Камень
порог на реке.
Камень
порог на реке.
Камень
порог на реке. Дмитриевский Камень - порог на р. Китой; порог Камень на р. Ие.
Камень
КÁМЕНЬ
1) каменная гряда, возвышенность, сложенная коренными породами, скалистые обрывы берегов рек в центре и на севере ВосточноЕвропейской равнины, на Урале; 2) составная часть географических названий на Урале (напр., Денежкин Камень) и в Сибири (напр., город Каменьна-Оби).
Камень
— с. Томской губ., Барнаульского у., прист. на р. Оби. Быстро развивается, начиная с 80-х годов истекшего столетия, благодаря близости Сибирской жел. дор. и переселенцам. Значительная пристань на Оби, с которой отпускается много хлеба, масла, кож, шерсти, сала и др. сел. - хоз. продуктов. Местный торговый центр. Жит. (по частным сведениям) до 10000. Пароходство, пчт. и тлгф.
Камень
Камень
м., горн., часто с опред. // Вонючий камень. Известняк. — Основанием им (пескам) служит вонючий камень. ГЖ, 1846, № 5: 231; // Почвенный камень. Твердые горные породы, лежащие в основании золотоносного пласта. — Пески вынимаются до самого почвенного камня. ГЖ, 1844, № 12: 362; // Сливной камень. Особо твердые, массивные горные породы. — Почва: сливной, плотный камень. Ф. 293, о. 1, д. 25, л. 2 (1881 г.)
Камень
Древнерусское – камы.
Существительное встречается в письменных памятниках XI в. в форме «камы». В древнерусский язык слово перешло из старославянского, в котором оно имело ту же форму.
Родственным являются:
Польское – kamien.
Производные: каменный, каменеть, окаменелость, каменщик, камешек.
Камень
Камень
В камень стрелять - только стрелу терять - заниматься чем-либо заведомо неисполнимым - значит попусту тратить время и силы
Держать камень за пазухой - затаить злобу на кого-либо, иметь в душе намерение мстить, вредить кому-либо
Забросать (или закидать) камнями - подвергнуть осуждению
Камня на камне не оставить -
1) разрушить до основания
2) перен. беспощадно раскритиковать
Камень на сердце - о состоянии душевного беспокойства, тревоги, неопределенности
Камень преткновения - неразрешимые трудности, возникающие во время какого-то дела
Камень
к’амень — в древности очень широко использовался как строительный материал не только для башен, домов и дворцов, но даже и оград. Камни употреблялись как памятники и свидетели некоторых событий (Быт.28:18 ; Нав.4:6 ; Нав.24:26 -27; 1Цар.7:12 ; 1Цар.14:33), для устройства жертвенников (Исх.20:25) и как место убиения (Суд.9:5). Ими побивали осужденных на смерть и ими забрасывали убитого преступника (Нав.7:25). Из камней делали ножи (Исх.4:25) и сосуды для воды (Иоан.2:6), их употребляли как гири и как снаряды для метания (1Цар.17:40). Камнями закрывали отверстия колодцев и гробов. Краеугольные камни, скрепляющие две стены, специально вырезывались из скалы (Иер.51:26). Господь назван краеугольным камнем (Еф.2:20), а верующих Священное Писание называет живыми камнями духовного дома Божиего.
Камень
(скала, твердыня)
А. Использование камней
♦ подушка:
Быт 28:11
♦ жертвенник:
Суд 6:20,21
♦ памятный знак:
Нав 4:1-9
♦ убежища животных:
Пс 103:18
♦ укрытие:
1Цар 13:6
♦ могила:
Мф 27:60
♦ место, откуда течет вода:
Исх 17:6; Чис 20:8-11
Б. Камень как символ
1. Симона, названного Петром:
Мф 16:18; Ин 1:42
2. Апостолов, как основания церкви:
Еф 2:20; Откр 21:14
3. Христа
♦ камень в пустыне:
1Кор 10:4
♦ основание церкви:
1Кор 3:11
♦ краеугольный камень церкви:
Еф 2:20; 1Пет 2:6
♦ камень преткновения:
Рим 9:33; 1Пет 2:8
4. Господа, оберегающего и спасающего:
Втор 32:4,15; Пс 17:3; Ис 26:4; Авв 1:12
Камень
камень, камня, мн. камни, камней и (редк.) камней, и каменья, каменьев, муж.
