Канонизация
ж.
Действие по знач. несов. глаг.: канонизировать.
Канонизация
ж.
Действие по знач. несов. глаг.: канонизировать.
Канонизация
причисление того или иного лица к лику святых в православной и католической церквах.
Канонизация
(от греч. kanonizo - узаконяю),
Канонизация
канонизация, канонизации, мн. нет, жен. (книж.). Действие по гл. канонизировать и канонизовать.
Канонизация
(от греч. kanonizo узакониваю)
1) в католической и православной церквах акт причисления того или иного лица к числу святых;
2) (перен.) превращение в незыблемое, обязательное правило, норму, канон; узаконение.
Канонизация
♦ (ENG canonization)
процесс, в результате к-рого библейские книги стали признаваться авторитетными в христианской церкви и постепенно были сведены в одно собрание книг. Согласно римско-католической теологии К. - также и процесс причисления к лику святых.
Канонизация
♦ Канонизация Николая II. А вот в Англии почему-то канонизировали не Карла I, а Томаса Мора. Мы ведь не считаем святым моряка за то, что он утонул в море. У каждой профессии есть свой профессиональный риск; для королей это гильотина или бомба. Канонизируйте сначала Льва Толстого.
♦ При отборе в классики XIX в. в 1920-е годы чаще спрашивали "а ваши кто родители?", а в 1930-е — "чем занимались вы до 1917 года?"
Канонизация
(греч. узаконивать) - причисление к лику святых. Основаниями для канонизации являются: мученическая смерть за исповедание христианства; исцеления и чудотворения, совершенные прославляемым при жизни и посмертно; достойная и святая жизнь; заслуги в распространении христианства; народное признание святости прославляемого; нетленность мощей. Канонизация местных святых совершается епархиальным архиереем, а общецерковных святых - собором. В православной церкви нет особого чина канонизации, на основании соборного решения в избранный день совершается торжественная служба святому и т.о. устанавливается его почитание.
Канонизация
причисление человека к лику святых. Причиной для канонизации может быть следующее: мученическая кончина, принятая человеком за исповедание христианской веры, безгрешное житие, проповедь Евангелия и др. Кроме того, по смерти такого человека на его могиле должны происходить чудеса и исцеления, а его мощи (останки) оставаться нетленными. Обычно канонизацию совершает церковный собор во главе с патриархом, но в некоторых случаях местного святого может канонизировать и епархиальный архиерей. Специального чина канонизации в Православной церкви не существует. Святой считается канонизированным после торжественной службы в его честь и принятия соответствующего решения о дне его памяти, написании его иконы и пр.
Канонизация
(греч. - узакониваю) - особое решение Церкви о причислении умершего подвижника веры и благочестия к лику святых. Основаниями, по которым Церковью начиналось рассмотрение дела о причислении того или иного подвижника благочестия к лику святых, служили следующие обстоятельства: чудотворения, случавшиеся при жизни или после смерти; принятие мучений за исповедание христианской веры; всенародное почитание: нетление останков (не всегда). Причисленному к лику святых устанавливается день празднования, составляется богослужение. О святом не молятся, как молятся об умерших, по нему не служат панихиды, твердо веруя, что по смерти он удостоился особой милости Божией, ему служат молебны - к нему самому обращаются с молитвами, прося заступничества пред Богом.
Канонизация
в католич. церкви (равно как и в православной) акт причисления к святым. В Раннем Средневековье не существовало четкого порядка к. Карл Великий одним из своих капитуляриев (806) запретил почитание новых святых без разрешения епископов. В X—XI вв. главную роль в процессе к. играли епископы. Первая папская к. состоялась в конце X в., когда папой Иоанном XV был причислен к сонму святых епископ Ульрих Аугсбургский. В дальнейшем папы римские оставили за собой монопольное право на к. С 1198 по 1268 г. папами было канонизировано 23 святых, с 1268 по 1431 г. - 11. Святыми были объявлены выдающиеся церк. иерархи (архиепископ Кентерберийский Томас Бекет, епископ Томас Кантелупский и др.), основатели монашеских орденов и аббаты (Франциск Ассизский, Доминик Гусман, Бернар Клервоский, Клара Ассизская и др.), монархи (Людовик IX, Эдуард Исповедник).
Лит.: Bredero А.Н. Christendom and Christianity in the Middle Ages. Grand Rapids, 1994.
