Значение слова «калининград»

Что означает слово «калининград»

Энциклопедический словарь

Калининград

  1. город (с 1938) в Российской Федерации, Московская обл. Железнодорожная станция (Подлипки). 136 тыс. жителей (1993). Центр ракетно-космической промышленности. Предприятия деревообрабатывающей, текстильной промышленности. Дом-музей В. И. Ленина. Назван по имени М. И. Калинина.
  2. (до 1946 Кенигсберг, Konigsberg), город в Российской Федерации, центр Калининградской обл., на р. Преголя, при впадении ее в Калининградский залив. Незамерзающий порт, связан с Балтийским м. глубоководным каналом (до г. Балтийск). Железнодорожный узел. 413 тыс. жителей (1993). База рыбопромыслового и транспортного флота. Машиностроение и металлообработка (заводы: судоремонтный, вагоностроительный, "Электросварка", автоагрегатный; производство рыбообрабатывающего оборудования и др.), целлюлозно-бумажная, пищевая (в т. ч. рыбоперерабатывающая), легкая промышленность. 3 вуза (в т. ч. университет), 2 театра. Историко-художественный музей. Музей янтаря. Могила И. Канта. Основан как крепость в 1255. До 1945 центр Вост. Пруссии. Переименован по имени М. И. Калинина.

