Ислам
‘религия’
Syn: мусульманство, магометанство (кн.)
Ислам
‘религия’
Syn: мусульманство, магометанство (кн.)
Ислам
ислам, ислама, мн. нет, муж. (араб. islam, букв. предание себя, подразумевается - воле аллаха) (книж.). Магометанская религия, мусульманство.
Ислам
, -а, м.
То же, что мусульманство.
* Исповедовать ислам. *
|| прил. исламский, -ая, -ое.
* Исламские сепаратисты. *
Ислам
м.
Одна из наиболее распространенных мировых религий, возникшая в Аравии VII в.,
получившая распространение на Ближнем и Среднем Востоке, в некоторых странах
Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и имеющая своими основными
догматами поклонение единому богу - Аллаху и признание Мухаммеда Его
посланником; мусульманство.
ИСЛАМ, а, м. Распространившаяся во многих странах Востока одна из трёх мировых религий, возникшая в Аравии в 7 в. н. э. на основе почитания Аллаха как единого Бога. Вероучение ислама. Шиитское направление ислама (признающее право быть имамом только за потомком Мухаммеда). Суннитское направление ислама (признающее право быть имамом не только за потомком Мухаммеда).
| прил. исламский, ая, ое.
Ислам
или мусульманство
(араб., букв. - покорность) – одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII в. в Западной Аравии, ее последователи мусульмане. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником» пророком. Вероучение ислама изложено в Коране, сложилось из элементов первобытных религий, иудаизма, христианства и зороастризма; ислам распространен преимущественно в странах Среднего и Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, ряде областей бывшего СССР; то же, что мусульманство. В его основе лежит вера а единого бога (Аллаха), творца небес и земли, по воле которого совершаются все события в окружающем мире, складываются судьбы людей. Основателем вероучения считается пророк Мухаммед.
Ислам
(араб., букв. покорность)
монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи - мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу - всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); милостыня в пользу бедных (закат); пост в месяце рамадан (саун); паломничество в Мекку(хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное предание - сунна. Основные направления - суннизм и шиизм. В 10 в. создана система теоретического богословия - калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8-9 вв. возникло мистическое течение - суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.
Ислам
(арабский, буквально - покорность Богу)
одна из трех мир. религий, возник в VII в. в зап. р-нах Ц. Аравии. Осн. - мекканец Мухаммад. Осн. вероучения изложены в Коране. На У. проник через Волжскую Булгарию. Официальной датой принятия И. считается 922. В период укрепления гос-ва булгарский падишах обратился к багдадскому халифу, изъявив готовность принять И. и перейти в его полное подчинение. В Булгарию прибыло посольство в составе ученых, строителей мечетей, служителей культа. И. был объявлен гос. религией. К XIII в. Булгарское гос-во стало ц. подготовки мусульманских кадров. Булгары занимались активной миссионерской деятельностью среди народов Поволжья и У. Татаро-монгольское завоевание Булгарии (1236) не поколебало позиций И., т.к. он стал официальной религией Золотоордынского ханства. С XIV в. ц. мусульманского мира становится Казанское ханство, к-рое активно способствовало исламизации народов У., осуществлявшейся и со стороны Сибирских, и Среднеазиатских ханств. Большую роль при этом играли мусульманские традиции шейбанидов и тайбугидов (конец XV - cер. XVI вв.). После присоединения Казанского ханства к Моск. гос-ву на тер. У. нач. соперничество христианства и И. Моск. гос-во ставило преграды исламизации и осуществляло репрессии по отношению к мусульманам, И. объявлялся "инородческой", "чужеземной" религией. Так, напр., по Указу Елизаветы Петровны (1774) казанским татарам-мусульманам разрешалось поселяться в Оренб., но дозволялось построить только одну мечеть и то вне г., запрещалось и обращать людей в И. Изменения нач. со времени правления Екатерины II. Так, указом от 22 сент. 1788 в Уфе было учреждено Управление по делам мусульман с муфтием во главе. Его задача состояла в распространении и укреплении И., что способствовало упрочению его на У. В XIX в. насчитывалось в Оренб. у. 115 мечетей, Орском - 110, Челяб. - 71, Троицком - 23, Верхне-Ур. - 81. После 1917 И. разделил судьбу всех религий: мн. священнослужители были репрессированы, мечети разрушены, медресе закрыты. С 1985 нач. возрождение И. на У., где кол-во его приверженцев по числ. уступает только православию. Религиозной жизнью мусульман У. рук. Духовное Управление Мусульман (ДУМ).
Лит.: Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. Уфа, 1972; Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. (Опубликованные материалы переписи). СПб., 1901-05; Справочная книжка Оренбургской губернии на 1869 г. Оренбург, 1870.
Музафарова Н.И., Медведев А.В., Петраш К.Г.
