Значение слова «капуцины»

Что означает слово «капуцины»

Энциклопедический словарь

Капуцины

  1. род обезьян семейства цепкохвостых. Длина тела ок. 50 см, хвост равен длине тела. На макушке волосы образуют подобие монашеского клобука (отсюда название). 4 вида, в тропических лесах Центр. и Юж. Америки (от Гондураса до Бразилии).
  2. (от итал. cappuccio - капюшон), члены католического монашеского ордена, основанного в 1525 в Италии (как ветвь ордена францисканцев), самостоятельного с 1619.

Политическая наука: Словарь-справочник

Капуцины

члены нищенствующего ордена, отделившегося в 1528 от ордена францисканцев-обсервантов. Приверженцы строгого соблюдения заветов св. Франциска Ассизского, последователи Матфея Басчио (1495-1552), носившего особый капюшон (итал. cappuccio от лат. caputium - отсюда название ордена). Первоначально действовали в Италии. В 1560 получили частичную, а в 1619 полную самостоятельность. Распространились по всей Западной Европе, став одной из важнейших сил католической контрреформации в 16 в.

Энциклопедия «Биология»

Капуцины

   , род цепкохвостых обезьян. Включает 4 вида. Обитают в тропических лесах Центральной и Южной Америки. Дл. тела 32–60 см. Волосяной покров коричневый или серый. На макушке волосы растут таким образом, что напоминают тиару, характерную для монахов ордена капуцинов (отсюда название). Характерны крупные клыки, особенно у самцов. Ведут дневной образ жизни, держатся на деревьях, на землю спускаются редко. Живут группами по 8—30 особей во главе с самцом-вожаком. Отличаются сложным поведением, богатой системой общения с использованием мимики, жестов, поз и звуков. Развита подражательная способность. Всеядны. Раз в год рождают обычно одного детёныша. Широко используются учёными в медико-биологических экспериментах.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Капуцины

(по-лат. Capucini ordinis fratrum minorum) — ветвь францисканцев (см.); первоначально насмешливое прозвище, относившееся к остроконечному капюшону, носимому членами этого ордена. Основан в 1525 г. миноритом Басси в Урбино, утвержден в 1528 г. Папой Климентом VII и в 1529 г. получил чрезвычайно строгий устав. Когда генеральный викарий ордена, Окино (см.), перешел в протестантство (1543), ордену грозило упразднение; это заставило его всецело посвятить себя на службу папству. Бедность часто соединяется у К. с недостатком образования; они справедливо называются пролетариями между монахами. Особенно известны их шутовские народные проповеди (капуцинады; см. "Валленштейнов лагерь" Шиллера). Одежду их составляет бурого цвета власяница с пришитым к ней капюшоном и веревочный пояс с висящей на нем веревкой для бичевания; они носят длинные бороды и сандалии на босых ногах. Распространившись с 1573 г. во Франции, с 1592 г. в Германии и Швейцарии, с 1606 г. в Испании, они в 1619 г. получили отдельных генералов. В конце XVIII в. они почти исчезли, но в последнее время снова увеличились в числе в католических странах. В 53 провинциях у них считается 533 монастыря (12 — в миссионерских провинциях), 239 странноприимных домов, 50 заведений для послушников, свыше 3000 патеров и более 2500 послушников. Ср. "Chronica provinciae h elveticae ordinis Capucinorum" (Золотурн, 1884-87).

Католическая Энциклопедия

Капуцины

Орден меньших братьев капуцинов

(Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum, OFMCap) — монаш. орден, представляющий собой одну из трех ныне существующих ветвей 1-го (мужского) Ордена францисканцев.

Название ордена происходит от капюшона (итал. cappuccio) конической формы, который вместе с рясой бурого цвета и сандалиями является обязательным атрибутом монаха-К.

История. Ордена К. возник в XVI в. в Италии в условиях предшествовавшего Тридентскому собору движения церк. обновления, а также реформ, осуществлявшихся в Ордене св. Франциска после его разделения в 1517 на конвентуальных францисканцев (конвентуализм) и францисканцев-обсервантов (обсерванция).

