Исаак
в библейской мифологии сын Авраама и Сарры, отец Исава и Иакова.
Исаак
в библейской мифологии сын Авраама и Сарры, отец Исава и Иакова.
Исаак
(до пострижения Мокринский Иван Дмитриевич)
(? - ум. 1724)
архимандрит Далматовского Успенского мон., автор "Известия об основании Далматовского мон." (написано между 1708 и 1711) и неск. челобитных. Ок.1650 И., овдовев, оставил гос. службу в Тобольске и постригся в мон., основанном его отцом. В 1667 стал игуменом этого мон. В 1668-1685 дважды попадал в опалу и отстранялся от рук. мон., очевидно за связь с раскольниками. В 1695 участвовал в освидетельствовании мощей св. праведного Симеона Верхотурского. В 1702 И. был поставлен в архимандриты. При И. Далматовский мон. стал одним из крупнейших в крае и мощной каменной крепостью, игравшей важную роль в обороне юж. рубежей гос-ва.
Лит.: Манькова И.Л., Шашков А.Т. Исаак // ТОДРЛ. Т.44. Л., 1990; Вкладные книги Далматовского Успенского монастыря (последняя четверть XVII - начало XVIII в.). Сб. документов / Сост. Манькова И.Л. Свердловск, 1992.
Манькова И.Л.
Исаак
Иса’ак (который будет смеяться, он смеется) — сын Авраама и Сарры, сын обетования Божия (Быт.17:19), родившийся, когда Аврааму было 100, а Сарре — 90 лет (Быт.17:17 ; Быт.21:1 -5), в Вирсавии (Быт.21:14,31). Это имя (см.) Исааку было дано, бесспорно, в связи с тем, что обетование о нем не раз вызывало смех у его родителей и близких (Быт.17:17 ; Быт.18:12 -13,15; Быт.21:6). Но хорошо смеется последний. Когда Исааку было около 20 лет, Аврааму было повелено принести его в жертву Богу, чем была испытана вера Авраама. В 40 лет Исаак женился на Ревекке, дочери Вафуила, сына Нахора, брата Авраама (Быт.25:20). От Ревекки родились Исав и Иаков, когда Исааку исполнилось 60 лет (Быт.25:26). Умер Исаак в возрасте 180 лет в Хевроне (Быт.35:27 -29).
Исаак
один из патриархов, родившийся от Авраама и Сарры, когда ему было 100 лет, а ей – 90. На восьмой день младенец был обрезан, а через три года его отняли от груди. По этому случаю Авраам устроил пиршество, на котором сын Авраама от Агари, Измаил, потешался над ребенком. Это послужило причиной изгнания Агари и Измаила из дома Авраама (Бытие, 21, 9-13). Апостол Павел назвал эту ситуацию гонением рожденного по духу со стороны рожденного по плоти и усмотрел в этом прообраз гонений на христиан (Послание к Галатам, 4, 29). Помимо всего прочего, Господь засвидетельствовал Аврааму, что от Исаака произойдет будущий Спаситель мира (Бытие, 21, 12). Когда Исааку было уже 25 лет, Господь испытал веру его отца, повелев принести сына в жертву. Это испытание веры Авраам выдержал с честью, так как уже тогда верил, что Господь способен воскресить его сына. К сорока годам Исаак женился на Ревекке, которая по прошествии многих лет родила ему близнецов: Исава и Иакова. Исава больше любил отец, а Иакова – мать. Когда Исаак состарился, а зрение его ослабело, он велел своему сыну Исаву прийти к нему, чтобы получить благословение. Но Иаков, подученный матерью, опередил брата. После этого мать решила отправить Иакова подальше от гнева его брата, поэтому тот отправился к Лавану и взял себе в жены его дочь. Иаков вернулся в отчий дом много лет спустя, ведя огромные стада, своих жен и детей. Вместе с братом Исавом он похоронил отца, как некогда хоронили Авраама оба его сына, Исаак и Измаил. У иудеев существует несколько преданий относительно Исаака. Например, они верят в то, что Исаак был одним из трех людей, не вкусивших греха, один из шести, над которыми смерть не имела власти, а также в то, что он получил Божественное откровение от Сима, ввел в употребление утренние молитвы и т. д.
