КАБИР
Большой, старший, великий; имеющий важное значение
КАБИР
Большой, старший, великий; имеющий важное значение
Кабир
(ок. 1440 - ок. 1518), индийский поэт. Писал на хинди. По профессии ткач. Один из проповедников учения бхакти. Выступал против кастового строя.
Кабир
— знаменитый индусский религиозный реформатор, вероятно, начала XV в. О жизни его известно немного, так что даже существование его подвергалось сомнению. Вероятно, что он родился в Бенаресе в касте ткачей (одна из презренных, низших каст), был одним из проповедников секты Рамананда (см.), по преданию даже его непосредственным учеником (легенда дает ему 300 лет жизни, от 1149 до 1449 г.). К. не оставил письменных памятников своей деятельности, но его последователи имеют все-таки довольно много сборников (на языке хинди), составленных будто бы его непосредственными учениками. В них сохранены собственные изречения и учения К., заключающиеся в довольно иногда объемистых стихотворных отрывках, а также в диалогах, в которых он является главным собеседником. В диалогах К. оспаривает все индусские суеверия и традиции. Он отвергает и осмеивает Шастры и Пураны обличает надменность и лицемерие брахманов, отрицает все различия каст, религий и сект. Все любящие Бога и делающие добро — индусы или мусульмане, безразлично, — братья. Идолопоклонство и все отзывающееся им строго осуждается К.: храм должен быть только местом молитвы. К. не дозволяет своим ученикам ни бросающихся в глаза обрядов, ни таких же особенностей в костюме, которые, по его мнению, только отчуждают людей друг от друга и разделяют их. Чтобы не вызывать соблазна и излишней вражды в окружающих, К. предписывает своим последователям согласоваться с ними в неважных и безразличных вещах. Он советует самоотречение и созерцательную жизнь, но выше всего ставить нравственную чистоту, не связывая ее с тем или другим специальным образом жизни. Авторитет в вопросах веры и нравственности принадлежит учителям секты — гуру, но послушание им не должно быть слепо, и совесть верующего сохраняет свою свободу. Общий характер учения К. напоминает мусульманский квиетизм. Это сходство замечено было и в Индии, так что магометане считают К. одним из своих учителей, а индусы, в свою очередь, сложили предание, что К. был мусульманином, обратившимся в индуизм. Очевидной целью К. было создать индусско-мусульманскую унию, и потому он с одинаковой силой нападает как на нетерпимость Корана и фанатизм мусульманского духовенства, так и на суеверия и предрассудки своих земляков. Монотеизм ислама, чуждый всякой чувственности строгий культ его, широкое братство (в пределах мусульманской церкви) и практическая мораль произвели на К. сильное впечатление, но только в общих чертах. Он не знает хорошо мусульманского богословия: его Бог взят из Веданты, а не из Корана; в формуле посвящения новичков в его секту упоминается Рама, а монотеизм уживается с признанием большинства олицетворений индуизма. Последователи К. — Кабир-Пантхи (идущие по пути К.) — образуют теперь 12 главных подразделений, которые поддерживают взаимную связь, несмотря на некоторые различия в учении и культе. Центр их — Бенарес, но они встречаются и в Бенгалии, Гуджерате, центральной Индии и даже в Декане. Число их должно быть довольно значительно, хотя и не поддается точному определению, ввиду их стараний не отличаться по обычаям от среды, в которой они находятся. В конце прошлого века на одном из религиозных сборищ в Бенаресе их присутствовало 35000. К. почитается за святого большинством вишнуитов; многие другие реформаторские секты индусов прямо признают его авторитет, а влияние его заметно на всех. В связи с учением К. находится и самая замечательная из новых индусских сект — сикхи, или сейки (см.).
Ср. H. Wilson, "Select Works" (т. I, стр. 69,153).
С. Булич.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.