1. только ед., собир. Всякая горная порода, твердая, нековкая и не распускающаяся в воде, в виде отдельного куска или массы. Улицы вымощены камнем. Камень уступает место железобетону.
2. Отдельный кусок такой породы. Куча камней (или каменьев). Дорожка усыпана мелкими камнями. Драгоценные камни.
| (мн. камни). Драгоценный камень (разг.). Булавка с камнем. Вся в камнях, разряженная. *****
5. только ед., перен. Душевная тяжесть, горе (разг. и поэт.). Камень на сердце лежит. Камень с души свалился.
6. (мн. камни). Окаменелое образование болезненного происхождения во внутренних органах (мед.). Желчные камни. Камни в печени.
• Камня на камне не оставить (ритор.) - разрушить до основания (библейское выражение). «Пролетариат ломает его (старый аппарат государственной власти) вдребезги, не оставляет в нем камня на камне.» Ленин. Бросать камнем в кого (книж.) - осуждать (от древней казни - побивать каменьями). Краеугольный камень - см. краеугольный. Камень преткновения - см. преткновение. Камни вопиют - см. вопиять. Винный камень - см. винный. Камень за пазухой (держать) на кого или против кого (разг.) - перен. о затаенной злобе на кого-нибудь, о скрытном намерении мстить, вредить кому-нибудь пробный камень - см. пробный. Камнем упасть (свалиться и т.п.) - упасть с быстротой и тяжестью падающего камня. «Сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее (собаки) мордой.» А.Тургенев.
КАМЕНЬ, мня, мн. мни, мней и (устар. и прост.) менья, меньев, м.
1. Твёрдая горная порода кусками или сплошной массой, а также кусок, обломок такой породы. Бросаться камнями. На сердце к. (перен.: о тяжёлом душевном состоянии). К. с души свалился (перен.: наступило душевное облегчение). Бросать камнем в когон. (также перен.: безоговорочно осуждать, обвинять когон.; неодобр.). К. за пазухой держать (перен.: таить злобу против когон.; разг.). Камня на камне не оставить от чегон. (перен.: разрушить до основания).
2. В сочетаниях: драгоценный камень, полудрагоценный каменькрасиво окрашенный или бесцветный прозрачный минерал, используемый для ювелирных украшений; поделочный каменькрасиво окрашенный минерал или горная порода, используемые для изготовления украшений, предметов искусства.
3. чаще мн. Плотное образование из солей и органических соединений во внутренних органах, протоках. Камни в печени. Камни в почках.
• Кто первый бросит камень? (книжн.)кто, считая, что сам он безгрешен, первым решится осудить виноватого [по евангельскому сказанию об Иисусе Христе, сказавшему людям о грешнице: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень»].
Камень преткновения (книжн.)помеха, затруднение.
| уменьш. камешек, шка, м. (к 1 и 2 знач.) и камушек, шка, м. (к 1 и 2 знач.). К. бросить в чейн. огород (недоброжелательно намекнуть на кого-чтон.; разг.). Ляг камушком, встань горошком (совет быстро заснуть и бодро, сразу встать; разг.).
| прил. каменный, ая, ое (к 1 и 3 знач.). К. мешок (перен.: тюрьма). К. век (период первобытной культуры, характеризующийся производством орудий труда и оружия из камня и кости).