Ислам
(араб, «покорность») — одна из мировых религий. Возник в VII в. в среде арабов-бедуинов. Его основатель - Мухаммед (570-632), уроженец г. Мекка. Ок. 610 г. Мухаммед начал выступать с проповедями, в которых утверждал, что есть только один Бог (Аллах) для всех людей, а остальные боги — ложные; призывал арабов покаяться в прежнем неверии в единственного всемогущего Бога. Идея одного Бога для арабов способствовала их объединению в единое государство во главе с Мухаммедом. После его смерти был составлен свод священной книги мусульман — Корана (окончательная редакция — в 651 г.), а также священное предание мусульман — Сунна.
Главный догмат и. — вера в единого Бога (Аллаха). Мухаммед считается пророком, Божьим посланником. По вероучению, все в мире предопределено Аллахом. В Коране много общего с Библией, напр., повествования о грехопадении первых людей, о всемирном потопе, о Юсуфе (Иосифе) и т.д. Большинство ислам, пророков имеют библ. происхождение: Нух (Ной), Ибрагим (Авраам), Якуб (Иаков), Дауд (Давид), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Гарун (Аарон), Иса (Иисус) и т.д. Иисус в и. считается не Сыном Божьим и не Бого-человеком, а выступает одним из пророков, проповедовавших истинную веру в единого Бога, но его последователи извратили затем его учение, поверив не в одно, а в три божества. В и. существуют представления о конце света, страшном суде, о рае для праведников и об аде для грешников. На основе Корана и Сунны в средние века был составлен свод норм мусульман, права, включивший в себя религ. и юр. предписания — шариат, который был призван регулировать жизнь мусульман, общества и каждого отдельного человека. По требованиям шариата для мусульман обязательна ежедневная пятикратная молитва, пост в Рамадан, паломничество в Мекку (хаджж), соблюдение ислам, праздников. Разрешается многоженство (до четырех жен), но только в том случае, когда супруг может материально обеспечить всех жен. Запрещено употреблять вино, свинину. Священными городами для мусульман являются Мекка (где расположена главная святыня — храм Кааба), Медина (там находится могила пророка Мухаммеда), Иерусалим (в нем должен состояться страшный суд).
И. широко распространился в результате араб, завоеваний и создания огромной державы — Арабского халифата, включившего в себя Сирию, Палестину, Междуречье, Иран, Среднюю Азию, часть Индии, Сев. Африку, Пиренейский п-ов. Завоевания арабов совершались под лозунгом джихада. В дальнейшем завоевания мусульман, правителей привели к более широкому распространению и. в Индии, к проникновению его в Тропическую Африку. Захват турками-османами Балканского п-ова привел к частичной исламизации его населения.
Уже во второй пол. VII в. в и. произошел крупнейший в его истории раскол на суннизм и шиизм. После убийства четвертого халифа Али его приверженцы не признали легитимность последующих халифов, полагая, что во главе мусульман должны быть только потомки Али. Шииты отвергли Сунну, создав свое священное предание — Ахбар, где главным героем, наряду с Мухаммедом, выступает Али.
Лит.: Грюиебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). М., 1988; Массэ А. Ислам. М., 1982; Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.
Ислам
(т. е. "предание себя" человеком Богу) — есть, по Мухаммеду, открытое исповедание возвещенной им религии. Она требовала веры в единого всемогущего и милосердного Бога (Аллах), в божеское предопределение судеб и поступков людей, в избрание Мухаммеда, как ниспосланного всему человечеству "по определению пророков", в загробную жизнь после смерти, в воздаяние за добрые и злые дела в раю и в аду, в воскресение мертвых и "страшный суд". Мухаммед, в первое время своей деятельности называвший себя воссоздателем и преобразователем чистой религии, откровением переданной Аврааму, выводил свое учение из священных книг иудеев и христиан, о содержании которых он имел, впрочем, самые смутные и превратные представления, через монахов и полуученых иудеев; он распространял мнение, что эти книги, в которых предвозвещалось его появление и призвание, искажены "обладателями писания" (так называл он иудеев и христиан); он требовал признания прежних откровений (Тора, Псалтырь, Евангелие) и веры в посланных до него пророков, от Адама до И. Христа. По отношению к христианству он резко восставал против веры в божественность И. Христа как Сына Божия, по отношению к иудейству — против обрядных стеснений, из которых он, однако, заимствовал вместе с некоторыми другими запрещение употреблять в пищу свинину, к чему прибавил еще запрещение вина. Учение Мухаммеда о вере и нравственных обязанностях развивалось постепенно в течение его деятельности. Между тем как учение о вере пророк преподал в первый период ее, в Мекке, установление обрядностей относится большей частью ко времени его пребывания в Медине. В последнем отношении сделаны были сначала некоторые уступки иудейским религиозным обрядам — пост в 10-й день первого месяца (см. Мухаррем), обращение к Иерусалиму (см. Кибла); но они ввиду упорного нежелания иудеев поддержать учение Мухаммеда вскоре были отменены. Основные обязанности, налагаемые И., следующие: 1) вера в то, что нет другого Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед есть посланный Аллаха; 2) пятикратное ежедневное совершение установленного богослужения (сал â т); 3) взнос в пользу бедных в общественную казну (зекят); 4) пост в продолжение месяца рамадана; 5) паломничество в Мекку. Одновременно с ритуальными обязанностями были