Исаак
А. История Исаака
♦ сын обетования для Авраама и Сарры:
Быт 17:19; 1Пар 1:28
♦ его рождение:
Быт 21:1-3
♦ его обрезание:
Быт 21:4
♦ праздник по поводу отлучения его от груди:
Быт 21:8-13
♦ Авраам был готов принести его в жертву:
Быт 22:1-14; Евр 11:17-19
♦ взял в жены Ревекку:
Быт 24:1-67
♦ наследовал имущество Авраама:
Быт 25:5
♦ с Измаилом похоронил Авраама:
Быт 25:7-11
♦ стал отцом Исава и Иакова:
Быт 25:19–26; 1Пар 1:34
♦ солгал Авимелеху о Ревекке:
Быт 26:1-11
♦ стал очень богат:
Быт 26:12,13
♦ заключил союз с Авимелехом:
Быт 26:14-31
♦ был обманут и благословил Иакова вместо Исава:
Быт 27:1-40
♦ послал Иакова за женой:
Быт 28:1-5
♦ его смерть:
Быт 35:27-29
Б. Значение Исаака
♦ сохранил завет, заключенный Богом с Авраамом:
Быт 17:21; Быт 26:2-5
♦ показывает милосердие и верность Бога:
Быт 21:1
♦ показывает, кто настоящие дети Авраама:
Рим 9:7–9; Гал 4:21-31
♦ показывает цель Бога при избрании:
Рим 9:10-13
♦ это пример истинной веры:
Евр 11:20
Исаак
(смех; Быт 21:1-7) — дитя обетования, сын Авраама и Сарры, родился, когда первому было 100, а второй 90 лет от роду. Спустя восемь дней по рождении он был обрезан, а через три года после того отнят от груди. По сему случаю Авраам сделал большой пир, на котором Измаил, сын Авраама от Агари, насмехался над Исааком, что имело следствием изгнание Агари с ее Сыном из дома Авраама (Быт 21:9-13). Ап. Павел называет это гонением против рожденного по духу со стороны рожденного по плоти, и видит в этом обстоятельстве знамение преследования и гонения верующих Христиан миром (Гал 4:29). Кроме сего, Бог ясно засвидетельствовал Аврааму, что не в Измаиле, но в Исааке наречется Аврааму семя (Быт 21:12, Евр 11:18), т. е. от Исаака должен произойти обещанный Спаситель мира. При этом особенно замечательным представляется то обстоятельство, что когда Исаак уже совершенно возрос, когда, по свидетельству Иосифа, ему было уже 25 лет от роду, отец его, Авраам, получил поведение от Бога принести единственного сына своего в жертву всесожжения на горе Мориа (Быт 22:1-2). Это требовалось для испытания веры Авраама, и он мужественно выдержал это испытание, так как веровал, что Бог силен воскресить Исаака из мертвых. Почему и получил его в предзнаменование (Евр 11:17-19). Оно требовалось также и для испытания веры Исаака, и не только веры, но и его терпения и покорности. На тридцатисемилетнем возрасте Исаака умерла мать его Сарра, будучи ста двадцати семи лет от роду (Быт 23:1-2). Сорока лет он женился на Ревекке, дочери Вафуила. Повествование о том, как Ревекка, жившая дотоле со своими родственниками в Месопотамии, сделалась супругою Исаака с величественною простотою, рисующею нам обычаи и нравы Востока, передано в 24 гл. книги Бытия (см. Ревекка). Прошло двадцать лет, а у Ревекки не было детей. Наконец, Бог услышал молитвы Исаака о Ревекке, и она родила ему двух сыновей-близнецов — Исава и Иакова, из которых первый был любимцем отца, а второй — матери (Быт 25:21-24). Наступил голод, и Исаак отправился в Филистимский город Герар, как то сделал некогда отец его, Авраам. Здесь, подобно Аврааму, он впал в очень важную ошибку, выдав Ревекку за свою сестру, и тем подверг ее значительной опасности (Быт 26:1-10). Несмотря на сие, Бог обильно благословил Исаака земными благами, и он сделался очень богат стадами разного скота, крупного и мелкого, чем возбудил зависть в Филистимлянах, видевших его благосостояние. Наконец, по случаю усилившейся распри с ним из-за колодцев, выкопанных рабами отца его, он удалился в Вирсавию, где Господь явился ему и благословил его, и где посетил его Авимелех, царь Герарский, и заключил с ним дружеский союз (26:23-31). Во время последовавшей за тем болезненной старости Исаака и слабости зрения младший сын его Иаков, наущенный своею материю, хитростью присвоил себе благословение отца, принадлежавшее по праву старшему его брату, Исаву (Быт 27:28-29). Преподав обильнейшее благословение Иакову предпочтительно пред Исавом, Исаак, тем не менее, произносил оное в пророческом духе, и из последующей истории Исава и Иакова видно, как изумительно точно осуществились его предсказания. После сего события Исаак отправил Иакова в Падан-Арам, в Месопотамии, с тем чтобы он взял себе жену из дочерей Лавана, его родственника. Там Иаков оставался несколько лет и возвратился обратно лишь незадолго до смерти своего отца; и как некогда Измаил и Исаак вместе погребли останки своего отца, Авраама (Быт 25:9), так равно Иаков и Исав вместе похоронили своего отца, скончавшегося ста восьмидесяти лет от роду, в пещере Махпеле (Быт 35:29). У иудеев и магометан существует несколько особых преданий касательно Исаака; между другими замечательны следующие: что он был один из трех не имевших греха, и один из шести, над которыми ангел смерти был бессилен; что он получил знание Божественного откровения от Сима и он ввел в употребление утреннюю молитву и т. п.