Канонизация
(греч. «узаконивать», «брать за правило»)
признание Церковью какого-либо своего члена святым с соответствующим его почитанием. В Православной Церкви причисление к лику святых отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого. Процедура канонизации была разработана и строго регламентирована относительно недавно. В I-IV вв. почитание святых определялось общиной и узаконивалось епископом. Позднее почитание святых и общецерковное распространение такого почитания определялось внесением имени усопшего члена общины в список мучеников (мартиролог). Когда почитание принимало повсеместный, т.е. общецерковный характер, оно подтверждалось главой Поместной Церкви. В Русской Православной Церкви причисление к лику святых совершали на местах епархиальные архиереи. Первый пример соборного решения о канонизации – постановления церковных соборов 1547 и 1549 гг. В наше время на местное почитание подвижника святым требуется разрешение патриарха, для общецерковного признания святого – решение Архиерейского Собора. Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщают главам всех остальных. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в церковный календарь. Так, в Русской Православной Церкви почитают св. Иоанна Русского Исповедника, прпп. Германа Аляскинского и Силуана Афонского, хотя Иоанна Русского и Силуана Афонского канонизировала Константинопольская Православная Церковь, а Германа Аляскинского прославила Американская Православная Церковь.
Православный христианин причисляется Церковью к лику святых после смерти. Наиболее распространены следующие условия канонизации: святость жизни, страдание за православную веру, дар творить чудеса при жизни и/или после смерти как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная благодать, точное соответствие веры подвижника православному вероучению, нетленность мощей. Народное почитание служит поводом для рассмотрения вопроса о канонизации церковными властями. В настоящее время материалы для канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых.
Канонизация
(canonisatio, от греч. глагола κανονίζειν — узаконять) — узаконение, через особое каждый раз постановление высшей церковной власти, чествования церковью умершего подвижника веры и благочестия как святого. Все христианские церкви (кроме протестантов) учат, что христиане, совершеннейшие по жизни и особенно оказавшие великие услуги церкви своей деятельностью, по кончине своей, как особенно угодившие Богу, удостаиваются особенной Божией благодати и в сонме небожителей образуют особенный класс — "святых человеков", которые молятся пред Богом за живых собратий своих по вере и которым последние должны, с своей стороны, воздавать молитвенное чествование. Для того, чтобы чествование было непогрешительно и воздавалось лишь лицам действительно святым, необходимо властное руководство церкви. В первобытной церкви ветхозаветные патриархи или праотцы, ветхозаветные пророки, новозаветные апостолы и мученики признавались святыми в силу самой принадлежности их к этим категориям, так что отдельных постановлений о причислении их к лику святых не требовалось; все дело ограничивалось внесением их имен, с ведома или по распоряжению местного епископа, в диптихи и синодики и регламентацией празднований церковных в дни их кончины. С течением времени из диптихов и синодиков имена святых были выделены в особые сборники — менологии (μενολόγιοι = месяцесловы) и календари (западное видоизменение древнейших fasti), которые сначала в каждой епархии были свои. Историческое свидетельство о вселенском чествовании всех апостолов встречается не ранее IV в.; об общецерковном празднике в честь всех св. мучеников в первый раз говорится в одной из проповедей Златоуста, т. е. также в IV в. К тому же времени относится установление ряда церковных празднеств, как в честь событий из жизни И. Христа и Богоматери, так и в честь святых. Установление празднеств в честь святых, исходившее от высшей церковной власти, и составляет существовавший в древней церкви вид канонизации святых. B том же IV веке обозначаются две новые категории святых, признание которых таковыми могло состояться лишь на основании их личных качеств и заслуг: 1) преподобные, т. е. святые из иноков-подвижников, 2) святые отцы церкви и вообще святые иepapxu. Некоторые преподобные, прославившиеся прозорливостью и чудесами, провозглашались святыми самим народом; иногда даже при жизни их в честь их строились храмы, напр. импер. Маркианом — в честь преп. Вассиана. Большей частью преподобные делались сначала святыми местночтимыми (в своих монастырях