установлены и некоторые сопровождавшие их церемонии (омовение перед молитвой, призыв к молитве); по отношению к паломничеству были, в общем, сохранены практиковавшиеся в языческие времена обычаи, значение которых было, однако, изменено и истолковано в монотеистическом духе. Наряду с этими обязанностями требуется борьба с неверными (джихад) и насильственное распространение И. Мухаммед считал свою религию призванной быть достоянием всего человечества, всемирной религией; в себе самом он видел пророка не арабов только, а всего человечества. Для обращения язычников в И. надо прибегать к самым крайним мерам; отказываясь принять его, они лишаются права на жизнь; "обладатели писания" (иудеи, христиане, перс. огнепоклонники и сабейцы) могут быть терпимы, если платят известный налог (джизья). Нравственное учение И. основано на иудейском и христианском учении и в существенных чертах ничем от них не отличается. Оно может быть оценено по достоинству только в сравнении с социальным и нравственным мировоззрением аравийского язычества. Между тем как последнее основывалось на племенной обособленности и воспитывало в людях сознание долга отмщения, И. в своем первоначальном виде проповедовал равенство всех правоверных без различия племени и расы, отвергал все нравы и обычаи, основанные исключительно на племенной розни, и провозглашал терпимость и кротость. Он осуждал варварские нравы арабов, в особенности распространенный у многих племен обычай хоронить заживо новорожденных женского пола; запрещение вина и некоторых азартных игр имело целью развитие умеренности и серьезного отношения к жизни. Тем не менее И. решительно отвергает аскетизм; он одобряет позволительные наслаждения в жизни, а безбрачие ему противно. Неограниченную полигамию он стесняет разрешением иметь лишь четырех законных жен, а процедуру развода, весьма легкую у аравийских язычников, подчиняет известным ограничивающим формальностям и законам. Правовое положение женщины решительно выиграло через И.; появившееся в позднейшие времена в магометанском мире униженное положение женщины есть результат социальных влияний, основанных на сношениях с народами, обращенными в И. Гаремы и евнухи созданы не И. Источник учения И. есть прежде всего Коран (см.), в который требуется верить как в подлинное откровение Божие. После смерти пророка были признаны религиозно обязательными все сохранившиеся его поучительные изречения (хадис) и приписывавшиеся ему поступки. Мировоззрение и образ действий древнейшего магометанского поколения также стали почитаться руководством в религиозной жизни. Все эти сохраненные преданием моменты называются общим именем сунна (обычай); естественным следствием ее является иджма, т. е. consensus ecclesiae по отношению к вере и ее постановлениям. К этим главным источникам учения о вере и законах И. присоединился в высших школах методический принцип кияса (см. Фикх), т. е. вывод заключений. На этой почве создалась система магометанского закона — работа, законченная в богословских школах уже во II в. существования И.
Очень рано проявились в И. и зачатки сект. Первоначально секты возникли из политических партий, разногласия которых вращались около вопроса об имамстве (см. Имам), т. е. о том, кто имеет право быть наследником власти пророка (халифом) над обществом правоверных (муслимун). Между тем как одни высказывались за выборный халифат, которому первые преемники Мухаммеда были обязаны своей властью и которого законность опиралась на всеобщее признание (иджма) правоверных, другие держались того убеждения, что эта власть, перешедшая непосредственно после смерти пророка к избранному самим Мухаммедом зятю его, Алию, должна после кончины последнего перейти к его прямым потомкам от Фатимы, дочери пророка. Первые называются суннитами, вторые шиитами. Партия шиитов не удовлетворилась даже тогда, когда в 750 г., вследствие свержения династии Омайядов Аббасидами (см. Аббас), принцип законного престолонаследия восторжествовал и на трон мусульман вступили родственники пророка. Они открыто и тайно поддерживали претендентов из семейства Алия, и пропаганде их не раз удавалось добиться официального признания их кандидатов в отдельных областях магометанского мира (идрисиды). С течением времени различные группы шиитов примыкали к той или другой линии сильно разветвившегося потомства Алия, и таким образом в среде самих шиитов возникли, в свою очередь, партии, различавшиеся также и в догматическом отношении. Между тем как одни стояли только за принцип престолонаследия, который у них связывался с верой в особые преимущества алийских имамов в качестве наставников правоверных, другие доходили до возведения личностей самого Алия и имамов в сферу сверхчеловечности. Это повело к учению о воплощении божества в Алии и его потомках. Различные оттенки этих религиозных воззрений дали повод к образованию многих сект, сильно распространенных в восточной части области ислама, особенно в Персии. Хотя отделение шиитов вначале имело основанием только политическое разногласие, у них со временем явились различия от суннитов и в формальных обрядностях И. Подобно суннитам, и шииты признают неоспоримое значение как сунны, так и Корана; но так как они склонны предполагать, что Коран в своем первоначальном тексте содержал признание привилегий дома пророка, а в суннитской редакции Абу Бекра и Османа был искажен добавлениями и пропусками, то они принимают за истинные лишь те предания, которые поддерживаются авторитетом членов семейства пророка. Вообще необходимо избегать