Значение слова «зеркало»

Что означает слово «зеркало»

Словарь охотничьих терминов и выражений

Зеркало

светлая часть зада (белое поле) у благородного оленя, марала, северного оленя, косули и джейрана.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Зеркало

з’еркало (Рим.37:18 ; Иак.1:23 ; 2Кор.3:18) — в древности зеркалом служили полированные пластинки металла (обычно меди).

Карточная терминология и жаргон XIX века. Словарь

Зеркало

 ЗЕ́РКАЛО

   , -а, ср. Зеркальце или другой предмет с зеркальным эффектом, используемый шулером для подглядывания за картами.

   ♠ Пояснение Даля: в шулерской карточной игре зеркальце, пришитое к платку, или большой, гладкий золотой перстень, или чистой глади табакерка, которые ставятся так, что в них видна сдача, сдаваемые карты [Даль I: 680].

Энциклопедический словарь

Зеркало

стеклянное или металлическое тело с отражающей поверхностью, которая отполирована так, что ее неровности не превышают долей длины волны (электромагнитной или звуковой). В современном зеркале на полированную поверхность наносят тонкий слой металла (Ag, Al и др.) или многослойные диэлектрические покрытия, достигая высокого коэффициента отражения волн. Зеркала используются в астрономических и физических приборах, в ультразвуковой аппаратуре, в быту (обычные стеклянные зеркала). В медицине зеркало - инструмент, облегчающий осмотр определенных органов, тканей.

Словарь Ефремовой

Зеркало

  1. ср.
    1. :
      1. Гладкая, отполированная поверхность, отражающая находящиеся перед ней предметы; специально изготовленное стекло для рассматривания своего изображения, для украшения стен и т.п.
      2. перен. Спокойная ровная водная поверхность.
      3. перен. Лед.
      4. Медицинский инструмент с таким стеклом, предназначенный для отражения внешней поверхности исследуемого органа.
    2. перен. То, что является отражением, отображением каких-л. явлений, событий, какого-л. состояния и т.п.
    3. Поверхность, площадь (реки, водоема, грунтовых вод).

Гаспаров. Записи и выписки

Зеркало

   ♦ Н. Котрелев по письму к Суворину нашел псевдонимную рецензию В. Соловьева в "Новом времени" на первые выпуски "Вопр. Фил. и Псих." и озадачился: там были сплошные хвалы В. Соловьеву, и не понять было, где здесь кончалась маскировка и начинался то ли нарциссизм, то ли маккиавеллистика?

   ♦ "Пришвин точно всю жизнь в зеркало смотрится", сказал И. Соколов-Микитов (НМ, 1991, 12, 170).

   ♦ "Русская разговорная речь: тексты", изд. РАН: я, заикаясь, привык следить за своей и чужой речью, поэтому мне не так неожиданно было увидеть в этом зеркале, как у меня рожа крива.

Словарь Ушакова

Зеркало

зеркало, зеркала, мн. зеркала, зеркал, зеркалам, ср.

1. Блестящая (стеклянная или металлическая), особым способом отшлифованная поверхность, отражающая лучи света так, что на ней получается отображение находящихся перед ней предметов. «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.» (посл.) Кривое зеркало (см. кривой).

| перен. Блестящая, гладкая поверхность (воды, небес; книж., поэт.). По зеркалу залива бесшумно скользила лодка.

2. перен. Отражение чего-нибудь, как выражение чего-нибудь внутреннего (книж.). Глаза - зеркало души. Литература - зеркало общественной жизни.

Архитектурный словарь

Зеркало

   часть стены, обычно оформленная рамкой или небольшим заглублением, например, лицевая плоскость кафельной печи и т. п.

   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

|

   * * *

   1. Гладкая поверхность, интенсивно отражающая световые или тепловые лучи.

   2. Верхняя горизонтальная часть зеркального свода.

   3. Поле потолочного плафона, ограниченное профилированной (обычно штукатурной) рамкой.

   4. Ограниченный штукатурной рамкой крупный участок стенок в интерьере.

   5. Наиболее обширный участок на лицевой стороне печи или камина.

   6. Поле крупной дверной филёнки (1).

   7. Поверхность водоема.

