Искусство
Syn: умение, мастерство
Искусство
Syn: умение, мастерство
Искусство
Искусство
Из любви к искусству - из любви к самому делу, занятию, без всяких корыстных целей
Искусство для искусства книжн. - о так называемом "чистом" искусстве, оторванном от жизни, замкнутом в себе, существующем лишь для немногих избранных
Искусство
, -а, ср.
1. Художественная творческая деятельность человека.
* Народное искусство. Произведения искусства. *
2. Умение хорошо делать что-то, мастерство, знание дела.
* Искусство повара. *
♦ Из любви к искусству.Бескорыстное отношение к чему-н.
Искусство
♦ "Любишь ли ты музыку?" — спросил Ребиков мужика. "Нет, барин, я непьющий" — ответил тот (Лет. 1916, 2, 178). Ср. разговор извозчика с Шаляпиным: "Чем занимаешься?" — "Пою". — "Да нет, чем занимаешься?" — итд
♦ Текстология — убедительная подача последовательности зачеркнутых вариантов а, б, е. — это тоже не наука, а искусство: Томашевский владел им гениально, я бездарно, а иные даже не знают о его существовании.
♦ "Построить искусство легко просыпаться от сна" предлагал Хлебников (V.158).
ИСКУССТВО, а, ср.
1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и.
2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья.
3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное и.
• Из любви к искусству (разг. шутл.) из любви к самому процессу дела, не с корыстной целью.
Искусство
Искусство
искусство, искусства, ср.
1. только ед. Творческая художественная деятельность. Заниматься искусством. Новые течения в искусстве.
2. Отрасль творческой художественной деятельности. Основные искусства: живопись, ваяние, зодчество, поэзия, музыка и танцы. Изобразительные искусства. Науки и искусства.
3. только ед. Система приемов и методов в какой-нибудь отрасли практической деятельности; мастерство. Военное искусство. Искусство плавать. Искусство управления. «Искусство руководства есть серьезное дело.» Сталин. «Говорить о себе - тонкое искусство, я не обладаю им.» М.Горький.
4. только ед. Умение, ловкость, тонкое знание дела. С большим искусством вел свои дела.
• Из любви к искусству (делать что-нибудь; разг. шутл.) - без всякой корыстной цели, из одной любви к самому делу, занятию.
Искусство
особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, органически сочетающая художественное (образное) познание жизни и творчество по законам красоты; это художественное творчество в целом, объединяющее литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и проч.
Рб: литература и ее функции в обществе
Вид: художественная литература
Асс: материал искусства, эстетическое переживание
* "Лишь в свободе художественное творчество становится подлинным искусством, и оно лишь тогда разрешает свою высшую задачу, когда вступает в один общий круг с религией и философией и является только одним из способов осознания и выражения божественного, глубочайших человеческих интересов, всеобъемлющих истин духа" (Г. Гегель).
...Если вопрос: Почему невозможно общество без искусства? — остается открытым, а реальность исторических фактов заставляет его снова и снова ставить, то с неизбежностью напрашивается вывод о недостаточности наших концепций культуры человечества.
...Искусство является великолепно организованным генератором языков особого типа, которые оказывают человечеству незаменимую услугу, обслуживая одну из самых сложных и не до конца еще ясных по своему механизму сторон человеческого знания (Ю.М. Лотман). *
Искусство
Искусство
♦ Art
Совокупность приемов и произведений, несущих на себе отпечаток личности того или иного человека, свидетельство его особого умения или таланта. По этим трем признакам искусство легко отличить от ремесла (которое меньше нуждается в личностном начале и таланте) и техники (которая и вовсе легко без них обходится).
В наше время искусством принято называть сферу художественного творчества, ставящего своей целью создание красоты и пробуждение человеческих чувств. Однако ни одно творение искусства не может считаться подлинно художественным, если оно лишено некоторой доли истинности, даже чисто субъективной (и, может быть, именно субъективной), своего рода поэзии в том смысле слова, какой в него вкладывает Рене Шар (***) («поэзия и истина, как знает каждый, синонимичны»), или, как сказал бы я, своеобразной познавательности. Действительно, благодаря Шекспиру, Шардену или Бетховену мы узнали о человеке и о мире больше, чем благодаря большинству наших ученых. Мало того, если бы все великие ученые, совершившие выдающиеся открытия, скончались в младенчестве, их открытия все равно состоялись бы, пусть несколькими годами или десятилетиями позже, и сегодня они просто носили бы другие имена. Но никто и никогда не смог бы заменить нам Рембрандта и Баха. Кто сочинит музыку, которую не успел сочинить Шуберт? Произведение искусства незаменимо, как и создавшая его личность, и эта незаменимость и есть главный признак искусства. Подлинное искусство служит выражением «незаменимости наших жизней», как сказал Люк Ферри, и делает это тем убедительнее, чем обыкновеннее эти жизни. А то, что при этом создается красота, и есть чудо искусства. Достигая вершины, искусство соприкасается с духовностью и становится прославлением, а порой и созиданием духа. Бог молчит, но художник ему отвечает.