Камень
Каменный мешок
1) тесная, низкая тюремная камера, в к-рой трудно вытянуться во весь рост (истор.),
2) тюрьма вообще (ритор.).
► Упрятать кого-н. в каменный мешок.
Как за каменной стеной - под совершенно надежной зашитой.
► Словом сказать, жили мы за ним, как за каменной стеной. Салтыков-Щедрин.
Камня на камне не оставить (ритор.) - разрушить до основания [библейское выражение].
► От вашего города камня на камне не останется.
Бросать камнем в кого (книжн.) - осуждать [от древней казни - побивать каменьями].
► В моих словах нет ни малейшего желания бросить камень ни в молодое поколение, ни в нигилизм. Герцен.
Краеугольный камень чего (книжн. ритор.) - основа, главная идея, исходная точка зрения [первонач. угловой камень в основании постройки; библейское выражение].
► -Эта теорема - краеугольный камень всей гипотезы.
Камень преткновения - помеха, затруднение, на к-рое наталкивается кто- н. в каком- н. деле (выражение заимствовано из Библии).
► -Это невинное событие... во многих случаях жизни служило мне соблазном и камнем преткновения, о который я спотыкался и довольно больно разбил себе нос. Лесков.
Камни вопиют - поговорка о необыкновенно возмутительном деле.
Камень за пазухой (держать) на кого или против кого (разг.) - перен. о затаенной злобе на кого-н., о скрытном намерении мстить, вредить кому-н.
► Давно держит камень за пазухой.
Пробный камень
1) то же, что пробирный [камень, употребляется при количественном определении благородных металлов в сплаве];
2) перен. о каком- н. поступке, случае и т. п., служащем испытанием прочности, ценности, силы чего-н.
► Пробный камень дружеских отношений.
Камнем упасть (свалиться и т. п.) - упасть с быстротой и тяжестью падающего камня.
► Сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её (собаки) мордой. Тургенев.
Камешек в огород чей (разг. ирон.) - обидный намек по адресу кого-н.
► Понятно, в чей огород этот камешек.
Камень
(древнеевр. 'eben, греч. πέτρος, λιθος, лат. lapis, saxum, petra).
С доисторических времен у разных народов К. благодаря его твердости, тяжести, неподвижности, неподвластности времени считался причастным к сверхъестественным силам. Участки земли, где расположены валуны и скалы, выделяющиеся из окружающего пейзажа, становились свящ. местами, а сами эти К. — жертвенниками. Свящ. К. нередко были связаны со свящ. рощами и источниками. К. обозначали границы между территориями племен и владениями отд. семей: т.о., эти границы носили свящ. характер (их нерушимость защищали племенные и родовые боги). К. играли роль надгробных памятников: они защищали живых и мертвых от возможного взаимного вреда, примиряли тех и других. Важную рел. функцию играли К., упавшие с неба (метеориты).
В Библии осн. обрядовая функция К. — жертвенник (Исх 24, 4; Втор 27, 2–8; 1 Цар 14, 33; 3 Цар 1, 9; 18, 31–32); он должен быть нетесаным (Исх 20, 25). Каменными были скрижали Завета (Исх 24, 12). При строительстве Иерус. храма использовались дорогие обработанные камни (3 Цар 7, 9–11; 4 Цар 22, 6). Из К. изготовлялись сосуды для воды, предназначенной для очищения (Ин 2, 6). К. складывались на могилах (Быт 35, 20; 2 Цар 18, 17–18) или закрывали вход в гробницу (Мк 15, 46).
В ранний период иуд. истории К. воздвигались как памятники в местах особых явлений Бога (Быт 28, 18; 35, 14), важных событий в истории Израиля (Ис Нав 4, 3.20), как знаки в память о союзе, свидетель которому — Бог (Быт 31, 44–54). Позже воздвижение культовых К. («столбов») запрещалось как связанное с идолопоклонством (Исх 23, 24; 34, 13; Лев 26, 1; Втор 7, 5; 12, 3; 16, 22). В ряде библ. текстов К. означает идола в противоположность Богу (Прем 13, 10; Иер 2, 27; Деян 17, 29).