очень распространенного заблуждения, будто бы шииты признают лишь Коран, а сунну отвергают. Кроме Корана и сунны, у шиитов большое значение имеют решения имамов, которым приписывается непогрешимость. Обряды их незначительно уклоняются от обрядов И. вообще. В отношениях к немагометанам шииты держатся меньшей терпимости, нежели сунниты. Магометанский закон по учению шиитов систематически изложен Querry ("Droit musulman, recueil des lois concernant les Musulmans Schyites", Пар., 1872). Из борьбы Алия с Муавией возникла и партия хараджитов (см.), отвергающая учение об имамах как шиитов, так и суннитов. С распространением И. в Сирии и Месопотамии образовались, одновременно с политическими, и догматические секты, несогласия которых касались, главным образом, понятия о Божестве, учения об откровении, воззрений на свободу воли и фатализм. Между тем как вполне правоверные придерживались во всех вопросах буквы Корана, допускали существование атрибутов Божества, сам Коран почитали составленным от века и безусловно отрицали свободу воли, признавая полнейшую зависимость человека от божеского предопределения, в магометанских школах стали появляться и рационалистические воззрения. Василь-ибн-Ата (ум. 748 г.) доказывал несовместимость атрибутов с духовной сущностью Божества, отвергал учение о предвечности Корана и утверждал, что последний возник одновременно с проповедью пророка. Его школа называется Му'тазила, последователи ее — му'тазилитами. Приверженцы учения о свободе воли в отличие от правоверных последователей учения об абсолютном предопределении, называемых джабаритами, носят имя кадеритов. Мурджиты, составляющие, быть может, наиболее древнюю из догматических сект И., проповедовали — ввиду несогласного с законом И. образа действий омайядских властителей, — что отступления от закона не исключают поклонников И. из общества правоверных. Но мурджиты никогда не отделялись от истинных правоверных, и последние, в свою очередь, никогда не относились к ним враждебно. Свободномыслящие учения были признаны официально и даже распространялись насильственно со времен Ма'муна, в правление некоторых халифов из Аббасидов; но при Мутаваккиле вновь одержала верх правоверная реакция. К этим догматическим спорам издавна присоединилось много диалектических тонкостей, с которыми лучше всего можно познакомиться по Шахрастанию ("Book o f religions and philosophical sects", араб. изд., Л., 1846; нем. перев. Hearbr ü cker, "Religionsparteien und Philosophenschulen", Галле, 1850-51). Aш'арию (в начале Х в.) удалось найти примиряющее партии положение; догматические определения школы аш'аритов теперь признаются за правоверное учение и отождествляются с И. суннитов. Очень распространено заблуждение, в силу которого считаются сектами установившиеся в среде правоверного И. ученые толки (мезхеб). Различные толкования, возникшие при самостоятельном применении источников закона И. (см. Фикх), нашли свое выражение в четырех правоверных направлениях: ханефитическом, шефи'итическом, малекитическом и ханбалитическом, из которых первое наиболее распространено между последователями И.; оно преобладает во всех областях турецкой империи. Выработанные этими школами гражданские и уголовные законоположения имеют, однако, в большей части магометанского мира лишь теоретическое значение, так как наряду с ними сохранилось и приспособленное к И. древнее обычное право различных обращенных в И. народов (адат, или урф). Очень велико значение адата в магометанских колониях Голландии. Законы адата североафриканских кабилов, часто в самом принципе противоречащие магометанскому закону, были по поручению французского правительства собраны Hanoteaux и Letournеаuх ("La Kabylie et les coutumes kabyles", Пар., 1872-73). На видоизменение И. имело существенное влияние, с одной стороны, соприкосновение его с чуждыми культурными элементами, с другой — не прекращавшееся действие преданий, унаследованных покоренными народами. Магометанское юридическое учение (фикх) подверглось воздействию со стороны господствовавшего в христианско-сирийских школах римского права, а догматика И. — со стороны аристотелевой философии (см. Арабский язык и литература). Персидские и индийские влияния замечаются в суфизме (см.), многие выдающиеся представители которого проповедовали явный пантеизм, а подчас и учение о нирване, в магометанской форме. Эти направления постоянно считались в глазах официального И. за страшную ересь. Что касается до старинных религиозных представлений и обычаев покоренных народов, то они в измененной форме сделались важными составными элементами народного И. Это видно в продолжающемся существовании чисто народных празднеств, в особенности же в почитании святых, которое вполне противоречит строго монотеистическому учению И., тем не менее в магометанском мире получило большое значение. Богоугодные личности обратились с течением времени в святые; явились святые места, священные могилы. В И. сохранились даже до настоящего времени остатки древнего культа камней, деревьев и т. п. В самое последнее время пуританская оппозиция против всякого рода несоответствующих сунне наращений, в особенности против почитания святых и их могил, привела к настоящей борьбе, имеющей целью восстановление И. в первоначальном виде и очищение учения и жизни от всяких чуждых элементов. Это стремление с особенной силой обнаружилось в движении ваггабитов (см.). С другой стороны, на образованные сферы магометанских народов влияет с возрастающей силой европейская культура.