***
Рене Шар (1907–1988) – французский поэт, работавший в направлении сюрреализма.
Искусство
процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практическо-духовном освоении мира; особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира, его воспроизведение в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования человеческого в человеке.
один из элементов культуры, интерпретируется в современной культурологи как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности.
............
☼ форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира (см. Жизненный мир), его воспроизведению в образно-символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Эстетич. отношение к миру — предпосылка худож. деятельности в любой сфере И. Суждение вкуса всегда притязает на общезначимость, и основание тому эстетич. созерцание индивидуального как заключающего в себе идеальное измерение (Кант). Эстетич. идеал, являющийся порождением диалогич. коммуникации в границах опр. культуры, служит своеобразным эталоном, с к-рым соотносится индивидуальный предмет созерцания. И. всегда опиралось на бытующие в культуре эстетич. представления, но одновременно способствовало их трансформации творч. усилиями художников. Эстетич. пласт — условие существования худож. произведения, но он не исчерпывает его содержат. богатства, почерпнутого в реалиях жизненного мира. Подлинное И. сопряжено с решением экзистенциальных проблем, затрагивающих творч. личность: принадлежа конкр. жизненному миру, разделяя его с другими, художник проблематизирует свое существование. Смысловая целостность произведения подчинена идее, диктующей его тематич. и смысловое единство, образно-символич. строй. Мощь символич. воображения проявляется в том, что оно как бы возвышается над пространственно-временными пределами индивидуального существования в праве совершать свободный полет над любой точкой универсума, сопрягая явления, принадлежащие прошлому, настоящему и будущему в том порядке, к-рый нужен для выражения авторской идеи. Сам факт существования пространств. (живопись, графика, скульптура, архитектура, прикладное И.), временных (музыка, лит-ра) и пространственно-временных (театр, кино, балет) И. служит тому свидетельством. Тематич. содержание произведения вытекает из его идейного замысла и стимулирует полагание художником особого мира, к-рый надлежит проработать композиционно и образно-символически. Тема произведения как бы намечает осн. набор реалий, к-рые его автор организует композиционными средствами. Они будут варьироваться в зависимости от того, имеем ли мы дело с пространств., временными или же пространственно-временными И. В широком понимании слова текст живописного или скульптурного произведения снимает временное измерение в худож. образе, подавая идею в пространств. композиционном решении. Схожие идеи могут порождать достаточно несовпадающие тематич. и композиционные подходы. Идея абсурдности войны, напр., по-разному тематически и композиционно реализуется в "Раненом солдате" О. Дикса, "Гернике" П. Пикассо или монументе Г. Цадкина "Разрушенный город" в Роттердаме. Временные и пространственно-временные И. несколько иначе подходят к воплощению идейно-тематич. содержания, ибо они связаны с повествованием о событиях, занимающих читателя, слушателя, зрителя. Действие, разворачивающееся во времени, предполагает трансформацию темы в сюжетную канву того или иного произведения, прорабатываемую по композиционным правилам жанра. Особенно очевидно это в области лит-ры, где авторский замысел отливается в наделенный единым смысловым содержанием текст, призванный привлечь внимание читателя приемами из арсенала худож. мастерства. Опираясь на намеченную идейную и тематич. канву произведения, писатель разрабатывает его сюжетную линию, последовательность наполненных смыслом действий его персонажей. Сюжетная линия как бы раскидывает значимые события во времени, но при этом, чтобы привлечь интерес читателя, она должна содержать интригу — способ его постоянного поддержания, нуждающийся в композиционном оформлении. Подача содержания в опр. ключе — индикатор худож. мастерства. Практич. понимание читателем деяний героев текста, воспроизводимого в нем жизненного мира — шаг на пути читателя к освоению смысла повествования, его интерпретации. Понять историю, излагаемую автором, позволяет освоение языка описания деяний героев и культурной традиции, из к-рой исходит интрига произведения. Кроме того, она содержит и пласт