или и в целых епархиях), а затем и общечтимыми, по мере того как распространялись вести о совершенных ими при жизни или после смерти чудесах, или о нетлении их останков. С большей легкостью совершалось причисление к лику святых лиц из высшей церковной иерархии: так, все архиепископы константинопольские, начиная с Митрофана (315-325) до Евстафия (1019-1025), значатся святыми в святцах константинопольской церкви, за исключением тех из них, которые осуждены были как еретики или почему-либо удалены с кафедры. Сверх тридцати первых пап, причисленных к лику святых потому, что все они скончались мученически, к местночтимым святым Рима отнесены двадцать шесть пап, следовавших один за другим с 296 по 526 г. До какой степени осмотрительно поступала церковь при возведении поместных иерархов в святые всей церкви, это видно из того, что даже такие великие отцы церкви, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский, были признаны святыми всей церкви не ранее, как по указу императора Льва Мудрого (886-911 г.). Еще одну категорию святых древней церкви составляют прославившиеся заслугами церкви и благочестием цари — равноапостольные Константин и Елена, царицы Феодора, Пульхерия и Феофано, царевны Сосипатра и Анфуса. Не ранее, как в XI в., императором Василием (976-1025) издан был общий менологий всех святых, чтимых на всем пространстве греческой империи. Этот менологий лег в основание позднейших "святцев константинопольской церкви", вошедших в состав "святцев" Киево-Печерской лавры. Общие правила, которыми руководилась русская церковь с самого своего начала при К. своих святых, были следующие. Главным основанием, по которому начиналось церковью дело о причислении того или иного подвижника к лику святых, служил во все времена дар чудотворений, проявленный при жизни или смерти, а также (не всегда) — нетление телесных останков. Самая К. имела три вида. Подвижники благочестия признавались святыми: 1) местными в тесном смысле слова, в м-рях или иногда в приходских црк., где почивали их останки; 2) местными в обширном смысле слова, т. е. чтимыми в целой епархии или по крайней мере в епархиальном городе; 3) общецерковными. Право К. местночтимых святых принадлежало епархиальному епископу с ведения митрополита (позже — патриарха) всея Руси, право признания общецерковными святыми — самим митрополитам или патриархам при участии собора русских иерархов. Местная епархиальная власть, получив сведения о чудесах при гробе почившего подвижника и о начавшемся молитвенном чествовании его местным или пришлым населением и лично или через доверенных удостоверившись в действительности чудес (а часто — и в нетлении мощей), назначала торжественное богослужение в храме, в котором или близ которого находились телесные останки почившего; затем устанавливалось ежегодное торжественное церковное празднование его памяти, в день его кончины или открытия мощей, составлялась особая служба (большей частью — с каноном и акафистом) в честь святого, а также его "житие" с изображением его чудес, удостоверенных формальным дознанием церковной власти. Одновременно с тем износились из могилы его телесные останки и полагались в храме в особенном украшенном гробе-раке, открытыми или закрытыми, иногда под спудом, т. е. под полом храма. От начала русской церкви до наших дней различают четыре периода в истории К.: 1) до 1547 г.; 2) соборы 1547 и 1549 гг.; 3) от 1549 г. до учреждения Синода и 4) от учреждения Синода. До 1547 г. было канонизировано в разное время всего 68 святых, из них сначала лишь семь в качестве святых всей русской церкви (св. Борис и Глеб, Феодосий Печерский, митроп. Петр и Алексий, Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский). Перед самым собором 1547 г. было причислено к лику святых всей русской церкви еще 15 святых. Остальные 46 святых до 1547 г. оставались местночтимыми, в тесном или обширном смысле слова. О первой русской К. (Бориса и Глеба) рассказывают еще Иаков-мних и Нестор. Княгиня Ольга, хотя мощи ее из могилы перенесены в церковь еще при Владимире святом, и сам Владимир, хотя оба назывались еще в древности равноапостольными, были канонизованы в позднее сравнительно время: Ольга — в период еще домонгольский, Владимир — не раньше 1240 г., когда ему воздано было религиозное чествование в Новгороде. На московских соборах 1547 и 1549 гг. по инициативе Иоанна IV и митроп. Макария было одновременно канонизовано 39 святых: из прежних местночтимых святых причислено к лику святых всей церкви — 23, местночтимыми признано 8, впервые признаны святыми всей церкви 7 и местночтимым — 1. Обоими соборами