Иларион
древнерусский писатель, первый киевский митрополит из русских с 1051. В "Слове о законе и благодати" с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Киевской Руси.
Иларион
древнерусский писатель, первый киевский митрополит из русских с 1051. В "Слове о законе и благодати" с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Киевской Руси.
Иларион
(II в.)
митрополит Киевский, первый русский митрополит на Руси (до него были иностранцы), автор знаменитого "Слова о законе и благодати", являющегося восторженным гимном православной вере. Ему же принадлежат: "Исповедание веры", "Поучение о пользе душевней ко всем христианам" и "Слово к брату-столпнику".
Иларион
(XI в.)
святитель, митрополит Киевский и всея Руси, первый русский митрополит на Руси (до него были иностранцы, в основном греки), автор знаменитого «Слова о законе и благодати», являющегося восторженным гимном православной вере. Ему же принадлежат: «Исповедание веры», «Поучение о пользе душевней ко всем христианам» и «Слово к брату-столпнику».
♥ Память 21 октября (3 ноября).
Иларион
(Иларий)
Веселый, радостный (греч.).
31 (18) января – преподобный Иларион.
9 марта (24 февраля) – святитель Иларион, епископ Кизический.
15 (2) марта – мученик Иларий.
10 апреля (28 марта) – преподобный Иларион Новый, игумен Пеликитский и преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский (Рус.).
19 (6) мая – преподобный Иларион.
12 июня (30 мая) – праведный Иларион.
19 (6) июня – преподобный Иларион Новый, игумен Исихийский.
25 (12) июля и 27 (14) июля – мученик Иларий.
31 (18) августа – священномученик Иларион.
10 сентября (28 августа) – преподобный Иларион, схимник Печерский (Рус.).
3 октября (20 сентября) – преподобномученик Иларион.
23 (10) октября – преподобномученик Иларион Зографский.
3 ноября (21 октября) – преподобный Иларион Великий, преподобный Иларион, схимник Печерский (Рус.) и преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский (Рус.).
20 (7) ноября – мученик Иларион Мелитинский.
27 (14) декабря – святитель Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский (Рус.).
Иларион
(в миру Троицкий Владимир Алексеевич) (1886, село Липицы Каширского уезда Тульской губернии — 1929, Ленинград), архиепископ, православный богослов и церковный историк. Родился в семье священника, два его брата также стали священниками — Даниил (1867—1934), впоследствии архиепископ Брянский, и Алексей (1895—1937). После окончания Тульской духовной семинарии он в 1906 поступил в Московскую духовную академию, остался в ней профессорским стипендиатом (1910), в 1912 защитил магистерскую диссертацию «Очерки из истории догмата о Церкви». В 1913 принял монашеский постриг с именем Илариона; в том же году стал архимандритом и инспектором Московской духовной академии (самый молодой архимандрит и профессор в России). В 1907—17 издал более 100 печатных работ, посвященных раскрытию православного учения о Церкви. Участвовал в Поместном соборе 1917—18, его речь в защиту патриаршества произвела громадное впечатление на членов собора; был одним из кандидатов на патриарший престол. После переезда Московской духовной академии из Сергиева Посада в Москву архимандрит Иларион — наместник Сретенского монастыря; поселился на улице Рождественка, 29. Став ближайшим помощником патриарха Тихона, выполнял самые ответственные его поручения. В эти годы проявился проповеднический талант Илариона; по свидетельству архиепископа Антония Храповицкого, «он всюду собирал вокруг себя огромную аудиторию, особенно из молодых людей». В марте 1919 арестован и заключён в Бутырскую тюрьму, где пробыл три месяца. 25 мая 1920 в храме Троицкого Патриаршего подворья рукоположен патриархом Тихоном в сан епископа Верейского — викария Московской епархии. За первый год своего епископского служения произнёс более 320 проповедей; современники называли его «любимцем церковной Москвы».
В марте 1922 был арестован вторично, в июне сослан в Архангельск на год. После возвращения из ссылки Иларион стал активным проводником политики патриарха Тихона, восстановил церковную организацию в Москве. В середине ноября 1923 вновь арестован, с января 1924 находился в Соловецком лагере. В октябре 1929, после окончания очередного срока заключения, приговорён к трём годам ссылки в Алма-Ату. На этапе Иларион заболел тифом и скончался в тюремной больнице.
Иларион
(кон. X - нач. XI в. - ок. 1054/1055)
идеолог древнерус. христианства, митрополит Киевский (с 1051), писатель и мыслитель, мастер торжественного красноречия, автор "Слова о законе и благодати" и ряда др. произв. И. - старейший из отечественных мыслителей, чьи творения сохранились до наших дней. Его яркое и разностороннее дарование проявилось в переломную эпоху Ярослава Мудрого (1019–1054), когда ширилось и укоренялось на Руси христианство, наблюдался подъем в государственном, культурном и церковном строительстве. К сожалению, почти все следы жизни И. затерялись в веках, Данных о биографии мыслителя несоизмеримо мало в сравнении с тем вкладом, к-рый он внес в развитие отечественной культуры. Древнейшее из сообщений содержится в "Повести временных лет", где под 1051 г. помещен! рассказ об избрании И. общерус. митрополитом (впер вые высший церковный пост занял рус. по происхождению кандидат). В его выдвижении решающую роль, скорее всего, сыграли личные качества: незаурядный ум, литературно-публицистические способности и праведный образ жизни (он был "муж благ, и книжен, и постник"). Отсутствие у кандидата на высший церковный пост высокого сана и избрание его несколькими епископами свидетельствует о том, что во времена Ярослава митрополия утверждалась независимо от Византии и находилась под контролем княжеской власти. С именем И. связывается возникновение Печерской обители. Им бш составлен отличающийся от византийского права церковный Устав, определивший нормы поведения в быту, peгламентировавший жизнь церкви. Осн. занятием И. была книжная деятельность. Правда, до сих пор не установлены все соч., составляющие его литературное наследие.