Быстрота победоносного распространения И. по Азии и Африке едва ли имеет себе что-нибудь подобное в истории. Едва прошло столетие после смерти пророка, как господство И. уже было силой оружия распространено по Сирии, Персии, Средней Азии, Египту и по всему сев. берегу Африки, до середины Испании. Несмотря на внутреннее распадение могучего государства, на ослабление и окончательное исчезновение центральной власти халифата, И., постоянно освежаемый покорявшимися ему племенами Азии, продолжал делать дальнейшие завоевания, пока наконец османы водрузили луну на храме св. Софии в Константинополе и победоносные полчища их проникли до самых стен Вены. С тех пор начался упадок господства И.; его политическое владычество должно было во многих обширных областях Европы, Азии и Африки уступить место завоеваниям европейских держав. Между тем И. успел распространиться между многочисленными африканскими племенами и оказать на них облагораживающее влияние. Линия, проведенная от Бенинского залива до Занзибара, обозначала прежде южн. границу распространения магометанского влияния в Африке. С тех пор И. из Занзибара нашел себе доступ в Мозамбик, в португальские колонии на берегу, у кафров и даже на Мадагаскаре. В различных источниках встречаются противоречивые указания как относительно общего числа последователей И., так и распределения их по различным странам. Общую цифру магометан полагают в 175 млн.; в Российской империи их считается приблизительно 10600000 (Европейская Россия 2 600000, Азиат. Россия 8000000), в Турции 17700000 (Европейская Турция 2300000, Азиат. Турция 15400000), в Болгарии, Боснии, Герцеговине, Греции, Румынии, Сербии и Черногории вместе 1370000, в Бухаре и Хиве 3200000, в Персии, Афганистане и Белуджистане 13 млн., в независимой Аравии (без турецких арав. владений и Омана) 2 млн., в Индо-Британской империи 57 млн., в Китае 4 млн., в нидерландских владениях в Индии 14 млн., в Сев. Африке с Египтом 18 млн., в Суданских землях с бывшим Египет. Суданом 25 млн., в Сахаре 2500000, в Занзибаре 300000. Число магометан в различных негрских странах не поддается исчислению.
Литература. Döllinger, "Mohammed's Religion nach ihrer inneren Entwicklung und ihrem Einfluss auf das Leben der Vö lker" (Регенсбург, 1838); Dozy, "Het Islamisme" (Гаарлем, 1863; фр. перев. Chauvin: "Essai sur l'histoire de l'Islamisme", П., 1879); A. v. Kremer, "Kulturgeschichtliche Streifz ü ge auf dem Gebiete des Islams" (Лпц., 1873); Garcin de Tassy, "L'Islamisme d'apr è s le Coran" (3 изд. П., 1874); John Mü hleisen Arnold, "Der Islam nach Geschichte, Character und Beziehung zum Christenthum" (англ. Л., 1874; нем. Гютерсло, 1878); V ámbé ry, "Der Islam im XIX Jahrhundert" (Лейпциг, 1875); А. M ü ller, "Der Islam im Morgen und Abendland" (Берл., 1885; перев. на русский язык); A. von Kremer, "Culturgeschichte des Orientes unter den Chalifen" (В., 1875-77); Bosworth-Smith, "Mohammed and the Mohammedanism" (2 изд. Л., 1876); Hughes, "A dictionary of Isl." (Л., 1885); Sell, "The faith of Isl." (Мадрас, 1886); Le Cha telier, "L'Isl. au XIX siè cle" (Пар., 1889); Goldziher, "Mohammed. Studien" (Галле, 1889-1890); Montet, "La propagande chr é tienne et ses adversaires musulmans" (П., 1890); H. Боголюбский, "И., его происхождение и сущность по сравнению с христианством" (Самара, 1885); Э. Ренан, "И. и наука" (речь, перев. А. Ведрова, СПб., 1883); M. A. Баязитов, "Возражение на речь Ренана" (СПб. 1883); его же, "Отношение И. к науке и иноверцам" (СПб. 1887). См. Арабский язык и литература.
Ислам
предание себя Богу, покорность. Так называется монотеистическая (авраамическая) религия, истоки которой непосредственно восходят к самым древнейшим временам. В окончательном виде эта религия была представлена в проповедях пророка Мухаммада, который получил ее в виде Божественного откровения (вахй). Ислам (в значении покорности Богу) - это религия, которую исповедовали все Божьи посланники и их последователи. Еще одним значением слова Ислам, корень которого составляют буквы С-Л-М, является слово СаЛаМ (мир). Люди, которые покорились Богу, называются муСЛиМами (мусульманами). Мусульмане обязаны жить в мире друг с другом, обществом, окружающим миром, всеми силами стремиться к миру и желать его. Обобщив эти значения буквосочетания С-Л-М можно сказать, что оно означает состояние покорности единому Творцу и желание жить в мире; причем для поддержания этого состояния необходимо постоянно предпринимать определенные действия.