К. производилась "со всяким тщанием и испытанием о чудесах", совершенных канонизуемыми. С 1549 г. до учреждения Синода тем же порядком канонизовано 132 святых, скончавшихся, большею частью, задолго до канонизации — в XV, XIV, XIII и даже XII в. Со времени учреждения Синода ввиду особенно распространившегося к тому времени суеверного чествования в простом народе разных святош установлены были духовным регламентом самые строгие меры против такого чествования. С 1721 г. по настоящее время для общецерковного чествования канонизованы святыми: Феодосий Тотемский; Димитрий, митрополит Ростовский; Митрофан, епископ Воронежский; Иннокентий, епископ Иркутский, и Тихон, епископ Воронежский. Каждая из этих канонизаций совершена на основании исследования о чудесах от названных святых, произведенного на месте не местным только епископом, но особым комитетом из лиц, избранных Св. Синодом. — В 1539 и 1544 годах были два факта отклонения высшею церковною властью ходатайств епархиальных епископов о причислении к лику святых двух благочестивых подвижников, которым уже пелись на местах их нахождения молебны со стихирами и канонами и писались иконы, — по недостатку доказательств их чудотворений и по отсутствию нетления их мощей. При патриархе Иоакиме были два факта отмены прежде состоявшихся канонизаций, по тем же причинам, а также ввиду перетолкования раскольниками в пользу своего учения некоторых фактов их жизни. Кроме причтения к лику святых, местночтимых или общецерковных, в Древней Руси имело место молитвенное "почитание" усопших подвижников благочестия, составляющее вид религиозного культа вне канонизации. Над могилами таких "чтимых" народом подвижников воздвигались часовни, а если они погребены были в самой церкви, то над местом погребения — особый катафалк. Этот способ чествования неканонизованных подвижников веры и благочестия имеет место и в настоящее время; так, например, в Киево-Печерской лавре почитается прозорливец Досифей (ум. 1778 г.), тридцать лет пробывший затворником, в Саровской пустыни — игумен Пахомий, отшельники Марк и Александр, старец Серафим, в Задонском монастыре — старец Георгий, в Оптиной пустыни — Феофан (ум. 1819 г.) и недавно (в 1893 году) скончавшийся Амвросий. В западной церкви начало правильной К. относится ко времени Карла В., который в своих капитуляриях постановил, чтобы чествованию кого-либо святым предшествовало признание его святости по крайней мере местной церковной властью. Со времени Папы Александра III (1181 г.) К. всех святых в католической церкви стала исключительным правом папской власти. Папа Иннокентий III в 1215г. узаконила, как необходимое условие К., удостоверение, через назначенных папой лиц, в нетлении тела лица, предназначенного к К. В настоящее время для К. в римской церкви существует такой порядок. Если член церкви умер с репутацией человека безупречно благочестивой жизни, то в местности, где он имел пребывание, позволяется именовать его "блаженной памяти рабом Божиим" (piae memoriae servus Dei). Затем, по желанию населения и по заявлению местного клира и епископа, делается конгрегацией обрядов (congregatio ritus) троекратное исследование о его жизни, и если будет найдено, что действительно эта жизнь была непорочная и святая, а особенно если окажется, что он при жизни или по смерти творил чудеса, ему усвояется название блаженного (beatus). Признание блаженным (beatificatio) может быть сделано не ранее, как через 50 лет после кончины данного лица. "Блаженный" признается лишь местночтимым святым. Если после того сделаются известными новые его чудеса и они будут в установленном порядке удостоверены, то ставится вопрос о канонизации его уже в качестве святого всей церкви и в случае утвердительного решения вопроса сам Папа ex cathedra провозглашает его святость особой буллой, по установленной формуле "decernimus et definimus beatum N sanctum esse" и т. д. Чинопоследование латинской канонизации находится в книге "Ceremoniale Romanum". См. E. E. Голубинский, "К. в Русской церкви", в "Богословском вестнике" (1894); В. Васильев "Очерк истории К. русских святых", в "Чтениях Моск. общ. истории и древностей" (1893 г., кн. 3-я).
Я. Барсов.
Канонизация
(лат. canonizatio) — акт, посредством которого Церковь выносит суждение, провозглашающее умершего члена Церкви святым. В наст. время в Католической Церкви торжественный акт К. осуществляет Папа Римский; процесс причисления к лику святых включает 2 ступени — беатификацию (причисление к лику блаженных) и собственно К., представляющую окончательное суждение о святости лица, ранее беатифицированного.