Францисканец-обсервант из итал. провинции Анконская Марка Маттео да Башио (ум. в 1552) положил начало капуцинской реформе в 1525, однако его идеи не получили поддержки на провинциальном капитуле обсервантов. Тогда Маттео отправился в княжество Камерино, где получил поддержку местного епископа и княгини Катарины Чибо; в 1526 к нему присоединились братья Людовико и Рафаэле да Фоссомброне, вместе с которыми он с 1528 занялся распространением реформы (при этом община К. вплоть до 1619 находилась в юрисдикции конвентуальных францисканцев). Папа Климент VII буллой Religionis zelus (3.07.1528) утвердил новую франциск. общину, получившую название «Меньшие братья отшельнической жизни», которое было закреплено в монаш. конституции, принятой на первом капитуле в Альбачино в 1529.

Хотя впоследствии Маттео (первый настоятель общины) и Л. да Фоссомброне (позднее также избранный настоятелем) вернулись к обсервантам, а в 1542 глава общины К. Бернардино Окино (ум. в 1564) перешел в кальвинизм (что вызвало серьезное потрясение в ордене), численность К. быстро росла; к 1571 в Италии было 3300 К. В 1574 орден начал свою деятельность во Франции, затем в Испании (1578), Швейцарии (1581), Бельгии (1585), Австрии (1593), Богемии (1599), Баварии (1600), Ирландии (1615). Орден К. был окончательно утвержден буллой Папы Пия IV Pastoralis officii cura от 2.04.1560. Булла Папы Павла V Alias felicis recordationis от 28.01.1619 провозгласила полную автономию К. и признала за главой ордена титул генерального министра. На ген. капитуле 1643 была принята новая ред. монаш. конституции К.

В течение 1-го века своего существования орден принес многочисл. плоды святости. Первым из К. был канонизирован Феликс да Канталиче (ум. в 1587). В числе К., причисленных к лику святых, также Серафим да Монтегранаро (ум. в 1604), Иосиф да Леонесса (миссионер в Константинополе, ум. в 1612), Лаврентий Бриндизийский (Учитель Церкви, ум. в 1619), Фидель Сигмарингенский (ум. в 1622); Иеремия да Валахия (ум. в 1625) был беатифицирован.

Среди дух. писателей-К. — итальянец Джованни да Фано, написавший труд Искусство согласия (1536), англичанин Бенедикт из Канфилда (Правило совершенства, 1609) и француз Лаврентий Парижский (Дворец Божественной любви, 1614). Свящ.-К. Жозеф дю Трамбле (ум. в 1638), ближайший советник кард. Ришелье, прозванный «серым кардиналом», также был известным дух. писателем и ревностным покровителем миссий.

Многие К. помогали заключенным, опекали солдат, оказывая им дух. поддержку и заботясь о раненых. Особыми заслугами отмечена деятельность Марко д’Авиано (ум. в 1699), «ангела-хранителя Гамбурга», вдохновителя императорских антитурецких кампаний и легата нескольких Римских пап.

Орден неуклонно развивался: если в 1650 он насчитывал 21 830 монахов и 1428 монастырей, то в 1761 — уже ок. 35 тыс. монахов и 1730 монастырей.

С кон. XVIII в. для К. наступил период тяжелых испытаний. Политика галликанства и иосифизма, полит. события, последовавшие за Французской революцией (во время которой многие К. приняли мученическую смерть), и гонения со стороны либералов и масонов разрушили структуру ордена; мн. монастыри были ликвидированы, а на вступление в орден новых монахов в ряде стран (в т.ч. Франции и Испании) были наложены жесткие ограничения со стороны властей. Между 1789 и 1847 не состоялось ни одного ген. капитула К., управление орденом осуществляли либо викарии, либо ген. прокураторы, назначавшиеся Св. Престолом. В 1847 ген. настоятелем К. стал Венанцио Бурдезио (1820–64), деятельность которого послужила постепенному возрождению ордена, в т.ч. во Франции, Баварии и Нидерландах, где было основано много новых монастырей. Последующие ген. настоятели К. продолжили расширение деятельности ордена; особенные заслуги в этом принадлежат Э. Христену (1837–1909), реорганизовавшему пастырскую и миссион. работу К. и учредившему в 1884 офиц. печатный орган К. — Analecta Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum.

