duchniewski J., Daniluk M. // EK 8, 820-835; AnPont 2004.

И. Баранов


Морфологический разбор «кармелитки»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: женский; число: единственное, множественное; падеж: родительный, именительный, винительный; отвечает на вопрос: (нет/около) Чего?, (есть) Что?, (вижу/виню) Что? ...

Фонетический разбор «кармелитки»

транскрипция: [карм'ил'итк'и]
количество слогов: 4
переносы: (ка - рме - ли - тки) ...

Близкие по смыслу слова к слову «кармелитки»


Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.