Елисей
(Елиссей)
Богом спасаемый (евр.).
27 (14) июня – пророк Елисей и преподобный Елисей Сумский (Рус.).
3 июля (20 июня) – пророк Елисей (перенесение мощей).
Елисей
(Елиссей)
Богом спасаемый (евр.).
27 (14) июня – пророк Елисей и преподобный Елисей Сумский (Рус.).
3 июля (20 июня) – пророк Елисей (перенесение мощей).
Елисей
Елис’ей (Бог спасение) — сын (потомок) Софата из Авел-Мехолы, которого по слову Господню Илия помазал в пророка вместо себя (3Цар.19:16). После взятия Илии на небо (4Цар.2:11), Елисей вернулся в Самарию и совершил там множество чудес (·4Цар.3 — 13). Пророчествовал он во времена царей израильских Иорама, Охозии, Иоаса и Амасии.
Елисей
— один из библейских пророков. Он был сыном Сафата, вероятно, человека зажиточного, так как Е., будучи призван на пророческое служение Илией, мог принести в жертву одну из 12 пар волов, на которых пахал вместе с наемными рабочими (3 Цар., XIX, 19-21). Сделавшись ревностным последователем своего учителя, пророка Илии, Е. трудился более 65 лет, при шести царях израильских (от Ахаза до Иоаса), и бестрепетно говорил им правду, обличая их нечестие и наклонность к идолопоклонству. С его именем связывается множество чудес — от чудесного перехода Иордана до исцеления больных и воскрешения сына гостеприимной вдовы сунамитянки. Во всех рассказах о Е. он рисуется как человек глубоко прозорливый, сильный духом и верой. К его времени относится высшее развитие давнего учреждения, известного под названием "пророческих сонмов" или школ — своего рода подвижных религиозно-просветительных общин, в которых воспитывались молодые люди под руководством уже умудренных опытом и известных своей деятельностью пророков. Е. был единственным очевидцем вознесения Илии на небо и в наследие от него получил мантию (милость), как видимый знак преемства пророческого духа. Имя Е. было весьма популярно в последующей литературе. О нем с высшей похвалой говорить Иисус Сирахов, указывая на то, как он, высказывая правду, не трепетал перед царями (XLVIII, 12-14). Имя его упоминается также и в Новом Завете (Лук., IV, 27).
А. Л.
Елисей
А. Его отношения с Илией
♦ помазан Илией как преемник:
3Цар 19:16-21
♦ был с Илией в последний день:
4Цар 2:1-8
♦ унаследовал милоть (плащ) Илии:
4Цар 2:9-13
♦ разделил воды Иордана милотью Илии:
4Цар 2:14
Б. Его служение
♦ оздоровил нехорошую воду:
4Цар 2:19-22
♦ проклял насмехающихся над ним детей:
4Цар 2:23,24
♦ пророчествовал о поражении Моавитян:
4Цар 3:11-20
♦ умножил масло вдовы:
4Цар 4:1-7
♦ воскресил сына Сонамитянки:
4Цар 4:8-37
♦ оздоровил ядовитую похлебку:
4Цар 4:38-41
♦ насытил чудесным образом сто человек:
4Цар 4:42-44
♦ исцелил проказу Неемана:
4Цар 5:1-19
♦ спас топор из воды:
4Цар 6:1-7
♦ захватил Сирийцев:
4Цар 6:8-23
♦ давал советы царю Израиля:
4Цар 6:24-8:6
♦ предсказал конец осады Самарии Сирийцами:
4Цар 7:1,2
♦ предсказал смерть Венадада:
4Цар 8:7-15
♦ помазал Ииуя на царство:
4Цар 9:1-3
♦ пророчествовал о победе Иоаса:
4Цар 13:14-17
♦ его смерть:
4Цар 13:20
В. Более поздние упоминания о нем
♦ его мертвое тело воскресило другого:
4Цар 13:20,21
♦ Иисус сравнивает Свое отвержение с Елисеевым:
Лк 4:24,27
Елисей