В 1908 К. открыли в Риме междунар. Коллегию св. Лаврентия Бриндизийского. В 1940 в этой коллегии разместились Исторический ин-т, занимающийся исследованием истории ордена, библиотека Серафико Каппуччино, науч. журнал Collectanea Franciscana, который в библиогр. обозрении с 1929 рецензирует все серьезные труды по францисканству (в области орденского права, богословия, философии, духовности, миссионерства, искусства и т.д.).

Среди К. XX в., причисленных к лику святых, — польский свящ. Гонорат Козьминьский, мученики Гражданской войны в Испании (1936–39), хорватский свящ. Леопольд Мандич, служивший в Падуе и прозванный «узником исповедальни», свящ.-мистик Пий из Пьетрельчины (Падре Пио). В наст. время ведутся процессы беатификации и других К., напр. кард. Гульельмо (Лоренцо Антонио) Массайи (1809–89) и армян. катол. еп. Кирилла Зограбяна (1881–1972).

В 2002 орден насчитывал 11 302 монаха (из них 7165 свящ.) и 1615 монастырей.

Орден К. положил начало более чем 11 500 общинам терциариев, ныне насчитывающим ок. 73 тыс. членов; он опекает монастырские общины капуцинок и неск. десятков конгрегаций, большей частью женских, присоединенных к К.

Духовность. К. характеризуются аскетическим образом жизни, созерцательной формой духовности, проповеднической деятельностью, делами милосердия. Во время эпидемий чумы в XVII в. в Италии погибло более 400 К., ухаживавших за больными. Самоотверженность К. в Испании и Франции во время эпидемии 1656–57, когда умерло 311 братьев, в 1663 была удостоена публичной благодарности короля Людовика XIV.

Апост. труды К. были по достоинству оценены простыми людьми, за радушие и щедрость называвшими К. «братьями народа».

К. вели исследования в области библеистики, напр. в Климентинской Академии, основанной монахом-К. Луи из Пуйе (ум. в 1782) в Париже, и богословия, следуя прежде всего традициям Бонавентуры и Дунса Скота.

Проповедническая деятельность К. во мн. странах Европы была настолько плодотворной, что Папа Бенедикт XIV с 1743 закрепил за ними почетную должность проповедников Апост. дворца, которую они исполняют до сегодняшнего дня.

Миссионерская деятельность. Первыми миссионерами из числа К. были Джованни да Медина-дель-Кампо и Джованни да Троя, отправившиеся из Италии через Константинополь в Египет и принявшие смерть от рук мусульман в Каире. В 1569 итальянские К. обосновались на Крите, позднее вели миссион. деятельность в Хорватии и Боснии (1594), в Египте среди коптов (1605–06) и Греции (1625). Иосиф да Леонесса вместе со своими сподвижниками из парижской пров. К. в 1587 основал миссион. центр в Константинополе для пастырской опеки католиков, находившихся в плену у турок. В 1626 французские К. начали работать в Алеппо (Сирия), где их миссия сохранилась до XVIII в., а в 1627 — в Армении.

По инициативе Конгрегации по распространению веры франц. К. отправились в Индию, где в 1641 основали миссион. центр в Мадрасе, а в 1671 — в Путтуччери.

В 1703 Конгрегация по распространению веры поручила итальянским К. миссию в Тибете и Непале, но вследствие полит. трудностей они были вынуждены в 1745 отправиться работать в Сев. Индию; в 1820 был учрежден апост. викариат Тибета и Индостана под руководством К.; с 1842 К. работали в Китае. В 1709–60 в Грузию были направлены для миссион. служения 55 К. Один из них, Бернардино да Наполи (ум. в 1707), оставил ряд сочинений на груз. яз., перевел на груз. яз. Катехизис Роберта Беллармина и Филотею Франциска Сальского.