   (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Зеркало

   (Иов 37:18, Сир 12:11, Иак 1:23) обыкновенно делалось у евреев не из стекла, которым стали пользоваться для этой цели только в XIV веке по Р. Х., но из какого либо полированного металла. О металлическом составе древних зеркал свидетельствует некоторым образом Иов (37:18): Ты ли с ним распростер небеса, говорил Елиуй Иову, твердые, как литое зеркало? Для делания зеркал у Евреев употреблялся различный металл. Арабы даже до настоящего времени употребляют для зеркал полированную сталь. Зеркала у Евреев никогда не вешались на стены, как у нас, но всегда прикреплялись к ручке, иногда затейливо вырезанной и украшенной, причем их носили или в руках, или надевали на шнурке на шею. В зеркалах подобной конструкции все видимые предметы, конечно, должны были отражаться неясно и тускло. Потому то ап. Павел в 1 Кор. 13:12 пишет: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно; тогда, же лицом к лицу» т. е. все духовное и вечное видимо и созерцается нами в настоящем состоянии также неясно и гадательно, как неясно видимы нами и естественные предметы в тусклом зеркале.

Словарь Ожегова

ЗЕРКАЛО, а, мн. ала, ал, алам, ср.

1. Предмет со стеклянной или металлической отполированной поверхностью, предназначенный для отображения того, что находится перед ним. Напольное, стенное, настольное, ручное з. Стены в зеркалах. Туалетный столик с зеркалом. Смотреться в з. Разбить з. (плохая примета). Завесить зеркала (по обычаю, когда в доме покойник). Как в зеркале отражается чтон. (точно). Глаза з. души (афоризм.). Кривое з. (также перен.: об искажённом изображении чегон.). На з. неча (т. е. нечего) пенять, коли рожа крива (посл.).

2. перен. Спокойная гладкая поверхность вод. Тихое з. пруда.

3. Поверхность, площадь (реки, водоёма, грунтовых вод) (спец.).

| уменьш. зеркальце, а, род. мн. лец, ср. (к 1 знач.).

| прил. зеркальный, ая, ое (к 1 и 3 знач.). Зеркальная фабрика. З. шкаф (с зеркалом). Зеркальное стекло (отполированное и пропускающее свет только с одной стороны; Дверь с зеркальными стёклами).

Зеркальный карп разновидность разводимого в прудах карпа с крупными чешуйками.

Мир Лема - словарь и путеводитель

Зеркало

   объект, обладающий многими особыми свойствами, в частности, могущий способствовать контролю ситуации субъектом:

    * "И снова ушли секунды, прежде чем он узнал собственное отражение, висящее в пустоте между боковыми полотнищами тучи. Он был так удивлен, до такой степени поражен непонятными действиями тучи, что забыл обо всем. У него блеснула мысль, что, возможно, туча знает о нем, о микроскопическом присутствии последнего живого человека среди камней ущелья". - Непобедимый *

    * "Внезапно из темноты появился мчавшийся на меня человек с лицом, искаженным пятнами света и тени, рот его был открыт, словно в истерическом крике. В последнее мгновение я успел остановиться, ударившись руками в холодную, гладкую, вертикальную поверхность зеркала". - Рукопись, найденная в ванне *

    * "Я вставал, ходил по ванной, пускал воду из кранов, закручивал их, исследовал, когда их откручивание вызывает завывание труб, корчил гримасы перед зеркалом и даже как-то раз всплакнул". - Рукопись, найденная в ванне *

    * "Он двинулся вперед, стараясь обойти встречного, но тот заступил ему дорогу. - А ну давай... - гневно начал Грегори и умолк. Встречный - это был он сам. Он стоял перед огромным зеркалом, перегораживающим пассаж. По ошибке вошел в тупик". - Следствие *

    * "Между звездными экранами располагалось зеркало, не слишком большое и размещенное так, что пилот видел в нем только себя - и ничего больше. Неизвестно было, почему и зачем оно там. То есть, конечно, это было известно, но мудреные доводы в пользу такого решения мало кого убеждали. Придумали их психологи". - Патруль *

    * "Увидело чудище, что так ничего не добьется, и внешний свой жар всосало внутрь, распласталось и превратило себя в Зерцало Материи: все, что стояло напротив Зерцала, отражалось в нем, но не в виде изображения, а в натуре..." - Два чудовища *

    * "Я брился в ванной и строил перед зеркалом всевозможные рожи. Левый глаз даже не моргнул. Я выглядел совершенно нормально". - Мир на Земле *