(Бог спасет; 3 Цар 19:16, 4 Цар 2:1,3,11, 4:1,8 и др.). В Новом Завете означенное имя упоминается только однажды, именно у Ев. Луки (4:27). Известный пророк во Израиле, ученик и преемник прор. Илии в пророческом служении, к которому он был призван в то время, когда орал на волах землю. Он был сын Сафата из Авел-Мехолы (3 Цар 19:16-21) и во время своего призвания к пророческому служению, вероятно, находился еще в годах цветущей юности; отец и мать его тогда еще были живы и он жил вместе с ними. Семейство пр. Елисея, как кажется, принадлежало к классу зажиточных, так как мы видим из библейского повествования, что он орал землю двенадцатью парами волов, когда встретился с ним Илия и бросил на него милоть свою (ст. 19), что для Елисея было знаком оставить все и следовать за пророком. Елисей немедленно заколол пару волов и, зажарив их мясо, тут же на поле роздал людям, и они ели, а сам пошел за Илиею и стал служить ему. Впрочем, так как пр. Елисей должен был сделаться непосредственным преемником Илии Фесвитянина, то он, до взятия Илии на небо, является лицом не особенно выдающимся в своей деятельности, доколе не воспринял свыше сугубый дух Илии. Вот, — читаем мы в Свящ. Писании, — идет Илия с Елисеем из Галгалы, города находившегося, как полагают, вблизи Иерихона; из Галгалы они пошли в Вефиль и из Вефиля в Иерихон. Во время означенного пути пр. Илия дважды просил Елисея оставить его одного, но Елисей не соглашался на это, и так они дошли до Иордана, который чудесно разделился пред ними от удара милотию Илии. После сего Елисей просил Илию пред взятием его на небо, чтобы дух его был вдвойне на нем (4 Цар 2:9). «…трудного ты просишь. — сказал Илия, — Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет» (ст. 10). Вслед за сим последовало чудесное взятие пр. Илии на небо, в вихре, на колеснице и конях огненных. «…отец мой, отец мой, — восклицал Елисей, взирая на возносящегося на небо своего учителя, — колесница Израиля и конница его!» (ст. 12). Затем он поднял милоть Илии упавшую с него и повторил ударом оною по Иордану чудо разделения реки «туда и сюда» (ст. 14). После сего он отправился обратно в Иерихон, где его встретили некоторые из сынов пророческих. Здесь мы в последний раз видим общину сынов или учеников пророческих, в связи с жизнью пр. Елисея, и после сего времени о них уже более не упоминается (3 Цар 20:35, 4 Цар 2:1-15). Увидав Елисея, сыны пророков пошли на встречу и поклонились ему до земли. «…опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар 2:15), — говорили они между собою, и затем просили послать их поискать тело Илии; он неохотно согласился на это. Они, искали и, конечно, напрасно. Вскоре после сего Елисей совершил в Иерихоне чудо: обезвредил дурную воду города, бросив в оную соли. «И вода стала здоровою до сего дня…», — замечает свящ. повествователь (ст. 22). Из Иерихона пр. Елисей пошел в Вефиль, и «Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города, и насмехались над ним, говоря: «иди плешивый, иди плешивый!» (ст. 23), причем они, вероятно, указывали на его плешивость, иметь которую считалось тогда жителями Востока за бесчестие. Елисей, обернувшись, «…проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорок два ребенка» (4 Цар 2:24). «Отсюда пошел он на гору Кармил, а оттуда возвратился в Самарию» (ст. 25). Слово «возвратился», по-видимому, указывает на то, что он прежде жил в Самарии, но где именно, в самом ли городе, или в стране Самарийской, этого не видно, Когда Иорам, Иосафат и царь Едомский вступили в союз между собою против Моавитян, Елисей находился при войсках союзников. Томясь со своими войсками от жажды, союзные цари обратились к пр. Елисею за помощью. После строгого обличения он совершил новое чудо — снабдил войска их и скот чудесно явившеюся водою, которая показалась, впрочем, Моавитянам кровью (4 Цар 3:1-22). Далее, в ряду его чудес особенно замечательно следующее: чудесное увеличение количества елея для бедной вдовы одного из сынов пророческих. Елея было получено ею