В Св. Писании К. нередко имеет и др. символику, олицетворяя мертвое, бесполезное, противопоставляется плоти (Иез 10, 19; 2 Кор 3, 3), хлебу (Мф 4, 3; 7, 9). Однако, согласно Лк 3, 8, Бог может из камней сделать новых сынов Авраама, т.е. новый народ Божий, в посрамление старого, неверного Богу: это аллюзия на Ис 51, 1–2, где рождение потомства Авраама уподобляется высечению из скалы. Этот же текст, возможно, имеет в виду Иисус, называя Петра (имя которого означает К. или скалу) тем К., на котором Он воздвигнет Свою Церковь (Мф 16, 18) — новый народ Божий, новый Храм, состоящий из живых К. (Еф 2, 20–21) — христиан. Христос — краеугольный К. этого нового Храма (термин обозначал как общее основание, на которое опирались смежные стены, так и завершение свода — замковый К.; в любом случае речь идет о К., держащем все здание). Образ надежного краеугольного К., полагаемого Богом, восходит к пророкам (Ис 28, 16; Зах 3, 9; 4, 7). С др. стороны, согласно Пс 118, 22, главою угла стал К., прежде отвергнутый строителями. Мк 12, 10 и Деян 4, 11 применяют этот образ к Иисусу Христу, имея в виду Его смерть и воскресение. Этот образ соединяется и с образом К. преткновения и соблазна (1 Петр 2, 4–8; Рим 9, 32–33), восходящим к Ис 8, 14. Согласно Лк 20, 17–18, тот, кто упадет на этот К., разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (эти слова намекают на К., который, согласно Дан 2, 31–45, окончательно сокрушит все царства). Иисус — не только краеугольный К. для спасенных Им, но и причина гибели всех тех, кто противодействует Богу.
1 Кор 10, 4 говорит об Иисусе как о К. — источнике воды (ср. Ин 4, 10). Этот образ вызывает в памяти скалу, из которой вследствие удара Моисея забил источник (Исх 10, 4; Числ 20, 11).
Отд. группу свящ. К. образуют драгоценные К. Благодаря игре света, как бы отражающей Божественное сияние, а также их редкости, труднодоступности, дорогой цене в них видели особые символы божества и украшали ими свящ. предметы. Часто этим К. приписывались магические свойства. 12 различных драгоценных К. украшали наперсник первосвященника (Исх 17, 20; 39, 10–12; Иосиф Флавий, Иудейская война 5, 234, Иудейские древности 3, 168). В разных источниках состав и порядок этих К. неск. отличаются. Перечень К., которыми украшены одежды царя Тирского (Иез 28, 13), включает 9 из 12 К. наперсника. Еще один похожий список — К., которыми украшены 12 оснований нового Иерусалима (Откр 21, 19–20; ср. Тов 13, 16–17; Ис 54, 11–12). Не только толкование символики, но и идентификация библ. К. — сложная проблема, т.к. древние названия не совпадают с современными: в древности К. классифицировались гл. обр. по цвету, а не по твердости и химическим свойствам, как сейчас.
Лит-ра: Evans J. The Magical Jewels of the Middle Ages. Ox., 1923; Cooper C.W. The Precious Stones of the Bible. L., 1924; Pazzini A. Le pietre preziose nella storia della medicina e nella legenda. R., 1939; Sciascia P. Lapis reprobatus. R., 1959; Eliade M. Histoire des croyances et des idОes religieuses. P., 1976, vol. 1; Oss D.A. The Interpretation of the «Stone» Passages by Peter and Paul // Journal of the Evangelical Theological Society 32 (1989), 181–200; Sacred Sites, Sacred Places. L., 1994.
А. Горелов
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.