В Африке миссион. служение К. начал в 1600 Амброджо да Сончино (1546–1601), опекавший католиков, находившихся в рабстве в Алжире. В 1618 К. прибыли по просьбе короля Альвара III в Конго, а после его смерти в 1622 стали работать в Тунисе и Марокко (миссия К. в Конго возобновилась лишь в 1910). Французские К., в т.ч. Ж. дю Трамбле, в 1635 основали миссию в Сенегале и на островах Зелёного Мыса (Кабо-Верде). В Эфиопии с 1635 несли миссион. служение франц. К. — Агатангел из Вандома и Кассиан из Нанта, однако после их мученической смерти в 1637 миссия прекратила свое существование. Испанские К. основали в 1645 миссию в Нигерии, в 1648 — в Бенине, но ввиду сопротивления порт. властей в 1650-е были вынуждены покинуть эти территории.

В 1632 франц. К. основали постоянные миссии в Сев. Америке, с 1633 работали на Антильских островах, в 1681–1704 — на Гаити, где возобновили деятельность в 1768. В 1699 они начали работать в Бразилии, но из-за франко-порт. войны были вынуждены покинуть эту страну; с 1705 там несли миссион. служение итал. К., организовавшие апост. префектуры в городах Багио, Пернамбуку (1725) и Рио-де-Жанейро (1730). В сер. XVII в. исп. К. стали действовать в Венесуэле. С 1865 итал. К. работали в Уругвае, с 1878 — в Чили. В XIX в. миссии К. существовали также в Гватемале, Пуэрто-Рико и на Кубе.

Создателем постоянной миссии К. в Эфиопии в 1845 стал Г. Массайя; в 1863 миссию в этой стране поручили франц. К. (с 1940 они работают в Центр. Африке). В 1952 была создана ветвь К. эфиоп. обряда, священники которой получают подготовку в семинарии в Адиграте.

В Вост. Европе. В 1705 царь Пётр I подписал в Гродно грамоту, разрешающую К. поселиться в Москве. Однако этим разрешением К. смогли воспользоваться только в 1720, благодаря Патрицию из Милана (ум. в 1753), принадлежавшему к груз. апост. префектуре, вверенной с 1661 итал. К.

Миссия К. в Москве находилась в ведении префекта Грузии до 1722, а в 1731 стала апост. префектурой. В ведении префекта Москвы находились резиденция в Астрахани и осн. в 1731 миссия К. на Украине.

В Астрахань К. приехали в ответ на просьбу местных католиков, направленную 10.09.1710 в Рим, (в хронике катол. прихода Астрахани упоминается также о монахе-К. Соттере, построившем деревянную катол. церковь в этом городе в 1630); первым прибыл Антонио Мария д’Амелия Луалда (ум. в 1741). В 1710 при катол. храме в Астрахани открылась школа, руководимая К., которая более ста лет была единственной школой в городе. В 1722 ее посетил Пётр I; в ней учились А.Д. Кантемир и В.К. Тредиаковский. Д-р медицины Ромуальдо а Понто, участник миссии К. в Астрахани, пользовался большим уважением жителей губернии, его покровителем стал калмыцкий хан Дондук-Даши. Усилиями Р. а Понто были построены каменный храм, госпиталь и аптека. К. покинули Астрахань в 1805.

21.06.1720 Венустио из Фрибурга и др. К. в сопровождении францисканцев-реформатов (OFMRef) прибыли (через Вильнюс и Ригу) в С.-Петербург, несмотря на подозрения и недоброжелательство рос. офиц. лиц. В февр. 1719 в С.-Петербург приехал Патриций из Милана, чтобы получить разрешение на строительство каменной церкви в Астрахани. Взаимное недопонимание между францисканцами-реформатами и К. вынудили последних оставить С.-Петербург и отправиться в Москву, за исключением А. да Швица (ум. в 1761), который продолжил апост. деятельность в С.-Петербурге. В правление имп. Екатерины II К. уехали из России и продолжили свою деятельность в Грузии.