Актом К. Церковь устами Папы объявляет, что новопровозглашенный святой «ныне царствует с Иисусом Христом в небесной славе», поэтому К. иногда называется «прославлением». К. вводит офиц. почитание святого во всей Церкви, которое состоит во включении его имени в литург. календари, в литург. тексты миссала и бревиария, в возможном посвящении ему храмов, в почитании его мощей и сакральных изображений и т.д.
История. Верующие ранней Церкви почитали мучеников как совершенных христиан и именовали их святыми, поскольку те явили высшее доказательство любви, отдав свою жизнь за Христа; поэтому первые христиане обращали к мученикам молитвы о заступничестве. Место и время гибели мученика, а также его мощи и гробница почитались священными не только его родственниками, но и всей Церковью, а день его смерти вносился в церк. календарь.
К концу периода гонений на христиан в Рим. империи церк. почитание распространилось также на тех, кто, не приняв мученической кончины, явил своей жизнью образец христ. совершенства, на Отцов и Учителей Церкви, выдающихся миссионеров и тех, кто прославился делами милосердия, а также на в.-з. патриархов и пророков.
Начиная с VI в. почитание мучеников и их мощей получило широкое распространение. Епископы начали составлять каталоги мучеников, организуя церемонии рекогниции (освидетельствования) и перенесения мощей, с тем чтобы положить их под алтарь в одном из наиболее значительных или новых храмов, посвященных этому святому. Этот период также отмечен развитием агиографии. На синодах во Франкфурте в 794 и в Майнце в 814 была определена процедура, санкционировавшая почитание святых, и установлены правила исследования их жизни и посмертной славы.
Переход от народной и епископской К. к папской вначале был почти неощутимым: народ вместе с епископами все чаще обращался к Папе Римскому для придания большей торжественности почитанию местных святых. Самым ранним случаем участия Папы стала в 993 К. Ульриха Аугсбургского Папой Иоанном XV. В XIII в. при Григории IX «папская привилегия» в К. стала универсальным правилом Церкви и включала достаточно сложную процедуру. Во время К. Франциска Ассизского в 1228 впервые была выработана процедура К., в осн. чертах сохраняющаяся и по сей день.
В результате реформы Церкви, разработанной и принятой на Тридентском соборе, Папа Сикст V буллой Immensi Aeterni Dei (1588) основал в числе 15 Римских конгрегаций, предназначенных для исполнения осн. функций управления Католической Церковью, Конгр. обрядов (Congregatio Rituum), которая занималась вопросами литургии и К. Конгр. обрядов установила новые правила К.; в 1625 было принято решение ограничить почитание тех святых, которые еще не были канонизированы. В 1634 Папа Урбан VIII опубликовал апост. послание Caelestis Hierusalem cives, в котором утвердил распространение почитания святых, канонизированных до 1534 (canonizatio via cultus), и определил строгий порядок новых К., в процессе которых святость должна была доказываться серьезной документацией в ходе особого процесса. Кард. П. Ламбертини, префект Конгр. обрядов, в 1-й пол. XVIII в. опубликовал многочисл. труды на эту тему, и поныне имеющие важное значение. Став Папой Бенедиктом XIV, он продолжил публикации, в т.ч. и под своим мирским именем.
В нач. XVII в. было создано науч. об-во болландистов, занимавшееся систематическим сбором всех материалов, касающихся жизни святых. С нач. XIX в. наблюдался стремительный подъем в развитии ист. наук, повлиявший на все церк. дисциплины, включая исследования по К. Историком, сформулировавшим совр. критерии агиологии, стал Л. фон Пастор (1854–1928). В 1902 было учреждено ист. отделение Конгр. обрядов, которому уделяли большое внимание и последующие Римские папы. В 1969 Папа Павел VI разделил Конгр. обрядов, создав 2 новых учреждения: Конгр. богослужений и Конгр. канонизации святых. В 1983 завершился пересмотр процедур К. обнародованием апост. конституции Иоанна Павла II Divinae perfectionis Magister и правил Normae servandae, которые образуют действующее законодательство в сфере К.
Правовой аспект. В том, что касается непосредственной процедуры, «дела по К.», или «дела святых» (causae sanctorum) делятся на две категории: «древние» и «современные». «Современными» называются те дела, в которых мученичество или добродетели слуги Божьего (т.е. кандидата на К.) могут быть доказаны на основании устных заявлений свидетелей, знавших данного слугу Божьего при жизни. «Древними» (или «историческими») называются те дела, в которых мученичество или добродетели рассматриваются только на основании ист. источников.
