Йога
йога. см. иога.
Йога
йога. см. иога.
Йога
, -и, ж.
Разработанная в Индии система методов, физических упражнений, позволяющих человеку управлять функциями своего организма, совершенствоваться духовно.
* Заниматься йогой. *
Йога
ж.
Религиозно-философское учение древней и средневековой Индии, в основе которой
лежит разработанная система приемов и методов самоуправления психикой и
физиологическими процессами человека и освобождения его от уз материальной
зависимости.
ЙОГА [ёга], и, ж.
1. В Индии: религиозно-философское учение, разработавшее особую систему приёмов и методов самопознания, позволяющего человеку управлять психическими и физиологическими функциями своего организма.
2. Система физических упражнений, выработанная последователями этого учения. Заниматься йогой.
Йога
(санскр., букв. "средство", "способ", "единение", "действие", "укрепление" и др.) — комплекс приемов и упражнений для очищения тела и сознания и для достижения состояния духовного созерцания. Йогич. практика применяется во всех инд. религ.-филос. школах, кроме мимансы и чарвака. Она имеет очень древние корни: упоминается уже в Ведах и Упанишадах. Особенно большое значение йога приобрела в одноименной филос. системе, основывавшейся на "Йога-сутрах" Патанджали (ок. 2 в. до н. э.). Представители названной системы сыграли большую роль в совершенствовании методов йоги. В буддизме йога считалась важной ступенькой на пути к просветлению. Будда учился приемам йоги у аскета-шрамана Арады Каламы близ г. Вайшали, медитации — у шрамана Удраки Рамапутры в окрестностях Раджагрихи, и хотя эти занятия приблизили его к просветлению, они были признаны им недостаточными для достижения освобождения. Буддисты считали, что с помощью йоги можно развить в себе способность помнить о своих прежних рождениях.
Н. А. Канаева
Йога
(санскр., букв. - связь, единение, сосредоточение, усилие),
Йога
Yoga
"соединение, сочетание, стягивание, средство". Название древнеиндийской философской школы, учащей об осуществлении освобождения: эта школа очень близка школе Санкхье. Считается, что Санкхья дает теоретическое обоснование тому, что практически осуществляет йога. Различают четыре основные направления в Йоге: джнана йога, йога познания считает, что для освобождения достаточно постигнуть иллюзорность мира и реальность Атмана. К ней примыкает раджа йога, или царственная йога, выработавшая ряд физических и психических приёмов для самоуглубления (самадхи); целью этой йоги является полная интраверсия. Бхакти йога, провозглашаемая Бхагавадгитой, учит, что Освобождение достигается в силу благоговейной любви к Высшему, не всегда понимаемому, как личность; любовь без дела – пустой звук, а поэтому Бхакти требует деятельности, но совершенно бескорыстной, во имя идеи. Это и есть карма-йога, осуществляющая то, что утверждает бхакти. Джнана йога учит, что всякое дело, каково бы ни было его выполнение, всегда связывает, а поэтому она считает карма-йогу, наряду с бхакти, низшей ступенью, нужной лишь для незнающих, только вступивших на путь освобождения, и совершенно бесполезной для уже продвинувшихся на этом пути. Такова сущность учения Шанкары.
Йога
(санскр. yoga) — 1) у индусов напряженное сосредоточение духа, созерцание Божества, в результате которого получается мистическое соединение души с Богом, когда душа "чувствует себя в Боге и Бога в себе". 2) Так же называется одна из шести индийских философских школ, по преданию, основанная во II в. до Р. Х. Патанджали; по его имени она назыв. также P â tanjala. Понятие Й., как отвлечения мысли от внешних вещей и сосредоточение их на высшем духе, существовало, однако, еще раньше Патанджали. Древнейшим учителем школы считается в предании мудрец Яджнявалкья (см.), ок. 360 г. до Р. Х.; в его Законнике уже излагается учение Й. Патанджали, по-видимому, только привел это философское учение в систему и изложил его в так. назыв. Йогасутра (учебник Й.). Оно имеет много общего со школой Санкхья (см.), вместе с которой часто упоминается, откуда возникает даже особый термин (в двойственном числе) — Санкхья-Й. В подробностях взаимное отношение этих двух школ еще не вполне выяснено. Общая черта — первичный дуализм духа и материи; методы схожи, но Й. отличается ясно выраженным атеистическим направлением (Санкхья — атеистична) и признает существование не только индивидуальной души, но также и всепроницающего верховного духа, свободного от всех влияний, имеющих силу над прочими душами. Из этого верховного и начального духа берут начало все отдельные души. Чтобы достигнуть соединения души с Богом указываются определенные благочестивые упражнения и разные виды умерщвления плоти. Эта практическая сторона учения Й. достигла, с течением времени, особого развития. Школа Й. возникла, по-видимому, позднее Санкхья и, быть может, представляет собой атеистическое дополнение или дальнейшее развитие этой последней. Последователи учения — йоги, или йогины, — для достижения конечной цели должны пройти следующие четыре ступени: 1) изучение правил Й., 2) приобретение совершенного их знания, 3) применение этого знания на практике и победа над материальным влиянием первичных стихий, 4) уничтожение всякого сознания своей личности. Таким образом получается тожество живого духа (J îvâ tman) с верховным (Brahma), созерцающего — с предметом созерцания.
Литература: Patanjali, "The Y oga aphorisms" (изд. в Аллахабаде, 1852—53; в Калькутте, с комментариями и английским переводом, 1881—1883); "Patanjala-Darahsna or aphorisms of P. philosophy" (Калькутта, 1880); "The Yoga Sutra" (перев. с предислов. и примеч., Бомбей, 1890); английский перевод под заглавием: "Aphorisms of the Yoga etc.". Монографии: Paul, "On the Yoga philosophy" (З изд., Бомбей, 1888); Markus, "Die Yoga Philosophie nach dem R âjamâ rtanda" (Галле, 1886).
С. Булич.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.