столько, что продажа его была вполне достаточна для уплаты долгов мужа и для дальнейшего ее существования (4 Цар 4:1-7). После сего мы встречаем пророка в Сонаме, колена Исахарова. Здесь одна богатая женщина приняла его в свой дом и приготовила ему горницу с постелью, столом, седалищем и светильником, в которую он мог бы заходить, когда захочет. Женщина и муж ее были неплодными, что весьма презиралось Евреями, и пророк предсказал им рождение сына. Сын родился и подрос, но однажды пришел к отцу своему на поле во время жатвы и внезапно заболел. «Голова моя! голова моя болит!» — говорил он своему отцу и, когда отнесли его к матери, то еще до полудня, сидя у нее на коленях, он умер. Елисей, по просьбе матери, которая лично прибыла к нему на г. Кармил, отправился с нею в Сонам и после молитвы чудесно возвратил жизнь умершему дитяти (4 Цар 4:8-37). Во время голода Елисей находился в Галгале и приказал своему слуге приготовить для сынов пророческих похлебку. Тот нашел в поле дикое вьющееся растение (вероятно, из семейства тыквенных или дикого винограда), набрал плодов этого растения, несомненно ядовитых, и всыпал их в котел. Когда приготовленное из них кушанье отведали, тотчас же все почувствовали смертельную боль и вскричали: смерть в котле, человек Божий! Елисей приказал принести муки, всыпал ее в котел, и пища стала безвредною (4:38-41). Около того же времени пророк чудесно насытил двадцатью ячменными хлебцами и сырыми зернами в шелухе сто человек. Все насытились, и еще осталось (4:42-44). Следующее затем его чудо состояло в исцелении Неемана от проказы. Выкупавшись семь раз в водах Иорданских, по приказанию Елисея, Сирийский военачальник исцелился от удручавшей его болезни. На это чудо указывал сам Господь во время Своей проповеди в Назарете (Лк 4:27). Нееман, исцелившись от проказы, прибыл из Сирии в Самарию, где опять находился в то время пророк. Елисей решительно отказался от богатых даров, предложенных ему Нееманом за чудесное исцеление, но его слуга, Геезий, хитростью выпросил у него два таланта серебра и две праздничных одежды, будто бы для бедных учеников пророческих с горы Ефремовой, пришедших к Елисею, и спрятал все это у себя. Человек Божий тотчас же узнал о сем, и проказа Неемана перешла на Геезия. И вышел он (Геезий) от него (т. е. пророка) белый от проказы, как снег (4 Цар 5:1-27). Спустя несколько времени ученики пророческие начали постройку более просторного помещения для себя, для чего нужно было им на Иордане нарубить дерев. И вот, во время работ один из них уронил топор свой в реку, и Елисей, бросив в воду кусок дерева, заставил топор всплыть на поверхность реки (6:1-7), после сего пр. Елисей неоднократно уведомлял царя Израильского о тайных намерениях и засадах царя Сирийского, с которым первый находился в то время в войне. Узнав об этом и сильно разгневавшись, царь Сирийский послал целое ополчение в Дофан схватить пророка, но после чудесного видения пророком огненных коней и колесниц и после его молитвы Сирийские полчища были поражены слепотою; впрочем, по его же молитве, они исцелились от слепоты и пророк отпустил их живыми к своему царю (ст. 8-23). Вскоре за сим Венадад, царь Сирийский, осадил Самарию и довел осажденный город до крайней степени голода, так что ослиная голова продавалась по 80 серебряных сиклей, а четвертая часть каба голубиного помета по 5 сер. сиклей. Иорам, приписывая причину голода Елисею, послал воинов убить пророка, а потом и сам поспешил к нему. На упрек Иорама Елисей обещал немедленное (на следующий же день) прекращение голода. Действительно, ночью в тот