Исаак
(евр. yishaq, ishaq'el, «Бог да воссмеется», в значении «да взглянет милостиво»), в преданиях иудаизма сын Авраама и Сарры, наследник «завета» Авраама с Господом; отец Иакова и через него прародитель двенадцати колен Израилевых. Согласно ветхозаветному повествованию, Авраам дожил до 99 лет, не имея иного сына, кроме Измаила от Агари, рабыни Сарры; однако Господь в видении торжественно обещает Аврааму чудо рождения И. от 100-летнего отца и 90-летней матери (Быт. 17:16-21); услышав это обещание, Сарра «внутренне рассмеялась» [18:12-13; народная этимология (Быт. 21:6) истолковывает имя И. как воспоминание об этом]. Невозможность по законам природы зачатия И. (а значит, и появления «избранного народа», который должен от него произойти) подчеркивается позднейшими иудаистическими легендами: так, в талмудическом трактате Шаббат 156а приводится версия, согласно которой даже астрологический гороскоп Авраама показал отсутствие у него законного сына от Сарры (на эту версию ссылались, обосновывая положение, по которому астрологические прогнозы не имеют силы для верующего в Господа). С другой стороны, этот сюжет выявляет общую парадигматическую схему рождения от бесплодной матери или от престарелых родителей, встречающуюся и в Ветхом Завете (история рождения Самуила, 1 Цар. 1), но занимающую особенно важное место в христианских преданиях (рождение Девы Марии от Иоакима и Анны, рождение Иоанна Крестителя от Захарии и Елисаветы). Согласно ряду послеветхозаветных версий, И. родился в месяце нисане (соответствует марту-апрелю, поре праздника еврейской Пасхи), в полдень (солярная черта). На восьмой день И. был обрезан; по случаю отлучения И. от груди Авраам устроил большой пир (Быт. 21:4 и 8). Агадические легенды добавляют, что на нем были посрамлены злые языки, оспаривавшие чудесное материнство престарелой Сарры и утверждавшие, будто И. — либо усыновленный подкидыш, либо сын Агари: Сарра накормила своей грудью всех младенцев, бывших с матерями на многолюдном пиршестве. После этого оставалось усомниться только в отцовстве Авраама; но тогда Бог придал И. необычайное, чудесное сходство с отцом, доходившее до неразличимости, и для сомнений не осталось места (этот популярный сюжет повторяется в целом ряде мидрашистских текстов, а также в вавилонском Талмуде, трактат Санхедрин 1076). Затем библейское повествование сообщает, что Измаил как-то «насмехался» над И., после чего Агарь и Измаил были изгнаны по настоянию Сарры, подтвержденному словом Господа (Быт. 21:9-14). Испытывая Авраама, Господь приказывает ему принести И. в жертву на горе в «земле Мориа». По поздней версии, дублирующей вступительный эпизод истории Иова, испытание Авраама было спровоцировано обвинительным выступлением сатаны, оспаривавшего его благочестие (трактат Санхедрин 896 и др.). Толкователи сообщают также об искусительных речах, которыми сатана пытался склонить И. к возмущению против своей жертвенной участи; однако И. остался безропотным и, боясь малодушия, сам попросил отца связать его по рукам и ногам (Берешит рабба 56). Когда связанный И. уже лежит на жертвеннике, а над ним занесен нож отца, явление Ангела от Господа останавливает жертвоприношение, а в жертву идет баран, запутавшийся рогами в ветвях поблизости от жертвенника (Быт. 22:9-13). Смысл эпизода имеет много аспектов: это одновременно и воспоминание о временах человеческих жертвоприношений, и фиксация момента их принципиальной отмены, и требование готовности принести в жертву свою собственную волю.
Далее повествуется, что в 37-летнем возрасте И. приходится пережить смерть матери, а еще через три года Авраам посылает своего домоправителя Елеазара в Месопотамию, в край своих родичей, за невестой для И. Эпическое сватовство оказывается благополучным, и Елеазар возвращается с Ревеккой, внучатой племянницей Авраама (Быт. 24:2-67). Брак долго остается бесплодным; наконец, после молитв И. рождаются близнецы Исав и Иаков, начавшие распрю уже во чреве матери. Во время голода И. переселяется в Герар, где из страха перед опасностью для жизни из-за возможных посягательств царя Авимелеха на Ревекку выдает ее за свою сестру (26:7), точно так, как Авраам делал это с Саррой. Благословение Господа приносит посевам и стадам И. необычайное плодородие, так что его возросшее богатство внушает филистимлянам Герара зависть; они его изгоняют, но затем, признав над ним покровительство Божества, заключают с ним союз. Под старость И. слепнет; между тем его предпочтение принадлежит Исаву, как предпочтение Ревекки — Иакову. И. посылает Исава на охоту, обещая по вкушении добытой им дичи торжественно благословить его (делая тем самым наследником обетовании Господних Аврааму); но Ревекка подсылает к незрячему И. Иакова, который обманом получает благословение И.; обиженный Исав угрожает тотчас после смерти И. убить брата, так что И. отсылает Иакова в Месопотамию, дав ему новое благословение. Прожив 180 лет, И. дожил до возвращения Иакова с Лией, Рахилью и детьми из Месопотамии и похоронен обоими сыновьями (35:29) в пещере Махпела.
В западноевропейском искусстве И. чаще всего изображается в ситуации принесения в жертву (см. в ст. «Авраам»),
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.