    * "Я ощупал карманы и подал ему маленькое квадратное зеркальце из полированного никеля, слегка подпорченное и потемневшее от ношения. Он внимательно оглядел себя в нем, скаля сгнившие зубы и корча гримасу за гримасой, словно стараясь извлечь из лица то, что было в нем самым отвратительным". - Рукопись, найденная в ванне *

    * "Я открыл правую дверцу, чтобы дать ей войти, и, прежде чем лампочка над зеркалом заднего обзора погасла, увидел ее лицо вблизи. Я остолбенел, до того она была похожа на Мэрилин Монро, кинозвезду прошлого века". - Мир на Земле *

    * "- Внимание. То, что я скажу, очень важно. Я стою в кратере Флемстида. Смотрю на восток в сторону французского сектора. Передо мной зеркало. Повторяю: зеркало. Но не обычное зеркало, а нечто такое, в чем я отражаюсь вместе со всем, что меня окружает. Я не знаю, что это. Я вижу свое отражение, то есть теледубля номер один на расстоянии около двухсот сорока шагов. Отражение это опустилось вместе со мной". - Мир на Земле *

    * "Если же он захочет стать на два часа Наполеоном Бонапартом, то будет им (во время фантоматического спектакля) только внешне: посмотрев в зеркало, он увидит в нем лицо Бонапарта, вокруг него будет "старая гвардия", его верные маршалы и т. д., но он не сможет с ними разговаривать по-французски, если раньше не знал этого языка". - Тридцать лет спустя (ВЯ) *

    * "Это и есть то волшебное зеркало, в котором отразится весь мир. Мегабитовая бомба". Мегабитовая бомба (ВЯ) *

    * "Эти проекты останутся лишь на бумаге. Как, например, проект управления климатом посредством размещенных на стационарных околоземных орбитах зеркальных листов, которые (двигаемые с Земли) позволяли бы рассеивать циклонные вихри, разогревать гиперборейский холод, прояснять вечные ночи полярной зимы и т.п." - Книги, которые не напишу (ВЯ) *

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Зеркало

— Всякая гладкая поверхность, плоская или кривая, способная отражать свет по определенным направлениям относительно падающего света, в противоположность матовой, отражающей свет по всем направлениям, — называется зеркальной, а тело с такой поверхностью — зеркалом. Часть оптики, называемая катоптрикой (см.), излагает законы отражения света и частные случаи отражения в зависимости от формы З., которые в последнем отношении разделяются на плоские и кривые. Из последних употребительны преимущественно сферические, и реже — эллипсоидальные (для краткости эллиптические), параболоидальные (параболические), цилиндрические и конические. Каждое из З. с кривыми поверхностями может быть выпуклым или вогнутым. Свет, отраженный З., сохраняет цветовой характер источника света, тогда как матовые поверхности, отражая свет, сообщают ему цветовые особенности самой поверхности. Чем совершеннее полировка З., тем менее примешивается к отраженному свету собственно цветовых лучей самого материала З. Обыкновенное стеклянное З., серебряное, стальное, хорошо полированное дерево, поверхность спокойной воды были бы трудно различимы между собой, если судить только по цвету отраженного от них света. Но отраженный плоским З., свет какого-нибудь предмета составляет в глазу изображение этого предмета со свойственными ему цветами. Синий или красный бенгальский огонь такими и представляются нам в зеркале или за зеркалом, тогда как матовая поверхность, напр. серая, — слегка окрашивается цветом пламени, синяя — представится ярко-синей при освещении синим огнем и почти черной при красном освещении. Изображения, составляемые З., могут быть действительные, или объективные, составляющиеся вне глаза, могущие быть приняты на бумагу и вообще всякую ширму, или же изображения составляются только в глазу. Вогнутые сферические З. вообще образуют действительные изображения в пространстве, плоские же и выпуклые З. отражают лучи так, что они составляют изображения предмета только в глазу, которому кажется, что лучи исходят из предмета, расположенного как бы за З. Изображение предмета в этом случае неправильно в том отношении, что правая сторона изображения (считаемая от него, как от действительного предмета) есть левая сторона действительного предмета, помещенного перед З., напр. правая рука человека есть левая рука его изображения. Слова, написанные на бумаге, поставленной против З., изображаются в нем написанными справа налево, и притом буквы изображения как бы перевернуты наизнанку, т. е. представляются такими, какими они видны при рассматривании написанного насквозь, на свет, с задней стороны бумаги. Письмо, как оно представляется в З., называется зеркальным; написанное же на бумаге зеркальным почерком представляется в З. как бы написанным обыкновенным способом.