символич. нагрузки. Культурный символ проявляется в качестве смыслового содержания, составляющего фон действия героев, позволяет выйти за границы буквального прочтения произведения. Этот символич. смысл легко "вычитывается" людьми, принадлежащими к данному культурному сооб-ву, и составляет проблему для живущих за его пределами. Символ никогда не является вне связи с определенной системой смыслов, живущих в культуре. Он — интегральная часть символич. ансамбля, раскрывающегося в принимаемых конвенционально знаках, верованиях, нормативных стандартах и институтах. В отличие от историка, писатель не столь жестко связан хронологич. последовательностью событий, свободен в своем произвольном путешествии из настоящего в прошлое и будущее. Автор может дистанцироваться от времени, в к-ром живут его герои, или же, напротив, раствориться в видении событий от их лица. В любом случае читатель ощущает его экзистенциальную озабоченность происходящим, биение пульса времени в повествовании. Текст худож. произведения, вследствие его символич. наполнения, метафоричности, оказывается принципиально открытым в смысловом отношении. Он как бы живет самостоят. жизнью, оторвавшись от своего творца, сделавшись независимым от него. В нем присутствуют смысловые ансамбли, к-рые ждут читателя, способного актуализировать их до поры скрытое содержание. Иногда сам творец текста может не отдавать себе отчет о всем многообразии смысловых пластов, содержащихся в нем. Потенциальная неисчерпаемость смысла производна от общекультурного феномена интертекстуальности (см. Интертекстуальность) и относится не только к лит-ре, ибо произведения И. любой жанровой специфики прочитываются в опр. контексте. Реализуя коммуникативную, познават., просветит., воспитат., игровую, гедонистич. функции, И. составляет неотъемлемое звено культуры.
Лит.: Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992; Искусство и идеология. М., 1992; Диденко В.Д. Духовный космос искусства. М., 1993.
Б.Л. Губман.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Искусство
форма культуры, включающая в себя все виды художественного творчества и их результаты в качестве множества конкретных произведений. Это сфера, внутри которой генерируются и функционируют художественные образы, выступающие средствами миропонимания, духовного освоения мира, позволяющие человеку компенсировать ограниченность исключительно рационального познания.
Основным содержательным элементом произведения искусства являются художественные образы. Будучи полиморфными эстетическими структурами, они способны нести в себе, хранить и передавать от поколения к поколению богатый духовнопрактический опыт. Они выявляют в жизненной стихии существенные коллизии, фиксируют их нормативно-ценностные структуры и тем самым открывают дополнительные возможности для их осмысления и понимания. В пределах произведения искусства или отдельного художественного образа духовная информация как бы сгущается, концентрируется, обретает вид своеобразного ценностно-смыслового «микрокосма» с характерной структурой и внутренней динамикой, обусловленной логикой развития помещенного в его центр содержательного противоречия. Когда конкретному художнику, творцу такого «микрокосма», удается достаточно основательно воссоздать эту логику при помощи соответствующих художественно-эстетических приемов, то вся система образных средств неизменно обнаруживает свою нормативно-ценностную ориентированность уже не только на сущее, но и на должное, выказывает собственную причастность к процессу утверждения соответствующих духовных императивов и нравственных идеалов.
В нормативно-ценностной структуре значительного по своим эстетическим качествам произведения обнаруживаются в явном или скрытом виде несколько содержательных уровней:
1) универсальные идеалы и этические принципы, в которых представлены всеобщие интересы человеческого рода;
2) конкретно-исторические нормативы тех общностей, к которым принадлежит художник и которые прямо или исподволь воздействуют на его творчество;
3) особенности творческого сознания художника, обнаруживающиеся в его способности привлечь разнообразные изобразительные средства для воссоздания и осмысления описываемых коллизий;
4) сюжетно-содержательная ткань произведения с теми воссозданными творческим сознанием противоречиями, в средоточии которых существуют персонажи. Данные уровни пребывают не изолированно друг от друга, а в неразрывном, взаимопроникающем единении, составляя нормативно-ценностное целое.