История и причины возникновения Ислама
Аяты Корана упоминают о том, что Ислам является единственной верной религией человечества и его последователями в той или иной степени были все пророки. Например, согласно аятам Корана, покорившимися Аллаху были такие известные Божьи посланники, которые, также как и Мухаммад, получали непосредственное откровение от Аллаха: «Mы вeдь oткpыли тeбe (Мухаммаду) тaк жe, кaк oткpыли Hyxy и пpopoкaм пocлe нeгo, и Mы oткpыли Ибpaxимy, и Иcмaилy, и Иcxaкy, и Йaкyбy и кoлeнaм, и Иce, и Aййyбy, и Йyнycy, и Xapyнy, и Cyлaймaнy, и дaли Mы Дayдy Пcaлтыpь. (4: 163)». Предавшимися Богу и ханифом (верным Аллаху) в Коране и Сунне назван такой пророк Аллаха, как Ибрахим (2: 131-132; 2: 135) Однако позднее, последователи древних пророков отошли от первоначального пути, который им был указан Аллахом, и стали называть себя последователями других религий. Постепенно искажались и изменялись и священные тексты древних книг. По этой причине, всякий раз для обновления истинной веры (Ислама) Аллах отправлял к различным народам своих посланников, последним из которых был Мухаммад, который принес человечеству исламскую религию в окончательном виде. После него посланников больше не будет. Вместе с этим, необходимо отметить, что, несмотря на наличие в исламских источниках понятия предания себя Богу (Ислама) для древних обществ, тем не менее, Исламом в смысле окончательно оформленной и завершенной религии Аллаха, названо откровение, переданное Мухаммаду (например, Коран, 3: 19; 6: 125). Об Исламе, как о конкретной религии, его завершенности и истинности однозначно говорится в аяте Корана: «Сегодня Я завершил [ниспослание] вам вашей религии, довел до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии ислам» (5: 3). В хадисе из сборника Ахмада ибн Ханбаля пророк Мухаммад говорит: «Аллах послал меня с Исламом» (Муснад, IV, 446). В другом хадисе у пророка спросили о том, с чем он послан и в ответ он сказал: «С Исламом» (Насаи, Закят, 1, 72). После пророчества Мухаммада все предыдущие религии были отменены Аллахом и их основные принципы, в усовершенствованной форме, вошли в Ислам. После этого никакая другая религия не будет принята Аллахом: «Если же кто изберет иную веру кроме Ислама, то такое поведение не будет одобрено, и в будущей жизни он окажется среди потерпевших урон» (Коран, 3: 85). Что же касается мусульман (покорных Богу) живших до Мухаммада, то те из них, которые веровали и неукоснительно следовали положениям Божественной веры, принесенной предыдущими пророками-расулями (Адамом, Нухом, Ибрахимом, Исой, Мусой), были на верном пути и удостоятся милости Аллаха. Пророк Мухаммад оставил после себя бесценное наследие, главным из которого было Божественное откровение - Коран, а также его жизненный пример - Сунна. Благодаря этим источникам мусульмане смогли создать величайшую мировую систему ценностей, которая охватила все сферы человеческой и социальной сферы. Одной из самых сложных задач, которые предстояло решить следующим поколениям после пророчества Мухаммада - это создание теоретической научной базы Ислама и систематизация положений, выраженных в смыслах Божественных откровений, в стройное и последовательное вероучение. На протяжении почти 300-400 лет после пророка в этом направлении велись серьезные работы, и исламские ученые справились с этой сложнейшей задачей. На основании коранических аятов и хадисов пророка ими были сформулированы теоретические и практические основы Исламской религии, которые остались неизменными до сегодняшнего дня. Военно-политические, экономические, просветительские и другие внушительные успехи различных поколений мусульман привели к тому, что Ислам стал мировой религией. Его последователями являются многие миллионы людей различных национальностей и рас на всей планете. Возникновения и развитие Ислама в первую очередь связано с внеземной, внеопытной причиной, непосредственным Божественным откровением и предопределением. Достаточно сказать, что арабы, на протяжении многих веков не игравшие никакой роли в мировых процессах, жившие исключительно своим традиционным образом жизни вблизи от древнейших центров человеческой цивилизации, вдруг, чудесным образом, на протяжении всего нескольких десятилетий добились невиданных по размаху в мировой практике успехов во всех областях общественно-политической, экономической, военной, научной и прочих сферах. Исламская религия послужила причиной и основой новой мировой цивилизации, нового типа мышления, нового уклада жизни которые воздействовали на весь ход дальнейшей истории и всего человечества. Никакими объективными общественными, историческими и политическими причинами невозможно объяснить столь чудесное возникновение и стремительное развитие Ислама и мусульманского общества и государства. В то же время, полностью игнорировать социальные или исторические предпосылки для возникновения Ислама, связанные с кризисом традиционного образа жизни арабского общества, социальным неравенством, процессов этнокультурной консолидации в Аравии и перехода от родоплеменного строя к раннеклассовым отношениям тоже нельзя. Эти объективные предпосылки для начала мусульманского движения, возможно были, однако все это не носило