Кроме "Слова о законе и благодати" его перу, несомненно, принадлежат "Молитва", "Исповедание веры" и "Слово на обновление Десятинной церкви". Для более чем десяти работ авторство устанавливается предположительно. Весьма вероятно, что И., отличающийся глубокими богословскими познаниями и едва ли не самый образованный для своего времени автор, вышел из среды тех грамотников, к-рые согласно летописной статье 1037 г. были приближены к князю и по его указанию переводили книги, необходимые для распространения христианства. Ядром творчества И., бесспорно, является "Слово о законе и благодати", создание к-рого приходится на время между 1037 и 1050 гг. Иногда дату конкретизируют, поскольку только в день 26 марта 1049 г. совпадает Благовещение и Пасха, о к-рых идет речь в произв. Содержание же самого соч. далеко выходит за рамки проповеди, приуроченной к конкретной дате. В нем в глубоко эмоциональной, образно-поэтической форме дается теоретическое осмысление мировой и отечественной истории, освещаются животрепещущие проблемы, с к-рыми столкнулась христианизируемая держава. Поэтому "Слово" следует рассматривать как программу, заявленную И. накануне избрания его в митрополиты. Памятник распадается на три части. В зачине речь идет вроде бы о вынесенном в заглавие соотношении Ветхого и Нового заветов, но на деле автор прослеживает ход вселенской истории, дает объяснение причин и движущих сил событий. Согласно И., мировая история вершится по определенному Богом плану, а само движение ее воплощается в приобщении все новых и новых народов к "благодати" (т. е. христианству). Т. обр., каждому народу на его пути уготовано пройти две стадии, к-рые характеризуются с помощью библейской притчи о Сарре и Агари. Родившийся от рабыни Агари сын Авраама Измаил олицетворяет собой эпоху рабства (закон), а законнорожденный Исаак - освобождение (благодать). Внеприродный источник благодати с неизбежностью ведет народ из несовершенного прошлого в совершенное будущее. В соч. И. едва ли не впервые в христианской литературе звучит идея равенства всех народов. Исключение составляют только иудеи, возвеличившие свое превосходство и застывшие в рабском состоянии законности. Вторая часть "Слова" всецело посвящена отечественной истории, к-рая рассматривается как ответвление мирового процесса. Здесь утверждается право молодого славянского народа "быть новыми мехами для старого вина" и отрицаются претензии Византии, присвоившей себе монополию на "благодать" и рассматривавшей "молодые народы" как лишенных собственной истории варваров, как объект миссионерства. И. выражает глубоко патриотическую мысль о великом предназначении своего народа, его праве и способности творить великие свершения, причем здесь отсутствует притязание на первенство. В "Слове" равно осуждаются как национальная замкнутость иудеев, так и стремление к национальному превосходству греков. Рус. народ, как и др. народы, проходит в своем развитии два этапа - дохристианский и христианский. На смену "идольскому мраку" приходит "благость". Между "идольским мраком" и "законом" не ставится знака равенства в силу того, что законность отождествляется с национальным эгоизмом. Парадоксальным образом апология православия соединяется И. с гордостью за языческое прошлое своей страны, чему уделено много внимания в заключительной части "Слова". Идейно-смысловая вершина его - Похвала князю Владимиру и всему роду предков, в к-рой действие "благодати" как бы распространяется на дохристианское прошлое Руси. В прославлении настоящего через прошлое четко очерчена национальная идея. С одной стороны, рус. история - это часть мировой, с другой - богатое собственными, достойными памяти событиями прошлое. "Слово" И. - это доктрина национальной независимости и исторического оптимизма. В онтологическом плане она строилась на сближении божественного и земного. В ней заключена также опирающаяся на "смысленный разум" гносеология, открывающая возможность творческого познания Бога, об-ва, истории. Эти установки позволили И. глубоко осмыслить действительность и открыть перед потомками смысл давно прошедших событий. Заключенные в его творчестве идеи и в последующие времена давали импульсы рус. духовности, искавшей в рамках православия собственных путей самовыражения.
◘ Л и т.: Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава I // Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе. М., 1844. Ч. 2. С. 1–91; Розов Н. Н. Синодальный список сочинений Илариона - русского писателя XI века // Slavia. 1963. Roc. 31. Р. 141–175; Аалугш* Ф. Г. Иларион митрополит Киевский и его церковно-учительные произведения // Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Спб., 1894. Вып. 1. С. 47–85; Жданов И. Н. Слово о законе и благодати и Похвала кагану Владимиру // Соч. Спб., 1904. Т. 1.С. 1-80; Молдаван А. М. Слово о законе и благодати Илариона. Киев, 1984; Идейно-философское наследие Илариона Киевского. М., 1986. Ч. 1–2; Замалеев А. Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI–XVI вв.). Л., 1987. С. 109–116; Живой памятник русской литературы // Альманах библиофила. Вып. 26; Тысячелетие русской письменной культуры (988-1988). М., 1989. С. 23–135; Русская идея. М., 1992. С. 18–36; Кузьмин А. Г. Первый митрополит русин Иларион // Великие духовные пастыри России. М., 1999. С. 44–64; Ужанков А. Н. Из лекций по истории русской литературы XI - первой трети XVIII в.: "Слово о Законе и Благодати" Илариона Киевского. М., 1999; Мильков В. В. Осмысление истории в Древней Руси. Спб., 2000. С. 116–133.
В. В. Мильков
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.