Идеал-реализм
онтологическое учение, возникшее в рус. философии нач. XX в. Наибольшее развитие получило в интуитивизме Н. О. Лосского и Франка. Исторически восходит к позднему Платону, Плотину, а также аристотелевской диалектике материи и формы. Согласно И.-р., бытие состоит из двух неравноценных и качественно противоположных областей - реального и идеального бытия. Во многом совпадая, И.-р. Лосского и Франка различался формулировками осн. категорий и степенью их разработанности. Концепция Лосского была относительно более детализированной и обоснованной в метафизическом отношении. Франк отождествлял реальное бытие с эмпирической действительностью как совокупностью конкретных реальностей: вещей, существ, процессов. Лосский подразумевал под реальным бытием более строго очерченную область проявленных в пространстве-времени конкретных целых вещей, а также событий и действий материального и психического порядка. Следуя своей персоналистской доктрине, он исключал из состава реального бытия весь мир существ. Франк, в отличие от Лосского, как правило, не пользовался пространственными характеристиками в описании онтологической природы обоих уровней бытия. Он определял реальное бытие как конкретно-временное, полагая, что время - единственный специфический признак потока реальных изменений возникающих, длящихся и уничтожающихся конкретных явлений, а противоположность времени, т. е. вневременность, есть такой же признак неподвижного неизменного идеального бытия. К сфере идеального им причислялись такие элементы бытия, как числа, геометрические формы и фигуры, цвета, звуки, и - идя дальше - все вообще общие, отвлеченные содержания понятий, взятые именно как чистые, сущностные содержания, и такие необходимые, имеющие вневременную силу связи между ними, как формулируемые, напр., в суждениях дважды два четыре или красное есть цвет… (Франк С. Л. Соч. М., 1990. С. 267). По мнению Лосского, к идеальному бытию относится все, что не имеет временной и пространственной формы, что стоит выше событий, осуществляющихся в различные времена и в разных местах пространства. Идеальное бытие подразделялось Лосским на отвлеченно-идеальное и конкретно-идеальное. В состав первого подвида входили законы и бесчисленные отношения, пронизывающие мировую множественность, напр, отношения сходства и различия между элементами мира, качественные, пространственно-временные, равенства, принадлежности, причинности, взаимодействия, средства и цели и пр.. При этом Лосский приходил к парадоксальному, но с т. зр. И.-р. логически последовательному выводу о внепространственности самого пространства и вневременности времени как такового. Законы идеальных форм (математические законы, законы чисел, пространственных форм и т. п.) не зависят от воли человека и др. существ; они с объективной необходимостью воплощаются во всяком реальном процессе. Одна из главных целей И.-р. заключалась в преодолении старого платоновского дуализма между царством идей и миром вещей, в соответствии с к-рым идеи размещались в некоем занебесном месте. С т. зр. Франка, вневременное бытие не противостоит временному, как отрешенное от него и замкнутое в себе материальное царство; они сполна покрываются - ни одно немыслимо без другого. В вопросе о происхождении обоих видов бытия идеал-реалисты одинаково отвергали как учение материализма о первичности материалистически трактуемой объективной реальности, к-рая затем в идеально-обобщенной форме отражается в сознании, так и учение онтологического идеализма о производности реального мира от абстрактно-идеального начала (напр., панлогизм Гегеля). И.-р. был также направлен против тех кантианско-позитивистских теорий, в к-рых идеальные структуры бытия провозглашались всецело субъективным продуктом деятельности человеческого ума. У Франка первоисточник идеального и реального бытия непосредственно восходил к высшему, иррационально понимаемому религиозно-метафизическому первоначалу. У него оба вида бытия производны от абсолютного бытия, выступающего в качестве единства моментов вечности и становления, и имеют значение лишь двух соотносительных и односторонних выражений этого исконного всеединства. В отличие от И.-р. Франка система Лосского предполагала целый ряд промежуточных онтологических звеньев, в конечном итоге значительно отдаливших Бога от прямого участия в жизни материально-вещественного мира. Творцом законов идеальных форм в ней выступает не само Абсолютное сверхначало (Бог), а Высшая мировая субстанция (Дух), к-рая посредством этих форм вносит в жизнедеятельность мирового организма порядок и системность, придает множеству существ и событий характер космоса, а не хаоса. При этом идеальные законы и отношения сами по себе лишены какой бы то ни было созидательной, творческой активности. Для объяснения источника возникновения пространственно-временного мира, считал Лосский, необходимо теперь найти какое-то третье начало, стоящее выше реального бытия и отвлеченно-идеального бытия, найти какого-то деятеля…. В качестве этого третьего начала, непосредственно порождающего все многообразие реального бытия, у него выступают конкретно-идеальные существа, образующие др. вид идеального бытия наряду с отвлеченно-идеальным. Они сотворены Богом; к ним относится, напр., духовное я человека, кристалла, планеты, атома и т. п. Каждый такой конкретно-временной субстанциальный деятель обладает творческой силой, посредством которой он созидает, порождает, вводит в состав реального бытия событие психического или телесного характера. Реальное бытие есть внешнее проявление жизнедеятельности духовных существ, совокупность их физических тел, материальное воплощение их устремлений.… Необходимо признать, - писал Лосский, - что весь мир, даже и материальный, есть творение духа или существ, подобных духу (конкретно-идеальных) ' (Лосский Н. О. Мир как органическое целое // Избранное. С. 373). Т. обр., конкретно-идеальные субъекты выполняют в И.-р. Лосского онтологические функции деятельных причин и носителей реальных процессов, а также носителей отвлеченно-идеальных форм, поскольку все их действования имеют оформленный характер Впоследствии Лосским было выработано более полное j наименование его И.-р. Лучше всего обозначить наме-Г ченное выше миропонимание словами конкретный орга-. нический идеал-реализм (реальное бытие существует на основе идеального). Это мировоззрение признает существование многих царств реального бытия - механические, физиологические и индивидуально-психические, социальные и т. д. процессы. Несмотря на различие этих процессов по качеству и месту во времени и пространстве, они все, будучи объединены сверхвременными и| сверхпространственными идеальными началами, образуют единое целое космоса, имеющего единый смысл! (Лосский Н. О. Диалектический материализм в СССР. Париж, 1934. С. 12–13).
◘ Л и т.: Лосский Н. О. Мир как органическое целое // Избрав* ное. М., 1991; Он же. Свобода воли // Там же; Он же. Тиши мировоззрений: Введение в метафизику. Париж, 1931; Ф/шш С. Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченнол! знания. Пг., 1915; Он же. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Соч. М., 1990.
Н. Н. Старчет