решающего значения, так как только эти причины сами по себе не могли бы привести к возникновению за ничтожно малый исторический отрезок времени такой величайшей цивилизации, развитой во всех отношениях, как исламский мир. Поэтому невозможно объяснить причины возникновения Ислама лишь потребностью в идеологическом обосновании политико-экономических и культурных перемен в арабском обществе. Тем более что в самом Коране нет призывов к объединительным процессам в арабском обществе, началу арабского возрождения. Там нет также никаких акцентов в сторону решения каких-то социальных или политических проблем. Это дает основание говорить о том, что Мухаммад, в своих проповедях не призывал к решению всех этих проблем в качестве первоочередной задачи своей деятельности. Нет также в Коране, хадисах и исламской доктрине в целом, никаких националистических призывов. Происхождение Ислама также не может быть связано с заимствованием положений этой религии из Иудаизма и Христианства, так как Мухаммад рос и формировался в Мекке, в языческой среде. Причем он был безграмотным и не мог собрать и переработать христианские и иудейские тексты так, чтобы составить на их основе целостное и совершенное учение. Он также почти не имел никаких контактов ни с иудеями, ни с христианами. Согласно историческим сообщениям, он всего два раза встретился с родственником своей жены Хадиджы Варакой, который был христианином. Все его другие встречи с иудеями или христианами в мекканский период его деятельности носили случайный или деловой характер. Всех этих кратковременных встреч было недостаточно для детального ознакомления с Христианством или Иудаизмом.
Столпы Ислама
Согласно воззрениям подавляющего большинства мусульман (суннитов), мусульманское мировоззрение связано с конкретными практическими постулатами этой религии, которые условно называются «столпами Ислама». В хадисе, приводимом в сборниках авторитетных мухаддисов, упоминается диалог пророка Мухаммада и ангела Джибрила, который происходил в присутствии свидетелей из числа сподвижников пророка. Джибрил спросил его:
"О Мухаммад, расскажи мне об Исламе!". Пророк ответил следующим образом: «Ты должен засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, совершать молитву, выплачивать закят, поститься в месяц рамадан, совершать паломничество к священному дому, если на то будет возможность». (Хадис приводится у Муслима)
Таким образом, "Столпы Ислама" сводятся к 5 постулатам:
1. Соблюдение строжайшего единобожия (Таухид). Предписание засвидетельствовать принятие единобожия и посланническую миссию пророка Мухаммада, выражено в своеобразном символе веры Ислама - шахаде: «Ашхаду анлаиляха илляллах ва ашхаду анна мухаммадан абдуху ва расулюху (Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник)». В этой формулировке сосредоточена основная идея религии Бога, из которой проистекают все остальные теоретические и практические положения Ислама.
2. Необходимость совершения ежедневной пятикратной молитвы-салат (перс. намаз). Это поклонение Аллаху посредством тела. Намаз совершается по единой форме, в предписанное время со строго определенными положениями тела (См. Салат). Во время молитвы читаются коранические суры.
3. Необходимость обязательного материального пожертвования - закят. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть своих заработанных средств в помощь обездоленным и беднякам (См. Закят). Закят взимается в строго определенном количестве. Малоимущие освобождены от выплаты закята. Закят - это разновидность поклонения Аллаху посредством имущества.
4. Необходимость соблюдения поста в месяц лунного календаря - Рамадан. Суть поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от пищи и воды в светлое время суток, более усердным служением и большим воздержанием от грехов в этот месяц (См. Саум).
5. Необходимость совершения паломничества в Мекку. В период паломничества, совершаемого мусульманами к главной святыне Ислама - мечети "аль-Харам" (Запретная), все помыслы верующего должны быть устремлены к Творцу. Этот столп Ислама обязателен только для тех мусульман, которые материально и физически в состоянии совершить его (См. Хадж).
Столпы веры
Понятие Ислама тесно переплетается и неразрывно связано с понятием веры (имана). Под обобщающим названием "Столпы веры" понимаются идеологические основы религии. Сам пророк Мухаммад касался этого вопроса в нескольких хадисах. Но, по мнению всех суннтских улемов, наиболее всеохватным и конкретным по данному пункту является хадис, приведенный у Бухари и Муслима, где упоминается о том, что на вопрос ангела Джибрила (Гавриила) [мир ему] о сути веры Мухаммад ответил следующим образом:
"Суть веры в том, чтобы ты верил в Бога, Его ангелов, в его писания, его посланников, и в последний день и чтобы верил ты в предопределение, как хорошее, так и дурное". Таким образом, в Исламе существует 6 основополагающих мировоззренческих постулата, ставших своеобразным мусульманским "кредо":
1. Вера в Аллаха - Творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является единобожие (См. Таухид).
2. Вера в Ангелов. Ангелы - это сотворенные Аллахом из света существа, лишенные свободы воли (См. Малаика). Они являются исполнителями воли Божьей.