Католическая Энциклопедия

Калининград

(до 1946 — Кёнигсберг, Königsberg) — город в РФ, центр Калининградской обл.; нас. 422,1 тыс. чел. Основан в 1255 рыцарями Тевтонского ордена как крепость в ходе покорения земель пруссов, вскоре стал важным портовым городом. После секуляризации Тевтонского ордена в 1525–1618 стал резиденцией прус. герцогов, с 1618 — в составе Бранденбургско-Прусского гос-ва, с 1701 — Королевства Прусского (лПруссия). В период Семилетней войны 1756–63 взят рус. войсками в 1758 и до 1762 был центром рос. генерал-губернаторства Вост. Пруссия. С 1871 вошел в состав Германской империи. Во время Второй мировой войны был взят сов. войсками 9.04.1945 и по решению Потсдамской конференции 1945 К. вместе с прилегающей терр. (1/3 бывшей Вост. Пруссии) отошел к СССР. В 1946 переименован в честь сов. гос. деятеля М.И. Калинина. Христианизацию терр. Вост. Пруссии начал во 2-й пол. X в. Адальберт Пражский. На дальнейшую миссион. деятельность повлияло признание этих земель со стороны Свящ. Рим. империи сферой польск. влияния. В нач. 1009 проповедовать Евангелие сюда отправился Бруно Кверфуртский, однако, как и Адальберт Пражский, он погиб мученической смертью. Спустя 100 лет его дело продолжили польск. цистерцианцы. 4.09.1210 Папа Иннокентий III в булле Coelestis agricola поручил пастырскую опеку над терр. Пруссии (до назначения там собственного епископа) Гнезненскому архиепископу. 18.02.1216 еп. Пруссии был назначен Христиан. Племена язычников-пруссов совершали нападения на неофитов-христиан и миссионеров Вост. Пруссии, а также набеги на соседние польск. земли. Папа Гонорий III призвал весь христ. мир защитить новообращенных пруссов в крестовом походе против язычников, который состоялся в 1222 и был повторен в 1223. В то же время возник план христианизации Пруссии силами рыцарских орденов. Завоевание терр. Вост. Пруссии с одновременной христианизацией начал Тевтонский орден. В 1236 Папа Григорий IX уполномочил легата Вильгельма Моденского разделить терр. Пруссии на 3 еп-ва. Это решение подтвердил 29.07.1243 Папа Иннокентий IV, и были созданы 3 прус. еп-ва: Помезанское, Вармийское и Самбийское. Вплоть до 1821 терр. Вост. Пруссии входила в состав двух еп-в: юж. часть принадлежала к Вармийскому еп-ву, а остальные — к Самбийскому. Церк. управление осуществлялось одновременно двумя ординариями, вармийским и самбийским, которые до 1-й пол. XVI в. подчинялись Рижской митрополии. В Самбийском еп-ве (в отличие от Вармийского) все ординарии вплоть до начала Реформации были членами Тевтонского ордена. 3-й Самбийский еп. Генрих I фон Штриттберг (прежде еп. Вармийский), объявил Кёнигсберг столицей еп-ва, а Фишхаузен (совр. г. Приморск) — резиденцией епископов. В 1285 был создан кафедр. капитул с резиденцией в Кёнигсберге (его членами были исключительно дух. лица из Тевтонского ордена); в 1330–80 был построен кафедр. собор. Вскоре на терр. Самбийского еп-ва начали деятельность 2 мужских монастыря (лкармелитов и францисканцев), а также 3 женских монастыря (лцистерцианок, бенедиктинок и Конгрегации св. Елизаветы Венгерской). Первые приходы на терр. Вост. Пруссии возникли сразу после создания еп-ва: в 1249 было основано 8 катол. приходов, все над Вислинским заливом. Во 2-й пол. XIII в. было построено 3 катол. храма: 2 в Кёнигсберге и 1 в Фишхаузене. До 1350 было построено 35 катол. храмов; в период между 1350 и 1500 — еще 57. На дальнейшую судьбу Католической Церкви в Вост. Пруссии оказала влияние деятельность Лютера. В Пруссии его сторонниками стали великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт фон Гогенцоллерн, Помезанский еп. Эрхард Куайсс и Самбийский еп. Георг Поленц, который перешел в протестантизм в 1524; в мае того же года он начал секуляризацию монастырей. Г. Поленца поддержал вел. магистр Альбрехт, который заключил в Кракове мир с польск. королем Сигизмундом I Старым, а затем секуляризировал Тевтонский орден и стал вассалом Польши в качестве прус. герцога. 