На театральной сцене пользуются иногда большими стеклами для изображения привидений. Фигура закутанного человека, находящегося в суфлерской или иной будке, ярко освещенная, но не видимая публикой, изображается в слегка наклоненном стекле, за которым находятся различные предметы декораций или люди; изображенное привидение является как бы проницаемым. В научных исследованиях обыкновенные зеркала с ртутной, с задней стороны, наводкой не пригодны, потому что дают двойное изображение предмета, а потому употребляются металлические З. или же стеклянные, высеребренные с лицевой стороны. Кроме того требуется, чтобы поверхность З. была в точности плоской: шлифовка таких стекол представляет большие трудности. Сферические вогнутые З., т. е. отрезки сферической поверхности, дают вообще действительное и опрокинутое (обратное), увеличенное или уменьшенное, изображение предмета, за исключением того случая, когда предмет находится на расстоянии от З. меньшем, чем главное фокусное; тогда изображение его будет кажущееся, прямое и увеличенное, т. е. оно будет казаться за З. и составляться только в глазу, вогнутые З. поэтому называются увеличительными. Приближая к такому З. лицо, можно его видеть увеличенным. Солнечные лучи, принятые на вогнутое зеркало, проходя, после отражения через главный фокус, образуют там маленький кружок — пересечение пучков лучей. Правильно сделанное З., с фокусным расстоянием в 1/2 метра, образует светлый кружок немного более 4 мм в поперечнике, большой яркости и высокой температуры. Солнечными лучами, отраженными от маленького вогнутого З., можно зажечь дерево, а в фокусе большого З. можно плавить металлы. По этой причине вогнутые З. называются иногда зажигательными. Зажигательное З. можно устроить из большого числа маленьких З., расположенных концентрическими поясами, и в каждом поясе соответственно наклоненных так, чтобы пучки солнечных лучей, отраженные этими З., пересекались между собой в фокусе зеркальной системы. Если в фокусе вогнутого З. или системы плоских З. помещено светящееся тело, то лучи, по отражении от З., составляют пучки света, слабо расходящиеся, а потому могут освещать отдаленные предметы. Подобные отражатели (рефлекторы) ныне часто употребляются в военном сухопутном и морском деле. Из плоских З. тоже можно устраивать подобные отражатели, но весьма несовершенные, и потому употребляемые при обыкновенных лампах лишь для отражения света на небольшие расстояния, в длинных комнатах и коридорах. Параболические и эллиптические З. в теории более совершенны для отражения лучей, первое — в виде пучка параллельных лучей, второе — для отражения лучей в одну точку. Трудности шлифования З. обоего рода так велики, что ни то, ни другое в точных приборах не употребляются. Цилиндрическое выпуклое З. (т. е. полированное с задней стороны) не дает действительного изображения предмета, но — лишь кажущееся. При освещении такого З. солнцем, видна лишь яркая полоска вдоль З. — это и есть кажущееся изображение Солнца. Цилиндрическое и коническое З. могут дать правильное изображение, если стоят на рисунках, сделанных при определенных отступлениях от правильности (см. Анаморфозы), на цилиндрическое З. смотрят сбоку, а на коническое — сверху, от вершины. Законы отражения света изложены в ст. катоптрика; способы шлифования З. и стекол для научных приборов — в ст. Стекла оптические; о З. для телескопов — см. Отражательные инструменты. Особенный случай З. см. в ст. Волшебное зеркало.

Ф. Петрушевский.

Культурология. Словарь-справочник

Зеркало

1) инструмент визуальной магии;

2) мифологема отражения и альтернации реального;

3) позиция и образ проективного видения, универсалия культуры.

