Инвеститура
- ж.
- Юридический акт введения вассала во владение землей, пожалованной ему с правом наследования сеньором (в средние века в Западной Европе).
- Утверждение в духовном сане католического епископа, аббата.
Инвеститура
Инвеститура
инвеститура, инвеституры, жен. (лат. investitura) (ист.). В средние века - сопровождавшийся особой церемонией ввод вассала во владение леном или передача земельного имущества во владение духовному лицу (епископу, аббату).
Инвеститура
(от лат. investio - облачаю), в средние века в Зап. Европе юридический акт введения вассала во владение феодом. Инвеститура духовных лиц, кроме этой светской инвеституры, включала также утверждение епископа, аббата в духовном сане (духовная инвеститура). В 11-12 вв. за право инвеституры происходила борьба между императорами "Священной Римской империи" (осуществлявшими с Оттона I инвеституру епископов и аббатов) и римскими папами, претендовавшими на это право, конец которой положил Вормсский конкордат 1122.
Инвеститура
(от лат. investio — облачение).
1) И. светская — символич. акт, церемония введения вассала во владение феодом посредством вручения вассалу предмета (кольцо, посох, перчатки, знамя, горсть земли, даже пучок соломы), который символизировал недвижимое имущество или право на него.
2) И. церковная — назначение и церемония введения епископа или аббата в должность. Сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизирующих духовную власть, и передачей земельного владения (церк. бенефиция) и скипетра — символа светской власти. До конца XI в. право церк. и. фактически принадлежало светской власти (императору или королю). В конце XI в. с притязаниями на исключительное право церковной и. выступило папство. Результат этой борьбы — Вормсский конкордат 1122 г.
Инвеститура
(позднелат. investitura от лат. investio — облачаю, облекаю)
В средневековой Европе юридический акт передачи земельного владения или должности, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся передачей какого-либо символического предмета (кома земли, посоха, кинжала, перчатки и т. д.) от сеньора к вассалу. Обряд передачи совершался после оммажа и принесения клятвы верности. Символический смысл процедуры заключался в переходе обладания предметом от одного лица к другому. Обычай восходит к обряду дарения, известному у примитивных народов, когда акт вручения подарка подразумевает в будущем получение ответного дара и устанавливает, таким образом, связь между двумя лицами. Инвеститура в этом смысле представляет собой акт отдаривания со стороны сеньора, который вручает вассалу собственность, в обмен на клятву вассала в верности.
Особым видом инвеституры была церковная инвеститура, состоявшая в назначении на церковные должности и введении в сан. Она сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизирующих духовную власть, и передачей скипетра — символа светской власти. До кон. XI в. право церковной инвеституры фактически принадлежало императорам Священной Римской империи. Церковные сановники являлись одновременно крупными светскими феодалами и в этом качестве находились в вассальных отношениях с императорами. Однако усиление Папства в сер. IX в. привело к попыткам церкви отстоять своё исключительное право в назначении прелатов. Первый открытый конфликт, известный как «Борьба за инвеституру», разразился между папой Григорием VII (1073—1085) и императором Генрихом IV (1056—1106). В 1075 папа запретил императору вручать инвеституру. В ответ император собрал своих епископов, которые объявили о низложении папы. Тогда папа отлучил Генриха от церкви и освободил его подданных от вассальной верности. Немецкие князья немедленно воспользовались этим, объявив, что отказываются подчиняться императору. У разбитого Генриха не осталось другого выхода, как признать своё поражение. В январе 1076 он совершил тяжёлый переход через Альпы и встретился с папой в североитальянском замке Каносса. Сняв с себя королевские регалии, в одежде кающегося грешника, босой и голодный, он три дня ждал соизволения на встречу и предстал перед папой на коленях. Однако успех папы оказался временным. Вскоре император усмирил мятежных вассалов и вторгся в Италию для свержения соперника. Понтифику пришлось бежать, он закончил свою жизнь в изгнании (1085). Однако после смерти Генриха Италия вышла из-под контроля императоров, и столкновения продолжались с переменным успехом ещё несколько десятилетий. Они закончились заключением в 1122 компромиссного Вормского конкордата. По его условиям избранные прелаты получали духовную инвеституру от папы, а светскую (право на землевладение) от императора. В Германии обеспечивалось участие императора в избрании прелатов, которым сразу же давалась светская инвеститура, в Италии и Бургундии император был лишён участия в избрании и вручал инвеституру лишь по прошествии 6 месяцев.