10.12.1525 произошел офиц. переход в лютеранство всего Самбийского еп-ва и частей Вармийского еп-ва, входивших в герцогство Пруссии; эта терр. была включена в протест. Самбийское еп-во. Хотя Самбийское катол. еп-во номинально продолжало существовать и терр. герцогства Пруссии входила в Вармийское еп-во, на практике деятельность Католической Церкви на этих землях была прекращена. Первая офиц. попытка вернуть Самбийское еп-во в лоно Католической Церкви была предпринята на синоде в Пётркове (Польша) в 1577; собравшиеся епископы в присутствии апост. нунция Викентия Лаурео и примаса Польши Якуба Уханьского обратились к королю Стефану Баторию с просьбой возродить Самбийское еп-во; однако никаких офиц. действий в этом направлении не последовало. В 1605 бранденбургский герцог Иоахим Фридрих гарантировал католикам свободу вероисповедания. Католики получили также все гражданские права: возможность занимать любые должности, строить молитвенные дома, часовни и храмы. Кроме того, герцог обязался за свой счет построить в Кёнигсберге катол. храм и ежегодно выплачивать его настоятелю по 1000 флоринов. Однако сын Иоахима Фридриха Иоанн Сигизмунд отказался исполнять обещания отца. Король Польши Сигизмунд III в 1609 созвал комиссию, которая должна была укрепить королевскую власть в Пруссии и обеспечить права католиков. 7.11.1611 польск. сейм принял конституцию De feudo ducatus Prussiae, которая подтвердила условия 1605 относительно вопросов вероисповедания. С того времени принципы свободы вероисповедания официально действовали в течение почти 200 лет, хотя не всегда соблюдались на практике. При участии польск. королевского двора и Вармийского еп. Симона Рудницкого в 1614 началось строительство катол. храма в Закхайме (районе Кёнигсберга), спустя 2 года храм был открыт; первая месса состоялась в нем 11.12.1616. Одновременно с созданием катол. прихода в столице бывшего Самбийского еп-ва появилась возможность офиц. принятия в юрисдикцию епископа Вармийского католиков герцогства Пруссии. Это было закреплено в бреве Папы Павла V Quas dedit Amplitudo tua от 7.12.1617. Т.о., Вармийские еп. получили юридические основания для дух. попечительства над прус. католиками. Поскольку Самбия так и не имела собственного катол. епископа, Вармийские еп. с 1635 добавляли к собственному титулу «... et Sambiensis». В катол. приходе Кёнигсберга настоятелями были священники Вармийского еп-ва, а викариями (с небольшими перерывами) — иезуиты. В 1647 при катол. храме был открыт постоянный миссион. центр. Результатом его деятельности стал переход в католичество ок. 1000 протестантов, состоявшийся год спустя. В 1650 иезуиты открыли в Кёнигсберге госпиталь, а 3 года спустя — школу для детей из катол. семей. В силу привилегий, данных иезуитам 30.04.1659 польск. королем Яном Казимиром, они могли заниматься пастырской деятельностью не только по всей Пруссии, но и в Курляндии, Семигалии и Лифляндии. В 1764 здание катол. храма в Кёнигсберге сгорело. Строительство нового храма было начато 5 лет спустя и завершено в 1777. Приход в то время насчитывал ок. 5 тыс. человек. Этот храм сильно пострадал во время Второй мировой войны от налетов англ. авиации в авг. 1944 и штурма города сов. войсками в апр. 1945. В 1960-е руины храма были снесены. Др. постоянный миссион. центр был создан в нач. XVIII в. в Тильзите (совр. Советск). Мессы служились также в частных катол. часовнях, которые начиная с XVII в. строили католики-дворяне, напр. в Норденбурге (совр. пос. Крылово Гусевского района) — имении графов Шлибен и в Зентайнене (ок. Тильзита) — имении графов фон Глишен-Дренговских. После присоединения Вармии к Пруссии (в силу указа короля Фридриха II от 13.09.1772) катол. епископы были лишены светской власти на терр. своих еп-в и подчинены юрисдикции протест. правителей, которые вскоре также завладели землями Польского гос-ва (разделы в 1793 и 1795). Новая полит. ситуация повлекла за собой адм. реорганизацию Католической Церкви в Пруссии, осуществленную Апост. Престолом согласно булле Папы Пия VII De salute animarum от 16.07.1821. Вармийское еп-во теперь включало также Жулавский, Новоставский, Мальборкский, Штумский и Дзежгоньский деканаты, ранее принадлежавшие к Холмскому еп-ву и упраздненному этой буллой Самбийскому еп-ву. С тех пор до конца Второй мировой войны терр. совр. Калининградской обл. целиком входила в состав Вармийского еп-ва. В 1821 на этой терр. действовали 2 прихода, в которых работали епарх. священники (после роспуска в 1780 в Пруссии Об-ва Иисуса); в Кёнигсберге, Тильзите и Мемеле (совр. Клайпеда, Литва) работали бернардинцы. Миссион. центр в Мемеле был открыт в кон. XVIII в., но пастырское служение там начали еще в 1740 бернардинцы из монастыря в Кроттингене (совр. Кретинга, Литва). В Мемеле, на месте, дарованном королем Фридрихом II, в 1783 была построена часовня. Миссион. центр получил ранг прихода в 1842, в 1862–65 был построен новый храм. Очередной центр пастырского служения на терр. Вост. Пруссии был образован в нач. XIX в. в Шилльгаллене (совр. Шильгаляй, Литва), в 1814 там была построена небольшая часовня. В 1842 миссион. центр в Шилльгаллене получил права прихода, в 1882 был освящен новый катол. храм. Катол. часовня в Робкоене (ныне Литва) была создана в 1865, а 4 года спустя там был освящен новый катол. храм. В 1850 был построен и освящен катол. храм в Шиббене (совр. Чибай, Литва). 