В искусстве сосредоточен обширный материал о генезисе и историческом развитии социально-духовной реальности. Уже на начальных этапах развития цивилизации художественное сознание внимательнейшим образом исследовало с помощью доступных ему средств все то, что имело непосредственное отношение к духовной, религиозной, нравственной жизни человека и общества. Многие памятники искусства запечатлели переход от стихийности доморального хаоса к упорядоченности социоморального космоса, от состояния полудикого «протоморализма» к цивилизованному социальному порядку. Они были свидетелями и участниками процессов раннего нормотворчества, в результате которых возникали, усложнялись и совершенствовались духовные регуляторы соци- альной жизни.
Искусство в процессе своего развития обнаружило способность изображать не только видимое, но и то, что находится за пределами чувственного восприятия. Время от времени появлялись художники, способные создавать произведения в жанре «сквозящего реализма», проникающие сквозь внешнее и очевидное в запредельные сферы и тайные смыслы бытия, усматривающие «за реальным реальнейшее». Каждый мастерски выполненный художественный образ представляет собой нечто гораздо большее, чем просто эстетический феномен. В пределах его содержания человеческая мысль может двигаться бесконечно долго, как в лабиринте, открывая в его извивах все новые метафизические и нравственные смыслы. Семантически неисчерпаемы образы Софокла, Данте, Шекспира, Достоевского, Кафки. Метафизическое, духовно-нравственное содержание, наполняющее их, не вмещается в эстетические формы и дает богатый материал для философских размышлений о природе добра и зла, веры и неверия. Стимулируя подобные размышления, искусство выполняет свою важнейшую функцию - служить гармонизации отношений человека с миром. «Искусство воссоздает принципиально новый уровень действительности, который отличается от нее резким увеличением свободы. Свобода привносится в те сферы, которые в реальности ею не располагают. Безальтернативное получает альтернативу. Отсюда возрастание этических оценок в искусстве. Именно благодаря большей свободе искусство как бы оказывается вне морали. Оно делает возможным не только запрещенное, но и невозможное. Поэтому по отношению к реальности искусство выступает как область свободы... Резкое возрастание степеней свободы по отношению к реальности делает искусство полюсом экспериментирования. Искусство создает свой мир, который строится как трансформация внехудожественной действительности по закону: «если, то ...». Художник сосредоточивает силу искусства в тех сферах жизни, в которых он исследует результаты увеличения свободы. По сути дела, нет разницы между тем, когда предметом внимания делается возможность нарушить законы семьи, законы общества, законы здравого смысла, законы обычая и традиции или даже законы времени и пространства. Во всех случаях законы, организующие мир, делятся на две группы: изменения невозможные и изменения возможные, но категорически запрещенные (изменения возможные и н?запрешенные вообще изменениями в данном случае не считаются, они вводятся как антитеза псевдоизменений подлинным)... Искусство является средством познания, в первую очередь познания человека... Однако что следует разуметь под выражением «познание человека»? Сюжеты, которые мы определяем этим выражением, имеют одну общую черту: они переносят человека в ситуацию свободы и исследуют избираемое им при этом поведение. Ни одна реальная ситуация - от самой бытовой до наиболее неожиданной - не может исчерпать всей суммы возможностей и, следовательно, всех действий, обнаруживающих потенциально заложенное в человеке. Подлинная сущность человека не может раскрыться в реальности. Искусство переносит человека в мир свободы и этим самым раскрывает возможность его поступков» (Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб., 2000. - С. 129-131).
Важнейшим основанием, позволяющим типологизировать произведения искусства, является критерий религиозности. Между религиозным и безрелигиозным искусством существует принципиальная разница. Произведения религиозного искусства создаются художниками, сознающими, что они творят перед лицом Бога, во имя Его и с любовью к Нему. В безрелигиозых произведениях нет и крупицы любви к Богу, отсутствуют представления об абсолютном характере идеалов гармонии и совершенства, нет возвышенной одухотворенности. Ни сам художник, ни .его герои либо не подозревают, либо не хотят думать и слышать о том, что все происходящее с ними зависит от их отношения к Богу.
◘ Лит.: Античные мыслители об искусстве. - М., 1938; Аристотель. Об искусстве поэзии. - М. 1957; Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М., 1974; Беньямин В. Произведение искусства в эпоху механической воспроизводимости. Избранные эссе. - М. 1996; Вельфлин Г. Основные понятия истории искусстве. Проблеме эволюции стиля в новом искусстве. - М.-Л., 1930; Власов В. г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 1-4. -СПб.:ЛИТА, 2000-2001; Давыдов Ю. Н. Искусство как социологический феномен. - М. 1968; Дуков Е. В., Жидков В. С., Осокин Ю. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А Введение в социологию искусства. - СПб.; Алетейя, 2001.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.