В соответствии с совр. нормами К. проведение расследования и вынесение квалифицированного мнения о святости умершего христианина снова перешли гл. обр. в компетенцию епарх. епископов и только на 2-м этапе — в компетенцию Папы и его сотрудников. Цель епарх. расследования — собрать все возможные свидетельства и документы, имеющие отношение к святости или мученичеству слуги Божьего, вплоть до декларации достаточной моральной уверенности (certitudo moralis) в святости. Епарх. расследование начинается с назначением постулатора или представителя истца, которым может быть любой католик (обычно речь идет о группе верующих: приходе, епархии, ассоциации мирян или монашествующих). Постулатор представляет офиц. прошение (supplex libellus) о представлении дела епископу, являющемуся ординарием того места, где скончался слуга Божий. Если дело будет официально представлено в др. месте (напр., там, где слуга Божий жил и работал большую часть своей жизни), то необходимо испрашивать согласие этого ординария. В прошении епископу представляется краткая биография слуги Божьего, перечень его опубликованных соч. и первый список возможных свидетелей. Епископ обязан проинформировать др. епископов своей церк. провинции и попросить их выразить в письменной форме свое мнение по этому вопросу, известить Св. Престол, т.е. Конгрегацию канонизации святых (которая должна дать предварительное разрешение начать дело, т.н. nihil obstat), и учредить 2 органа предварительного расследования: богосл. комиссию, цель которой — проверить отсутствие серьезных ошибок в опубликованных соч., и ист. комиссию для оценки достоверности представленной документации, а в случае необходимости — и для поиска др. документов.
Следующий этап — назначение трибунала под председательством самого епископа или его полномочного делегата; в состав трибунала также входят блюститель правосудия (promotor iustitiae) с функциями прокурора и нотариус для офиц. составления актов. Гл. задачей трибунала является проведение опроса свидетелей, которое проходит без участия постулатора, чтобы гарантировать максимальную объективность. Затем он должен составить акты, которые включают в себя всю письменную документацию, акты информационных процессов, проведенных в др. епархиях, и все офиц. заявления истцов и членов трибунала. После этого акты оглашаются, т.е. предоставляются в распоряжение всех истцов дела для возможных добавлений или исправлений, и в Рим направляются копии актов, соответствующих оригиналу, который хранится в запечатанном виде в епарх. архиве и может быть вскрыт только с согласия Конгр. канонизации святых.
Документация, собранная в епархии, передается Конгр. канонизации святых, которая проверяет соблюдение процедур и издает декрет об их действительности; затем дело изучается консультантами-историками, которые должны высказаться по достаточности документации с ист. точки зрения. От них она переходит к богословам, которые оценивают существование действительной посмертной славы о святости или мученичестве (fama sanctitatis vel martyrii). Слава о святости является феноменом исключительно рел. характера и состоит в глубоком убеждении мн. верующих в том, что то или иное лицо, в силу своей образцовой христ. жизни, уже пребывает в небесной Церкви и ходатайствует за людей перед Богом. На этом этапе специально назначенный релятор (судебный чиновник) завершает составление positio, т.е. офиц. собрания всей документации, которое должно содержать: а) представление релятора; б) синтез всей документации, с доказательством мученичества или героического характера добродетелей (это выражение означает, что человек в течение долгого времени (diuturno tempore) во всех своих действиях был направляем верой, вдохновляем любовью и укрепляем надеждой и как следствие этого — являл основные добродетели); в) историко-критич. биографию, осн. на документации; г) процессуальную документацию, направленную епархией; д) мнения богословов-цензоров; е) результаты возможных экспертиз (графологической, богословско-мистической и др.); ж) декрет о подлинности поступков и сочинений. Решающей частью positio является informatio, в которой необходимо ясно и кратко изложить историю дела, источники и критерии, биогр. сведения и доказательства славы о святости или мученичестве с подробным изложением добродетелей кандидата. Мученичество должно быть доказано и как факт сам по себе (смерть с пролитием крови слуги Божьего), и в формальном аспекте, где подчеркивается воля гонителей (odium fidei — ненависть к вере) и слуги Божьего (принятие мученичества во славу Божью). Затем positio представляется Папе, который завершает дело признанием героических добродетелей или мученической смерти кандидата и обнародованием соответствующего декрета.