15.01.1852 был создан Самбийский деканат с резиденцией в Кёнигсберге; ему были подчинены приходы Кёнигсберга (1300 чел.), Тильзита (2767 чел.), Мемеля (1390 чел.), Шилльгаллена с часовней в Шиббене (1500 чел.) и Бартшкемена, ок. Пиллькаллена (совр. Добровольск). Затем появились также пастырские центры в Хайлигенбайле (совр. г. Мамоново) в 1852, Бильдервайтшене (совр. пос. Луговое) в 1857 (здание храма сохранилось до наст. времени), в Ридельсберге в 1863 и в Инстербурге (совр. Черняховск) в 1864 (здание храма сохранилось и в 1993 возвращено католикам). В 1869 из Самбийского деканата был выделен Литовский деканат с резиденцией в Тильзите. С тех пор на терр. Вост. Пруссии действовали 2 деканата, Самбийский и Литовский; к первому (с резиденцией в Кёнигсберге) относились приходы в Кёнигсберге, Мемеле, Инстербурге и община при часовне в Коршеллене (совр. пос. Мичурино); ко второму — приходы в Тильзите, Шилльгаллене, Бильдервайтшене, Шиббене, Ридельсберге и Робкоене. В 1870 все катол. приходы насчитывали 6378 чел., а в 1900 — 10 616 чел. Из женских монашеских конгрегаций в Вост. Пруссии в XIX в. работали монахини из Конгрегации св. Елизаветы Венгерской, прибывшие в Кёнигсберг в 1864. В 1890 монахини этой конгр. открыли небольшой госпиталь. В 1898 в Кёнигсберге была учреждена гл. обитель прус. провинции Конгр. св. Елизаветы Венгерской. В период «Культуркампфа» на терр. Вост. Пруссии было достаточно сильным движение старокатоликов; с 1875 они владели храмами в Кёнигсберге и Инстербурге. Деятельность старокатоликов прекратилась в 1886. В 1904–07 в Кёнигсберге был построен катол. храм Св. Семейства в неоготическом стиле (ныне в здании храма располагается концертный зал), в 1931–32 — храм Св. Иосифа (здание сильно перестроено). В 1932 было завершено строительство катол. храма Св. Адальберта, начатое в 1904 (ныне в нем располагается науч. лаборатория). Всего в 1938 на терр. Вост. Пруссии в границах нынешней Калининградской обл. было 17 катол. приходов и 25 часовен. После окончания Второй мировой войны терр. Вост. Пруссии была поделена между Польшей и СССР (при этом часть отошла к Литовской ССР, а часть — к РСФСР. С 1948 по 1967 на терр. Калининградской обл. не было ни одной рел. общины или организации. В 1967 была зарегистрирована община баптистов в пос. Первомайский неподалеку от К. С 1985 началась регистрация общин Русской Правосл. Церкви. 1.11.1990 в Калининградском гос. ун-те состоялась первая после войны торжественная месса; ее служил свящ. Анупрас Гауронскас из литов. епархии Тельшяй. В 1991 еп. А. Ваичюс из этой епархии доверил о. А. Гауронскасу пастырское попечение над католиками Калининградской обл. В июне 1991 архиеп. Тадеуш Кондрусевич направил для работы в К. и Калининградской области свящ. Ежи Стецкевича. Вскоре в К. был зарегистрирован приход Св. Семейства, месса совершалась у стен храма Св. Семейства (который до сих пор не возвращен католикам). С помощью евангелизационного центра в Майнингене и нем. катол. организации «Kirche in Not» был создан первый в К. катол. центр с часовней (ул. Марины Расковой, 15). В 1992–93 для богослужений в городах Калининградской обл. использовалась передвижная часовня. В 1992 областная администрация приняла решение о передаче катол. общине храма Св. Адальберта (однако это решение не было исполнено), после чего был зарегистрирован второй катол. приход в К. — Св. Адальберта. В том же году католикам был передан храм в Большакове. Осенью 1992 в К. из Германии приехали первые монахини Конгр. Божией Матери Шенштаттской, а в 1993 из Польши — монахини-назаретанки. В 1993 в К. открылся филиал моск. богосл. Колледжа св. Фомы Аквинского и зарегистрирована благотворительная организация «Каритас» («Каритас-Запад»). Под руководством диакона Хельмута Квирренбаха из об-ва «Lumen Christi» в К. была привезена из Германии большая часовня, способная вместить до 1000 чел., которую установили на берегу р. Прегола (с весны 1994 до лета 2000 эта часовня была единственным катол. храмом в К.). Для работы в возвращенном катол. храме в Черняховске приехал свящ.