Капелла
(позднелат. capella — часовня).
1) Католич. часовня, домашняя церковь в замках и дворцах для частных богослужений или отдельная молельня, помещение в боковом нефе храма для молитв одной семьи.
2) Хор певчих.
Капелла
(позднелат. capella — часовня).
1) Католич. часовня, домашняя церковь в замках и дворцах для частных богослужений или отдельная молельня, помещение в боковом нефе храма для молитв одной семьи.
2) Хор певчих.
Капелла
♦ (ENG chapel)
(от лат. capella -святилище, где находится мантия [сарра] Мартина Турского (ок. 316- 397)
название части церкви, находящейся отдельно от основного помещения и используемой для проведения богослужений.
Капелла
храм с алтарной частью, в центре полукружия которого помещалась гробница с мощами мученика, служившая престолом. В настоящее время капелла (итал. capella - часовня) - небольшое культовое сооружение для частных богослужений, молитв и хранения религиозных реликвий в католических и англиканских церквях.
Капелла
Капелла
(лат. capella)
1) католическая часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.д.;
2) хор певчих, с XVIII в. также смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах.
Капелла
капелла, капеллы, жен. (итал. capella).
1. Хор певчих (муз.). Государственная академическая капелла.
2. Католическая часовня.
| Место в католическом храме, где помещается хор (церк.).
Капелла
Капелла
1) (альфа Возничего), звезда нулевой звездной величины, одна из самых ярких в Северном полушарии.
2) (позднелат. capella) Католическая или англиканская часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т. д.
3) Хор певчих (от названия часовни или церковного придела, где пел хор); коллектив исполнителей-инструменталистов. С 18 в. также смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах.
КАПЕЛЛА 1 [пэ], ы, ж. Большая музыкальная группа исполнителейхор в сочетании с оркестром. Государственная академическая к.
• А капелла (спец.)о пении: без музыкального сопровождения.
КАПЕЛЛА 2 [пэ], ы, ж. В католической и англиканской архитектуре: домашняя церковь или часовня.
Капелла
(ит. cappella — часовня, молельня) — место в католической церкви, в котором размещается хор. Позднее это название перешло на сам хор, певший по правилам культа без сопровождения. Сначала капеллы были только вокальными, без инструментального сопровождения, отсюда выражение а капелла (ит. a cappella). В настоящее время капеллой называют большой, высококвалифицированный хоровой коллектив. Кроме того, словом капелла обозначают оркестры особого состава (военная капелла, джазовая капелла, танцевальная капелла) или крупные симфонические оркестры (Берлинская, Дрезденская, Веймарская и т. д.).
Капелла
(позднелат. capella - часовня)
Католическая или англиканская часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т. д.
|
* * *
а) небольшая, не принадлежащая церковному приходу церковь;
б) часовня, придел в храме или соборе.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
|
* * *
Католическая или англиканская часовня (1), возведенная обособленно либо включенная в объем храма.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
|
* * *
небольшое культовое сооружение в католическом зодчестве, предназначенное для молитв одного семейства, хранения реликвий, размещения певчих В дальнейшем название капеллы закрепилось за самим хором. Капеллы помещались в храмах в боковых нефах, сооружались они также в замках и дворцах. Наиболее интересны отдельно стоящие капеллы, например Капелла ордена мальтийских рыцарей, сооруженная Дж. Кваренги в Воронцовском дворце (1800), она считается одним из выдающихся произведений Кваренги и относится к лучшим достижениям русского классицизма.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Капелла
(позднелат. capella, cappella, итал. cappella, от лат. cappa) — 1) распространенное в искусствоведении и церк. археологии название часовни (гл. обр. в Зап. Европе), расположенной в королевской или епископской резиденции, в церк. здании или частном доме, либо представляющей собой отд. здание; 2) название муз. ансамбля.
1) В VII в. К. было названо особое помещение, построенное королями из династии Меровингов для почитаемой реликвии св. Мартина Турского — его плаща (cappa). В К. королевского дворца в Париже помимо этой реликвии хранились инсигнии власти, гос. сокровища, архив и печать.
Для раннехрист. времени К. принято называть помещения, связанные с почитанием мощей мучеников и святых. К. в ср.-век. церквях, часто в боковых нефах, с захоронениями отд. лиц или семей, служили выражением частного благочестия. Существуют также К. паломнические, кладбищенские, вотивные (связанные с к.-л. обетом или благодарением), крещальные. Они располагались в монастырях, частных домах, ун-тах, при воинских частях, больницах и т.д.
Раннехрист. мемориальные К., прямоугольные в плане, часто с апсидой, примыкали к церкви или составляли ее часть, иногда размещались вблизи алтаря. Их характерная черта — наличие саркофага, гробницы или реликвария. К. украшались росписями и рельефами. В Средние века богато украшенные К. составляли часть интерьера больших романских и готических церквей в Германии и Франции. Они располагались в криптах под алтарной частью, у продольных стен в виде глубоких ниш, открытых в неф, или в виде «венца» К., радиально отходящих от апсиды (Кёльнский собор и др.). В соборе Св. Петра в Риме вдоль продольных стен и в трансепте расположено несколько К. (в одной из них находится скульптурная группа Пьета работы Микеланджело). Такое размещение К. типично для западноевроп. Средневековья. Особое место занимает Сикстинская К., построенная Джованнино де Дольчи по заказу Папы Сикста IV, — большой сводчатый зал, в котором в т.ч. проходит конклав; потолок ее расписал Микеланджело по заказу Папы Юлия II (1508–12), стены украшены росписями Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и др. мастеров эпохи Возрождения.
К. входили также в состав дворцовых комплексов, обычно в виде обширного прямоугольного зала, нередко с алтарным выступом, иногда с хорами в зап. части; в некоторых случаях К. занимали верхние этажи в башнях. Дворцовые К. правителей как самостоятельные здания распространились с IX–X вв., они могут быть монументальными, 2- и 3-нефными, или сложного плана. 2-этажная Сент-Шапель («Святая Капелла», освящена в 1248) в Париже, построенная при франц. короле Людовике IX, — выдающийся образец готического искусства, на ее витражах изображены 1134 сцены из Библии. Дворцовая К. имп. Карла Великого (796–814) в Ахене (Зап. Германия) — обширная купольная ротонда, сохранившаяся в перестроенном виде.
2) В Средние века название «К.» распространилось на группу музыкантов, обычно располагавшихся в боковом помещении храма. Вначале группа музыкантов исполняла только церк. музыку без инструментального сопровождения (итал. a cappella), позже возникли ансамбли инструментальной музыки (напр., военная К.). Папская муз. К. является древнейшей; как ансамбль профессиональных музыкантов с капельмейстером во главе (magister capellae) она была создана в 1336 при Папе Бенедикте XII в Авиньоне. Со 2-й пол. XV в. появились дворцовые К. в Вене, Неаполе, Милане и др. городах. В России придворная певческая К. существовала с XVIII в.
Лит-ра: DACL 3, 381–399, 406–428; EC 3, 697–706; Holzinger W. Romanische Turm-Kapellen. Aachen, 1962; Binding G., Leuchtmann H., Haider S. // Lexikon des Mittelalters. MЯ.–ZЯrich, 1991, S. 931–934; LThK 5, 1209; Donceel–VoЮte P. L’inОvitable chapelle des martyrs: Identification // Martyrium in Multidisciplinary Perspective: Memorial L. Reekmans. Lv., 1995; Mackie G. Early Christian Chapels in the West: Decoration, Function and Patronage. Toronto–L., 2003.
Л. Хрушкова
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.