Ветвь К. визант. обряда была создана в Галиции по инициативе митр. А. Шептицкого. Это начинание получило поддержку Папы Пия XI, по указанию которого два голланд. К. были направлены в 1925 на учебу в Папский Вост. институт. 16.12.1931 свящ.-К. Гендальф ван Тернёзен перешел из лат. обряда в византийский и принял имя Кирилл. Вместе с тремя собратьями по ордену при поддержке еп. З. Лозиньского он основал первую общину К. визант. обряда в Лубешове (Польша); первая визант. литургия была отслужена 10.12.1933. В 1932 К. визант. обряда открыли школу, а в 1937 — новициат. К 1939 миссия К. визант. обряда в Польше насчитывала 7 свящ., 2 диаконов и 15 братьев-монахов. В Эстонии по приглашению апост. администратора Э. Профиттлиха в нач. 1930-х К. визант. обряда основали миссию в Нарве; они также осуществляли пастырское служение в приходе Тарту. После занятия сов. войсками терр. Эстонии и Польши во время Второй мировой войны миссии К. визант. обряда были закрыты, а монахи, большинство из которых были голландцами, вернулись на родину. В 1940-е ими были созданы неск. пастырских центров для рус. беженцев и эмигрантов в Нидерландах.

С кон. XX в. К. ведут активную деятельность на терр. Украины, где ныне монахи ордена несут служение в Киеве, Виннице, Красилове, Староконстантинове, Днепропетровске и Днепродзержинске; епископом-ординарием Харьковско-Запорожской епархии стал о. Станислав Падевский OFMCap. С авг. 2003 К. работают в Воронеже, где они организовали жизнь катол. общины; в этом приходе служат свящ.-К. Виктор Свидерский (настоятель) и Марек Бакежинский; 3.10.2004 в этом городе состоялось освящение катол. часовни Пресвятой Девы Марии Заступницы. В 2004 К. Украины и России образовали вицепровинцию ордена.

Лит-ра: Lechner P. Leben der Heiligen aus dem Orden der Kapuziner. MЯ., 1863–65. 3 Bd.; Haarlem Z. van. Les premiПres tentatives d’une mission des Capucins en Russie // Collectanea Franciscana 11/2 (1941), 223–255; Idem. Le premier diplЩme concОdО par Pierre le Grand aux Capucins // Ibid. 11/3–4 (1941), 438–473; Idem. L’ExpОdition des Capucins en Russie // Ibid. 12/1 (1942), 41–65; Idem. Les Capucins И Saint-Petersbourg (1720–1725) // Ibid. 12/2–3 (1942), 208–247, 351–375; Idem. Les Capucins И Astrakhan’ (1710–1725) et И Moscou (1720–1725) // Ibid. 12/4 (1942), 530–551; Bohdziewicz P. KoжciЧЄ pokapucyfski w Astrachani. Lublin, 1949; Gerlach P. De architektuur der Capucijnen // Franciscaans leven 38 (1955), 17–30, 47–53, 73–86, 110–120; Asseldonk O. van. Scriptores ascetici et mystici Ordinis Capuccinorum // Laur 1 (1960), 98–130, 213–244; Acta et decreta causarum beatificationis et canonizationis OFMCap. R., 1964; Gadacz K. Capucins polonais dОportОs en Russie et en SibОrie... // Miscellanea Melchior de Pobladura. R., 1964, vol. 2; Cargnoni C. Fonti, tendenze e sviluppi della letteratura spirituale cappuccina primitiva // Collectanea franciscana 48 (1978), 311–398; Constitutiones Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum saeculorum decursu promulgatae. R., 1980–86. 2 t.; Iriarte L. Storia del francescanesimo. R., 1982; Los capuchinos en la PenТnsula IbОrica: 400 aЦos de historia (1578–1978). Sevilla, 1985; I frati cappuccini: Do*****enti e testimonianze del primo secolo. Perugia, 1988–93. 5 vol.; D’Altari M. I cappuccini: Storia di una famiglia francescana. R., 1994; AnPont 2004.

о. В. Спирито, И. Баранов


Морфологический разбор «капуцины»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: одушевлённое; род: мужской; число: множественное; падеж: именительный; отвечает на вопрос: (есть) Кто? ...

Фонетический разбор «капуцины»

транскрипция: [капуцы́ны]
количество слогов: 4
переносы: (ка - пу - ци - ны) ...

Близкие по смыслу слова к слову «капуцины»


Предложения со словом «капуцины»

Случилось так, что ровно в тот день, когда подал в отставку Ричард Грассо, два американских биолога опубликовали результаты своих опытов с обезьянами капуцинами.

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.