Архаич. семантика 3. синкретизирует свойства органики и качества Артефакта: см. мифологию отражения в мифе о Нарциссе. В ритуале гадания (в частности, святочного) 3. выполняет роль границы, маркирующей вход в потустороннее. Этимон "З." ("зрак") указывает на возможность нездешнего видения: 3. указывает местонахождения пропавших предметов и существ, оно есть "экран", демонстрирующий картины прошлого и ветвящегося будущего (3. повелительницы эльфов во "Властелине Колец" Толкиена); покажет вора, злоумышленника, суженого; оно обладает автономной изобразит. памятью (прообраз фотографии; ср. зеркальные цветы в сказке Булычева "Сто лет тому вперед"). С другой стороны, 3. является индикатором человеческого и даже личностного (нечисть безвидна; бесы не имеют своего лица и не отражаются в 3.), оно наделено речью и характером. И все же физич. свойства и оптич. эффекты 3. (инверсия левого и правого; бесстрастный "реализм" отражения) обеспечили 3. демонич. репутацию; см. устойчивый мотив кривого 3., подающего весть о мире кривды и запредельно-перевернутого мира и гротескные 3. "комнаты смеха". 3. — источник неосознанной тревоги и страха. В христ. атмосфере дома зеркало воспринималось как анти-икона или как пародия на нее; схожая реакция — на театр: 3. и лицедей столь же неуместны в храме, как монах — в толпе ряженых. 3. — атрибут лукавого, карнавального мира с акцентом на "женское"; в этом смысле языч. семантич. реликты в 3. амбивалентны: оно может сулить чаемое (увидеть 3. во сне — к свадьбе), но может быть и опасным предметом (даже после смерти владельца; ср.обычай занавешивания зеркальных поверхностей в доме покойника). Мифология 3. возникла на упорном отрицании физики прямого отражения и перспективы. Самоочевидная симметрия трактуется как асимметрия, а равнодушная "объективность" зримого в нем есть умышленная деформация "объекта" с позиции неправого зрения и лживой зеркальной души. Человеку трудно согласиться со своим отражением, — и тогда последнее становится партнером по "диалогу" (по сути — овнешненному аутомонологу). Признание неадекватности подобия и растущее на этой почве недоверие к гносеологич. принципу отражения породили множественный мир псевдокопий, двойников, мимикрий и подделок под Я, к-рые образовали реальность теней, эстетич. действительность искусства (о ней и рассказывает миф о Нарциссе), ментальные пространства самосознания и его превращенных форм. 3. обречено оказаться принципом и инструментом познания и персонологии, метафорой творчества, источником смутного ощущения "иного" и Другого, а в этом смысле — единственным бытовым предметом, "идея" к-рого больше его самого. Идея зеркальности как универсального онтологич. принципа не покидает филос. почвы с рождением многовидной эйдологии подобия (традиция "мимесиса") и с признанием за Универсумом свойств единомножественной целостности, смыслоозаренное единство к-рой может быть описано на языке зеркальной стереометрии, включающей в свои объемы динамич. проекции, развертки, иерархии и ярусы. Целостность (мира, организма, текста) проявлена в способности каждого значимого элемента нести в себе ("отражать") свойства, смысл и память целого (атом, живая клетка, лексема). Слово "зеркало" не стало термином философии, но в составе аргументивной лексики сохранило внутр. энергию убеждения, особенно в ситуациях кардинальной смены картин мира. Примером таковой может послужить творчество Николая Кузанского, с его представлениями об активной онтологии свертывания/ развертывания, где образ зеркала призван к означению единства космогонического и энтропийного демиургич. "человеч. Бога" (Humanis Dei). Кузанец согласен с мыслью Плотина о том, что весь мир есть царство взаимных созерцаний и зеркальных пересечений. Самоочевидная соразмерность мира есть "как бы приспособленность вертикальной поверхности к отражению образа". У Кузанца обе стороны 3. Мира обладают способностью отражения, причем плоскости могут свернуться в одну точку, развернуться в мировой зеркальный Шар с переменным объемом. Образ зеркально-шаровидного мира, насыщенного памятью симультанных состояний времен и пространств, стал достоянием гносеологич. утопий в лит-ре; традицию эту суммировал Борхес. Как Божье Зеркало восприняли природу пантеизм и поэтич. натурфилософия (Тютчев). Кардинальную роль сыграло 3. в открытии и утверждении канонов прямой живописной перспективы; ср. увлечение ренессансными художниками образами окна и 3. Примерно тогда же возникает и своего рода риторика 3.: зеркальное стекло вставляют в портретную раму, отражение воспринимается как натурный "автопортрет". Зеркальная эстетика жизнеподобия, предъявившая искусству требования наивного реализма, также не заставила себя ждать (она дожила до эпохи соцреализма и соцдадаизма). На архетип 3. ("Юности честное зерцало") опиралась канонич. этика долженствования. С победой релятивистских картин мира 3. актуализует научно-худож. парадоксы возможных миров (по модели Л. Кэрролла) и тексты, в к-рых истор. эпохи смотрятся друг в друга на манер сопоставленных 3. (М. Булгаков, С. Кирсанов, ср. параллельное кино и поэтику "Зеркала" Тарковского). Поэтика авангарда 20 в. использует 3. как эстетич. принцип распыления реальности, в противоположность принципу зеркального собирания мира вокруг напряженного рефлектирующего Я — см. прозу Кьеркегора. 3. эстетизируется в эротич. лирике (у Брюсова зеркало — свидетель свидания и соглядатай; у Ахматовой — шкатулка памяти). А. Белый и Вознесенский увидели в 3. инструмент построения "иношних" альтернаций бытия, с его кубистич. и супрематич. разломами и перевертышами; Хлебников увлечен созданием текстов для зеркального чтения (палиндром), а Платонов — зеркального синтаксиса прозы с инверсией причин и следствий (золу в "Чевенгуре", <с 1929> "не разгребают куры, потому что их поели"). Авторитет 3. как инициатора визуальной наглядности окончательно подорван трансцендентальной эстетикой лица (см. Лик – лицо – личина) и философией Другого. Комментируя ситуацию "человек перед З." М. Бахтин говорит, что в 3. личность видит не себя (для этого потребна эстетически компетентная позиция Другого), но