Инвеститура
— германское юридическое понятие, означающее: а) древнейший способ передачи недвижимостей, состоявший сперва в фактической передаче проданного имущества из рук старого в руки нового владельца; стороны в присутствии определенного числа свидетелей (от 3 до 12) и с таким же числом мальчиков отправлялись на уступаемый участок земли, где покупатель уплачивал деньги, а продавец передавал ему в знак уступки власти над участком перчатку (символ власти над вещью, откуда и название И. — manus vestit a, по-немецки Gewere), ветвь, срезанную с одного из деревьев, глыбу земли, при передаче зданий — дверной косяк, при передаче церкви — алтарную пелену, ее бахрому или веревку от колокола, затем сам он торжественно оставлял участок, отказываясь от власти над ним посредством бросанья на землю палки (симв. копья, festuca); мальчики, присутствовавшие при передаче, в память случившегося получали по пощечине, их драли за уши, и обряд оканчивался. С распространением римского способа приобретения собственности путем передачи грамоты, документа продажи, фактическая или "реальная И." уступает место символической: стороны не ходят уже на уступаемый участок, а с него приносятся символы И. в суд, кладутся на составленную грамоту и передаются вместе с последней новому приобретателю; формальный выход из владения также переходит в торжественный акт отказа (см.) от владения, совершаемый перед судом, реальная же передача владения постепенно теряет свое юридическое значение. — б) Способ установления или передачи ленного права (см.). Согласно двоякого рода характеру ленных отношений, при которых, с одной стороны, устанавливается личный союз верности, а с другой — зависимая поземельная связь, акт ленной И. распадался на два: установление этой личной связи, совершаемой рядом символических действий (акт коммендации или рекомендации, см.), и передачу владения участком земли. Последняя происходила путем передачи различных символов (знамени, скипетра, перчатки, шляпы, глыбы земли и т. п.) и заявления о том, что ленный владелец должен иметь на лен право пользования. С дальнейшим развитием права символический элемент теряет свое значение, и И. обращается в юридическую сделку ("вещный договор", см. Передача) и передачу ленной грамоты. В таком виде оно сохраняет значение в Германии и до сих пор, поскольку сохраняют свое значение здесь ленные отношения. — в) Передачу епископского посоха королем вновь назначенному епископу. Отсюда право И. (о нем ниже). — Свод новейших данных об И. см. Schr öder, "Deutsche Rechtsgeschichte"; Heusler, "Institutione n des deutsch. Privatrechts", и Stobbe, "Handbuch des deutschen Privatrechts" (т. 2, 2-е изд. 1883).
В. Н.
В католическом церковном праве под И. разумеется утверждение избранных общинами или клиром епископов. В первые века христианства выбор и назначение епископов принадлежали самим общинам верующих, потом решающий голос в выборе епископов приобрели митрополиты, а впоследствии императоры стали утверждать новых епископов (см. соотв. статью). С падением Западной Римской империи германские короли постепенно приобретали все более и более влияния на выбор епископов. По мере накопления в руках церкви недвижимых имуществ епископы стали владетелями крупных ленов, в которых они пользовались теми же правами, какие имели светские феодалы, и по владению которыми они должны были становиться в вассальные отношения к королю, который стал передавать новому епископу, в знак утверждения его, кольцо и посох. Известна продолжительная и упорная борьба между германской императорской властью и папской, вышедшая из стремлений папства поставить и в этом отношении представителей церкви в более независимое от мирской власти положение (см. статьи о Григории VII, Генрихе IV и V). По Вормскому конкордату, заключенному в 1122 г. между папой Калликстом II и императором Генрихом V, император возвратил церкви свободу епископских выборов и отказался от И. кольцом и посохом, но сохранил право инвеституры скипетром как знаком пожалования леном, что он должен был сделать еще до посвящения. В XIII в. церковь вернула себе свободу выборов также в Арагонии, Англии и Франции. С усилением монархической власти папство рядом конкордатов снова должно было уступить светским государям право назначения епископов. В странах, подчиненных протестантским государям, выбор католических епископов принадлежит капитулам, но светская власть имеет возможность устранить неугодного ей кандидата. Вновь избранный подтверждается папой, до получения подтвердительной буллы которого не может вступить в свою новую должность. В протестантских странах под И. разумеют обряд торжественного ввода нового духовного лица в должность. См. Католическая церковь (в России).
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.