Для беатификации необходимо чудо, признанное компетентной церк. властью согласно установленной процедуре, аналогичной беатификационному процессу в целом. Для К. требуется чудо, происшедшее после беатификации и соответствующим образом доказанное. Процедура начинается в той епархии, где произошло чудо, местным ординарием, задача которого — организовать исследование события медицинскими экспертами, учредив трибунал для сбора документации. Расследование в этом случае предусматривает только опрос прямых свидетелей события, тогда как в расследованиях по добродетелям и мученичеству в случае необходимости могут быть выслушаны и косвенные свидетели, при условии, что они надежны. Очень важны свидетельства врачей, которые лечили человека, исцелившегося в результате чуда (если речь идет об исцелении), и больничная документация в случае госпитализации или операции. Затем документация передается Конгрегации канонизации святых. Дело о чуде (super miro) завершается декретом Папы о признании действительности чуда.
Литургический аспект. В древности торжественные обряды К. совпадали с перенесением мощей святого и их положением под алтарь к.-л. церкви. При папских К., начиная с XIII в., церемонии совершались, как правило, внутри рим. собора Св. Петра. Начиная с XVII в. офиц. изображения блаженного или святого стали выставляться на Алтаре Славы — произведении скульптора Дж.Л. Бернини, расположенном в базилике Св. Петра в Риме. В наст. время подобные обряды совершаются на площади Св. Петра, дабы позволить большому количеству народа принять в них участие. При этом выставляются два полотнища с изображением нового блаженного или святого во внутр. и внеш. части базилики. Организация церемонии входит в компетенцию ходатайствующей стороны дела, которая также должна заниматься составлением молитв для поминовения святого в литургии, установлением даты литург. празднования и необходимыми для церемонии публикациями; в течение одного года со дня К. должна быть организована торжественная месса в родной епархии святого, которому могут быть присвоены особые почетные литург. титулы, напр. покровитель местной Церкви или монаш. конгрегации; ему может быть посвящен праздник или торжества, прежде всего если речь идет об основателе монаш. конгрегации. В наст. время в ходе апост. поездок Папы К. нередко совершается в том месте, откуда происходит святой; в таких случаях в организации и проведении церемонии участвует вся местная Церковь, а не только делегации паломников, которые отправляются в Рим.
Некоторые статистические данные. С начала понтификата Папы Иоанна Павла II (1978) Конгр. канонизации святых подготовила более 1800 беатификаций и К.; до 26.04.2004 Папа совершил 145 церемоний беатификации, провозгласив 1330 блаженных, из которых 1031 являются мучениками и 299 — исповедниками; он также совершил 50 церемоний К., провозгласив 476 святых, из которых 402 мученика и 74 исповедника. При Папе Иоанне XXIII было канонизировано 10 святых, при Папе Павле VI — 81. Рост числа К. обусловлен не только упрощением процедур, но и появлением в конце XX в. большого числа свидетельств о мучениках этого века при различных полит. и идеологических режимах: можно сказать, что XX в. стал периодом возрастания odium fidei («ненависти к вере») и преследований христиан. Начато дело по беатификации катол. мучеников России XX в. В 2001 на Украине во Львове Папой была совершена беатификация рус. мученика Леонида Фёдорова, экзарха для католиков вост. обряда в России.
Имена святых и блаженных, почитаемых Католической Церковью, включены в Римский мартиролог (последнее издание — 2001); поскольку со времени последнего издания Римского мартиролога Папой Иоанном Павлом II были совершены новые К. и беатификации, следует иметь в виду, что даже это издание не дает исчерпывающей информации о всех почитаемых в Католической Церкви святых.
Лит-ра: Гонзалес Ф. Мученичество, память святых и признание мучеников // Кровь мучеников есть семя Церкви. М., 1999; Schamoni W. Inventarium processum beatificationis et canonizationis. NY., 1983; Casieri A. Postulatorum Vademe*****. R., 1985; Galavotti P. Index ac status causarum. Va., 1988; Schulz W. Das neue Selig- und Heiligsprechungsverfahren. Paderborn, 1988; Rodrigo R. Manuale per istruire i processi di canonizzazione dei Santi. Va., 1992.
о. Стефано Каприо
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.