1) лицо, к-рое Я намерено показать Другому;

2) реакцию на него Другого;

3) реакцию на реакцию Другого.

Эта триада, заслоняющая Я от себя (сходная с триединой структурой театральной игры по Брехту) неявно намекает на старинную репутацию 3. как дьявольского стекла. Поэтому в присутствии 3. человек не избавлен от одиночества, но углубляет его: в 3. происходит дурная объективация и насильств. коррекция сложившегося в памяти Я автообраза. 3. подает "я" принципиально чужое лицо; ср. эффект неузнавания себя на офиц. фотоснимках (Ходасевич: "Разве мама любила такого?"). Если с позиции Другого подлинность лица удостоверяется как "З. души", то мертвый буквализм отражения в стекле способен спровоцировать на истерию и смертельный поединок с зеркальным двойником, агрессивным и эпатирующим (Брюсов). Если об-лик человеческий хранит наследно-родовое богоподобие, то 3. кажет Я обезьянью карикатуру на него (3. изобрел дьявол — Обезьяна Бога); человек улыбается своему отражению со смешанным чувством удивления и недоумения (подобное чувство возникает при сравнении портрета известной личности и посмертной маски). Двое перед 3. не в состоянии сохранить серьезную мину: зеркальное тождество избыточно и внеэстетично, оно воспринимается в категории нелепого.

Лит.: Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. М., 1982; Брюсов В. В зеркале // Брюсов В. Земная ось. М., 1907; Лапшин И.И. Проблема чужого "я" в новейшей философии. СПб., 1910; Кирсанов С.И. Зеркала. М., 1970; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам. Вып. XXII. Тарту, 1988; Климович Т. Мотив зеркала в творчестве В.Брюсова // В. Брюсов: Проблемы творчества. Сб. ст. Ставрополь, 1989; Дубин Б. Зеркало в центре лабиринта (О символике запредельного у Борхеса) // ВЛ. 1991. № 8; Мерло-Понти М. Око и Дух. М., 1992; Льюис Клайв С. Переландра//Дружба народов. 1993. № 3; Подорога В.А. Метафизика ландшафта. М., 1993; Исупов К.Г, Ульянова О.Н. "Homo Numerans" Николая Кузанского // Историко-филос. ежегодник 92. М., 1994; Eco U. Mirrors. Iconicity: Essays on the Nature of Culture//Festschr. fur Thomas A. Sebeok. Tub., 1986.

К.Г. Исупов.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996


Морфологический разбор «зеркало»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: средний; число: единственное; падеж: именительный, винительный; отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что? ...

Синонимы слова «зеркало»


Фонетический разбор «зеркало»

транскрипция: [з'э́ркала]
количество слогов: 3
переносы: (зер - ка - ло) ...

Ассоциации к слову «зеркало»


Цитаты со словом «зеркало»


Близкие по смыслу слова к слову «зеркало»


Предложения со словом «зеркало»

После того случая она долго не подходила к зеркалу.
Уж, кажется, и стрижку завела короткую, под мальчишку, и покрасилась в модный цвет с тёмным медным отливом, а всё равно папочка дорогой из зеркала на неё глядит.
В зеркале российской инфляции криво отражаются не только автомобили.
Поэтому в трудную минуту советую смотреть не в зеркало, а на мой портрет..
Они понимают, что это они собственной персоной маячат в зеркале.

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.