же день, неприятель, пораженный внезапным страхом, бежал от стен Самарии, а сановник, не поверивший обещанию пророка, был растоптан народом в воротах города, согласно с предсказанием, что он увидит своими глазами прекращение голода, но вкушать хлеба уже не будет (6:24-33, 7:1-20). Пророк предсказал Сонамитянке, у которой воскресил сына, в семилетний голод и пред наступлением оного советовал ей удалиться на время в землю Филистимскую. Через это удаление она едва было не лишилась дома и земли своей, которые в ее отсутствие были заняты сторонними владельцами, но, пришедши с жалобою к царю, когда Геезий рассказывал ему о чудесах пророка, она немедленно получила удовлетворение (8:1-6). После того Елисей отправился в Дамаск, где предсказал насильственную смерть Венадада, и помазал елеем в преемники ему Азаила, заметив при сем, что он принесет много зла Израилю (8:7-25). Вероятно, он получил это поручение еще от пророка Исаии (3 Цар 19:15), точно также как один из сынов пророческих помазал Ииуя в цари над Израилем в Рамофе-Галаадском (3 Цар 19:16) по указанию самого Елисея. Последнее пророчество, соединенное с символическим действием, Иоасу, внуку Ииуя, состоявшее в том, что он одержит над Сириянами только три победы, не уничтожит их совершенно, исполнилось с поразительною точностью. Чудеса пророка не ограничились его жизнью, он и по смерти своей творил чудеса. И по успении его пророчествовало тело его, замечает премудрый сын Сирахов (48:14). По общему счислению призвание Елисея к пророческому служению было в 906 году, а смерть в 838 г. до Р. Х. Климент Александрийский говорит, что период пророческого служения Елисея обнимал собою 64 года (Stromata III, lib I); в этом он почти согласен с хронологиею иудеев, по которой пророчество Елисея продолжалось более 60 лет. Через год по смерти Елисея несли хоронить в город одного умершего. В это время появилась толпа Моавитян, производивших набег на Израильскую землю. Несшие мертвеца испугались и бросили его в близ лежащую пещеру, в которой покоился прах пророка (в гроб Елисеев). От прикосновения к останкам Елисея брошенный мертвец тотчас же ожил, и стал на ногах своих (4 Цар 13:20-22). Едва ли можно читать свящ. повествование о пр. Елисее и не заметить некоторую противоположность пр. Илии в его образе действий: Елисей, так сказать, мягкосердечнее и миротворнее, чем пр. Илия; он более живет и обращается в обществе, чем в пустыне; он менее пророчествует о грозных судах Божиих над нечестивыми царями и царствами и реже является как орудие Божие для выполнения оных; однако, при всем этом его характер также не лишен высокого мужества и твердости, когда то оказывается нужным, как то мы и видим из некоторых вышеприведенных нами фактов его жизни. Он много содействовал развитию и возвышению училищ пророческих (4 Цар 2:3-5, 4:38), имел тесное общение с сынами пророческими и, без сомнения, из этих училищ большею частью произошли те пророки, которых было так много во времена царей и которые частью устно, частью письменно поддерживали веру и благочестие в народе. В среде иудеев, магометан и др. сохранилось не так много преданий о пр. Елисее, как о его предшественнике. Иудеи, например, говорят, что человек, возвращенный к жизни прикосновением к костям пр. Елисея, был муж пророчицы Олдамы; Магомет отзывается о нем в своем Коране с большою похвалою; греческая, Коптская и Эфиопская церкви причисляют его к лику святых. Наша Православная кафолическая восточная Церковь празднует память св. пр. Божия Елисея в 14-й день июня месяца.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.