3. Вера в Священные Писания ниспосланные Аллахом посланникам. Имеются ввиду Божественные откровения, которые ниспосылались посланникам Аллаха в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинные тексты Тауры (Торы), Забура (Псалмов) Инджила (Евангелия) и Корана, а также более древних свитков, ниспосланных к нескольким пророкам. Однако все предыдущие писания отменены Кораном.
4. Вера в пророков (посланников) Божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Посланников, согласно одному из хадисов пророка Мухаммада, было 124000. Они были посланы ко всем народам и племенам. Но посланником ко всему человечеству был только Мухаммад.
5. Вера в Судный день. Включает в себя веру во вселенскую катастрофу, грядущее воскресение, Божий суд и наличие ада и рая (См. Ахира).
6. Вера в предопределение. Необходимо верить в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (См. Кадар и Каза).
Развитие исламской общественно-политической и философско-правовой мысли
Спустя несколько десятилетий после своего возникновения, Ислам стал превращаться в мировую религию. С этого времени начали меняться и общественно-политические и экономические условия в мусульманском государстве - Халифате, который распространил свою власть на обширных территориях Азии, Африки и Европы. На протяжении времени появились новые проблемы, связанные с бурным прогрессом мусульманского общества, а также появилась необходимость рационального объяснения многих постулатов религии, которые до этого просто принимались на веру. Еще одной причиной развития мусульманской общественно-политической и философской мысли было то обстоятельство, что Ислам стал распространяться на территориях, которые с древнейших времен были центрами мировой цивилизации. Здесь были распространены древнейшие религиозно-философские учения, многие народы исповедовали такие религии, как Христианство, Зороастризм, Буддизм. Выйдя на мировую арену, мусульмане были вынуждены классифицировать и систематизировать положения Исламской религии, создавать мировоззренческие и правовые школы, отвечать рациональными доводами на вопросы оппонентов, заниматься апологетическими проблемами.
Богатейшее наследие, которое основывалось на положениях Божественного откровения и традициях ранних мусульман (в лице первых халифов и сподвижников пророка) содержало в себе большой потенциал, на основании которого последующие поколения мусульманских мыслителей создали уникальную мусульманскую цивилизацию. Возникшие мировоззренческие и правовые школы вели между собой бурную полемику, в результате которых развивали и обосновывали положения своих доктрин. Необходимо отметить, что все эти процессы прогресса мысли не противоречили положениям раннего Ислама, где все это являлось допустимым с самого начала и получило название иджтихада (См. Иджтихад). Первой серьезной проблемой в мусульманском обществе стала проблема верховной власти в мусульманском государстве. По этому вопросу еще в период правления двух последних Праведных халифов Османа и Али, из основной массы мусульманского общества выделились две группы - хариджитов, выступавших за выборы халифов (См. Хариджиты) и шиитов, которые считали законным халифом Али и его прямых потомков (См. Шииты). Первоначально эти группы являлись только политическими партиями. В качестве самостоятельных религиозных течений в Исламе они стали формироваться значительно позднее, когда началась выработка их религиозно-догматических положений. Доктринальными проблемами, по отношению к которым мусульманские ученые разошлись во мнениях, стали стали:
1. Проблема сущности и атрибутов Аллаха (их наличия или отсутствия):
2. Проблема предопределения и свободы воли человека;
3. Проблема отношения грехов к вере мусульманина (а также положение мусульман-грешников);
4. Проблема сущности Корана (его сотворенность или несотворенность);
5. Проблема возможности лицезрения Аллаха в раю;
6. Проблема соотношения доводов разума с доводами Божественного Откровения;
7. Проблема методологии трактования тех или иных аятов Корана;
8. Проблема методологии отбора и трактования хадисов пророка Мухаммада (их достоверность или недостоверность).
По всем этим вопросам различные мусульманские школы выработали свои учения (Подробнее о позициях каждой из школ см. в разделах Матуридизм, Ашаризм, Салафизм, Джабриты, Кадариты, Мутазилиты, Мурджииты, Хариджиты, Шииты). Правовые проблемы являются одними из самых важных в исламской религии. Мусульманские правоведы разработали, систематизировали и классифицировали положения мусульманского права из аятов Корана и хадисов. При этом, они также использовали такие альтернативные источники иджтихада, как кыяс, истихсан, орф, масалих аль-мурсала и т.д. В результате примененной методики и подходов к различным проблемам, сформировались различные мусульманские правовые школы-мазхабы. Подробнее о правовых школах в Исламе см. Ханафитский мазхаб, Маликитский мазхаб, Шафиитский мазхаб, Ханбалитский мазхаб, Захиритский мазхаб, Зейдитский мазхаб, Джафаритский мазхаб.
Наряду с мировоззренческими и правовыми школами в Исламе формировались также и различные мистические учения, которые больше всего были представлены в суфийской традиции (См. Тасаввуф). Большое развитие в мусульманском мире получила также философия (См. Фалсафа)
Несмотря на наличие всех этих учений, подавляющее большинство мусульман является суннитами (Подробнее см. Ахль ас-Сунна ва'ль-Джамаа).
Ислам
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.