-францисканец Чеслав Козел (OFMConv); при храме был зарегистрирован приход Св. Бруно Кверфуртского. 11.06.1994 в Техническом ун-те прошла первая науч. конференция, посвященная св. Адальберту, в которой приняли участие представители Католической, Православной и Евангелической Церквей. С июня 1994 издается катол. газета на рус. яз. Калининградский католический вестник. В конце апр. 1995 архиеп. Тадеуш Кондрусевич освятил 4 новые часовни, построенные нем. организацией «Реновабис» — в Мамонове, Раздольном, Светлом и Залесье. С этого же времени в Калининградской обл. начали свою деятельность монахини Конгр. св. Екатерины Александрийской. Катол. общины К. в ноябре 1995 посетил апост. нунций архиеп. Дж. Буковски, который вместе с архиеп. Т. Кондрусевичем освятил участок земли в центре К. под строительство храма Св. Адальберта, а также новую столовую для бедных, организованную при приходе Св. Семейства Мальтийской службой помощи из Германии. В нач. 1997 в К. был зарегистрирован Рос. фонд св. Адальберта, а через неск. недель — катол. издательство «Адальбертинум». Гл. рел. событием 1997 в Калининградской обл. стало 1000-летие смерти св. Адальберта: 23.04.1997 на предполагаемом месте гибели св. Адальберта на побережье Балтийского моря был установлен 10-метровый крест, 2–4.05.1997 прошли общеевроп. юбилейные торжества. Осенью 1997 приход Св. Адальберта начал пастырское попечение над моряками: группа добровольцев стала издавать журнал для моряков и рыбаков Stella Maris на рус. язык. Весной 1998 катол. община К. начала строительство храма Св. Адальберта. В наст. время в К. богослужения совершаются в часовне Божией Матери Фатимской, действует приходский центр, включающий библиотеку, читальный зал и катехизационные классы. Калининградская обл. является епископским викариатом, на ее терр. зарегистрировано 23 прихода, объединенных в 2 деканата — Калининградский и Советско-Черняховский. Кроме того, пастырская деятельность ведется еще в 8 общинах. В области работают 17 свящ., 2 диакона, 13 монахинь. Католики составляют ок. 4% населения Калининградской области. Катол. приходы К. и Калининградской обл. относятся к архиепархии Божией Матери с центром в Москве. Лит-ра: Лависс Э. Очерки по истории Пруссии. М., 1915; Губин А.Б., Строкин В.Н. Очерки истории Кёнигсберга. Калининград, 1991; Восточная Пруссия. Калининград, 1996; Стецкевич Е. Войцех Адальберт. Калининград, 1999; Lehmann M. PreuІen und die katholische Kirche seit 1640. Lpz., 1878–94. 7 Bd.; Weber L. PreuІen vor 500 Jahren in culturhistorischer, statistischer und militКrischer Beziehung: Nebst Special-Geographie. Danzig, 1879; Dr. Warmiensis [Matern G.]. Katholizismus und Protestantismus in OstrpreuІen einst und jetzt. Braunsberg, 1898; Dittrich F. Geschichte des Katholizismus in AltpreuІen // Zeitschrift fЯr die Geschichte und Altertumskunde Ermlands 13 (1901), 1–289, 493–741; Idem. Der Kulturkampf in Ermlande. B., 1913; Idem. Die katholische Kirche und Gemeinde zu KЪnigsberg. KЪnigsberg, 1914; Steinki J. Katholische Caritas und katholisches Vereinswesen in der DiЪzese Ermland. Braunsberg, 1931; Gause F. Die Geschichte der Stadt KЪnigsberg in PreuІen. KЪnigsberg, 1965–68. 2 Bd.; Kumor B. Granice metropolii i diecezji polskich (966–1939). Lublin, 1969; Mortensen G. Historisch-geographischer Atlas des PreuІenlandes: Lieferung 3: Der Gang der KirchengrЯndungen (Pfarrkirchen) in AltpreuІen. Wiesbaden, 1973; Wermter E.M. Geschichte der DiЪzese und des Hochstiftes Ermland. MЯnster, 1977; Kopiczko A. UstrЧj i organizacja diecezji warmifskiej 1525–1772. Olsztyn, 1993.

А. Копичко, о. Е. Стецкевич


Морфологический разбор «калининград»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: именительный, винительный; остальные признаки: топоним; отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что? ...

Синонимы слова «калининград»


Фонетический разбор «калининград»

транскрипция: [кал'ин'инграт]
количество слогов: 4
переносы: (ка - ли - нин - град) ...

Ассоциации к слову «калининград»


Близкие по смыслу слова к слову «калининград»


Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.